Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:08, реферат
Современная наука развивается очень быстрыми темпами, в настоящее
время объем научных знаний удваивается каждые 10-15 лет. Около 90 % всех
ученых когда-либо живших на Земле являются нашими современниками. За какие-
то 300 лет, а именно такой возраст современной науки, человечество сделало
такой огромный рывок, который даже и не снился нашим предкам (около 90 %
всех научно-технических достижений были сделаны в наше время). Весь
окружающий нас мир показывает какого прогресса достигло человечество.
Именно наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода
к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных
технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы
классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в
электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и
обработки, и мн.др.
1. Введение.
1
2. Научное познание и его особенности. 1
3.Этапы процесса познания. Формы чувственного
и рационального познания.
4
4. Методы научного познания.
13
4.1. Понятие метода и методологии. Классифи-
кация методов научного познания. 13
4.2. Всеобщий (диалектический) метод
познания, принципы диалектического метода
и их применение в научном познании. 17
4.2.1. Принцип всесторонности рассмотрения изучаемых
объектов. Комплексный подход в познании.
17
4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18
4.2.3. Принцип детерминизма.
20
4.2.4. Принцип изучения в развитии. Исторический и логический
подход в познании.
20
4.3. Общенаучные методы эмпирического познания. 22
4.3.1. Научное наблюдение и описание.
22
4.3.2. Эксперимент.
24
4.3.3. Измерение и сравнение.
26
4.4. Общенаучные методы теоретического познания. 28
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному. 28
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
30
4.4.3. Формализация.
32
4.4.4. Аксиоматический метод.
34
4.4.5. Метод гипотезы.
34
4.5. Общенаучные методы, применяемые
на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. 36
4.5.1. Анализ и синтез.
36
4.5.2. Индукция и дедукция.
37
4.5.3. Аналогия и моделирование.
39
5. Заключение.
42
6. Библиографический список.
43
иных теоретических построений. Так, существование целого ряда элементарных
частиц (позитрона, нейтрино и др.) было вначале предсказано теоретически, и
лишь позднее они были обнаружены экспериментальным путем.
Исходя из методики проведения и получаемых результатов, эксперименты
можно разделить на качественные и количественные. Качественные эксперименты
носят поисковый характер и не приводят к получению каких-либо
количественных соотношений. Они позволяют лишь выявить действие тех или
иных факторов на изучаемое явление. Количественные эксперименты направлены
на установление точных количественных зависимостей в исследуемом явлении. В
реальной практике экспериментального исследования оба указанных типа
экспериментов реализуются, как правило, в виде последовательных этапов
развития познания.
Как известно, связь между электрическими и магнитными явлениями была
впервые открыта датским физиком Эрстедом в результате чисто качественного
эксперимента (поместив магнитную стрелку компаса рядом с проводником, через
который пропускался электрический ток, он обнаружил, что стрелка
отклоняется от первоначального положения). После опубликования Эрстедом
своего открытия последовали количественные эксперименты французских ученых
Био и Савара, а также опыты Ампера, на основе которых была выведена
соответствующая математическая формула.
Все эти качественные и количественные эмпирические исследования
заложили основы учения об электромагнетизме.
В зависимости от области научного знания, в которой используется
экспериментальный метод исследования, различают естественнонаучный,
прикладной (в технических науках, сельскохозяйственной науке и т. д.) и
социально-экономический эксперименты.
4.3.3. Измерение и сравнение.
Большинство научных экспериментов и наблюдений включает в себя
проведение разнообразных измерений. Измерение - это процесс, заключающийся
в определении количественных значений тех или иных свойств, сторон
изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств.
Огромное значение измерений для науки отмечали многие видные ученые.
Например, Д. И. Менделеев подчеркивал, что «наука начинается с тех пор, как
начинают измерять». А известный английский физик В. Томсон (Кельвин)
указывал на то, что «каждая вещь известна лишь в той степени, в какой ее
можно измерить»[30].
В основе операции измерения лежит сравнение[31] объектов по каким-либо
сходным свойствам или сторонам. Чтобы осуществить такое сравнение,
необходимо иметь определенные единицы измерения, наличие которых дает
возможность выразить изучаемые свойства со стороны их количественных
характеристик. В свою очередь, это позволяет широко использовать в науке
математические средства и создает предпосылки для математического выражения
эмпирических зависимостей. Сравнение используется не только в связи с
измерением. В науке сравнение выступает как сравнительный или сравнительно-
исторический метод. Первоначально возникший в филологии, литературоведении,
он затем стал успешно применяться в правоведении, социологии, истории,
биологии, психологии, истории религии, этнографии и других областях знания.
Возникли целые отрасли знания, пользующиеся этим методом: сравнительная
анатомия, сравнительная физиология, сравнительная психология и т.п. Так, в
сравнительной психологии изучение психики осуществляется на основе
сравнения психики взрослого человека с развитием психики у ребенка, а также
животных. В ходе научного сравнения сопоставляются не произвольно выбранные
свойства и связи, а существенные.
Важной стороной процесса измерения является методика его
проведения. Она представляет собой совокупность приемов, использующих
определенные принципы и средства измерений. Под принципами измерений в
данном случае имеются в виду какие-то явления, которые положены в основу
измерений (например, измерение температуры с использованием
термоэлектрического эффекта).
Существует несколько видов измерений. Исходя из характера зависимости
измеряемой величины от времени, измерения разделяют на статические и
динамические. При статических измерениях величина, которую мы измеряем,
остается постоянной во времени (измерение размеров тел, постоянного
давления и т. п.). К динамическим относятся такие измерения, в процессе
которых измеряемая величина меняется во времени (измерение вибрации,
пульсирующих давлений и т. п.). По способу получения результатов различают измерения прямые и
косвенные. В прямых измерениях искомое значение измеряемой величины
получается путем непосредственного сравнения ее с эталоном или выдается
измерительным прибором. При косвенном измерении искомую величину определяют
на основании известной математической зависимости между этой величиной и
другими величинами, получаемыми путем прямых измерений (например,
нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его
сопротивлению, длине и площади поперечного сечения). Косвенные измерения
широко используются в тех случаях, когда искомую величину невозможно или
слишком сложно измерить непосредственно или когда прямое измерение дает
менее точный результат.
С прогрессом науки продвигается вперед и измерительная техника. Наряду
с совершенствованием существующих измерительных приборов, работающих на
основе традиционных утвердившихся принципов (замена материалов, из которых
сделаны. детали прибора, внесение в его конструкцию отдельных изменений и
т. д.), происходит переход на принципиально новые, конструкции
измерительных устройств, обусловленные новыми теоретическими предпосылками.
В последнем случае создаются приборы, в которых находят реализацию новые
научные. достижения. Так, например, развитие квантовой физики существенно
повысило возможности измерений с высокой степенью точности. Использование
эффекта Мессбауэра позволяет создать прибор с разрешающей способностью
порядка 10-13 % измеряемой величины.
Хорошо развитое измерительное приборостроение, разнообразие методов и
высокие характеристики средств измерения способствуют прогрессу в научных
исследованиях. В свою очередь, решение научных проблем, как уже отмечалось
выше, часто открывает новые пути совершенствования самих измерений.
4.4. Общенаучные методы теоретического познания.
4.4.1. Абстрагирование. Восхождение от абстрактного к конкретному.
Процесс познания всегда начинается с рассмотрения конкретных,
чувственно воспринимаемых предметов и явлений, их внешних признаков,
свойств, связей. Только в результате изучения чувственно-конкретного
человек приходит к каким-то обобщенным представлениям, понятиям, к тем или
иным теоретическим положениям, т. е. научным абстракциям. Получение этих
абстракций связано со сложной абстрагирующей деятельностью мышления.
В процессе абстрагирования происходит отход (восхождение) от
чувственно воспринимаемых конкретных объектов (со всеми их свойствами,
сторонами и т. д.) к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям
о них. При этом чувственно-конкретное восприятие как бы «...испаряется до
степени абстрактного определения»[32]. Абстрагирование, таким образом,
заключается в мысленном отвлечении от каких-то — менее существенных —
свойств, сторон, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением,
формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков
этого объекта. Результат, получаемый в процессе абстрагирования, именуют
абстракцией (или используют термин «абстрактное» — в отличие от
конкретного).
В научном познании широко применяются, например, абстракции
отождествления и изолирующие абстракции. Абстракция отождествления
представляет собой понятие, которое получается в результате отождествления
некоторого множества предметов (при этом отвлекаются от целого ряда
индивидуальных свойств, признаков данных предметов) и объединения их в
особую группу. Примером может служить группировка всего множества растений
и животных, обитающих на нашей планете, в особые виды, роды, отряды и т. д.
Изолирующая абстракции получается путем выделения некоторых свойств,
отношений, неразрывно связанных с предметами материального мира, в
самостоятельные сущности («устойчивость», «растворимость»,
«электропроводность» и т. д.).
Переход от чувственно-конкретного к абстрактному всегда связан с
известным упрощением действительности. Вместе с тем, восходя от чувственно-
конкретного к абстрактному, теоретическому, исследователь получает
возможность глубже понять изучаемый объект, раскрыть его сущность. При этом
исследователь вначале находит главную связь (отношение) изучаемого объекта,
а затем, шаг за шагом прослеживая, как она видоизменяется в различных
условиях, открывает новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким
путем отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.
Процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений
об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных,
теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений, лежит в основе
развития любой науки.
Поскольку конкретное (т. е. реальные объекты, процессы материального
мира) есть совокупность множества свойств, сторон, внутренних и внешних
связей и отношений, его невозможно познать во всем его многообразии,
оставаясь на этапе чувственного познания, ограничиваясь им. Поэтому и
возникает потребность в теоретическом осмыслении конкретного, т. е.
восхождении от чувственно-конкретного к абстрактному.
Но формирование научных абстракций, общих теоретических положений не
является конечной целью познания, а представляет собой только средство
более глубокого, разностороннего познания конкретного. Поэтому необходимо
дальнейшее движение (восхождение) познания от достигнутого абстрактного
вновь к конкретному. Получаемое на этом этапе исследования знание о
конкретном будет качественно иным по сравнению с тем, которое имелось на
этапе чувственного познания. Другими словами, конкретное в начале процесса
познания (чувственно-конкретное, являющееся его исходным моментом) и
конкретное, постигаемое в конце познавательного процесса (его называют
логически-конкретным, подчеркивая роль абстрактного мышления в его
постижении), коренным образом отличаются друг от друга.
Логически-конкретное есть теоретически воспроизведенное в мышлении
исследователя конкретное во всем богатстве его содержания.
Оно содержит в себе уже не только чувственно воспринимаемое, но и
нечто скрытое, недоступное чувственному восприятию, нечто существенное,
закономерное, постигнутое лишь с помощью теоретического мышления, с помощью
определенных абстракций.
Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при
построении различных научных теорий и может использоваться как в
общественных, так и в естественных науках. Например, в теории газов,
выделив основные законы идеального газа — уравнения Клапейрона, закон
Авогадро и т. д., исследователь идет к конкретным взаимодействиям и
свойствам реальных газов, характеризуя их существенные стороны и свойства.
По мере углубления в конкретное вводятся все новые абстракции, которые
выступают в качестве более глубокого отображения сущности объекта. Так, в
процессе развития теории газов было выяснено, что законы идеального газа
характеризуют поведение реальных газов только при небольших давлениях. Это
было вызвано тем, что абстракция идеального газа пренебрегает силами
притяжения молекул. Учет этих сил привел к формулировке закона Ван-дер-
Ваальса. По сравнению с законом Клапейрона этот закон выразил сущность
поведения газов более конкретно и глубоко.
4.4.2. Идеализация. Мысленный эксперимент.
Мыслительная деятельность исследователя в процессе научного познания
включает в себя особый вид абстрагирования, который называют идеализацией.
Идеализация представляет собой мысленное внесение определенных изменений в
изучаемый объект в соответствии с целями исследований.
В результате таких изменений могут быть, например, исключены из
рассмотрения какие-то свойства, стороны, признаки объектов. Так, широко