Семантика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:38, реферат

Описание работы

Общая семантика - это школа (или течение) в американской философии и социологии, изучающая влияние языка на мышление, а через него на поведение человека. Общая семантика эклектически соединяет идеи философии, психологии, социологии и лингвистики. Опираясь на идеалистическое истолкование природы языка и общества, соотношения языка и мышления, сторонники Общей семантики видят в структуре языка причину соматич. и психич. расстройств, социальных бедствий (в частности, из-за разного понимания людьми значений слов). Значение слова сводится к чувственному референту и операциям со словами. Существующие языки якобы различным образом влияют на их носителей и все страдают недостатками, устранить которые можно только путем создания нового, «хорошего» языка, структура которого будет соответствовать структуре природы и общества. . Общая семантика основана в 30-х гг. 20 в. А. Кожибским, основавшим в 1938 Институт общей семантики.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 24.91 Кб (Скачать файл)

1)Общая семантика - это школа (или течение) в американской философии и социологии, изучающая влияние языка на мышление, а через него на поведение человека. Общая семантика эклектически соединяет идеи философии, психологии, социологии и лингвистики. Опираясь на идеалистическое истолкование природы языка и общества, соотношения языка и мышления, сторонники Общей семантики  видят в структуре языка причину соматич. и психич. расстройств, социальных бедствий (в частности, из-за разного понимания людьми значений слов). Значение слова сводится к чувственному референту и операциям со словами. Существующие языки якобы различным образом влияют на их носителей и все страдают недостатками, устранить которые можно только путем создания нового, «хорошего» языка, структура которого будет соответствовать структуре природы и общества. . Общая семантика основана в 30-х гг. 20 в. А. Кожибским, основавшим в 1938 Институт  общей семантики.

 А.Коржибски - польский и американский философ. Родился в аристократической семье в Российской империи. Получил образование в Варшавском политехническом университете. В период Первой мировой войны служил офицером разведки в российской армии. После ранения переехал в Северную Америку в 1916 году .Он также давал лекции польско-американским аудиториям о конфликте, выступая за продажу облигаций военных займов. По окончании войны он решил остаться в США и принял гражданство в 1940 году. Его первая книга «Manhood of Humanity» была опубликована в 1921 году. В книге он подробно описал новую теорию человечества — человечества как класса жизни, способного развиваться, основываясь на аккумулированных другими знаниях.

2) Исследования Коржибского оказали влияние на развитие гештальттерапии, рационально-эмоциональной поведенческой терапии (REBT) и нейролингвистического программирования (НЛП). Согласно третьему изданию «Science and Sanity», американская армия во время Второй мировой войны использовала систему Коржибского для лечения военных неврозов в Европе под руководством д-ра Дугласа Келли, впоследствии работавшего психиатром в тюрьме для нацистских военнопленных (Нюрнберг). Идеи Коржибского оказали влияние на Грегори Бейтсона, Уильяма Барроуза, Фрэнка Герберта, Бакминстера Фуллера, Дугласа Энгельбарта, Элвина Тоффлера, Роберта Хайнлайна, Рона Хаббарда, Альфреда Ван Вогта, Роберта Антона Уилсона и других.В лингвистике теоретические наработки Коржибски получили практическое воплощение в виде группы языков.

3)Ван-Вогт описывает в своих научно-фантастических  романах «Мир нуль-А», «пешки нуль-А» идеальное общество людей на Венере, для этой цели они проходят сложный курс Нуль-А обучения. Ноль-А – это неаристотилева   философия основанная  на сознательности людей, это особый путь мышления, крайне рациональный, действующая по принципам общей семантики.   Данным процессом руководит Машина (центральный компьютер), каждый год она проводит Игры, победители которых отправляются на Венеру. Но данной идиллии грозит заговор пришельцев из-за пределов солнечной системы.

Участник  Игр и по совместительству главный  герой романа  Гроссейн  выясняет, что его память ложная. Пытаясь выяснить, кто стер его истинные воспоминания, он срывает злобные планы агрессоров при помощи сверхспособностей своего дополнительного мозга. В конце концов он узнает секрет своего происхождения и свою роль в образовании Мира Нуль-А. Спустя некоторое время Империя начинает галактическую войну невиданных ранее масштабов. Непокорные миры безжалостно уничтожаются. Госсейн отправляется в опасное путешествие в дальний космос, чтобы найти способ предотвратить неминуемую гибель Солнечной системы и свободной галактики. В своих поисках он раскрывает секрет происхождения всего человечества.

Жанр научной  фантастики, в узком смысле, раскрывает влияние на жизнь людей различных  научно-технических изобретений, предполагает активное использование современных  достижений науки.

Автор идет дальше: он раскрывает теорию общей семантики  до принципа, лежащего в основе идеального общества.

4) Принципы  общей семантики:

а) языковая семантика :

- Семантика оперирует смыслом слов и выражений. Общая семантика оперирует

связью человеческой нервной системы  с окружающим миром и поэтому включает в

себя семантику. Она обеспечивает интеграцию мыслей и опыта человека.

- Во имя здравомыслия указывайте время. Не говорите: "Ученые верят...", а

говорите:  "Ученые  верили  в  1956  году...",  "Джон Смитт  -  изоляционист

(1956)".   Все,  включая   политические  взгляды   Джона  Смита,  подвержено

изменению, а  следовательно, имеет отношение только к определенному отрезку

времени.

- Во  имя здравомыслия уточняйте. Не  говорите: "Две девочки...", если вы

имеете в  виду: "Мэри и Джейн, две девочки, отличные друг от  друга и от всех

остальных людей  в этом мире..."

- Ради здравомыслия используйте принцип "и так далее". Когда вы говорите:

"Мэри хорошая  девочка", сознавайте, что Мэри  больше,  чем  только "хорошая".

Мэри хорошая,  милая, добрая и так далее, имея в  виду, что к ней применимы и

другие  характеристики. Также  не мешает вспомнить, что  современная  (1956)

философия не считает "хорошего" индивидуума  здоровой личностью.

- Во имя  здравомыслия  будьте  осторожны  в  навешивании ярлыков.  Такие

слова, как  фашист,  коммунист,  демократ,  республиканец,  католик,  еврей,

относятся  к человеческим  существам, к которым  никогда всецело не  подходит

никакой ярлык.

- Во имя  здравомыслия  используйте  кавычки. Например, "сознательный"  и

"бессознательный"  разум  -  это  полезные  описательные  термины,  но   еще

необходимо  доказать,  что  эти термины  сами  по  себе  правильно  отражают

"процесс".  Они  являются только картами территории, о которой мы,  возможно,

никогда  не будем иметь  точной  информации.  Ноль-А  обучение уделяет особое

внимание  осознанию  "мультивеличинности",  то  есть   многозначности  слов,

которые кто-либо говорит или слышит.

 

б) логика:

-Общая семантика позволяет индивидууму достигнуть следующих результатов:

он может логически предвидеть будущее;  (2) он может максимально  развить

свои  способности; (3) он  действует  всегда  в  соответствии  с  окружающей

обстановкой.

-Чтобы стать психически нормальным и  уравновешенным разумным человеком,

индивидуум должен усвоить, что  он  не может знать всего.  Недостаточно чисто

умозрительно понять это ограничение; понимание должно появиться в  результате

регулярной тренировки не только на "сознательном", но и на "бессознательном"

уровне. Такая тренировка является основой для сбалансированного приобретения

знаний о сущности материи и  жизни.

-Детский   мозг   с  недоразвитой   корой   фактически  не  способен   к

проницательности.  Ребенок неизбежно  делает  неверные оценки. Многие из этих

ложных   суждений  обусловлены   тем,  что   нервная система находится на

"бессознательном" уровне. Они  могут быть перенесены в зрелость. В результате

мы  имеем  "хорошо образованного"  мужчину  (или  женщину)  с  инфантильными

реакциями.

- Дети,  инфантильные взрослые и животные  "отождествляют" события. Когда

человек реагирует на новую или  изменившуюся ситуацию так, будто она  осталась

старой  или неизменившейся,  говорят,  что он  отождествляет событие.  Это

аристотелев подход к жизни.

- Чтобы  сделать  утверждение  об  объекте   или  о  событии,  индивидуум

"абстрагирует" только некоторые  из его характеристик. Если  он говорит: "Этот

стул коричневый", то имеет в  виду только одно из  его  свойств, но при  этом

осознает,   что  стул  имеет   много  других   характеристик.  "Осознанность

абстрагирования"  является  одним  из  главных  отличий  между  семантически тренированным и семантически нетренированным человеком.

- Некоторые рабочие принципы общей семантики заключаются в следующем: (1)

Человеческая  нервная  система по своей структуре подобна  другой, но никогда

не является  точной ее  копией. (2) На любую  нервную  систему  воздействуют

события  -  вербальные  или  невербальные.  (3) Событие -  то есть  то,  что

произошло, - влияет на тело-сознание в целом.

- Ради  здравомыслия  учитесь  оценивать событие  с точки зрения  полного

отклика. Полный отклик включает в себя нервные и общие внутренние изменения,

эмоциональную реакцию, мысли  о событии, высказанное утверждение, подавленное

действие, совершенное  действие и т. д.

- Во  имя   здравомыслия  отдавайте   себе  отчет   о   самовозвратности.

Утверждение может быть о реальности или об утверждении о реальности.

- Во  имя здравомыслия,  помните:  карта  -  не  территория, слово  -  не

предмет,  который  оно  описывает.  Когда  карту  путают  с  территорией,  в

организме  появляется семантическое беспокойство. Это беспокойство длится до

тех пор, пока не будет понята ограниченность карты.

- Во   имя   здравомыслия   помните:   первым   шагом  является  событие,

первоначальный  стимул;  вторым  -  нервное восприятие этого  события  через

органы  чувств;  третьим  -  эмоциональная реакция,  основанная на жизненном

опыте;    четвертым   -   вербальная   реакция.   Большинство   индивидуумов

отождествляют первый и  четвертый шаги и не осознают, что  существуют второй и

третий.

- Во  имя  здравомыслия каждый  индивидуум должен уметь  снимать  блокаду

своей  нервной системы. Блокада -  это  семантическое  нарушение,  тормозящее

адекватную  реакцию.  Блокада  может  быть  снята  правильным использованием

таламо-корковой   "замедленной    реакции",    а   также   самоанализом    и

гетероанализом.

 

 

 

 


Информация о работе Семантика