Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд.  существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному  как  общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность не только обладает различными  способностями,  но  еще  и представляет некую их целостность.

Если понятие индивидуальности  подводит  деятельность  человека  под  меру

своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности,  естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в  ней  сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях,  и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой  они  получают  органичное предметное воплощение. О личности  можно  сказать  обратное:  в  ней  интересны именно поступки.

 

Личность  -  общежитейский и науч.  термин,  обозначающий:  1)  человеч.

индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком  смысле слова) или  2)  устойчивую  систему  социально-значимых  черт,  характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

Человека ф. понимает как  целостность.  Сущность  ч.  связана  с  обществ. условиями  его  функционирования  и  развития,  с  деят-тью,  в  ходе  к-рой  он оказывается и предпосылкой и  продуктом истории. Фундаментальное  качество личности - свобода. Личность - автономный  человек, выступающий независимо от общества.

 Проблема  личности в истории философии.

Сократ видел задачу философии в исследовании этико-познавательной сферы человеческой жизни и деятельности. Сократ считал, что человек более  всего нуждается в познании самого себя и своих дел,  определении  программы  и  цели своей деятельности,  ясном осознании того,  что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истины и заблуждения.

Для Сократа  смысл  человеческой жизни заключается  в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.  Он считал, что поступки человека определяются степенью его осведомленности.

Фома Аквинский считал,  что в человеке нет никакой  другой субстанциальной формы,  кроме  одной лишь мыслительной души, и что она как виртуально содержит в себе  чувствующую  и  питательную души, и содержит в себе все неизменные.. формы, и одна производит все,  что производят в других видах более несовершенные формы.

Маккиавели, он считал, так  как желания человека ненасытны и  так  как природа наделила человека способностью все мочь и ко всему стремится,  а фортуна позволяет ему  достигать  лишь немногого, то следствием оказывается постоянная духовная неудовлетворенность и пресыщенность людей тем,  чем они владеют. Именно это заставляет их хулить современность,  хвалить прошлое и жадно стремится к будущему даже тогда,  когда у них нет для этого разумного основания.

К. Маркс  придерживался  следующего определения личности. Человек - есть ансамбль общественных отношений. Все чем живет человек имеет  значение в свете его общения с другими людьми. Человек - разумное начало.

С конца  XIX века в философии  выдвигаются сомнения разумности деятельности человека. Человек на подсознательном  уровне может поступать неразумно, иррационально. Это было подхвачено Ф. Ницше, который говорил, что в человеке живет не только творец,  но и тварь. Чтобы уничтожить тварь, Ницше предлагал освободиться от морали.  Он  придерживался  идеи  сильной личности.

Н. Бердяев понимал  личность  как  существо,  подчиненное сверхчеловеческому началу.  Это начало  творческое  и в этом смысле божественное.  творческая энергия человека делает  его подобным богу.  Такой точки зрения  придерживались и другие русские философы (Соловьев, Булгаков и др.).

З. Фрейд. Личность - подсознательное. Человеком управляют ряд инстинктов, пришедшие к нам из животного  мира.

 

Для личности обладание  свободой является главным, непременным  условием ее функционирования и развития. В понятием свободы связано понятие  ответственности личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно детерминирован в своих действиях, то он не отвечает за них.

 

Экзистенциалисты. Пограничные ситуации ставят человека перед необходимостью выбора. Сама ситуация выбора потрясает душу человека своей неизбежностью, ибо она ущемляет свободу. Неизбежность выбора несет трагедию, психическое переживание.

Человек - свобода, он способен творить себя и других людей. Человек  свободен совершенно, независимо от его  целей и возможностей. Т.о. Свобода - это свобода выбора духовно-нравстенной позиции, свобода сознания. Т.е. деятельность людей направляется не внешними обстоятельствами, а внутренними побуждениями. Люди свободны и в выборе средств для достижения своих целей.

Со свободой связана и ответственность человека. без свободы нет ответственности. Если человек не свободен он не отвечает за свои действия.

Э. выступает против того, что человека можно изучить подобно  машине. Э. говорит что такой подход граничит с опасными попытками обращаться с людьми также как и с вещами.

 

Спиноза показал, что  свобода связана с познанием  необходимости. Он утверждал, что человек  не признающий необходимости, становится рабом своих страстей и влечений.

Познание необходимости - первое условие свободной деятельности человека. С точки зрения современной философии понятие свободы включает в себя: познание законов природы, общества и человеческого мышления, принятие решений, выявление способов и средств, способствующих достижению поставленных целей, наличие желания и способностей необходимых для претворения в жизнь принятых решений. Реализуя свою свободу, человек должен сделать выбор. Его выбор будет определен присущей ему ценностной ориентацией, потребностями и интересами. Сделав выбор желаемого, человек тем самым “снимает” противоречие между свободой и необходимостью.

Высшая степень свободы - совпадение стремления, воли, хотения  и объективной необходимости.

Свобода человека сопряжена  с ответственностью, т.к. любое действие человека, как правило затрагивает интересы других людей. Проблема ответственности разработана в экзистенциализме. В этой философии воля человека свободна и так же свободно человек определяет свою сущность, судьбу и выбор - Ч. ответственен за все происходящее в мире. Человек не имеет права уклоняться от личной ответственности за зло, которое совершается в этом мире.

Ответственность предполагает наличие у человека чувства долга  и совести, умение осуществить самоконтроль и самоуправление. Сделанный человеком  выбор означает, что Ч готов  взять на себя всю полноту ответственности.

 

Характеристики индивида:

- целостность психофизиологической  организации

- устойчивость во взаимоотношении  с окружающим миром

- активность - способность  к самоизменению

 

Индивидуальность - человек  как индивидуальность рождается. Индивидуальность - уникальность и неповторимость во всем богатстве личностных качеств.

Личность

- человеческий индивид  как субъект отношении созидательной  деятельности 

- устойчивая система  соц. значимых черт, характеризующих  индивида как члена одного общества

Характеристика личности

- активность

- направленность - система  мотивов, убеждений и т.д.

- глубинные смысловые  образования, которые формируются  в совместной деятельности.

- степень осознанности  своих отношений с действительностью

Компоненты личности

- физическая личность

- социальная личность, складывается в общении людей

- духовная личность

Воля - созидательное  и свободное стремление человека к осуществлению цели. Воля присутствует только у зрелой личности.

Вопрос 47. Общественные отношения.

 

Общественные  отношения - это многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе их социальной, экономической, политической, культурной жизни и деятельности. Способ существования общественных отношений - общение людей с использованием всех коммуникативных возможностей. Существует два уровня социальных отношений: возникающие естественным образом и искусственно созданные субъектами общества: социальными институтами, государством.

В философии  общественные отношения рассматриваются с материалистических и идеалистических позиций.

Материалистическое  понимание общественных отношений  разработано в рамках марксизма. Оно заключается в том, что  все многообразные общественные отношения делятся на первичные - материальные, базисные, и вторичные - идеологические, надстроечные. Из всех общественных отношений главными, ведущими являются материальные - идеологические, производственные отношения. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей. Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. - возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Общество представляет собой не механическое соединение, а единую систему общественных отношений. Для каждой общественно-экономической формации общественные отношения исторически конкретны и специфичны. В марксизме выделяются антогонистическис и неантогонистические общественные отношения, т.е. отношения враждебных и дружественных социальных групп. Антагонистически характер общественные отношения принимают в рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественных формациях. Отношения, типичные для данной формации своеобразно переплетаются с отношениями,  сохранившимися от прежних формаций или зарождающимися предпосылками отношений новой формации.

В идеалистических  концепциях первичным в общественных отношениях рассматривается не материальный, а духовный фактор. В рамках юридического мировоззрения Нового времени общественные отношения трактовались как система правовых, отношений (Локк, Гоббс). Согласно представителям английской моральной философии (Шефтсбери, Хатчесон) источником общественных отношений служит врожденное моральное чувство. По Гегелю, общественные отношения в гражданском обществе как государстве рассудка, основанные на частных материальных интересах, приводят к столкновениям, борьбе и вражде. Государство разума направляет эту борьбу в истинное русло. Представитель французского экзистенциализма Сартр считает, что социальные отношения как отношения Я и Другого характеризуются опредмечиванием и борьбой за свою свободу.

Вопрос 47.(вариант)  Общественные отношения.

ОО - в широком смысле вся система связей и зависимости человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком смысле - опосредованные связи между людьми, определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта. Жизненная необходимость их связей закрепляется с одной стороны условиями деятельности людей, с другой стороны их потребностями, интересами и желаниями.

 

К.Маркс выделял три  основные исторические типа социальности:  отношения  личной зависимости (1), отношения вещной зависимости при личной  независимости (2), отношения свободных индивидуальностей (3).

1.  Отношения  личной  зависимости  характерны  для   всех   докапиталистических обществ,  как доклассовых, так и для  классово-антогонистических. Общим  для  них явл. включение индивида  в  жестко  регламентированную  локализованную  систему общественных связей (род, община, сословие, каста, цех и т.д.). И  эта  система явл.  весьма  устойчивой,  замкнутой  и  довлеющей  над  человеком,  определяет существенные особенности его поведения (дворянин защищает не просто свою честь, а себя как дворянина).  Различие  же  заключается в том,  что в доклассовом обществе отсутствует эксплуатация, и здесь личная зависимость проявляется как непосредственная зависимость человека от  первобытного  коллектива.  Индивид  и реально, и в своем  сознании  не  выделяется  из  коллектива  и  осознает  себя принадлежащим роду.

2. С  развитием   капиталистического  товарного   производства  ломаются  костные социальные  структуры;  сословные  и  прочие  перегородки  рушатся.   Произошло разделение общества на множество индивидов -  частных  лиц,  уже  не  связанных отношениями личной зависимости. Это обусловленно осуществляющимися при переходе к капитализму глубокими изменениями в характере  труда.  Ликвидируется  система внешнеэкономического  принуждения  к  труду,  что   и   означает   освобождение трудящегося от личной зависимости.  С  развитием  капитализма  перед  индивидом открывается   возможность   присвоения   накопленных   человечеством   богатств материальной и духовной культуры. Если в условиях натурального  хоз-ва  человек производил продукт, нужный для потребления ему, его семье или его господину, то в условиях товарного производства вещь  эта  производится  для  продажи.  Таким образом, становление личности в  рамках  вещных  отношений  представляет  собой противоречивый процесс: наряду с освобождением человека  от сословных  и  прочих уз, формированием предприимчивости, самостоятельности индивидов, развитием форм и ростом масштабов общения нарастают многообразные формы отчуждения личностей от общества и друг от друга.

3. На основе общественной  собственности складывается  новый,  коллективный  тип личности.  Этот  тип  взаимоотношений  отличается  как от   примитивных   форм первобытной коллективности, где человек был слит с коллективом, так и от  тех обществ, в которых преобладают антагонизм  личных  и общественных  интересов, различные формы отчуждения, иллюзорные формы коллективности.  Социалистический тип коллективности призван не подавлять личность, а быть основой ее  свободного и всестороннего развития, не нивелировать людей,  а  способствовать  проявлению богатства индивидуальностей, не  ставить  личность  в  зависимое  положение  от коллектива, а сочетать интересы личности и коллектива. При таком  гармоническом сочетании личность становится столь же заинтересованной в развитии  коллектива, как и коллектив в развитии личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"