Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка

Описание работы

Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.

Файлы: 1 файл

шпоргалки по философии.doc

— 893.00 Кб (Скачать файл)

Вопрос 53. Натуралистические  представления в социальной философии  геополитические доктрины.

 

Натурализм - направление отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющие принципы и методы естественных наук на область социального познания, т.е природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. В социологии натуралистические теории  объясняют развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой (географическая школа), биологическими факторами. Принципы морали выводятся из некоего природного начала.

Основные принципы, на которых основывается направление:

  • в теоретическом отношении в философии элиминируются “метафизические” вопросы, проблемы, поняти и положения традиционной философии, которые в силу их высокой абстрактности не могут быть разрешены.
  • социальные явления, с точки зрения методологической задачи, качественно идентифицируются природными явлениями.
  • универсализация принципов и методов естественных наук и, соответственно, экстраполяция методов анализа, применяемых в естествознании, в понимании человека и общества.
  • философский анализ сводится к выработке  обобщенных эмпирически обоснованных теоретических положениях, которые должны стать ориентиром для прогнозирования социальных явлений.

Н объясняет социальную реальность как внешнее по отношению  к человеку, где действуют внечеловеческие нормы и ценности. Социальная реальность воспринимается как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность.

 

Н был одним из ведущих  принципов европейской просветительской мыли 17-18 вв.,  исходившей из некой внеисторической природы человека (концепция естественного человека, естественного общества, естеств. морали и т.д.).

 

Геополитические доктрины.

Основная идея - утверждение  решающей роли физико-географических условий жизни человеческого общества. Геополитика появилась в начал 20 века. Стала официальной доктриной фашизма.

Вопрос 54. Историософия 20 века. Основные  подходы.

 

Историософия - концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Центральное место в историософии занимает осмысление сущности и основных процессуальных мотивов того исторического периода, в котором находится субъект философствования в соответствии с его собственными критериями  определения исторических форм.

 

Направления.

До попыток христианской историософии вопрос о направленности человеческой истории не стоял. Он возникает  с идеями христианства о сотворении мира и о его конце. У Геродота и Дукидида смысла истории нет. Он проявляется у Августина в “Граде Божьем”. Сам вопрос о смысле истории не однозначен.

Подходов много:

  1. Христианский
  2. Подход, связанный с выявлением законов общественного развития
  • биологический подход (юность, зрелость и старость нации)
  • Экономические законы (Маркс - история - движение к бесклассовому обществу).
  • социологические законы
  • эстетические законы (история - к совершенству)
  • психологические закономерности (Фрейд)
  1. Подход, связанный с отрицанием направленности в развитии истории - антиисторизм.

 

А. Тойнби.

По его мнению философия  истории - особый подход к историческому  материалу, когда само содержание целостности  исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Специфика философского знания по Т связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостности, находящейся в увязке с субъективным опытом человека.

Т.О. философия истории - изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души.

Основной вопрос ФИ - вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве  человека в потоке времени.

Т считал, что история  в своей целостности и конкретных проявлениях имеет некоторое  всеобщее содержание, которое состоит  в том, что исторический опыт и  историческое время не даны человеку как нечто внешнее в отрыве от его внутренней жизни, а опосредованны человеческой личностью В этом смысле история персоналична. Т.о. история развиваясь через человека имеет человеческое лицо.

Бытие в историческом измерении не просто отражает или  сознает себя в личности, а воссоздается и спасается в ней и через  нее. История - сфера человеческого общения.

С точки зрения постижения истории понятие  общения между  людьми и человеческого достоинства  связаны. Достоинство человека реализуется  лишь в общении между людьми. Из этого следует значение смысла истории - т.е. реализации человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей.

В истории по Т действует  Вселенский разум, божественный закон - Логос. Взаимодействие божественного  Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается  в диалоге человека с Логосом. Постижение истории - познание человеком самого себя и Логоса.

Т.о.  история общества - взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надистроического, вечного.

Объект изучения истории  не может быть человечество в целом или какие-то конкретные государственные образования, а определенные культурно-исторические типы, которые Т называет обществами или цивилизациями. Общества или цивилизации - умопостижимые единицы истории.

Основной критерий роста  общества - движение направленное на самоопределение цивилизации на основе развития личности.

 

К. Ясперс.

В отличии от Т Я  говорит, что человечество имеет  единые пути развития и единое происхождение. Но научно доказать это, как и доказать обратное невозможно. Допущение этого  единство он называет постулатом веры. История по Я имеет свое начало и свой конец, ее движение определяется силой провидения.

По Я вера является основой и смыслом истории. Возникает  вопрос: возможна ли общая для всех вера. Я говорит, что общей для  человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Она есть акт воли, но существует в союзе со знанием. Философская вера - осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации.

Историческая ситуация характеризуется “временем” и “эпохой” Каждая историческая эпоха отличается от другой своей исторической ситуацией. Однако возможно формирование близких по духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов.

Осевая эпоха - время  развития мировых религий, пришедших  на смену мифологическому сознанию.

Я. говорит, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. Отсюда и смысл философии - с помощью философской веры, открывающей  смысл и предназначение истории, объединить человечество на общих духовных основаниях.

 

По Попперу история смысла не имеет, т.к. полная истерия должна включать историю каждого челна из человечества. Но это невозможно описать - история не имеет смысла, она лишь стремиться к полному описанию явлений. Историческая модель всегда определяет лишь какой-то один аспект, избирательная интерпретация исторического процесса в чьих-то интересах. Каждое поколение интерпретирует историю по-своему. Истории нет вообще, а есть множество историй.

 

Ученик Поппера - Ф.Фукуяма (США) - 1989 год. Работа “Конец истории”. Мы живем в постисторическом обществе, т.к. история потерпела крах в конце холодной войны. Победа западной идеи, экономического либерализма. Т.е. - это конец идеологической эволюции человечества, т.е. смысла истории.

Вопрос 55. Роль научной рациональности в развитии общества.

1. Фейерабент: научная  рациональность  - потенциальный  носитель догматизма и авторизма;  при определенных социальных  условиях может выступать как  средство укрепления всевластия авторитарной догмы, от имени которой  определенные социальные силы могут осуществлять свое господство над людьми. Считал, что значение и роль рациональности не следует слишком преувеличивать. Более того, науку следует лишить центрального места в обществе и уравнять ее с религией, мифом, магией и другими духовными формообразованиями.

 

2. Швырев: специфика рациональности  науки, как формы рационального  аппарата, моделирования реальности. Рациональное сознание создает  особый мир идеальных конструкций  (теоретический мир) Þ отрыв теоретического мира от мира, в котором существуют живые индивиды. Свойственная рациональному сознанию установка на фиксации в идеальных конструкциях - закон, объективная необходимость и т.д. - может приводить к претензиям на авторитет по отношению к другим формам - нравственным, эстетическим религиозным. Отчужденные от действительности идеальны конструкции при определенных соц. условиях превращаются в догму, которая выступает в качестве тотального плана преобразования - общества, людей. природы и т.д.

Это может проявляться  в форме тоталитаристской идеологии  и в форме конформистского  сознания.

Рац. поведением с точки  зрения конформиста является успешное решение возникающих задач в  заданных рамках внешней социальной детерминации, т.е. адаптация и приспособление.

 

3. Степин: рациональность  науки организует все разнородные  знания в некоторую целостность,  определяет стратегию научного  поиска и обеспечивает включение  его результатов в культуру  соответствующей эпохи.

 

4. М.Вебер считает, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых “технику овладения жизнью” - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых - методы мышления, ее “рабочие инструменты” и вырабатывает навыки общения с ними.

 

5. Сциентизм. Наука  превыше всего и ее нужно  всемерно внедрять в  качестве  эталона и абсолютной социальной  ценности во все формы и  виды человеческой деятельности. Только с помощью науки можно  решить все общественные проблемы.

 

6. Антисциентизм. Наука не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшение жизни людей.. абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.

 

Понятие рациональности в истории мысли формировалось  как производное от  “рацио” - разума, то есть определение того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых достоверных расчетов.

Рационализм - оптимистическое  отношение к реалиям, исходящее  из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, которой усматривает в разуме высшую из способностей человека.

В современных условиях возникла необходимость введения в  понятие рациональность представления  о ее историчности, так как сам разум тоже историчен.

В самом широком смысле Р может быть истолкована как  способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной  субъективности.

Наука выступает как  рациональное знание, ориентированное  на добывание истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая.

В техногенной цивилизации  конца 20 века научная рациональность обретает особую значимость. Отношение  к миру с позиций научной рациональности утверждает уверенность человека в возможности осуществления контролируемых изменений себя и мира, достижения оптимального согласия человека с миром и самим собой. Наука сегодня во многих случаях единственный источник принципиальных инноваций в технику и технологию.

Вопрос 56. Россия, Восток, Запад: диалог культур в современном мире.

Запад и Восток понимаются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.

Запад.

Особый тип цивилизационного и культурного развития, который  сформировался в Европе примерно в 15-17 вв. Цивилизацию этого типа называют техногенной. Ее основные черты -быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве  научных знаний. Следствием  такого применения являются научные, НТР, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся  обновление той  искусственно созданной человеком предметной Среды, в которой протекает его жизнедеятельность. В свою очередь это сопровождается динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного-двух  поколений  происходит изменении образа жизни и формирования нового типа личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"