Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:37, шпаргалка
Вопрос 1. Космоцентризм и основные понятия античной философии(Космо Логос, Эйдос, Душа)
Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Природа - материя во всём многообразии своих проявлений и форм движения, Космос – мир, вселенная как единое связное целое. Природа - первый предмет философии. Именно природу изучали первые греческие философы.
Натурализм - направление отождествляющее социальные процессы с природными явлениями, распространяющие принципы и методы естественных наук на область социального познания, т.е природа выступает как единый, исключающий сверхъестественное, универсальный принцип объяснения всего сущего. В социологии натуралистические теории объясняют развитие общества различными природными факторами - климатическими условиями, географической средой (географическая школа), биологическими факторами. Принципы морали выводятся из некоего природного начала.
Основные принципы, на которых основывается направление:
Н объясняет социальную реальность как внешнее по отношению к человеку, где действуют внечеловеческие нормы и ценности. Социальная реальность воспринимается как сама собой разумеющаяся естественная основа, исходя из которой объясняется вся человеческая деятельность.
Н был одним из ведущих
принципов европейской
Геополитические доктрины.
Основная идея - утверждение решающей роли физико-географических условий жизни человеческого общества. Геополитика появилась в начал 20 века. Стала официальной доктриной фашизма.
Историософия - концепция философии истории, созданная как целостное постижение вариативности и преемственности конкретных исторических форм с точки зрения раскрытия в них универсального закона или метаисторического смысла. Центральное место в историософии занимает осмысление сущности и основных процессуальных мотивов того исторического периода, в котором находится субъект философствования в соответствии с его собственными критериями определения исторических форм.
Направления.
До попыток христианской историософии вопрос о направленности человеческой истории не стоял. Он возникает с идеями христианства о сотворении мира и о его конце. У Геродота и Дукидида смысла истории нет. Он проявляется у Августина в “Граде Божьем”. Сам вопрос о смысле истории не однозначен.
Подходов много:
А. Тойнби.
По его мнению философия истории - особый подход к историческому материалу, когда само содержание целостности исторического процесса становится предметом особого, специфически философского воззрения и истолкования. Специфика философского знания по Т связана с усмотрением в Бытии некой непреложной объективной целостности, находящейся в увязке с субъективным опытом человека.
Т.О. философия истории - изучение взаимосвязи исторического бытия как универсального всечеловеческого опыта через призму внутреннего опыта человека, внутренней динамики человеческой души.
Основной вопрос ФИ - вопрос о человеческом смысле истории, вопрос о внешнем и внутреннем достоинстве человека в потоке времени.
Т считал, что история
в своей целостности и
Бытие в историческом измерении не просто отражает или сознает себя в личности, а воссоздается и спасается в ней и через нее. История - сфера человеческого общения.
С точки зрения постижения истории понятие общения между людьми и человеческого достоинства связаны. Достоинство человека реализуется лишь в общении между людьми. Из этого следует значение смысла истории - т.е. реализации человеческого достоинства в преемственности исторического опыта людей.
В истории по Т действует Вселенский разум, божественный закон - Логос. Взаимодействие божественного Логоса и человечества составляет сущность исторического процесса. Истина познается в диалоге человека с Логосом. Постижение истории - познание человеком самого себя и Логоса.
Т.о. история общества - взаимосвязь, взаимодействие исторического, временного и надистроического, вечного.
Объект изучения истории не может быть человечество в целом или какие-то конкретные государственные образования, а определенные культурно-исторические типы, которые Т называет обществами или цивилизациями. Общества или цивилизации - умопостижимые единицы истории.
Основной критерий роста общества - движение направленное на самоопределение цивилизации на основе развития личности.
К. Ясперс.
В отличии от Т Я говорит, что человечество имеет единые пути развития и единое происхождение. Но научно доказать это, как и доказать обратное невозможно. Допущение этого единство он называет постулатом веры. История по Я имеет свое начало и свой конец, ее движение определяется силой провидения.
По Я вера является основой и смыслом истории. Возникает вопрос: возможна ли общая для всех вера. Я говорит, что общей для человечества может быть только философская вера. Вера отличается от знания. Она есть акт воли, но существует в союзе со знанием. Философская вера - осознание бытия и его истоков посредством обращения к исторической ситуации.
Историческая ситуация характеризуется “временем” и “эпохой” Каждая историческая эпоха отличается от другой своей исторической ситуацией. Однако возможно формирование близких по духу исторических ситуаций, которые являются предпосылками возникновения и развития родственных по своему духу процессов.
Осевая эпоха - время
развития мировых религий, пришедших
на смену мифологическому
Я. говорит, что человечество обречено на общность судьбы и единую веру. Отсюда и смысл философии - с помощью философской веры, открывающей смысл и предназначение истории, объединить человечество на общих духовных основаниях.
По Попперу история смысла не имеет, т.к. полная истерия должна включать историю каждого челна из человечества. Но это невозможно описать - история не имеет смысла, она лишь стремиться к полному описанию явлений. Историческая модель всегда определяет лишь какой-то один аспект, избирательная интерпретация исторического процесса в чьих-то интересах. Каждое поколение интерпретирует историю по-своему. Истории нет вообще, а есть множество историй.
Ученик Поппера - Ф.Фукуяма (США) - 1989 год. Работа “Конец истории”. Мы живем в постисторическом обществе, т.к. история потерпела крах в конце холодной войны. Победа западной идеи, экономического либерализма. Т.е. - это конец идеологической эволюции человечества, т.е. смысла истории.
1. Фейерабент: научная
рациональность - потенциальный
носитель догматизма и
2. Швырев: специфика рациональности
науки, как формы
Это может проявляться в форме тоталитаристской идеологии и в форме конформистского сознания.
Рац. поведением с точки зрения конформиста является успешное решение возникающих задач в заданных рамках внешней социальной детерминации, т.е. адаптация и приспособление.
3. Степин: рациональность
науки организует все
4. М.Вебер считает, что позитивный вклад науки в практическую и личную жизнь людей состоит в том, что она разрабатывает, во-первых “технику овладения жизнью” - как внешними вещами, так и поступками людей, во-вторых - методы мышления, ее “рабочие инструменты” и вырабатывает навыки общения с ними.
5. Сциентизм. Наука
превыше всего и ее нужно
всемерно внедрять в качестве
эталона и абсолютной
6. Антисциентизм. Наука не в состоянии обеспечить социальный прогресс и улучшение жизни людей.. абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники.
Понятие рациональности в истории мысли формировалось как производное от “рацио” - разума, то есть определение того человеческого мироотношения, которое исходит в суждениях о мире и человеке из данных мысли, логических операций, проверяемых достоверных расчетов.
Рационализм - оптимистическое отношение к реалиям, исходящее из возможности прозрачно вместить в свою субъективность все богатство действительности. Это тот подход к миру, которой усматривает в разуме высшую из способностей человека.
В современных условиях возникла необходимость введения в понятие рациональность представления о ее историчности, так как сам разум тоже историчен.
В самом широком смысле Р может быть истолкована как способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
Наука выступает как рациональное знание, ориентированное на добывание истины, расширяемой и обновляемой, той истины, которая предстает как логически организованная и доказуемая.
В техногенной цивилизации
конца 20 века научная рациональность
обретает особую значимость. Отношение
к миру с позиций научной
Запад и Восток понимаются не как географические, а как геосоциокультурные понятия.
Запад.
Особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в 15-17 вв. Цивилизацию этого типа называют техногенной. Ее основные черты -быстрое изменение техники и технологий, благодаря систематическому применению в производстве научных знаний. Следствием такого применения являются научные, НТР, меняющие отношение человека к природе и его место в системе производства. По мере развития техногенной цивилизации происходит ускоряющееся обновление той искусственно созданной человеком предметной Среды, в которой протекает его жизнедеятельность. В свою очередь это сопровождается динамикой социальных связей, их относительно быстрой трансформацией. Иногда на протяжении жизни одного-двух поколений происходит изменении образа жизни и формирования нового типа личности.