57.уровни и методы
научного познания. Метатеоретические
основания научного исследования.
Понятие научной революции.Основные методы (формы) специфически
научного познания: 1)эмпирический: постижение
внешних (эмпирических) фактов и зависимостей
через наблюдение (прямое и косвенное),
сравнение (непосредственное и опосредованное),
измерение (прямое и косвенное), эксперимент
(натуральный, модельный, поисковый, проверочный),
описание;2)теоретический: выявление внутренних
и существенных связей (законов) и проблем,
создание гипотез и теорий посредством
мысленного эксперимента, идеализации,
формализации (формул, графиков, абстрактно-символических
моделей и т.п.), восхождения от абстрактного
к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего
образа всего и вся из его же абстрактных
черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы),
гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных
выводов), историко-логических исследований
(логика процесса, эволюции);3)метатеоретический:
установление общих характеристик объектов
(предметный аспект) и способов их познания
(рефлексивный аспект), то есть создаются
картины мира, идеалы и нормы науки, философские
основания науки – все это через отраслевую
и философскую рефлексию.Научная революция
— радикальное изменение процесса и содержания
научного познания, связанное с переходом
к новым теоретическим и методологическим
предпосылкам, к новой системе фундаментальных
понятий и методов, к новой научной картине
мира, а также с качественными преобразованиями
материальных средств наблюдения и экспериментирования,
с новыми способами оценки и интерпретации
эмпирических данных, с новыми идеалами
объяснения, обоснованности и организации
знания.
58.наука как
социальный институт. Этика науки
и социальная ответственность
ученого.Понятие науки как социальногоинститут.
Наука — это не только форма общественного
сознания, направленная на объективное
отражение мира и снабжающая человечество
пониманием закономерностей, но и социальный
институт. В Западной Европе наука как
социальный институт возникла в XVII века
в связи с необходимостью обслуживать
нарождающееся капиталистическое производство
и стала претендовать на определенную
автономию. В системе общественного разделения
труда наука в качестве социального института
закрепила за собой специфические функции:
нести ответственность за производство,
экспертизу и внедрение научно-теоретического
знания. Как социальный институт наука
включала в себя не только систему знаний
и научную деятельность, но и систему отношений
в науке, научные учреждения и организации.Само
же понятие «социальный институт» стало
входить в обиход благодаря исследованиям
западных социологов. Родоначальником
институционального подхода в науке считается
Р. Мертон. В отечественной философии науки
институциональный подход долгое время
не разрабатывался. Наука как социальный
институт имеет собственную разветвленную
структуру и использует как когнитивные,
так и организационные и моральные ресурсы.
Развитие институциональных форм научной
деятельности предполагало выяснение
предпосылок процесса институционализапии,
раскрытие его содержания, анализ результатов
институционализации. Как социальный
институт наука включает в себя следующие
компоненты:• совокупность знаний и их
носителей;• наличие специфических познавательных
целей и задач;• выполнение определенных
функций;• наличие специфических средств
познания и учреждений;• выработка форм
контроля, экспертизы и оценки научных
достижений;• существование определенных
санкций.
Термин «этика»(обычай, характер,
образ мыслей) и получил признание
в работах Аристотеля. Для
обозначения максимально широкого
круга философско-методологических
и социологических проблем, отражающих
разносторонние аспекты этого взаимодействия,
употребляют термин «этика науки».
Этика науки представляет собой
философское и социологическое
изучение взаимоотношений науки
и морали:
а) в плане воздействия
науки на мораль, знаний и научного
прогресса на моральность, нравы
людей и нравственный прогресс
общества, влияние ценностей науки
на мораль, соотношение истины
и добра, истинности моральных
явлений; б) в плане воздействия
морали на науку, ценностей
и норм морали на отношение
в науке и ее результаты, мировоззренческих
установок ученого на познание
действия морали как регулятора
научной деятельности и научного
общения, раскрытия содержания
гражданской и моральной ответственности
ученых. Проблема ответственности
ученого.Проблема ответственности
ученого перед обществом уже давно привлекает
к себе большое внимание. Ученый в своей
деятельности естественным образом несет
ответственность, если можно так выразиться,
общечеловеческого характера. Он ответствен
за полноценность вырабатываемого им
научного «продукта»: от него ожидается
безупречная требовательность к достоверности
материала, корректность в использовании
работы своих собратьев, строгость анализа
и прочная обоснованность делаемых выводов.
Это элементарные, сами собой разумеющиеся
стороны ответственности ученого, так
сказать, его персональная этика. Гораздо
шире становится ответственность ученого,
когда вопрос встает о формах и результатах
использования его трудов через посредство
техники и экономики.Формы проявления
научного риска многообразны, но всегда
вопрос о нем тесно связан с проблемой
моральной ответственности ученого. В
осознании ученым возможности или необходимости
определенного научного риска проявляется
противоречивый характер свободы научного
творчества, с одной стороны, и ответственности
— с другой. Ответственность ученого является
оборотной стороной свободы его научного
творчества. С одной стороны, ответственность
немыслима без свободы, с другой — свобода
без ответственности становится произволом.
59.общество как
объект философского анализа.
Эволюция представлений об обществе
в истории философской мысли.Общество - открытая материальная система,
форма жизнедеятельности людей, способ
их социальной организации. Вместе с тем
это социальная система, основу которой
составляет совместная деятельность людей
по производству и воспроизводству условий,
необходимых для существования человека
как общественного существа. Общественная
жизнь как социальная материя является
высшей формой движения материального
мира.Эволюция представлений об обществе
в истории философской мысли. Философское
понимание общества состоит в интерпретации
общества на основе философских воззрений.
В Древней Греции представления об обществе
складывались на основе концепций идей
Платона или форм Аристотеля . Платон рассматривал
общество как воплощение идеи справедливости,
связывая ее с космическим началом. Нравственность,
по мнению Платона, подчинена идеалу государства.
Аристотель, исходя из необходимости построения
справедливого общества, считал справедливость
сочетанием добродетелей человека. В античности
общество рассматривалось сквозь призму
государственно-политического института.
Государство выступало своеобразным качественным
пределом в исследовании общества. Некоторые
общественные явления, не связанные непосредственно
с государством, исследователями не анализировались.В
средние века философское понимание общества
основывалось на философии абсолютной
личности, Бога. На этой основе Августин
Аврелий (Блаженный) (354 - 430) выделяет «град
небесный» и «град земной». Смысл истории
он видел в движении града земного к совершенству
града небесного. Необходимо подчеркнуть,
что как христианство, так и другие мировые
и национальные религии имеют свои модели
устройства общества и государства. Их
суть заключается в идее божественного
предопределения устройства общества,
которое должно обеспечивать человеку
условия для достойной встречи с Богом
в этой и будущей жизни.
60.Общество как
система социальных отношений.
Понятие социальной структуры.
Типы социальных структур.Социальная структура – это
устойчивая связь элементов
в социальнойсистеме. Основными
элементами социальной структуры
общества являютсяиндивиды,
занимающие определенные
позиции (статус) и
выполняющиеопределенные социальные
функции (роли), объединение
этих индивидов наоснове их
статусных признаков в
группы, социально-территориальные,этнические
и иные общности и т.д. Социальная структура
выражает объективноеделение общества
на общности, роли, слои, группы
и т.д., указывая на
различное положение людей
по отношению друг к другу
по многочисленным
критериям. Каждый из
элементов социальной структуры,
в свою очередь,
является сложной социальной
системой со своими подсистемами и
связями. Традиционные типы социальных
структур (различаются компонентным
составом):
- этническая (род, племя,
народность и нация): по мере
развития обществ кровнородственное
единство сменяется социально-территориальным,
поддерживаемым общностью территории,
экономической жизни, культуры, психологического
склада, языка, национального самосознания;
- демографическая (народонаселение
области, страны, региона, континента,
планеты): важнейшие демографические
показатели – численность, плотность,
темпы роста, половозрастная структура,
миграционная мобильность населения;-
поселенческая (типы поселений:
сельские и городские): различаются
эти типы образом жизни, условиями
быта, характером труда, досугом,
возможностями удовлетворения духовных
потребностей. Ныне городская часть
растет за счет сельской; - социально-классовая
(классы отличаются МОРСом: местом
в системе производства, отношением
к средствам производства, ролью
в организации труда, способом
и размером получения доходов);
- стратификационная (многомерная
система дифференциации населения
по классам слоям и группам):
здесь два типа мобильности:
горизонтальная (в пределах той
же страты) и вертикальная (с изменением
страты, статуса);- профессионально-образовательная:
группы делятся по уровню образования
и профессиям.
61.Развитие социальной
системы. Проблема общественного
прогресса и его критериев.
Линейные и нелинейные интерпретации
истории.Развитие социальной
системы.Главный смысл бытия любой системы,
и социальной в том числе - выживание. Данная
цель осуществляется несколькими способами,
наиважнейшими из которых выступают самоорганизация
и саморазвитие. Необходимо отметить,
что развитие есть категория широкая и
многозначная. -Первый этап в развитии
социальной системы - состояние прогрессивного
развития. Под прогрессом понимается усложнение
социальной системы через включение в
неё новых элементов и объектов, а также
возникновение новых связей внутри системы.
На этом этапе происходит не изменение
системного качества, а изменение его
меры, то есть, основное содержание этого
периода составляет работа закона перехода
количественных изменений в качественные.
-Вторым состоянием системы является достижение
максимума развития, расцвета. Данный
период - интервал между высшей точкой
развития и точкой начала системного кризиса,
на котором наиболее ярко представлено
системное качество. -Следующий этап -
состояние системного кризиса. Под кризисом
системы понимается такое состояние системы,
когда её прогрессивное развитие в прежнем
качестве невозможно. Кризис системы,
это, прежде всего, уклонение от нормы,
но такое, которое само является нормой
жизни общества, то есть является результатом
действия внутренних закономерностей
социального организма в условиях нормальной
и даже успешной жизнедеятельности этого
организма. Это своего рода переход от
высшей точки развития системы либо к
её распаду, либо качественному изменению
через отрицание. Данное состояние является
развитием системы от точки начала кризиса
до точки начала регресса. - Наконец, четвёртый
этап - состояние регрессивного развития.
Под регрессом понимают упрощение системы.
Это состояние, при котором система теряет
своё системное качество, происходит разрушение
структуры, и в итоге наступает смерть
системы как полное её уничтожение или
как диалектное отрицание. Таким образом,
анализ развития социальных систем, проведенный
выше позволяет понять, что каждая система
нуждается в эффективном управлении, организация
которого является основным методом поддержания
тех процессов, которые в ней происходят
и одним изосновных условий совершенствования
и развития социальных систем любого типа.Линейные и нелинейные
интерпретации социальной истории.Одна
из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация
исторического процесса. Есть два типа
интерпретации направлений развития истории:
линейные и не линейные (циклические).Нелинейные
интерпретации появились раньше как мифологическое
«колесо истории», повторение космических
циклов. Первым научным приверженцем этой
интерпретации авторы называют Вико (XVIII
в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная
стадия (власть жрецов без государства),
героическая стадия (аристократическое
государство) и человеческая стадия (демократия),
вырождающаяся в первобытное состояние,
где все сначала.В неклассической философии
возобладали цивилизационно-циклические
модели: например, культурно-исторических
типов Данилевского, морфологии культуры
Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби.
Общее в этих моделях: отказ от единообразного
развития, приоритет духовно-мировоззренческих
факторов, жизненные циклы.Линейные интерпретации
исторического процесса восходят к христианству:
«стрела времени» и единство судеб человечества.
Два основных вида: прогрессизм (просвещение,
немецкая классика) и регрессизм.Для неклассического
прогрессизма характерно: придание большого
значения материально-производственным
факторам, гарантиям прогресса (прогресс
абсолютизируется) и универсальности
социальных законов.
62.Субъекты исторического
процесса, роль масс и личностей
в истории. Детерминизм и индетерминизм
в учениях об обществе. Детерминизм и индетерминизм
Философское учение, согласно которому
всякое событие в мире имеет свою причину
и совершается согласно вечным законам
природы, называется детерминизмом (от
лат. determino - определяю). Применительно
к истории человечества детерминизм означает,
что все исторические события подчиняются
скрытым от человеческого сознания причинам
и законам, что существует объективная,
независимая от воли людей логика истории.
Партию детерминистов в разное время возглавляли
Демокрит, Спиноза, Гегель.Классическое
обоснование принципа индетерминизма
дал шотландский философ-скептик Дэвид
Юм. Он доказывал, что вера в причинную
взаимосвязь вещей проистекает из привычки
человеческой души увязывать события,
регулярно следующие одно за другим во
времени и смежные в пространстве, в единый
ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее
влиятельной школой, отвергавшей понятие
причинности как «метафизическое», стал
позитивизм (Конт, Рассел и др.).В философском
споре детерминистов с индетерминистами
приняли участие и ученые. Хорошо известны
дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов
природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь
Бог не играет в кости», имея в виду что
законы природы не оставляют места для
случайностей, и предлагал взять в судьи
«старика Спинозу». Нильс Бор, со своей
стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию
действия законов квантовой физики.Особенно
широкое распространение индетерминистские
воззрения получили в области исторических
наук. Большинство историков во все времена
держались мнения, что человек свободно
творит свою историю и у нее нет никаких
раз навсегда заданных законов, подобных
законам природы.