Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 14:14, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философии"

Файлы: 1 файл

shporki.docx

— 162.88 Кб (Скачать файл)

57.уровни и методы  научного познания. Метатеоретические  основания научного исследования. Понятие научной революции.Основные методы (формы) специфически научного познания: 1)эмпирический: постижение внешних (эмпирических) фактов и зависимостей через наблюдение (прямое и косвенное), сравнение (непосредственное и опосредованное), измерение (прямое и косвенное), эксперимент (натуральный, модельный, поисковый, проверочный), описание;2)теоретический: выявление внутренних и существенных связей (законов) и проблем, создание гипотез и теорий посредством мысленного эксперимента, идеализации, формализации (формул, графиков, абстрактно-символических моделей и т.п.), восхождения от абстрактного к конкретному (то есть сборка абстрактно-исчерпывающего образа всего и вся из его же абстрактных черт), аксиоматики (постулаты, аксиомы), гипотетико-дедукции (проверки дедуктивных выводов), историко-логических исследований (логика процесса, эволюции);3)метатеоретический: установление общих характеристик объектов (предметный аспект) и способов их познания (рефлексивный аспект), то есть создаются картины мира, идеалы и нормы науки, философские основания науки – все это через отраслевую и философскую рефлексию.Научная революция — радикальное изменение процесса и содержания научного познания, связанное с переходом к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе фундаментальных понятий и методов, к новой научной картине мира, а также с качественными преобразованиями материальных средств наблюдения и экспериментирования, с новыми способами оценки и интерпретации эмпирических данных, с новыми идеалами объяснения, обоснованности и организации знания.

58.наука как  социальный институт. Этика науки  и социальная ответственность  ученого.Понятие науки как социальногоинститут. Наука — это не только форма общественного сознания, направленная на объективное отражение мира и снабжающая человечество пониманием закономерностей, но и социальный институт. В Западной Европе наука как социальный институт возникла в XVII века в связи с необходимостью обслуживать нарождающееся капиталистическое производство и стала претендовать на определенную автономию. В системе общественного разделения труда наука в качестве социального института закрепила за собой специфические функции: нести ответственность за производство, экспертизу и внедрение научно-теоретического знания. Как социальный институт наука включала в себя не только систему знаний и научную деятельность, но и систему отношений в науке, научные учреждения и организации.Само же понятие «социальный институт» стало входить в обиход благодаря исследованиям западных социологов. Родоначальником институционального подхода в науке считается Р. Мертон. В отечественной философии науки институциональный подход долгое время не разрабатывался. Наука как социальный институт имеет собственную разветвленную структуру и использует как когнитивные, так и организационные и моральные ресурсы. Развитие институциональных форм научной деятельности предполагало выяснение предпосылок процесса институционализапии, раскрытие его содержания, анализ результатов институционализации. Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты:• совокупность знаний и их носителей;• наличие специфических познавательных целей и задач;• выполнение определенных функций;• наличие специфических средств познания и учреждений;• выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;• существование определенных санкций.

Термин «этика»(обычай, характер, образ мыслей) и получил признание  в работах Аристотеля.  Для  обозначения максимально широкого круга философско-методологических и социологических проблем, отражающих разносторонние аспекты этого взаимодействия, употребляют термин «этика науки».  Этика науки представляет собой  философское и социологическое  изучение взаимоотношений науки  и морали:

 а) в плане воздействия  науки на мораль, знаний и научного  прогресса на моральность, нравы  людей и нравственный прогресс  общества, влияние ценностей науки  на мораль, соотношение истины  и добра, истинности моральных  явлений;  б) в плане воздействия  морали на науку, ценностей  и норм морали на отношение  в науке и ее результаты, мировоззренческих  установок ученого на познание  действия морали как регулятора  научной деятельности и научного  общения, раскрытия содержания  гражданской и моральной ответственности  ученых. Проблема ответственности ученого.Проблема ответственности ученого перед обществом уже давно привлекает к себе большое внимание.  Ученый в своей деятельности естественным образом несет ответственность, если можно так выразиться, общечеловеческого характера. Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, так сказать, его персональная этика.  Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. В осознании ученым возможности или необходимости определенного научного риска  проявляется противоречивый характер свободы научного творчества, с одной стороны, и ответственности — с другой. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества. С одной стороны, ответственность немыслима без свободы, с другой — свобода без ответственности становится произволом.

59.общество как  объект философского анализа.  Эволюция представлений об обществе  в истории философской мысли.Общество - открытая материальная система, форма жизнедеятельности людей, способ их социальной организации. Вместе с тем это социальная система, основу которой составляет совместная деятельность людей по производству и воспроизводству условий, необходимых для существования человека как общественного существа. Общественная жизнь как социальная материя является высшей формой движения материального мира.Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Философское понимание общества состоит в интерпретации общества на основе философских воззрений. В Древней Греции представления об обществе складывались на основе концепций идей Платона или форм Аристотеля . Платон рассматривал общество как воплощение идеи справедливости, связывая ее с космическим началом. Нравственность, по мнению Платона, подчинена идеалу государства. Аристотель, исходя из необходимости построения справедливого общества, считал справедливость сочетанием добродетелей человека. В античности общество рассматривалось сквозь призму государственно-политического института. Государство выступало своеобразным качественным пределом в исследовании общества. Некоторые общественные явления, не связанные непосредственно с государством, исследователями не анализировались.В средние века философское понимание общества основывалось на философии абсолютной личности, Бога. На этой основе Августин Аврелий (Блаженный) (354 - 430) выделяет «град небесный» и «град земной». Смысл истории он видел в движении града земного к совершенству града небесного. Необходимо подчеркнуть, что как христианство, так и другие мировые и национальные религии имеют свои модели устройства общества и государства. Их суть заключается в идее божественного предопределения устройства общества, которое должно обеспечивать человеку условия для достойной встречи с Богом в этой и будущей жизни.

60.Общество как  система социальных отношений.  Понятие социальной структуры.  Типы социальных структур.Социальная структура – это  устойчивая  связь  элементов  в  социальнойсистеме.  Основными  элементами  социальной  структуры   общества   являютсяиндивиды,   занимающие   определенные   позиции   (статус)   и   выполняющиеопределенные  социальные  функции  (роли),  объединение  этих  индивидов  наоснове  их  статусных   признаков   в   группы,   социально-территориальные,этнические и иные общности и т.д. Социальная структура выражает  объективноеделение общества на  общности,  роли,  слои,  группы  и  т.д.,  указывая  на

различное положение людей  по  отношению  друг  к  другу  по  многочисленным

критериям.  Каждый  из  элементов  социальной  структуры,  в  свою  очередь,

является сложной социальной системой со своими подсистемами и  связями. Традиционные типы социальных структур (различаются компонентным составом):

- этническая (род, племя,  народность и нация): по мере  развития обществ кровнородственное  единство сменяется социально-территориальным,  поддерживаемым общностью территории, экономической жизни, культуры, психологического  склада, языка, национального самосознания; - демографическая (народонаселение  области, страны, региона, континента, планеты): важнейшие демографические  показатели – численность, плотность,  темпы роста, половозрастная структура,  миграционная мобильность населения;- поселенческая (типы поселений:  сельские и городские): различаются  эти типы образом жизни, условиями  быта, характером труда, досугом,  возможностями удовлетворения духовных  потребностей. Ныне городская часть  растет за счет сельской; - социально-классовая  (классы отличаются МОРСом: местом  в системе производства, отношением  к средствам производства, ролью  в организации труда, способом  и размером получения доходов); - стратификационная (многомерная  система дифференциации населения  по классам слоям и группам): здесь два типа мобильности:  горизонтальная (в пределах той  же страты) и вертикальная (с изменением  страты, статуса);- профессионально-образовательная:  группы делятся по уровню образования  и профессиям.

61.Развитие социальной  системы. Проблема общественного  прогресса и его критериев.  Линейные и нелинейные интерпретации  истории.Развитие социальной системы.Главный смысл бытия любой системы, и социальной в том числе - выживание. Данная цель осуществляется несколькими способами, наиважнейшими из которых выступают самоорганизация и саморазвитие. Необходимо отметить, что развитие есть категория широкая и многозначная. -Первый этап в развитии социальной системы - состояние прогрессивного развития. Под прогрессом понимается усложнение социальной системы через включение в неё новых элементов и объектов, а также возникновение новых связей внутри системы. На этом этапе происходит не изменение системного качества, а изменение его меры, то есть, основное содержание этого периода составляет работа закона перехода количественных изменений в качественные. -Вторым состоянием системы является достижение максимума развития, расцвета. Данный период - интервал между высшей точкой развития и точкой начала системного кризиса, на котором наиболее ярко представлено системное качество. -Следующий этап - состояние системного кризиса. Под кризисом системы понимается такое состояние системы, когда её прогрессивное развитие в прежнем качестве невозможно. Кризис системы, это, прежде всего, уклонение от нормы, но такое, которое само является нормой жизни общества, то есть является результатом действия внутренних закономерностей социального организма в условиях нормальной и даже успешной жизнедеятельности этого организма. Это своего рода переход от высшей точки развития системы либо к её распаду, либо качественному изменению через отрицание. Данное состояние является развитием системы от точки начала кризиса до точки начала регресса. - Наконец, четвёртый этап - состояние регрессивного развития. Под регрессом понимают упрощение системы. Это состояние, при котором система теряет своё системное качество, происходит разрушение структуры, и в итоге наступает смерть системы как полное её уничтожение или как диалектное отрицание. Таким образом, анализ развития социальных систем, проведенный выше позволяет понять, что каждая система нуждается в эффективном управлении, организация которого является основным методом поддержания тех процессов, которые в ней происходят и одним изосновных условий совершенствования и развития социальных систем любого типа.Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории.Одна из важнейших проблем философии истории ‑ направленность и периодизация исторического процесса. Есть два типа интерпретации направлений развития истории: линейные и не линейные (циклические).Нелинейные интерпретации появились раньше как мифологическое «колесо истории», повторение космических циклов. Первым научным приверженцем этой интерпретации авторы называют Вико (XVIII в.), выделявшего 3 цикла истории: божественная стадия (власть жрецов без государства), героическая стадия (аристократическое государство) и человеческая стадия (демократия), вырождающаяся в первобытное состояние, где все сначала.В неклассической философии возобладали цивилизационно-циклические модели: например, культурно-исторических типов Данилевского, морфологии культуры Шпенглера и локальных цивилизаций Тойнби. Общее в этих моделях: отказ от единообразного развития, приоритет духовно-мировоззренческих факторов, жизненные циклы.Линейные интерпретации исторического процесса восходят к христианству: «стрела времени» и единство судеб человечества. Два основных вида: прогрессизм (просвещение, немецкая классика) и регрессизм.Для неклассического прогрессизма характерно: придание большого значения материально-производственным факторам, гарантиям прогресса (прогресс абсолютизируется) и универсальности социальных законов.

62.Субъекты исторического  процесса, роль масс и личностей  в истории. Детерминизм и индетерминизм  в учениях об обществе. Детерминизм и индетерминизм Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики.Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"