Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

В различных концепциях философии  истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным  критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. У Гегеля историческим основанием прогресса  и его критерием выступала  свобода, точнее, осознание человеком  свободы. Свобода находит у Гегеля выражение в конкретных формах государственного устройства. Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции.

Существует несколько концепций  социального развития: эволюционный подход, циклический, функциональный и  конфликтологический

Эволюционный подход. Большинство  социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального  прогресса и поисков лежащих  в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников  социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической  и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все  лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер  утверждал, что перемены неуклонно  преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении  ко все более разнообразным и взаимозависимым.

 Теории циклических изменений.  Теоретики циклизма придерживаются концепции расцвета и неизбежного заката цивилизаций. Они сравнивают общества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. В целом можно сказать, что сторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистического взгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представители теорий циклических изменений - в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекают гибель любой цивилизации.

Функциональная теория. Сторонники структурно-функционального подхода, включили в свой арсенал понятие  эволюции. Тем самым они сделали  попытку расширить идею равновесия таким образом, чтобы она включала в себя принцип не только самосохранения, но и развития. По аналогии с биологическим  организмом социальная группа описывается  как существующая в состоянии  динамического или подвижного равновесия. Противодействующие силы проникают  в сбалансированную систему, выполняя функцию новых стимулов. Сбалансированная социальная система адаптируется к  таким возмущающим воздействиям, вводя их в функционирующую систему  и устанавливая новый уровень  равновесия. Поэтому, хотя общество и  изменяется, оно сохраняет стабильность благодаря новым формам социальной интеграции.

Теория конфликта. Приверженцы  теории конфликта полагают, что напряженные  ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений. Наиболее точное определение  конфликтологического подхода содержится в трудах К. Маркса, особенно в его понятии диалектики. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который скорее находится в становлении, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества. Классовый конфликт проистекает из борьбы между членами общества, владеющими средствами производства материальных благ, и теми, кто такими средствами не владеет. По Марксу, любые изменения представляют собой продукт непрерывного конфликта противоположностей. Конфликт берет начало в противоречиях, которые изначально присущи всем вещам и процессам. Любое развитие - социальное, экономическое или человеческое - проходит через стадии разрешения существующих и появления новых противоречий. Результатом столкновения между двумя противоборствующими силами является не компромисс (сглаживание противоречий между сторонами), а совершенно новый продукт, рожденный в борьбе. Таким образом, изменяются и индивиды, и общества.

25. Понятие цивилизации.  Типы цивилизаций в истории  общества и проблема классификации  цивилизационных систем.

Термин цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:

-как синоним культуры (А. Тойнби).

-как определенная стадия в  развитии локальных культур, характеризующаяся  их деградацией и упадком (О.  Шпенглер).

-как ступень исторического развития  человечества, следующая за варварством  (Л. Морган, Ф. Энгельс).

В последнее время понятие цивилизация  легло в основу цивилизационного подхода к анализу социодинамики. Его сущность заключается в построении такой типологии общественных систем, при которой периоды развития социума анализируются на основе выделения качественно различающихся между собой технико-технологических условий развития, социально-этнических и социально-психологических особенностей тех или иных регионов планеты.

Существует несколько типологий  цивилизаций. Одна из наиболее распространенных связана с выделением восточной и западной цивилизаций.

Западная цивилизация характеризуется  целенаправленным стилем мышления, ориентированным  на конкретный результат деятельности и эффективность социальных технологий, на изменение мира и самого человека в соответствии с человеческими  представлениями и проектами. Европейская  цивилизация при соприкосновении  с иными цивилизациями обнаруживает тенденцию к социокультурной  экспансии, при этом часто проявляется  нетерпимость к иным культурам как  низшим и неразвитым. Научная мысль  Запада всегда была обращена на познание и преобразование мира, что проявлялось  в ее повышенном внимании к естествознанию, фундаментальным исследованиям. Для  Западной Европы свойственна установка  на инновационный путь развития, который  предполагает сознательное вмешательство  людей в общественные процессы, культивирование  таких интенсивных факторов развития как наука и техника. В политической сфере западной цивилизации присущи  гарантии частной собственности  и гражданских прав личности как  стимула к инновациям и творческой активности.

Восточная цивилизация чаще всего  определяется как традиционалистская, при этом обращается внимание на социально-политические и духовные особенности данного  региона. В отличие от Запада здесь  отмечается господство авторитарно-административной системы, характеризующейся деспотической  формой правления, высокой степенью зависимости людей от властвующих  структур и институтов.

В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась  трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.

Весьма широко распространены типологии  цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и  постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений.

Доиндустриальное общество иногда еще называется аграрным, традиционным, ему присуща ориентация на аграрный сектор экономики и хозяйства. В  данном обществе господствует натуральное  хозяйство и сословная иерархия, оно отличается нединамичностью социальных изменений, главную роль здесь играют традиции, которые во многом регламентируют жизнь социума.

Возникновение индустриальной цивилизации  связано с переходом к промышленно  развитому обществу, где господствует массовое рыночное производство. Оно  предполагает создание крупной машинной промышленности, переход к фабричной  организации труда и, как следствие, рост его производительности. В этом обществе «размывается» аграрный сектор, начинает доминировать промышленное производство, в результате чего активизируются процессы урбанизации.

Наука становится системообразующим  фактором общества, а научно-технический  прогресс определяет возможности и  перспективы социального прогресса.

Постиндустриальная цивилизация  отличается рядом новых особенностей по сравнению с индустриальной.

В ней доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы  услуг, где ведущую роль приобретают  наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую  промышленность. Господство собственности  на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая  доминирующая социальная группа –  профессионалов-управленцев. Постиндустриальному  обществу присуща децентрализация  экономики, эффективное антимонопольное  законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.

26. Доиндустриальный, индустриальный  и постиндустриальный типы общественного  развития. Индустриальное общество  как предмет социально-философского  анализа. 

Существует несколько основных подходов к рассмотрению общества в  его историческом развитии. Наиболее широкое распространение получил  цивилизационный, хотя единого мнения о его сущности не существует. Это  обусловлено:

1) многозначностью самого термина  «цивилизация»;

2) неоднородность оснований типологизации цивилизаций (способность характеризовать длительные этапы исторического развития общества, взятого во всей совокупности материальных и духовных форм его существования, при этом в реальном исследовании за основу анализа берется ограниченный набор параметров);

3) существование трех различных  версий цивилизационного подхода:  стадиальная, региональная и локальная.

Выделяют следующие периоды  развития человечества:

-доиндустриальный: ведущая роль  аграрного сектора экономики,  приоритет натурального хозяйства,  прямое насилие как опора власти, сословная иерархия, регулятор отношений  – моральные нормы, верховенством  семьи в социализации человека;

-индустриальный: ведущая роль промышленного  сектора экономики; превращение  капитала в рычаг власти, формирование  наций и национальных государств, возникновение демократических  институтов, регулятор отношений  в обществе – право, урбанизация,  снижение роли семьи.

Концепцию индустриальной цивилизации  была сформулирована в 2 вариантах:

1.концепция Р.  Арона: индустриальная цивилизация – общество такого типа, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий, а рационально организованная деятельность человека по активному воздействию на природную и социальную реальность определяет рост экономики, политики, культуры, цивилизации в целом.

2.концепция У.  Ростоу: выделяет пять последовательно сменяющих друг друга типов общества: традиционное (аграрное, иерархичное), переходное (интенсифицируется сельское хозяйство и происходит разделение государств по национальному признаку), общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции), общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложений капитала, НТП, всплеск урбанизации), «эра высокого массового потребления» (начинает доминировать сфера услуг, развертывается широкое производство товаров массового потребления и т.д.).

Таким образом, основным критерием  социально-экономического развития в  концепции индустриального общества выступает динамика техники и  технологии.

-постиндустриальный

1) радикальный вариант (Ж. Фурастье, А. Турен и Р. Арон) - потребность преодолеть недостатки индустриальной цивилизации и возвратиться к ряду ценностей традиционного общества (пригородный образ жизни, реабилитация религии, ручной или полуручной труд),

2)  либеральный вариант (Г. Кан, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл) – вычленяют в новом обществе три основные подсистемы – культуру, по¬литику и социальную структуру. 5 основных признаков, характеризующих постиндустриальную цивилизацию: доминирующая роль теоретического знания; создание экономики услуг; создание новой «интеллектуальной» техники и технологий; преобладание в социальной структуре технических специалистов; возможность планирования и контроля за техническим развитием и в целом возможность достижения новой ступени социального прогресса.

ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, введенное в философию А. Сен-Симоном  для определения социальной системы, в которой основным видом хозяйственной  деятельности является промышленное производство. Современная теория индустриального  общества оформляется в середине XX в. (Р. Дарендорф, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл). Теоретики индустриального общества полагают, что можно построить универсальную модель истории общества. Прообразом этой модели служит для них западное общество, поэтому их упрекают в европоцентризме, американизме, в том, что они недооценивают возможность различных типов исторического развития. Его основные признаки: машинное  производство, рациональная  (технологически целесообразная,  экономически выгодная) организация общественного труда,  свободный рынок, государственная система, обеспечивающая единство  гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения.  Разрабатывая  институциональную теорию демократизации  (теорию «социальной инженерии»), английский философ К.Поппер определяет индустриальное  общество как открытое общество (в нем доминируют рациональное мышление, критицизм,  индивидуализм) в противоположность закрытым, к которым он относит доиндустриальные, а также тоталитарные (их отличают  догматизм, подчинение авторитету, коллективизм). Различны  модернизации теории. Общее в них то, что они характеризуют индустриальное общество как систему, прогрессирующую в  направлении к постиндустриальному обществу. Модернизация, по  мнению ряда социологов, ведет к конвергенции, ко все большему  единообразию в строении, функционировании и развитии между индустриальными обществами.

 

27. Понятие техногенной  цивилизации. Концепция постиндустриализма  в современной социальной философии.  Феномен информационного общества.

Техногенная цивилизация – это  совокупность обществ, ориентированных  на технический прогресс и социальные изменения на его основе; для них  характерны высокий темп изменений  во всех сферах жизни, приоритет инноваций, высокая степень автономии личности.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"