Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
В различных концепциях философии истории выдвигаются разные критерии прогресса. У просветителей главным критерием прогресса было развитие разума и его внедрение в жизнь. У Гегеля историческим основанием прогресса и его критерием выступала свобода, точнее, осознание человеком свободы. Свобода находит у Гегеля выражение в конкретных формах государственного устройства. Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейший критерий его эволюции.
Существует несколько
Эволюционный подход. Большинство социологических теорий в XIX в. испытывали на себе влияние концепции социального прогресса и поисков лежащих в его основе законов эволюции. Согласно взглядам таких сторонников социального дарвинизма, как Спенсер, социальная эволюция аналогична биологической и приводит в результате к тому, что мир постепенно становится все лучше и лучше. В своей теории однонаправленной эволюции Спенсер утверждал, что перемены неуклонно преобразуют общество от однородных и простых структур в направлении ко все более разнообразным и взаимозависимым.
Теории циклических изменений.
Функциональная теория. Сторонники
структурно-функционального
Теория конфликта. Приверженцы теории конфликта полагают, что напряженные ситуации между конкурирующими группами являются основным источником социальных изменений. Наиболее точное определение конфликтологического подхода содержится в трудах К. Маркса, особенно в его понятии диалектики. Диалектика описывает мир в динамике, мир, который скорее находится в становлении, чем в состоянии бытия. Согласно теории диалектического материализма, любой экономический строй развивается до состояния максимальной эффективности, в течение всего процесса развития создавая в своих недрах внутренние противоречия, или слабые места, способствующие упадку этого строя. Классовый конфликт является особенно мощным источником изменений, и Маркс считал его ключом к пониманию истории человечества. Классовый конфликт проистекает из борьбы между членами общества, владеющими средствами производства материальных благ, и теми, кто такими средствами не владеет. По Марксу, любые изменения представляют собой продукт непрерывного конфликта противоположностей. Конфликт берет начало в противоречиях, которые изначально присущи всем вещам и процессам. Любое развитие - социальное, экономическое или человеческое - проходит через стадии разрешения существующих и появления новых противоречий. Результатом столкновения между двумя противоборствующими силами является не компромисс (сглаживание противоречий между сторонами), а совершенно новый продукт, рожденный в борьбе. Таким образом, изменяются и индивиды, и общества.
25. Понятие цивилизации.
Типы цивилизаций в истории
общества и проблема
Термин цивилизация (лат. сivilis – гражданский, государственный) до сих пор не имеет однозначного толкования. В мировой философской литературе он чаще всего употребляется в следующих основных значениях:
-как синоним культуры (А. Тойнби).
-как определенная стадия в
развитии локальных культур,
-как ступень исторического
В последнее время понятие
Существует несколько
Западная цивилизация
Восточная цивилизация чаще всего
определяется как традиционалистская,
при этом обращается внимание на социально-политические
и духовные особенности данного
региона. В отличие от Запада здесь
отмечается господство авторитарно-административной
системы, характеризующейся
В познании господствовал не логический, а интуитивный метод, что предполагало ненужность строгого понятийного языка. Высшей целью науки считалась трактовка трудов древних мыслителей, при которой демонстрировались идейная привязанность к классическим авторитетам. На Востоке доминировал художественно-образный стиль мышления с его интуитивностью, эмоциональной окрашенностью. Это придавало большую значимость процедуре интерпретации, а не выработке механизмов обоснования накопленных знаний и опыта.
Весьма широко распространены типологии цивилизаций, в которых выделяются доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный периоды развития человечества (Р. Арон, У. Ростоу, О. Тоффлер). В качестве критерия выделения данных этапов цивилизационной динамики рассматривается развитие материально-производственных технологий и тесно связанных с ними социально-политических и духовных отношений.
Доиндустриальное общество иногда
еще называется аграрным, традиционным,
ему присуща ориентация на аграрный
сектор экономики и хозяйства. В
данном обществе господствует натуральное
хозяйство и сословная
Возникновение индустриальной цивилизации
связано с переходом к
Наука становится системообразующим
фактором общества, а научно-технический
прогресс определяет возможности и
перспективы социального
Постиндустриальная
В ней доминирует так называемый «третий сектор» – сектор сферы услуг, где ведущую роль приобретают наука, образование, информация. На первый план выходят наукоемкие информационные технологии, оттесняя на задний план тяжелую промышленность. Господство собственности на средства производства постепенно сменяется правом на обладание информацией, благодаря чему формируется новая доминирующая социальная группа – профессионалов-управленцев. Постиндустриальному обществу присуща децентрализация экономики, эффективное антимонопольное законодательство. Компьютерные технологии широко представлены в основных сферах его жизнедеятельности. Данное обстоятельство дало возможность Тоффлеру назвать такое общество информационным.
26. Доиндустриальный, индустриальный
и постиндустриальный типы
Существует несколько основных
подходов к рассмотрению общества в
его историческом развитии. Наиболее
широкое распространение
1) многозначностью самого
2) неоднородность оснований
3) существование трех различных
версий цивилизационного
Выделяют следующие периоды развития человечества:
-доиндустриальный: ведущая роль
аграрного сектора экономики,
приоритет натурального
-индустриальный: ведущая роль промышленного
сектора экономики;
Концепцию индустриальной цивилизации была сформулирована в 2 вариантах:
1.концепция Р. Арона: индустриальная цивилизация – общество такого типа, в котором ведущая роль принадлежит развитию техники и технологий, а рационально организованная деятельность человека по активному воздействию на природную и социальную реальность определяет рост экономики, политики, культуры, цивилизации в целом.
2.концепция У. Ростоу: выделяет пять последовательно сменяющих друг друга типов общества: традиционное (аграрное, иерархичное), переходное (интенсифицируется сельское хозяйство и происходит разделение государств по национальному признаку), общество «стадии сдвига» (эпоха промышленной революции), общество «стадии зрелости» (бурное развитие экономики на основе вложений капитала, НТП, всплеск урбанизации), «эра высокого массового потребления» (начинает доминировать сфера услуг, развертывается широкое производство товаров массового потребления и т.д.).
Таким образом, основным критерием
социально-экономического развития в
концепции индустриального
-постиндустриальный
1) радикальный вариант (Ж. Фурастье, А. Турен и Р. Арон) - потребность преодолеть недостатки индустриальной цивилизации и возвратиться к ряду ценностей традиционного общества (пригородный образ жизни, реабилитация религии, ручной или полуручной труд),
2) либеральный вариант (Г. Кан, Дж. Гэлбрейт, Д. Белл) – вычленяют в новом обществе три основные подсистемы – культуру, по¬литику и социальную структуру. 5 основных признаков, характеризующих постиндустриальную цивилизацию: доминирующая роль теоретического знания; создание экономики услуг; создание новой «интеллектуальной» техники и технологий; преобладание в социальной структуре технических специалистов; возможность планирования и контроля за техническим развитием и в целом возможность достижения новой ступени социального прогресса.
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО — понятие, введенное в философию А. Сен-Симоном для определения социальной системы, в которой основным видом хозяйственной деятельности является промышленное производство. Современная теория индустриального общества оформляется в середине XX в. (Р. Дарендорф, Р. Арон, У. Ростоу, Д. Белл). Теоретики индустриального общества полагают, что можно построить универсальную модель истории общества. Прообразом этой модели служит для них западное общество, поэтому их упрекают в европоцентризме, американизме, в том, что они недооценивают возможность различных типов исторического развития. Его основные признаки: машинное производство, рациональная (технологически целесообразная, экономически выгодная) организация общественного труда, свободный рынок, государственная система, обеспечивающая единство гражданских прав, равенство возможностей, в том числе для образования и социального продвижения. Разрабатывая институциональную теорию демократизации (теорию «социальной инженерии»), английский философ К.Поппер определяет индустриальное общество как открытое общество (в нем доминируют рациональное мышление, критицизм, индивидуализм) в противоположность закрытым, к которым он относит доиндустриальные, а также тоталитарные (их отличают догматизм, подчинение авторитету, коллективизм). Различны модернизации теории. Общее в них то, что они характеризуют индустриальное общество как систему, прогрессирующую в направлении к постиндустриальному обществу. Модернизация, по мнению ряда социологов, ведет к конвергенции, ко все большему единообразию в строении, функционировании и развитии между индустриальными обществами.
27. Понятие техногенной
цивилизации. Концепция
Техногенная цивилизация – это
совокупность обществ, ориентированных
на технический прогресс и социальные
изменения на его основе; для них
характерны высокий темп изменений
во всех сферах жизни, приоритет инноваций,
высокая степень автономии