Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

Оформление  дисципл-но орг-ной науки в культуре эпохи Возр-ния и Н. Вр.

Из-за бурного развития ест-ых наук в XV-XVII вв. в науке усил-ся эмпир-кие тенденции, возникает потребность в форм-нии методологии экс-ого естествознания и возрождении фил-ого и научного наследства ант-сти. Для естествознания важнейший аргумент - опыт, изучение природы. Гл. признак истинной науки Леонардо да Винчи - опытная обоснованность, достоверность и разумная док-ость. Радикальный пересмотр мир-ких оснований научного поиска - новая космология Коперника. Он положил вклад в дальнейшее развитие клас-кого естест-ния. Джордано Бруно четко проводил мысль, что для открытия природных законов чувственного познания недостаточно. Отталкиваясь от учения о мат-ном единстве Вселенной, Бруно аргументирует мысль о сущ-нии различных форм жизни во Вселенной, в том числе разумной. Нов. время. 16-18 вв. произошли 2 глоб-ые науч. революции: 1. Форм-ние механистической картины мира; 2. Распр-ние диалек-ого мат-зма. Началась клас-кая наука, она обусловила характер науч. познания, наука обрела статус целостной системы в единстве 3-х основных статусов: 1) науч. система знаний; 2) спос-сть производить знания; 3) соц-ый институт. В рез-те направленности фил. мысли на мат-но-личностное создаются предпосылки для становления инж-ого подхода. Николай Кузанский. Пантеист (Бог во всем). Геометризм – форма представления дейст-сти, баз-ся на зрительном восприятии. Гл. открытие - развитие понятия предела, который он использовал в толковании природы Бога и геом. фигур. Создал метод, принцип макс-ого. и мин-ого, подошел к отн-сти и предпосылочности любого знания. Нов. Вр. – эпоха ранних буржуазных революций. Ф. Бэкон. Сосредоточен на практике и науке. Знание – сила, стимулирует чел. к действию. Новаторство Бэкона - понимание практико-обусловленности знания, видел разрыв между практикой и знанием. Научное знание следует за экспериментом. Знание появл-ся в рез-те осмысления данных экс-нта. Экс-ент индуцирует знание -> метод индукции – лог-ское умозаключение от частного к общему. Ограничения: из-за одного отриц-ого рез-та - отказ от применения общего правила. Он называл не недостатком, а особенностью. Декарт – метод-кое сомнение – эф-ный прием в научных исл-ях. Ищет истинность знания в области чел-ого интеллекта – в уме чел, в его разуме. «Я мыслю, значит существую». Основание достоверного суждения прежде всего сам размышляющий субъект. Основные постулаты Декарта: а) исходный пункт в мыслящем субъекте; б) принцип метод-ого сомнения, интел-ная интуиция и следующая за ней дедукция; в) деление изуч-ого явления на составные, мельчайшие частицы; г) восхождение от простого к сложному; д) поиск рац-ого порядка во всем; е) развитие концепции врожденных идей; ж) дуалистичность: представление мира, состоящим из 2-х субстанций (мат-ой и дух-ой).. Галилей установил принцип относ-сти. Доказал, что инерциальные системы отсчета физически равноправны и все законы мех-ки одинаковы. Равномерное движение может длиться сколь угодно долго. Ньютон развил его програму. 4 осн. аспекта мех-ки Ньютона: метод принципов; мат-кий язык; законы и нач-ые условия; гипотетико-дедуктивная структура мех-ки. Сложилась механистическая картина мира.

 

35. Понятие научной рациональности. Клас-кий, неклас-ский и постнекласический этапы развития науки. Предпосылки становления современной науки.

Научная рациональность – соответствие теорет-их построений тем средствам познания, нормам и идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине (соответствию знания тому, о чем оно сообщает, адекватности описаний зафиксированному предмету). Критерии рациональности - логические законы и правила, фил-ие допущения, сущ-щие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения иссл-ких задач и пр.

Выделяют 3 этапа в истории науки: 1 клас-кая наука (XVII в. до конца XIXв – нач. ХХ в.); 2. неклас-кая наука (1-я половина XX – первая НТР); 3. постнекл-кая наука (60-е гг. XX в.)

Классическая наука, исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теор-ком объяснении элиминировать все, что относится к субъекту, средствам, приемами и операциям его деят-сти. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Характерные черты: субъект отделен от объекта, со стороны познаёт мир, условие истинного знания – исключение из научного познания всего, что относится к субъекту и средствам познания

Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходящий пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм клас-кой науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деят-сти. Экспликация этих связей рассм-ся в кач-ве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Характерная черта - объект рассм-ся в связи со средствами и операциями деят-сти. Переход к неклассической науке сопровождался рядом изменений: 1. вхождение субъекта в поле научного знания в качестве компонента; 2. наука ориентируется не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом; 3. бурное развитие физики, квантовой механики → установлена природа химических связей; 4. возникновение межнаучных дисциплин: физикохимия, стереохимия, органических синтез; 5. развитие биологии; 6. развитие астрологии. В конце XIX начале XX в. произошел ряд новых открытий, которые не вписывались в мех-кую картину мира (самопроизвольное излучение). Кюри –описали искусственную радиоактивность полония и радия. Томсон – открыл электроны в атомах. Планк – дискретность электромагнитного излучения. Резерфорд – обнаружил ядро, создал планетарную модель атома. Бор – установил: электроны не излучают, находясь на стандартных орбитах - квантовая модель атома. Бройль – все микрочастицы имеют корпускулярную волновую природу. Шпеденгер – уравнение волновой механики. Гейзенберг – принцип неопределенности. Дирак – Разработал квантовую теорию гравитаций, основное уравнение нестандартной расширяющейся Вселенной, которое лежит в основе современной космологии. Эйнштейн – теория относительности – пространство и время связаны между собой и с движущейся материей. 4-х мерное пространство, где время 4-ая координата. Лоренц –– размеры движущегося тела изменяются в сторону направления скорости движения.

Существенный  признак постнеклассической пауки — включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерная черта - знания об объекте соотносятся не только со средствами но и с ценностно-целевыми структурами.

Особенности: 1. Революция в хранении и получении знаний; 2. Появление генных технологий; 3. Развитие эволюционной химии; 4. Усиление мат-зации естествознания, повышение абстрактности и сложности, 5. Развитие вычислительной техники; 6. Повышение роли мат-кого модел-ния; 7. Развитие электроники и наноэлектроники.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала еще несколько десятилетий назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимодействия с обществом. Функций: - познавательная главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, - мировоззренческая цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира; - производственная, призвана рационализировать, обеспечить производству нормальное функционирование, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий; - управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов; - культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования; - идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает, научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты; - практически-действенная функция осуществляется  главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых; - методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания; - производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - функция обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными.

 

36. Эмпирический и теоретический  уровни научного познания. Структура  эмпирического исл-ия. Научный факт. Эмпирические обобщения и закономерности.

Научное познание - сложноорганизованная целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Эмпирический и теоретический уровни отличаются по: общей направленности познавательного процесса, предмету, типу использованных средств, формам фиксации полученного результата.

Эмпирический уровень: познание ориентированно на описание явлений: 1. установление факта сущ-ия объекта; 2. описание наблюдаемых свойств; 3. определение интенсивности свойств и их динамика (невидимая). Предмет исследования – наблюдаемые явления, их связи и отношения. Фиксация отношений выражается в эмпирических закономерностях. Эмпирические исследования имеют свои средства: - средства реального наблюдения; - измерение и экспериментирование. Методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Фиксируются эмпирические знания средствами естественного языка в эмпирические закономерности, в различного рода диаграммы, таблицы и прочие. Язык эмпирического исследования должен быть адоптирован к специфики изучаемых объектов и к языку их теоретического объяснения.

Теоретический уровень: познание ориентированно на выявление сущности объектов. Цель – объяснение. Основное средство – теор-ские абстрактные объекты (конструкты), которые представляют реальные объекты в «чистом виде». Теор-кое иссл-ние – манипулирование абстрактными объектами (наделение повышенными свойствами). Методы теор-кого исследования: мысленный эксперимент, идеализация, аксеономизация, гипотетико-дедуктивный метод, формализация, математическое моделирование и др. Результат фиксируется в форме понятий, законов, принципов и категорий.

Соотношение: 1. Дедуктивизм (Платон, Аристотель, Декарт) 1-ый план в научном познании – гипотетическое обобщение, из которых методом дедукции выводится следствие, сопоставимое с эмпирическими данными; 2. Индуктивизм (Бэкон, Миль). Приоритет опытным данным, на основе которых методом индукции делаются теоретические обобщения. На обоих уровнях есть общие элементы и они взаимодействуют. Абстрактные объекты обусловлены накопленными эмпирическими данными и содержанием ранее установленных теоретических законов.

Структура эмпирического исследования: 1. данные наблюдений – наблюдение м.б. случайным и целенаправленным, которые фиксируются в соответствии с направленностью научного исследования по целям и задачам. Отражают наличие объекта, их свойства и отношения с другими объектами; 2. эмпирические факты - предложения, истинность которых определяется данными наблюдения и эксперимента. Они отличаются от (1) устойчивостью, наличием интерпретации. Понятие (2) отличаются от понятия научные факты, которые обозначают: - некоторые события, явление, которое включено в сферу познавательных интересов субъекта; - особого рода эмпирическое высказывание об изучаемой реальности; - понятие закона и теории. Т.о. (2) является 2-ым пунктом научных фактов. Подходы к пониманию научных фактов: 1. фактуализм – научные факты автономны по отношению к различным теориям; 2. теоретизм – факты зависимы от теории. Парадокс – теоретическая нагруженность факта: - в формировании фактов учувствуют знания, проверяемые независимо от теории; - факты дают стимул для образования новых теоретических знаний; - теоретические знания могут участвовать в формировании новых фактов. Функции фактов: - совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез построения теорий; - факторы играют важную роль в подтверждении / опровержении гипотез и теорий.

  1. эмпирические закономерности (феноменологические теории) – возникают при систематизации накопленных эмпирических фактов на начальной стадии развития науки. Они помогают изучать наблюдаемые связи и явления, т.к. они являются индуктивными обобщениями, они имеют вероятностный характер. Эмпирические обобщения, получаемые на нижележащем уровне исследования, не представляют собой убедительных объяснений. Их можно получить, если использовать методы теоретического конструирования, идеализации объекта, знакового моделирования, формализации, метод мысленного эксперимента, гипотетико-дедуктивный метод, методы математической гипотезы, восхождения от абстрактного к конкретному и др., замещающие реальные объекты в варианте «предельного случая», где интересующие исследователя процессы проявлялись бы «в чистом виде». Поэтому основными средствами теоретических исследований выступают такие, как материальная точка в механике, абсолютно твердое тело в физике, идеальный газ в термодинамике. Важнейшей задачей теоретического знания является достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания, разработка концептуальн<span class="Normal__Char" style=" font-size: 11pt; letter-spacing

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"