Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Оформление дисципл-но орг-ной науки в культуре эпохи Возр-ния и Н. Вр.
Из-за бурного развития ест-ых наук в XV-XVII вв. в науке усил-ся эмпир-кие тенденции, возникает потребность в форм-нии методологии экс-ого естествознания и возрождении фил-ого и научного наследства ант-сти. Для естествознания важнейший аргумент - опыт, изучение природы. Гл. признак истинной науки Леонардо да Винчи - опытная обоснованность, достоверность и разумная док-ость. Радикальный пересмотр мир-ких оснований научного поиска - новая космология Коперника. Он положил вклад в дальнейшее развитие клас-кого естест-ния. Джордано Бруно четко проводил мысль, что для открытия природных законов чувственного познания недостаточно. Отталкиваясь от учения о мат-ном единстве Вселенной, Бруно аргументирует мысль о сущ-нии различных форм жизни во Вселенной, в том числе разумной. Нов. время. 16-18 вв. произошли 2 глоб-ые науч. революции: 1. Форм-ние механистической картины мира; 2. Распр-ние диалек-ого мат-зма. Началась клас-кая наука, она обусловила характер науч. познания, наука обрела статус целостной системы в единстве 3-х основных статусов: 1) науч. система знаний; 2) спос-сть производить знания; 3) соц-ый институт. В рез-те направленности фил. мысли на мат-но-личностное создаются предпосылки для становления инж-ого подхода. Николай Кузанский. Пантеист (Бог во всем). Геометризм – форма представления дейст-сти, баз-ся на зрительном восприятии. Гл. открытие - развитие понятия предела, который он использовал в толковании природы Бога и геом. фигур. Создал метод, принцип макс-ого. и мин-ого, подошел к отн-сти и предпосылочности любого знания. Нов. Вр. – эпоха ранних буржуазных революций. Ф. Бэкон. Сосредоточен на практике и науке. Знание – сила, стимулирует чел. к действию. Новаторство Бэкона - понимание практико-обусловленности знания, видел разрыв между практикой и знанием. Научное знание следует за экспериментом. Знание появл-ся в рез-те осмысления данных экс-нта. Экс-ент индуцирует знание -> метод индукции – лог-ское умозаключение от частного к общему. Ограничения: из-за одного отриц-ого рез-та - отказ от применения общего правила. Он называл не недостатком, а особенностью. Декарт – метод-кое сомнение – эф-ный прием в научных исл-ях. Ищет истинность знания в области чел-ого интеллекта – в уме чел, в его разуме. «Я мыслю, значит существую». Основание достоверного суждения прежде всего сам размышляющий субъект. Основные постулаты Декарта: а) исходный пункт в мыслящем субъекте; б) принцип метод-ого сомнения, интел-ная интуиция и следующая за ней дедукция; в) деление изуч-ого явления на составные, мельчайшие частицы; г) восхождение от простого к сложному; д) поиск рац-ого порядка во всем; е) развитие концепции врожденных идей; ж) дуалистичность: представление мира, состоящим из 2-х субстанций (мат-ой и дух-ой).. Галилей установил принцип относ-сти. Доказал, что инерциальные системы отсчета физически равноправны и все законы мех-ки одинаковы. Равномерное движение может длиться сколь угодно долго. Ньютон развил его програму. 4 осн. аспекта мех-ки Ньютона: метод принципов; мат-кий язык; законы и нач-ые условия; гипотетико-дедуктивная структура мех-ки. Сложилась механистическая картина мира.
35. Понятие научной
Научная рациональность – соответствие теорет-их построений тем средствам познания, нормам и идеалам, которые приняты наукой и ведут к объективной истине (соответствию знания тому, о чем оно сообщает, адекватности описаний зафиксированному предмету). Критерии рациональности - логические законы и правила, фил-ие допущения, сущ-щие картины мира, методы, категории, схемы объяснения и понимания, принципы построения научных теорий, образцы решения иссл-ких задач и пр.
Выделяют 3 этапа в истории науки: 1 клас-кая наука (XVII в. до конца XIXв – нач. ХХ в.); 2. неклас-кая наука (1-я половина XX – первая НТР); 3. постнекл-кая наука (60-е гг. XX в.)
Классическая наука, исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теор-ком объяснении элиминировать все, что относится к субъекту, средствам, приемами и операциям его деят-сти. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе безотносительно к условиям его изучения. Характерные черты: субъект отделен от объекта, со стороны познаёт мир, условие истинного знания – исключение из научного познания всего, что относится к субъекту и средствам познания
Неклассическая наука (первая половина XX в.), исходящий пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм клас-кой науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деят-сти. Экспликация этих связей рассм-ся в кач-ве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Характерная черта - объект рассм-ся в связи со средствами и операциями деят-сти. Переход к неклассической науке сопровождался рядом изменений: 1. вхождение субъекта в поле научного знания в качестве компонента; 2. наука ориентируется не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом; 3. бурное развитие физики, квантовой механики → установлена природа химических связей; 4. возникновение межнаучных дисциплин: физикохимия, стереохимия, органических синтез; 5. развитие биологии; 6. развитие астрологии. В конце XIX начале XX в. произошел ряд новых открытий, которые не вписывались в мех-кую картину мира (самопроизвольное излучение). Кюри –описали искусственную радиоактивность полония и радия. Томсон – открыл электроны в атомах. Планк – дискретность электромагнитного излучения. Резерфорд – обнаружил ядро, создал планетарную модель атома. Бор – установил: электроны не излучают, находясь на стандартных орбитах - квантовая модель атома. Бройль – все микрочастицы имеют корпускулярную волновую природу. Шпеденгер – уравнение волновой механики. Гейзенберг – принцип неопределенности. Дирак – Разработал квантовую теорию гравитаций, основное уравнение нестандартной расширяющейся Вселенной, которое лежит в основе современной космологии. Эйнштейн – теория относительности – пространство и время связаны между собой и с движущейся материей. 4-х мерное пространство, где время 4-ая координата. Лоренц –– размеры движущегося тела изменяются в сторону направления скорости движения.
Существенный признак постнеклассической пауки — включенность субъективной деятельности в «тело знания». Она учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Характерная черта - знания об объекте соотносятся не только со средствами но и с ценностно-целевыми структурами.
Особенности: 1. Революция в хранении и получении знаний; 2. Появление генных технологий; 3. Развитие эволюционной химии; 4. Усиление мат-зации естествознания, повышение абстрактности и сложности, 5. Развитие вычислительной техники; 6. Повышение роли мат-кого модел-ния; 7. Развитие электроники и наноэлектроники.
Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала еще несколько десятилетий назад. Изменился весь ее облик и характер ее взаимодействия с обществом. Функций: - познавательная главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, - мировоззренческая цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира; - производственная, призвана рационализировать, обеспечить производству нормальное функционирование, внедрение в производство нововведений инноваций, новых технологий; - управленческо - регулятивная функция выражается в том, что наука должна разрабатывать идейно-теоретические и методологические основы управления и регуляции, прежде всего это касается социальных явлений и процессов; - культурно-воспитательная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования; - идейно-преемственная, традиционная функция обеспечивает, научной памяти, связь времен, преемственность различных поколений ученых, передачу традиций исследовательской эстафеты; - практически-действенная функция осуществляется главным образом через практическую, производственную деятельность людей, в которой происходит процесс материализации, "овеществления" научного знания, идей ученых; - методологическая функция призвана исследовать проблемы методологии науки, разрабатывать способы, средства и методы научного познания; - производство, воспроизводство и подготовка научных кадров - функция обеспечивает сферу научного производства необходимыми специалистами, исследователями, учеными.
36. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Структура эмпирического исл-ия. Научный факт. Эмпирические обобщения и закономерности.
Научное познание - сложноорганизованная целостность, отличающуюся особой структурной организацией. Эмпирический и теоретический уровни отличаются по: общей направленности познавательного процесса, предмету, типу использованных средств, формам фиксации полученного результата.
Эмпирический уровень: познание ориентированно на описание явлений: 1. установление факта сущ-ия объекта; 2. описание наблюдаемых свойств; 3. определение интенсивности свойств и их динамика (невидимая). Предмет исследования – наблюдаемые явления, их связи и отношения. Фиксация отношений выражается в эмпирических закономерностях. Эмпирические исследования имеют свои средства: - средства реального наблюдения; - измерение и экспериментирование. Методы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Фиксируются эмпирические знания средствами естественного языка в эмпирические закономерности, в различного рода диаграммы, таблицы и прочие. Язык эмпирического исследования должен быть адоптирован к специфики изучаемых объектов и к языку их теоретического объяснения.
Теоретический уровень: познание ориентированно на выявление сущности объектов. Цель – объяснение. Основное средство – теор-ские абстрактные объекты (конструкты), которые представляют реальные объекты в «чистом виде». Теор-кое иссл-ние – манипулирование абстрактными объектами (наделение повышенными свойствами). Методы теор-кого исследования: мысленный эксперимент, идеализация, аксеономизация, гипотетико-дедуктивный метод, формализация, математическое моделирование и др. Результат фиксируется в форме понятий, законов, принципов и категорий.
Соотношение: 1. Дедуктивизм (Платон, Аристотель, Декарт) 1-ый план в научном познании – гипотетическое обобщение, из которых методом дедукции выводится следствие, сопоставимое с эмпирическими данными; 2. Индуктивизм (Бэкон, Миль). Приоритет опытным данным, на основе которых методом индукции делаются теоретические обобщения. На обоих уровнях есть общие элементы и они взаимодействуют. Абстрактные объекты обусловлены накопленными эмпирическими данными и содержанием ранее установленных теоретических законов.
Структура эмпирического исследования: 1. данные наблюдений – наблюдение м.б. случайным и целенаправленным, которые фиксируются в соответствии с направленностью научного исследования по целям и задачам. Отражают наличие объекта, их свойства и отношения с другими объектами; 2. эмпирические факты - предложения, истинность которых определяется данными наблюдения и эксперимента. Они отличаются от (1) устойчивостью, наличием интерпретации. Понятие (2) отличаются от понятия научные факты, которые обозначают: - некоторые события, явление, которое включено в сферу познавательных интересов субъекта; - особого рода эмпирическое высказывание об изучаемой реальности; - понятие закона и теории. Т.о. (2) является 2-ым пунктом научных фактов. Подходы к пониманию научных фактов: 1. фактуализм – научные факты автономны по отношению к различным теориям; 2. теоретизм – факты зависимы от теории. Парадокс – теоретическая нагруженность факта: - в формировании фактов учувствуют знания, проверяемые независимо от теории; - факты дают стимул для образования новых теоретических знаний; - теоретические знания могут участвовать в формировании новых фактов. Функции фактов: - совокупность фактов образует эмпирическую основу для выдвижения гипотез построения теорий; - факторы играют важную роль в подтверждении / опровержении гипотез и теорий.