Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Наиболее значительная для культурной динамики форма культурной коммуникации – взаимодействие или диалог культур. Это понятие используется для обозначения суммы непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также суммы их рез-ов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Можно выделить следующие уровни взаимодействия культур:
- этнический – отношения между локальными этносами, историко-этнографическими социальными общностями;
- межнациональный – основан на диалоге различных государственно-политических структуры и политических элит;
- цивилизационный – встреча разных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества, здесь наиболее продуктивен диалог культур.
Способы, принципы и формы взаимодействия культур различны: мирные, добровольный и принудительные, колониальное и военное завоевание. Главной формой диалога культур являются: международные отношения, включающие слуд. механизмы их реализации: кодекс международной дипломатии (круглые столы, совместные комиссии) и «третейский суд» (ООН, ЮНЕСКО, Международный суд), система социальных институтов и механизмов внутри самих культур.
К началу XXI в. возникла необходимость адаптации всей системы культуры к глобальному информационному пространству. Оно меняет характер диалога между отдельными локальными культурами, создает правила и способы диалога между культурами как необходимые средства и условия межкультурного общения.
30. Культура
и духовная жизнь общества. Мораль
как нормативная система.
Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.
Выделяют 2 сферы культуры:
1).
Материальная культура. (Предметы
быта, орудия труда, техника,
2). Сфера духовной культуры. (Технология, религия, философия, идеология, наука, мораль, искусство (= эстетическая культура), политическая и правовая культура).
Духовная жизнь – деятельность, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и др. духовные потребности. Она как и материальная жизнь является основным способом жизнедеятельности людей.
Основу духовной жизни составляет духовное производство, т.е., разработка взглядов и представлений, теорий, концепций и др. образований и ценностей. Области духовной сферы (идеологическая, научная, художественная и др.) образуют определенную целостность. Важную роль в этой целостности играют воспитание и образование, которые выступают как необходимые пути и условия, приобщения человека к культуре, потреблению духовных ценностей и к творческой деятельности.
Духовность опирается на базовые ценности: - красота; - истина; - вера; - смысл жизни; - добра; (порядок+закон) – все это благо по Платону.
Формы общественного сознания: политическое; правосознание; моральное; эстетическое; религиозное; эстетическое.
Мораль –соц-ый институт, одна из форм общ-ого сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общ-ой жизни. В русском языке понятием, соот-щими морали, выступает «нравственность». Наука, изучающая мораль, называется этика. Слова «моральный», «нравственный», «этический» обычно выступают синонимами. Мораль – регулятор соц-ого поведения, один из основных способов регуляции действий чел. в обществе с помощью моральных норм.
Источником моральных норм - само общество. Можно систематизировать нормы морали и создать некий «моральный кодекс», однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общ-ном мнении и получают отражение в различных произведениях лит-ры и искусства. Наказание за нарушение моральных норм – общественное порицание и осуждение. Высшей духовной ценностью и категорией морали является добро. Добро – это то, что общество считает нравственным, достойным подражания; это положит-ое содействие потребностям людей; все, что способствует развитию и совер-нию общества. Зло имеет противоположное значение. Это все безнравственное, достойное осуждения, ведущее к регрессу общества.
Связаны с категориями
добра и зла категории
Категории морали определяют высшие духовные ценности. Высшие духовные ценности – некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед испытаниями.
Свойства морали:
1).
Общезначимые свойства:1 - социально-экономическая
обусловленность; 2 - мораль относительно
независима от существующих
2). Специфические свойства:1 - императивный характер (повеление, предписание, требование);2 - нормативность (регулирование человеческого поведения посредством правил, установок, заповедей);3 - оценочность (одобрение или осуждение явлений действительности, поведения людей, а также самооценка).
Структура морали (Мораль как система):- принципы;- нормы;- идеалы.
Функции морали:- регулирующая;- оценочная;- воспитательная;- мировоззренческая. Однако основная функция морали – регулятивная.
Религия - особый тип мировоззрения иформа общественного сознания, в основе которой лежит вера в сверхъестественное.
Различают религии теистические и нетеистические.
Теистические (ислам, иудаизм, христианство)
Нетеистические (буддизм, конфуцианство)
Исторические формы религии:- родоплеменные религии (фетишизм, магия);- национальные (государственные) религии (индуизм);- мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
Свойства религии:- общезначимые (как и морали);- специфические ;- идея воздаяния (компенсаторная);- учение о спасении; - вера в сверхъестественное
Структура религии:- религиозное сознание;- религиозная деятельность (культ); - религиозные организации;- религиозные отношения
Функции религии: - восполнительная (иллюзорно-компенсаторная);- мир-ренческая; - регулирующая;- интегрирующая;- дезинтегрирующая;- легитимирующая (санкции власти);
- воспитательная;- просветительская
Искусство.
Понятие
«искусство» «эстетическая
Художественная культура относится и к материальной и к духовной культуре.
Эстетическая культура - форма общественного сознания, в основе которой лежат представления о красоте.
Определения искусства
Характерные черты искусства:
Функции искусства:- компенсаторная;- социально-преобразующая;- познавательная; - предвосхищение;- коммуникативная;- информационная;- воспитательная;- внушение; - гедонистическая;- эстетическая.
31. Социальная мифология, утопия,
идеология и их роль в
Миф - предание, рассказ о важных событиях и явлениях, передаваемый в устной форме, имеющий образно-символическую форму. Структурирует социальный опыт на основе архетипов коллективного бессознательного.
Особенности мифа:
Мифы бывают: космогонические (о происхождении мира), антропогонические (о происхождении человека), социальные (о социальном неравенстве), теогонические (о богах). Мифология - особый тип мировоззрения и форма духовной деятельности, в основе которой лежат основанные на вере попытки объяснить окружающий мир и выявить в нем смысл. Функции мифологии: объясняет окружающий мир, упорядочивает коллективное восприятие мира и деятельность людей, регулирующая, стандартизирующая.
Мифология
отличается от религии, т.к. осознает единство
человека и мира (а религия делит
мир на естественный и сверхъестественный).
Различают классическую и современную мифологию:
Современная мифология - средство идеологической и политической деятельности, некритическое восприятие индивидами и массовым сознанием культурных программ. Социальная мифология - базисная структура группового самосознания, основанного не на знании, а на вере, следовательно, ее невозможно критиковать (т.к. она иррациональна).
Мифология - средство идеологизации и пропаганды, механизм формирования социальных иллюзий, широк используемый СМИ. Утопия - повествование о наилучшем общественном состоянии. (от греческого «утопос» - место, которого нет). Понятие ввел Томас Мор. Утопия возникает в следствии осознания кризисных состояний общества и имеет устойчивые социальные корни (основания), критическую направленность и антиидеологический характер. Социальное действие характеризуется элементами утопии.
Общие признаки утопии:
Утопия отличается от науки отсутствием объективного анализа общества.
Утопия отличается от мифологии рациональностью.
Утопия отличается от идеологии, т.к. не выражает интересы определенной социальной группы.
20 в. - Антиутопия - критическое повествование об обществе, построенном на утопических принципах.Суть: выделение опасной тенденции в развитии общества и анализ ее так, как будто она распространилась на все общество.
Идеология: 19в - появление термина для обозначения идеалистических взглядов. Маркс и Энгельс понимали под идеологией искаженное, ложное отражение действительности и интересов различных социальных слоев, движений и партий.
Идеология - отражение взглядов, социальных потребностей и интересов различных социальных слоев, движений и партий. 20в - возникают представления о деидеологизации общественной жизни, об уменьшении влияния идеологии, о том, что место идеологии заняла социальная мифология.
Структура идеологии:
1
- учение об основоположниках; 2 -
комментарии, разъясняющие
Функции идеологии:
Идеологический плюрализм - многообразие идеологий, которое может развиваться в двух направлениях:
Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.
Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей.
32. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Формы осмысления научного познания: теория познания, методология и логика науки.