Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

Наиболее значительная для культурной динамики форма культурной коммуникации – взаимодействие или диалог культур. Это понятие используется для обозначения суммы непосредственных отношений и связей, которые складываются между различными культурами, а также суммы их рез-ов, взаимных изменений, возникающих в ходе этих отношений. Можно выделить следующие уровни взаимодействия культур:

- этнический – отношения между локальными этносами, историко-этнографическими социальными общностями;

- межнациональный – основан на диалоге различных государственно-политических структуры и политических элит;

- цивилизационный – встреча разных типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества, здесь наиболее продуктивен диалог культур.

Способы, принципы и формы взаимодействия культур  различны: мирные, добровольный и принудительные, колониальное и военное завоевание. Главной формой диалога культур являются: международные отношения, включающие слуд. механизмы их реализации: кодекс международной дипломатии (круглые столы, совместные комиссии) и «третейский суд» (ООН, ЮНЕСКО, Международный суд), система социальных институтов и механизмов внутри самих культур.

К началу XXI в. возникла необходимость адаптации всей системы культуры к глобальному информационному пространству. Оно меняет характер диалога между отдельными локальными культурами, создает правила и способы диалога между культурами как необходимые средства и условия межкультурного общения.

 

30. Культура  и духовная жизнь общества. Мораль  как нормативная система. Искусство  как эстетическое отношение к  миру. Религия как форма духовного  освоения реальности.

Культура — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества.

Выделяют 2 сферы культуры:

1). Материальная культура. (Предметы  быта, орудия труда, техника, коммуникации, выведенные человеком сорта растений  и животных, компоненты природы,).

2). Сфера духовной культуры. (Технология, религия, философия, идеология, наука, мораль, искусство (= эстетическая культура), политическая и правовая культура).

Духовная  жизнь – деятельность, удовлетворяющая потребности людей в познании, творчестве, эмоциональном переживании и др. духовные потребности. Она как и материальная жизнь является основным способом жизнедеятельности людей.

Основу  духовной жизни составляет духовное производство, т.е., разработка взглядов и представлений, теорий, концепций  и др. образований и ценностей. Области духовной сферы (идеологическая, научная, художественная и др.) образуют определенную целостность. Важную роль в этой целостности играют воспитание и образование, которые выступают как необходимые пути и условия, приобщения человека к культуре, потреблению духовных ценностей и к творческой деятельности.

Духовность  опирается на базовые ценности: - красота; - истина; - вера; - смысл жизни; - добра; (порядок+закон) – все это благо по Платону.

Формы общественного  сознания: политическое; правосознание; моральное; эстетическое; религиозное; эстетическое.

Мораль –соц-ый институт, одна из форм общ-ого сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общ-ой жизни. В русском языке понятием, соот-щими морали, выступает «нравственность». Наука, изучающая мораль, называется этика. Слова «моральный», «нравственный», «этический» обычно выступают синонимами. Мораль – регулятор соц-ого поведения, один из основных способов регуляции действий чел. в обществе с помощью моральных норм.

Источником  моральных норм - само общество. Можно  систематизировать нормы морали и создать некий «моральный кодекс», однако записать все нормы морали невозможно. Они живут в общ-ном мнении и получают отражение в различных произведениях лит-ры и искусства. Наказание за нарушение моральных норм – общественное порицание и осуждение. Высшей духовной ценностью и категорией морали является добро. Добро – это то, что общество считает нравственным, достойным подражания; это положит-ое содействие потребностям людей; все, что способствует развитию и совер-нию общества. Зло имеет противоположное значение. Это все безнравственное, достойное осуждения, ведущее к регрессу общества.

Связаны с категориями  добра и зла категории справедливости и несправедливости. Справедливость – требование соот-вия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обяз-ями чел, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием. Несоот-вие в этих соотношениях оценивается как несправедливость.

Категории морали определяют высшие духовные ценности. Высшие духовные ценности – некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед испытаниями.

Свойства  морали:

1). Общезначимые свойства:1 - социально-экономическая  обусловленность; 2 - мораль относительно  независима от существующих условий;3 - возможность активно воздействовать  на общественные процессы;4 - преемственность  в развитии;5 - взаимодействие с  другими формами духовной культуры.

2). Специфические свойства:1 - императивный характер (повеление, предписание, требование);2 - нормативность (регулирование человеческого поведения посредством правил, установок, заповедей);3 - оценочность (одобрение или осуждение явлений действительности, поведения людей, а также самооценка).

Структура морали (Мораль как система):- принципы;- нормы;- идеалы.

Функции морали:- регулирующая;- оценочная;- воспитательная;- мировоззренческая. Однако основная функция морали – регулятивная.

Религия - особый тип мировоззрения иформа общественного сознания, в основе которой лежит вера в сверхъестественное.

Различают религии теистические и нетеистические.

Теистические (ислам, иудаизм, христианство)

  1. Бог вне мира (над миром) и направляет его.
  2. Чел. вступает с богом в напряженные личные отношения, от кот. зависит его судьба.
  3. Человек отделен от бога (из-а грехопадения) и связан с ним верой и через церковь.

Нетеистические (буддизм, конфуцианство)

  1. Бог - космическое безличное начало (мир, душа, высший разум), которое постоянно присутствует в мире.
  2. Мир и человек включены в мировой космический порядок, при этом религиозный субъект и бог едины (карма, Дао, сиита)
  3. Человек не отделен от абсолюта и постоянно подчинен ему в поступках и перерождениях.

Исторические  формы религии:- родоплеменные религии (фетишизм, магия);- национальные (государственные) религии (индуизм);- мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

Свойства  религии:- общезначимые (как и морали);- специфические ;- идея воздаяния (компенсаторная);- учение о спасении; - вера в сверхъестественное

Структура религии:- религиозное сознание;- религиозная  деятельность (культ); - религиозные  организации;- религиозные отношения

Функции религии: - восполнительная (иллюзорно-компенсаторная);- мир-ренческая; - регулирующая;- интегрирующая;- дезинтегрирующая;- легитимирующая (санкции власти);

- воспитательная;- просветительская

Искусство.

Понятие «искусство» «эстетическая культура»  и «духовная культура» не совпадают.

Художественная  культура относится и к материальной и к духовной культуре.

Эстетическая  культура - форма общественного сознания, в основе которой лежат представления о красоте.

Определения искусства

  1. Процесс и совокупный результат человеческой деятельности, выраженный в практически-духовном освоении мира.
  2. Основной способ эстетического освоения мира и его воспроизведения в образно-символической форме.
  3. Образ мира и человека в сознании художника, выраженный им художественными средствами (звук, слово, линия, цвет, форма).
  4. Художественное творчество в целом.

Характерные черты искусства:

  1. Искусство основано преимущественно на чувственном восприятии мира.
  2. связано с переживаниями и эмоциями.
  3. имеет субъективный характер.
  4. присуща образность и творческий характер.
  5. служит средством общения между людьми (автор и реципиент).

Функции искусства:- компенсаторная;- социально-преобразующая;- познавательная; - предвосхищение;- коммуникативная;- информационная;- воспитательная;- внушение; - гедонистическая;- эстетическая.

 

31. Социальная мифология, утопия, идеология и их роль в развитии  современной культуры. Общечеловеческие  ценности и проблема культурно-национальной  идентичности.

Миф - предание, рассказ о важных событиях и явлениях, передаваемый в устной форме, имеющий образно-символическую  форму. Структурирует социальный опыт на основе архетипов коллективного  бессознательного.

Особенности мифа:

  1. чувственность и конкретность; 2. богатство воображения и отсутствие рассудочности; 3. перенесение человеческих свойств на окружающий мир (олицетворение); 4. неумение абстрагировать атрибуты и форму от предмета; 5. замена сути эпизодами; 6. Повествовательность; 7. миф игнорирует логические законы; 8. особая логика чудесного; 9.совпадение идеального и реального.

Мифы  бывают: космогонические (о происхождении  мира), антропогонические (о происхождении человека), социальные (о социальном неравенстве), теогонические (о богах). Мифология - особый тип мировоззрения и форма духовной деятельности, в основе которой лежат основанные на вере попытки объяснить окружающий мир и выявить в нем смысл. Функции мифологии: объясняет окружающий мир, упорядочивает коллективное восприятие мира и деятельность людей, регулирующая, стандартизирующая.

Мифология отличается от религии, т.к. осознает единство человека и мира (а религия делит  мир на естественный и сверхъестественный).Следовательно, мифология возможна вне религии.

Различают классическую и современную мифологию:

Современная мифология - средство идеологической и политической деятельности, некритическое восприятие индивидами и массовым сознанием культурных программ. Социальная мифология - базисная структура группового самосознания, основанного не на знании, а на вере, следовательно, ее невозможно критиковать (т.к. она иррациональна).

Мифология - средство идеологизации и пропаганды, механизм формирования социальных иллюзий, широк используемый СМИ. Утопия - повествование о наилучшем общественном состоянии. (от греческого «утопос» - место, которого нет). Понятие ввел Томас Мор. Утопия возникает в следствии осознания кризисных состояний общества и имеет устойчивые социальные корни (основания), критическую направленность и антиидеологический характер. Социальное действие характеризуется элементами утопии.

Общие признаки утопии:

  1. осознание неистинности существующей социальной реальности
  2. критика ведущих тенденций существования общества
  3. универсализм (повсеместность)
  4. возможность реализации утопии
  5. окончательное решение вех социальных проблем через воплощение утопии.

Утопия  отличается от науки отсутствием  объективного анализа общества.

Утопия  отличается от мифологии рациональностью.

Утопия  отличается от идеологии, т.к. не выражает интересы определенной социальной группы.

20 в. - Антиутопия - критическое повествование  об обществе, построенном на утопических  принципах.Суть: выделение опасной тенденции в развитии общества и анализ ее так, как будто она распространилась на все общество.

Идеология: 19в - появление термина для обозначения идеалистических взглядов. Маркс и Энгельс понимали под идеологией искаженное, ложное отражение действительности и интересов различных социальных слоев, движений и партий.

Идеология - отражение взглядов, социальных потребностей и интересов различных социальных слоев, движений и партий. 20в - возникают представления о деидеологизации общественной жизни, об уменьшении влияния идеологии, о том, что место идеологии заняла социальная мифология.

Структура идеологии:

1 - учение об основоположниках; 2 - комментарии, разъясняющие смысл  учения для последователей; 3 - жизнеописания  основоположников; 4 - теоретическая  догматика (обосновываются принципы); 5 - идеологические дисциплины, которые  приводят научное знание в  соответствие с общими принципами  идеологии; 6 - программные и просветительские  элементы, необходимые для обращения  к широким слоям населения; 7 - пропагандистские, образовательные  и ритуальные институты и формы  деятельности; 8 - идеологические кадры

Функции идеологии:

  1. смыслообразующая, мировоззренческая; 2. Интегрирующая; 3. Нормативная; 4. Регулирующая; 5. Легитимирующая; 6. Делигирующая; 7. Целеполагание.

Идеологический  плюрализм - многообразие идеологий, которое  может развиваться в двух направлениях:

  1. на основе единой интегрированной идеологии
  2. в отсутствии такой идеологии

Гумани́зм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности, возникло как философское течение в эпоху Возрождения.

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей.

 

32. Понятие науки. Наука как  деятельность, социальный институт  и система знания. Формы осмысления  научного познания: теория познания, методология и логика науки.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"