Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Политическая сфера в первую очередь представлена системой государственных политических органов. В общем смысле в рамках политической сферы происходит регулирование политических отношений, или отношений власти. В современных демократических обществах государственные органы включают в себя исполнительную, законодательную и судебную ветви, которые, в идеале, не зависят друг от друга и выполняют свои строго определенные функции. Законодательная власть призвана создавать законы, в соответствии с которыми должно жить общество. Исполнительная власть призвана осуществлять общее руководство обществом на основе выработанных законодательной властью законов и следить за их исполнением. Судебная власть призвана определять законность действий отдельных индивидов и степень их виновности в случае нарушения ими законов.
Основная задача государства
как целостной политической
- сохранение стабильного
политического режима; - сохранение
суверенитета страны, защиту от
внешних политических угроз; - развитие
законодательной базы и
духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Духовная сфера включает систему воспитания, общего, специального, высшего образования, научные учреждения, союзы, учреждения досуга и культурного развития индивидов, органы печати, памятники культуры, религиозные общины и т.д. Основные компоненты духовной сферы общественной жизни ? это культура, наука, воспитание и образование, религия.
Социальная структура
– строение общества как целостной
системы, состоящей из элементов
и связей между ними. Социальная
структура – исторически
Соц.стр-ра общ-ва исторически изменяется. Можно выделить следующие подструктуры:
1) соц.-этническая стр-ра, связанная с биологич.природой и включающая в себя:
род -объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями
племя -объед-е вышедших из 1го корня, но потом отделившихся друг от друга родов;
народность -исторически сложившаяся общность людей, в основу к-рой уже не кровно-родственные, а террит-ные, соседские связи между людьми с общим языком, культурой, зачатками экономических связей;
нации – сов-ть людей, формирование к-рых было связано с развитием капитализма и к-рые отличаются такими признаками, как общность территории, языка, экон.жизни, общие черты психического склада, наличие нац.самосознании и специфич.культуры, общность духовной жизни.
2) соц.-демографическая - в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроизводящая себя совокупность людей.
3) соц.-пространственная, , выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).
4) соц.-классовая, - в рамках марксистского подхода определенная историческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определенной системе общественною производства, по отношению к средствам производства, по роли в общественной организации труда и по способам получения доли общественного богатства.
5) профессиоиально-
Теория соц стратификации –обознач-т сис-му критериев соц расслоения м соц диффер-ции по широк кругу принц-в (доходы, образов, квалифик).
Соц. Страт.
основы современного
подхода к изучению соц.
стратификации были заложены
М. Вебером, рассматривавшим
Марксистская концепция социума является материалистической.
: сущность общественных
связей – совместно
Движущей силой в развитии
являются противоречия взаимодействия
производительных сил (это люди, занятые
в производстве, а также средства
и орудия труда) и производственных
отношений (это отношения, в которые
вступают люди по поводу собственности
в процессе производства). Производительные
силы развиваются быстрее
Общий социологический закон: способ производства материальных благ определяет социальный, духовный и политический образ жизни. В зависимости от преобладающего способа производства в историческом процессе выделяют этапы – общественные, экономические формации. Выделяют 5 формаций: капиталистическая, коммунистическая, первобытнообщинная, феодальная, рабовладельческая. Переход от одной к другой может иметь эволюционный характер или с помощью революции. История человечества – единый прогрессивный процесс, движущей силой которого являются народные массы. Марксизм не отрицает роль ведущих выдающихся личностей. Таким образом марксизм противостоит фатализму и волюнтаризму, т.к. полагает, что деятельность выдающихся исторический личностей была под действием общественной необходимости.
Применительно к обществу марксизм
придерживался позиций
Марксистская философия вкл. в себя два направления: диалект материализм и исторический материализм (социология).
Общество – это система сост. из 2 осн. компонентов:
Общество рассматрив, не как совокупность фактов, а как естественный исторический процесс, реализ. в соответствии с какими-то законами истории. История же упорядочена, совокупность фактов
Социология
марксизма — это исторический
материализм. История объясняется
развитием производительных сил
общества. Исторические эпохи соответствуют
общественно-экономическим
Законы развития общества:
1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции. 2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке. 3. Закон классовой борьбы и социальных революций. 4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Вебер (1864-1920) – Макс Вебер – выдающийся немецкий социолог, экономист, историк, создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии 20 века. в основе его теории лежало сосредоточение внимания социолога на выявлении смысла действия людей, их поведения, который они сами в них вкладывают. Социология по Веберу – наука об осмысленном социальном действии. Вебер проводит различия между науками о природе, основанными на объяснениях, науками о культуре, основанных на понимании.
Разр-л концепцию 2-х методов:
Социология – наука, которая стрем. постичь смысл поведения людей (соц. действий). Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Действие становится социальным лишь тогда, когда:
1)действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; 2)действие, поведение людей соотнесено с поведением других, соориентированно.
2 признака социального действия: - субъективно подразумеваемый смысл и - ориентация на поведение других людей.
Сами соц. действия подразделяются на 4 категории: (по степени рациональности)
- целерациональное (созн. избран., созн. цель, осознанное); - ценностно-рациональное (зависит от ценностных ориентаций); - аффективные (из-за вспышки эмоций); - традиционные (в следствие привычек, традиций, обычаев).
Два типа действ. человека:
4 идеальных типа социального действия:
Характер и облик общества определяется первыми двумя типами (a,b). Они определяют цели и смысл всего что происходит в обществею
Вебер выделил 3 типа власти:
1) легальный (законы, рац. принципы управления, чел-к подчин. закону);
2) традиционный (признание старых традиций и др. иерархий);
3) хоризмотический «высший» (власть – божественный дар, преданность государю, святая иррациональная вера в правителя).
19. Модель общества в концепции структурного функционализма Т. Парсонса. Общественная рациональность и коммуникативное действие в теории Ю. Хабермаса.
Парсонс предложил изучать общество как систему. Согласно Т.Парсонсу, любая социальная система для сохранения своего равновесия должна выполнять следующие функции:
- приспособление
к окружающей среде (адаптация)
- определение
и достижение целей (
- координация
функций и поддержание
- снятие
напряжения и воспроизводство
культурно-ценностных образцов, норм
и стандартов поведения (
На уровне
общества функцию адаптации
Т.Парсонс рассматривал развитие общества как эволюционный процесс упорядочения системных отношений, повышения сложности систем и увеличения их возможностей для удовлетворения своих потребностей.