Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Основные подходы:
- Субстанциальная
традиция - сознание понимается как особая
субстанциональная вещь, не требующая
для своего существования других вещей.
Человеческое сознание является частичкой
мирового сознания. В античности трактует
сознание как внутренний духовный
мир человека (в античности Платон,
Аристотель). Философия Нового времени
- сознание предстает в качестве замкнутой
в себе субъективности, особой субстанции
(Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциональный
подход, несмотря на свою ограниченность,
позволил выявить сложную структуру субъективной
реальности, мира идеальных феноменов.
Немецкая классическая философии (И. Кант,
Ф. Гегель), выявила влияние мира культуры
на формирование феноменов индивидуального
сознания (воли, воображения, ценностей)
и разграничившей индивидуальное и надиндивидуальное
сознание.
- Натуралистически-
сводит специфические качества сознания к характеристикам более низкого уровня – отражениям: а)вульгарный материализм: сознание – совокупность физиологических процессов. б)Монистический материализм: сознания не существует, существует только материалистические процессы. Берет начало в философии Нового времени. Согласно этому подходу, развивавшемуся метафизическим материализмом (Ж. Ламетри, П. Гольбах, П. Кабанис) и опиравшимся на достижения физиологии и медицины, сознание - это особая функция мозга человека, благодаря которой он оказывается в состоянии познавать окружающий мир и самого себя. В границах натуралистического подхода была поставлена психофизиологическая проблема, но не были учтены связи человеческого сознания с миром культуры, его социальная обусловленность.
- экзистенциально-
Сознание определяется свойством интенциональности (это свойство сознания быть сознанием о чем-то, сознание всегда предметно, «сознание о…»). Сознание – субъективная реальность, экстенсивная в пространственном отношении. Сознание – неразрывная связь индивидуума с предметом познания. ( Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) Данная традиция в трактовке сознания отказывается от характерной для философской классики оппозиции “субъект--объект” и исходит из рассмотрения субъективности как специфического бытия. Для нее в мире имеет место не мышление о бытии, а бытие мышления. Феноменологию интересует не бытие предметов как таковых, а многообразие способов их данности, явления себя человеку.
- психоаналитическая
Поставила перед философией проблему бессознательного (З. Фрейд), т.е. проблему существования скрытых детерминат сознания, не представленных в нем самом. Наряду с признанием персонального бессознательного, она ввела представление о коллективном бессознательном (К. Юнг, Э. Фромм), символизирующем наследие опыта предшествующих поколений людей в индивидуальной психике человека.
- Социокультурная традиция
Представлена философией марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс). В рамках диалектико-материалистической философии была детально проанализирована проблема генезиса и развития сознания под воздействием социокультурных факторов и выявлены механизмы связи наиндивидуального (общественного) сознания со сферой практически--предметной деятельности людей.
Существуют несколько подходов к проблеме сознания:
Физикализм- материалистический подход к проблеме С., согласно которому сознание как сомостоятельная субстанция не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук. Данная точка зрения основана на следующих фактах: головной мозг человека является сложнейшим механизмом природы, высшим уровнем организации материи; сознание не может существовать без мозга, а мозг- биологический орган; человечество получило возможность создавать иск-й интеллект, носителем которого является машина- материальный объект; медикаментозное воздействие на организм может отражаться на сознании; образы в сознании не имеют характеристак массы, запаха, четких размеров и формы; сознание может господствовать над образами (увеличивать, уменьшать их и тп.).
Объективный идеализм- признает наличие как сознания так и материи, однако сознанию отводит первичную роль и рассматривает ее в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания».
Умеренный материализм- считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя.
С.- высшая форма биологического отражения. она наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление. С. характеризуется: глубиной, способностью к абстракции, способностью к предметно-практической деятельности, возможностью передачи сознания (наличие зыка). Главные свойства сознания: идеальность, интенциональность, идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи). Предмет сознания- окружающий мир, его предметы, явления.
Функции сознания: познавательная (получение знаний), аккумулятивная или накопительная функция (накопление знаний), аксиологическая или оценочная (оценивание знаний), функция целенаправленности или функция формирования цели (постановка цели), творческая или конструктивная функция (реализация цели), коммуникативная (общение), регулятивная или управленческая функция (регулирует деятельность человека.
Интеллект – способность оперировать понятиями в рамках рассудка и разума. Рассудок – это оперирование понятиями формальной логики (операции формальной логики). Разум – это способность оперировать понятиями, выходящими за пределы формальной логики. Разновидности интеллекта: 1. Животный – предметное мышление, животное может только схватывать отношение между конкретными вещами, 2.Человеческий – оперирование понятиями на уровне рассудка и разума, 3.Искусственный – логические операции, осуществляемые машиной, 4.Гибридный – мышление по схеме “человек-машина”.
Искусственный Интеллект – способность устройства решать задачи, непосильные для человека и делать это не в результате быстродействия, а в результате применения нового метода.
Философия ИИ ставит вопросы:
Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений? Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать? Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером? Вопрос «Может ли машина мыслить?».
Этические проблемы создания искусственного разума: Если в будущем машины смогут рассуждать, осознавать себя и иметь чувства, то что тогда делает человека человеком, а машину — машиной? Если в будущем машины смогут осознавать себя и иметь чувства, возможно ли будет их эксплуатировать или придется наделять их правами? Если в будущем машины смогут рассуждать, то как сложатся отношения людей и машин? Данный вопрос был не раз рассмотрен в произведениях искусства на примере противостояния людей и машин. Если в будущем машины будут сродни людям, то как сложатся их взаимоотношения с Богом? Будет ли человек, которому в результате многочисленных медицинских ампутаций заменили 99 процентов тела на искусственные органы, считаться машиной?
СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ - действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие "С.Р." еще не получило четкой экопликации и употребляется в основном как синоним понятий "общественная жизнь", "общество", "социально-историческое бытие", "общественный процесс" и др. Впервые в социологии понятие "С.Р." стало применяться в понятийном аппарате феноменологической социологии .
В настоящее время употребляют термин "С.Р." в двух смыслах: онтологическом, отражающим все объективно существующие социальные процессы и явления; и эпистомологическом, являющимся предметом конкретных социально-гуманитарных наук и теорий.
Общество как целостная система включает в себя многообразные элементы, представляющие сложную иерархию подсистем- экономическую, политическую, социальную, духовную и тд. В рамках каждой из таких систем люди подразделяются на слои, классы, сословия, касты и проч.
Понятие “общество” характеризует целостную систему связей и отношений между людьми, которые исторически возникают в процессе их жизнедеятельности.
Общество - сложнейший объект познания. Социальное познание имеет дело с объект-субъектной реальностью. Специфика ее познания обусловлена бесконечным разнообразием объективных и субъективных факторов социальной жизни, характером социальных законов, сложностью верификации или фальсификации социального знания.
В социальной философии имеет место ряд программ к исследованию общества: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая, марксистская, а также теория социального действия и др.
Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний.
Наиболее значительную роль в жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы, как социальная, экономическая, политическая.
Общество - это системное
целостное образование, которое
интегрирует множество
Общество - это открытая
система, которая существует и
развивается во взаимодействии
с природой, преобразуя ее и
постоянно изменяя условия
Наиболее значительную
роль в жизнедеятельности
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
сложившиеся отношения между
людьми (т.е. связи, возникшие в процессе
деятельности людей, например отношения
обмена и распределения в
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
Социальная сфера охватывает всю совокупность социальных взаимодействий и отношений, которые не сводимы к какой-либо из вышеперечисленных сфер социальной жизни. Таким образом, межличностные, неинституциализированные отношения относятся к социальной сфере.
Многие социологи предлагают
понимать социальную сферу
экономическую (производительные силы, производственные отношения)
Экономическая сфера включает
в себя все социальные институты,
организации, системы и структуры,
которые обеспечивают использование
доступных обществу ресурсов (земля,
рабочая сила, капитал, управление,
полезные ископаемые) для обеспечения
удовлетворения определенного уровня
первичных и вторичных
В рамках экономической сферы можно выделить 4 ключевых подсферы:
- производство; - распределение; - обмен; - потребление.
политическую (государство, партии, общественно-политические движения)