Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

  Важное  место в концепции Т.Парсонса занимает категория социального действия. От физического и биологического действия его отличают: 1) наличие символических механизмов регуляции (язык, традиции, ценности); 2) нормативность индивидуального поведения, т.е. его зависимость от принятых в данном обществе правил и норм; 3) субъективность мотивации действий.

  Разработанная  Т. Парсонсом модель социального действия состоит из трех элементов: 1) деятель; 2) ситуация; 3) ориентация деятеля на ситуацию. Деятель - это активный индивид или социальная группа, способные ставить перед собой цель, определять способы ее достижения. Ситуация - это различные физические, социальные, культурные факторы, от которых зависит действие. Ориентация деятеля - это его ожидания от партнеров, стремление получить поддержку с их стороны.

  Представления  об обществе, основанные на структурном  функционализме, длительное время  господствовали в западной социологии. Однако с течением времени  они были подвергнуты критике,  справедливость которой признал  сам Т.Парсонс.

Хабермас считал, что любое социальное явление можно объяснить из его причин и из субъективных оснований. Соответственно общество более контролируемо и управляемо, если в нем чрезмерно развито тенденция к причинному объяснению. Общественные системы с таким способом объяснения охватывают экономические и политические области, а прогресс происходит только в науке. Вместе с тем происходит углубление и развитие «жизненного мира людей». Люди обнаруживают различия между природой и обществом, между собой и др., между истиной и ложью, между морально правильным и морально неправильным.

Главное отличие  социального учения Ю. Хабермаса — теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация — это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир — это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация.

Одна из центральных  категорий в творчестве Хабермаса - социальное действие. В его анализе ощущается влияние идей М. Вебера. Рассматривая это понятие, представитель он выделяет формальные действия, ориентированные на результат, и коммуникативные действия, направленные на взаимопонимание между их субъектами. Для него важным становится выявление степени рациональности (как и у Вебера) действия. Отличие от Вебера - Хабермас интерпретирует процесс рационализации как результат коммуникативного, а не целенаправленного действия. Легимитимация через действие может совершиться, исходя не из традиции, а из принципа свободного согласования, рационального консенсуса, а также из основного принципа коммуникативного действия – понимания.

Уровни рационализации: нормативный, диалектический, риторический. Социальную эволюцию Хабермас понимал как развитие познавательных способностей, развитие рационализации. Он различал 5 стадий эволюции общества: мифопоэтическая (первобытные люди); космологическая (стремление объяснить происхождение мира); религиозная (Бог — объект познания мира); метафизическая или философская (познание мира мышлением); современная. Результаты рационализации осуществляются в виде идеальных типов социального действия.

Типы социального  действия:

1) стратегическое (главное — цель); 2) нормативное  (главное — норма поведения); 3) драматургическое (игра, создание имиджа); 4) коммуникативное (свободное соглашение  участников для достижения положительных  результатов). 

20. Общества как развивающаяся система. Проблема источников и движущих сил социального развития. Природа социальных противоречий и конфликтов.

Общество представляет собой сложно организационно-социальную систему, включающую в себя отдельных индивидов и  социальные общности, объединенные кооперативами, согласованные связями и процессами саморегуляции, самоструктурирования и самовоспроизведения.

Общество как сложноорганизованная и саморазвивающаяся система  обладает следующими специфическими чертами:

1) человеческое общество отличается  большим разнообразием социальных  структур, систем и подсистем.  Это не механическая сума индивидов,  а сложная система, в которой  формируются и фунционируют различные общности и группы, большие и малые роды, племена, классы, нации, семьи, коллективы. Общество имеет сложный и иерархический характер, различные подсистемы связаны соподчиненными отношениями.

2) общество не сводимо к людям,  его составляющим- это система вне- надиндивидуальных форм, связей, отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.

3) самодостаточность, т.е. способность  общества своей активной совместной  деятельностью создавать  и  воспроизводить  необходимые условия  собственного сущестествования.

4) человеческое общество отличает  исключительная динамичность, незавершенность  и альтернативность развития. Выбор  пути развития является звеном  между прошлым и будущим.

5) важнейшей особенностью является  непредсказуемость, нелинейность  развития. Наличие в обществе  большего количества подсистем,  постоянное столкновение интересов  и целей различных людей создает  предпосылки для реализации различных  вариантов и моделей будущего  развития общества.

6) При построении различных моделей  развития общества, при вмешательстве  человека в характер развития  необходимо обязательное осмысление  последствий такого вмешательства. 

Движущими силами общества являются такие причинные связи, которые  возникают на основе внутренних противоречий. Сами движущие силы могут быть разделены  на общие и особенные, но к ним  нельзя относить единичные, случайные  причины. Для конкретного выделения  движущих сил необходимо рассмотреть  общество со стороны его воспроизводства, для того, чтобы исключить единовременные причины. Необходимо соотносить выделяемые причины с пониманием прогресса. Кроме понятия движущих сил используют иногда понятие фактора.

Понятие фактора используется тогда, когда нельзя стразу установить причину  и выйти на движущую силу. В качестве источников развития общества необходимо выделять наиболее глубокие причины.

К движущим силам относят: 1) противоречия, 2) производительные силы, 3) способы  производства и обмена, 4) разделение труда, 5) продолжительные действия больших масс людей, 6) революции, 7) потребности.

Исходной категорией для движущих сил является категория деятельности. Деятельность предполагает наличие  субъекта и объекта, а значит наличие  субъективных и объективных моментов. Двигаясь от абстрактного к конкретному можно выделить схему: деятельность – виды деятельности – объект-субъект деятельности – объективные и субъективные факторы – потребности – интересы – ценности – цели.

Географический детерминизм: к  движущим силам необходимо относить, кроме социальных, еще и природные факторы.

Движущие силы также могут быть: общеисторические и специфические.

          Исторический  тип движущих сил предполагает:

1) анализ основных противоречий; 2) тип отношений между общественными  субъектами; 3) характер труда; 4) особенности  качественного состояния субъекта; 5) темпы развития.

В марксизме движущая сила – классовая  борьба; в теории структурно-функционального  анализа действие; в теории интеракционализма взаимодействие.

В социальной философии сформировались различные подходы к вопросу  об источниках социальной динамики –  от роли духовного смысла до материальных факторов.

Для марксизма характерно видеть источник социальных трансформаций - в противоречии между производительными силами и производственными отношениями.

Вебер – источник социальных изменений  в сфере духовных смыслов, изменении  культурных систем, философских воззрений.

Выделяют различные формы социального  конфликта – прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование  ненасильственных способов устранения социальных конфликтов и достижения согласия. Существуют различные пути, способы формы избегания конфликтов - избегание, откладывание, сближение, переговоры конфликтующих сторон.

История показывает, что хотя в  ряде случаев насилие оправдано, оно носит деструктивный характер и способствует деморализации общества, отбрасывает общество назад. Поэтому  закономерным результатом поиска иных альтернативных насилию стратегий  являются идеалы компромисса, диалога, сотрудничества, ограничения деструктивных  начал человека.

21. Проблема объективного и субъективного в историческом процессе. Статус и функции социального субъекта. Роль личности и масс в истории.

Проблема взаимосвязи человеческого  общества и общественного человека конкретизируется в проблеме соотношения  субъективного фактора и объективных  условий функционирования, и развития обществ (исторического процесса). Общественное сознание и субъективный фактор, общественное бытие и объективный фактор взаимосвязаны, но не тождественны один другому.

Функционирование и развитие любого человеческого общества - это процесс, в котором практически действуют, с одной стороны, субъективный фактор (люди, общности), а с другой –  объективные условия (географические, средства производства, институты), которые  становятся рамками целей, планов, деятельности людей и ее результатов, часто  противоположных поставленным целям. Субъективный и объективный факторы переносят основной вопрос социальной философии из гносеологической сферы в практическую.

Субъективный фактор - это социальная деятельность элит, партий, классов, народов, включающая их интересы - цели, программы, организованность, волю и энергию  в достижении поставленных целей. Это не общественное сознание, характеризующее общество в целом, вне его реализации в общественной практике, а часть общественного сознания, проявляющаяся в социальной (практической и духовной) деятельности элит, партий, классов и т.п. Таким образом, субъективный фактор - это единство сознания и деятельности каких-то социальных субъектов.

К объективным факторам развития относятся  размер территории, климат, уровень  средств производства, состояние институтов (семьи, образования, суда, армии и т.п.). Это не общественное бытие как характеристика общества в целом, а лишь та его часть, которая определяет сознание и деятельность данного социального субъекта: элиты, партии, класса, народа и т.п. Объективный фактор ставит определенные объективные пределы данному субъективному фактору в его целях и планах: данный субъект должен считаться с этими объективными возможностями своей деятельности.

В историческом идеализме субъективный фактор по отношению к объективным  условиям является определяющим. Он включает в себя, как уже говорилось, сознательную деятельность выдающихся людей, опирающуюся  на государственную власть и церковь. Народная масса выступает здесь  важным объективным фактором (условием) общественного развития наряду с  другими.

В историческом материализме понятия "субъективный фактор" и "объективные  условия" показывают соотношение  между сознательной деятельностью  человека и обстоятельствами, в которых  он действует. Исторический материализм  обращает внимание на то, что если "общественное бытие" и"общественное сознание" характеризуют структуру общества, то"объективный и субъективный факторы" - процесс его изменения. Как правило, общественное бытие оказывается в базисе, а общественное сознание - в надстройке экономической формации общества.

Главной силой истории являются народ, передовые классы, трудящиеся массы. Не личность определяет роль народа, а народ определяет роль личности. Народные массы, это, прежде всего те классы и социальные слои, которые  приводят в движение общественное производство, живут за счет собственного труда, то есть массы трудящихся. Из каких  конкретно общественных классов  и социальных групп состоят народные массы, зависит от эпохи, характера  общественно-экономической формации. Повседневная трудовая деятельность простых  людей, развивающих производство, не только обеспечивает общество всем необходимым, но и создает материальную основу последовательной смены общественно-экономических  формаций, то есть поступательного  развития человечества.

Массы играют большую роль и в  политической жизни. Без их политической деятельности немыслимо развитие общество и, прежде всего социальные революции. Какой бы класс не приходил к власти в ходе революции, ее главной движущей силой всегда были народные массы. Но даже в эволюционные периоды истории  массы играют великую роль. В часы величайших национальных испытаний  именно народные массы, а не эксплуататорские классы, решали судьбу своей страны, вставая на ее защиту. Столь же велика роль народных масс и в развитии культуры, именно широкие массы трудящихся заложили основы всей духовной культуры человечества, создали условия для  ее прогресса. Многие культурные направления  долгое время развивались исключительно, как народное творчество.

Несмотря на решающую роль народных масс в истории общества, марксизм важное место отводит роли личности - роли выдающихся людей, руководителей, вождей, лидеров - показывает, что они  выполняют необходимую для общества функцию. Это относится как к  ученым, художникам и писателям, без  деятельного участия которых  невозможно движение вперед науки и  культуры, так и политическим и  общественным лидерам. Они выполняют  функцию идеологического, культурного  и политического руководства  массами, общественными классами и  общественными группами.

В заключение необходимо подчеркнуть, что роль народных масс и роль личности в истории носит всегда объективно и субъективно ограниченный характер. В основе этой ограниченности лежит  господствующий в обществе способ производства и возникающие из него общественные отношения, продуктом которых являются как массы, так и личность.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"