Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Наука – особая форма познания и тип духовного производства и социальной истины. Наука представляет собой особую форму духовной деятельности, направленной на производство знаний и имеющей непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов. Наука – творческая деятельность по получению нового знания и результат такой деятельности – совокупность знаний, приведенных в систему на основе определенных принципов.
Наука как специфическая деятельность — это система познавательных действий, направленных на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о природной, социальной и духовной реальности и самом познании. Она имеет устойчивые признаки:
Наука как система знаний — это совокупность систематизированных и обоснованных сведений о природной, социальной и духовной реальности и имеет четкую структуру:
1.твердое ядро науки; 2. периферия научных знаний – истинное и неистинное знание. или:
Наука как социальный институт - это сообщество занятых научной деят-тью людей, организованное в системе научных учреждений. Как соц. институт наука оформилась в Новое время. Внешне это выглядело как объединение разрозненно работавших ученых-одиночек в академии, позже — в исслед-ские лаборатории и НИИ.
Классификация науки:
В развитии науки выделяют периоды:
- преднаука, - собственно наука или
- классический, - неклассический, -постклассический.
Формы рефлексивного осмысления: теория познания, методология и логика науки. Главными вопросами являются: как познавать, в какой последовательности и с помощью каких средств, чтобы процесс познания соответствовал объекту и давал истинное знание.
Теория познания(гносеология или эпистемология) – это раздел философии, в котором предметом исследования является процесс познания в его целостности, а не просто в отдельных формах. Рассматривается сущность познавательного процесса, его общий механизм, его возможности, предпосылки, условия, всеобщие основания. Важная проблема познания – соотношения знания и реальности и проблема достижения истины.
Предмет гносеологии - анализ: 1. всеобщих предпосылок сознания, его сущности и возможности; 2. форм познания; 3. путей познания; 4. отношения знания к реальности; 5. условий истинности знания; 6. соотношения объекта и субъекта познания; 7. критериев познавательной деятельности: строгости, систематичности, последовательности; 8. средств и мотивов познания.
Методология науки. Это ядро философии науки. В узком смысле – это учение о методах научного познания. Методология происходит от двух греческих слов: методос – путь исследования или познания и логос – слово, учение.
Методология научного познания – это рефлексивная система, отражающая структурную динамику научного знания и рациональные обоснования оптимальных путей приращения знаний. Существуют три основные вида методологии познания:
1. Конкретно научная
методология. Она представляет
собой форму осмысления
2. Общенаучная методология.
Также рефлексивная система.
3. Философская методология
– система принципов,
Логика науки. Сущ. два уровня логики науки: 1. логические средства получения знаний: обоснования, доказательства; 2. анализ самих средств получения знаний.
Логика – дисциплина,
которая применяет понятия
33. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности. Феномен паранауки. Эзотеризм и девиантная наука.
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Научное познание (на его основе возникает наука). В общем смысле научное познание определяется как процесс получения объективных знаний о действительности. Объективный – не зависящий от сознания. Конечная цель научного познания – достижение истины. Непосредственная цель научного познания состоит в описании, объяснении и предсказании явлений и процессов действительности на основе открываемых им законов. Научное объяснение означает указание (вскрытие) причин. Цель познания также состоит в открытии законов. Закон – это совокупность необходимых, существенных, всеобщих и повторяющихся связей между явлениями и процессами действительности. Законы бывают двух типов: динамические и статистические. Динамические законы – те, выводы которых носят однозначный характер. Наука опирается, прежде всего, на динамические законы. Статистические закономерности характеризуются вероятностным характером.
Вненаучное познание, в отличие от научного, не основано на объективных предпосылках. Как и научное, вненаучное познание может быть теоретическим, но в основу такого познания, как правило, положены заведомо ложные положения. Это такие формы позн-ной деят-сти, кот-ые возникают как: а) первичные формы осмысления реальности, предшествующие научному знанию; b) как знание, несоот-щее общепринятым критериям построения и обоснования предлагаемых концепций; c) как знание, доп-щее существующие виды научного знания; d) как противоречащее науке знание, строящееся на игнорировании эмпирических фактов, хар-ся крайней авторитарностью и пониженным критицизмом.
Вненаучное познание характеризуется: - недостаточной обоснованностью; - частой недостоверностью; - иррационализмом. К видам вненаучного знания относятся: этнонаука, протонаучное знание, девиантная наука, псевдонаучное знание и т.д.
Можно выделить следующие формы вненаучного познания:
Паранаука - термин, обозначающий многообразные учения и течения, сущ-щие за пределами науки и идеалами научной рациональности, но связанные с ней по исследуемой проблематике и подходам. Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не соответствуют критериям научности. Различие между наукой и паранаукой подразумевает, что имеется официально признанное научное сообщество, которому доверено решать, какие воззрения являются научными, а какие нет. Паранаука- это знания, которое стремится принять научную форму, но утверждает, что паранаука имеет преимуществу перед наукой.Во-первых, паранука изучает другие формы реальности. Объектом является другая онтолгия (наука о бытие). Во-вторых, паранаука утверждает, что существуют способы познания этих фундаментальных глубоких связей. В третьих. Паранаука- это когда познанные знания можно использовать в интересах человека. Сущ. 4 направления паранауки: герметизм- очень закрытое. Напоминает сектантство; кабала; оккультизм, магия-этому можно научиться; спиризм- постижения знания в не существующем мире.
Девиантная наука - самостоятельная область исследования, наиболее близкая к научной деятельности; это такая познавательная деят-сть, кот-ая выходит за рамки принятых в то или иное время в науке концепций и откл-ся от методолог-их и мир-ских эталонов и норм, критериев научности.
эзотеризм и девиантная наука
Слово эзотеризм образовано от греческого, которое буквально означает «внутренний», а в переносном смысле — «эсотерический, сокровенный, предназначенный только для посвященных». Эзотеризм имеет место как в науке, так и вне ее. Под эзотеризмом в науке понимают недоступность определенных идей, понятий, теоретических построений для понимания человека, не имеющего специальной научной подготовки. Так, Т. Кун полагает, что при наличии устоявшейся научной парадигмы, когда общие научные проблемы представляются решенными, возникает тенденция к эзотеризму, т. е. к узкой профессионализации, к сужению круга интересов ученых и их углублению в специальные области, непонятные для тех, кто специализируется в других областях. Эзотерическим в науке может быть не только предмет исследования но и язык. Так, Т. М. Тузова, утверждает, что в философии, как и в других науках (но в философии особенно), эзотеризм оправдан и необходим, чтобы речь философа не смешивалась с обыденной речью и не создавала у обывателя иллюзию, будто ему понятны слова философа — в их обывательской интерпретации.
Специфика научного познания заключается в том, что эта такая форма познавательной деятельности, важнейшей целью и результатом (продуктом) которой является выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Основой научного познания является обыденное знание или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственного практического отношения к внешнему миру. Обыденное знание имеет дело преимущественно с явлениями, слабо отражая глубинные сущностные связи предметов. По сравнению с обыденным научное знание как результат и цель научно- познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как истинность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опережение наличной практики, особым профессионально- специальным языком.
Роль науки в жизни современного общества и в формировании личности
Роль науки возросла начиная с научной революции XVI–XVII вв., т. е. с возникновения естествознания. Его естествознания происходило совместно с развитием капитал-ого способа хозяйствования. Капитализм рационализирует производство, а новая наука дает знания, позволяющие рационально управлять мат-ыми и чел-ими факторами производства. Таким образом, кап-ский способ производства обеспечил спрос на научные знания, стимулировал их рост. Дальнейшему усилению роли науки поспособствовали промышленный переворот XVIII–XIX вв. и НТР начавшаяся в середине XX в.
Эти
исторические процессы привели к
превращению науки в
34. Проблема нач. науки.
Проблема начала науки. Опр-ют 5 дат появления науки: 1. Она была всегда, т.к. сводится к предметно-практической деят-сти, кот. невозможна без познания; 2. появилась в Античности, с 6 по 4 в. до н.э, оформ-ся объективность и теоретичность знания, т.е. отрыв от прак-ой деят-сти; 3. 12-13 вв., зачатки экс-ного метода в Оксфорде, Бекон (алхимия); 4. 16-17 вв. – становление клас-ого естествознания и экс-но-матем-их методов; 5. 19 в. – науч. деят-сть стала професией. Дата появления науки зависит от того, какие свойства считаются основными. Относительно движущих сил развития науки конкурируют 2 концепции: 1. интернализм – развитие науки определяется ее внутренними резервами и запросами; 2. экстернализм – развитие науки направляют потребности общества. Модель периодизации истории науки: Миф → Логос → Преднаука → Наука. Миф –нач. форма мировоз-ния. Логос – систематизация и рационализация мифа, не выходящая за его пределы. Здесь оформляются принципы науки: определенности, естественности, объективности. Преднаука. Мощно сформ-лась в древневосточной культуре. Успехи в астрон, геом, арифм. не являлись науч. в силу особенностей: 1. оно не фунд-ное, не теор-ское, а искл-но прикладное; 2. были ограничения в распространении знания – кастовые, цеховые и т.п.; 3. отсутствовало критическое отношение к знанию; 4. знание не было полностью рац-ным; 5. отсутствие систематичности знания; 6. рецептурный характер знания, т.е. отсутствие его обоснованности. Начало собственно-научного познания - деят-сть философов Др. Гр. Соц-но-полит-ая жизнь древнего полиса - основа зарождения ант. науки. В Гр. возникли формы поз-ной деят-ти (систематическое док-во, рац-ное обоснование, лог-ая дедукция, идеализация), из чего могла развиться наука. Цель гр. науки - постижение истины из интереса к самой истине. Эта наука - системна и рац-льна.
Предпосылка возн-ния естествознания в Античности - поиск ест-ной монистической (признающими основой всех явлений мира одно начало) основы природы. Фалес – вода. Анаксимандр – апейрон – неопр-ную и беспредельную субстанцию. Анаксимен – воздух.
Наука развивалась по схеме: вещь → наблюдение → обобщение → абстрагирование или идеализация. Абст-ние – отвлечение от несущ-ых свойств объекта. Идеализация – создание на основе абст-ния мысленых и идеальных объектов.
Ант-ый идеал науки и зарождение первых научных программ в античной культуре.
Идеал ант. науки - доказ-ное, теор-кое, каузально-логическое мышление и знание. Важнейшая предпосылка превращения доказ-но-теор-ого мышления в идеал или норму – демокр-кий уклад общ-ой жизни. Появление науки в Др. Гр. проходило в форме научных программ. Выделяют 3 научные программы в античной натурфилософии: 1. математическую, 2. атомистическую и 3. аристотелевскую. Математическая – Эвклид, Пифагор, Платон. Атомистическая – Левкипп, Демокрит, Эпикур. I) программа Пифагора: а) обосновали идею числа как первоосновы бытия (все вещи сущ-ют, подражая числам); б) разр-ли фил. числа, приписали каждому числу знач, и на основе нумерологии объясняли сущность вещей; в) разр-ли идею космоса — это упорядоченная числом Вселенная, к-я м.б. рационально осмыслена. Осн. позиции програмы, кот-ая заложила основы развития естествознания, 1. Мир – упоряд-ный Космос, чей порядок сродни порядку внутри чел-ого разума. →, возможен рациональный анализ эмпир-го мира. 2. Упоряд-сть Космоса - следствие сущ-ния всепроникающего разума, наделившего природу назначением и целью. 3. Умственный анализ обнаруживает за видимым миром некий вневременной порядок, сущность нашего мира – коли-ные отношения дейст-сти. 4. Познание сущности мира требует от чел. сознательного развития его позн-ых способностей - разума, интуиции, опыта, оценки, памяти, нравственности. Итог познания - духовное освобождение чел. Науч. прогр. Платона развивает прогр. Пифагора, дополняя процедуру аргументации новым гипотетическим методом, кот-ый закл-ся в том, что прин-ся определенная «предпосылка» или «гипотеза» и видно, к каким утверждениям можно прийти. II) атомизм. 1-ая в истории мысли прогр, основаная на метод-ком требовании объяснения целого как суммы отдельных сост-щих его частей. теория Левкипа и Демокрита: а) разработали идею атомов, исходя из свойств, кот-ые объясняли бытие: мат-сть; вечность; неделимость; подвижность; все разные. б) подошли к формулировке принципа объективности через различение субъективных и объективных свойств вещей; в) разработали идею детерминизма, т.е. всеобщей причинно-следственной зав-сти. III) Программа Аристотеля - концептуальная (неделимый мир): частные знания изучают не космос в целом, а лишь его отдельные сферы, поэтому их истины не имеют всеобщего характера. Источник партикулярного знания – опыт и его последующая обработка, источник фил-ких истин – самопознающее мышление. а) рационально обосновал способ происхождения вещей на основе действия 4-х причин: - мат-ная — это субстрат вещи; - формальная — способ организации материи; дейст-щая — это тот, кто соединяет материю и форму; финальная, целевая — то, зачем нужна эта вещь. б) основал метафизику, в к-й важнейший для науки аспект - разработка катег-ого аппарата.