Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Техногенная цивилизация сформировалась в Европе в эпоху Возрождения и расширялась путем экспансии, т.е. освоения новых территорий (Америка, Австралия) и преобразования бывших традиционных сообществ.
В основе мировоззрения техногенной цивилизации лежит технократизм – убеждение в том, что
а) развитие техники представляет собой безусловно прогрессивный процесс;
б) технический прогресс является
необходимым и достаточным
в) обществом следует управлять
с помощью технологических
Концепция постиндустриального общества сформировалась в двух основных вариантах: радикальная и либеральная. Радикальный вариант возник в работах французских социологов Ж. Фурастье, А. Турена и Р. Арона, исходивших из потребностей преодоления недостатков индустриальной цивилизации и возврата к ряду ценностей традиционного общества – пригородному образу жизни, реабилитации религии, более соответствующему экологическим стандартам ручному или полуручному труду и, на этой основе, «нулевому росту» производства и прекращению интенсификации труда, созданию «экономики услуг». Либеральный вариант в основном был разработан американскими социологами и футурологами Г. Каном, Дж. Гэлбрейтом, Д. Беллом. Выделяя в новом обществе три основные подсистемы – культуру, политику и социальную структуру и подразделяя последнюю на сферы экономики, технологии и профессиональной системы, Д. Белл обращает внимание на пять основных признаков, характеризующих новационность постиндустриальной цивилизации. Эти признаки (и соответствующие им объективные процессы) взаимосвязаны, но не равноценны. Если для традиционного общества доминирующими институтами выступают армия и церковь, для индустриального общества – фирма и корпорация, то в постиндустриальном обществе приоритетным становится университет, в котором формируется знание как основа общественной жизни . В числе других признаков постиндустриального общества – создание экономики услуг (в торговой и транспортной инфраструктуре, здравоохранении, образовании, управлении и т.д.), создание новой «интеллектуальной» техники и технологий, преобладание в социальной структуре технических специалистов, возможность планирования и контроля за техническим развитием и в целом достижения новой ступени социального прогресса.
Информационное общество относится
к числу конструкций социума,
в создании которых огромную роль
играют как естественные механизмы
самоорганизации, так и развитие
информационных технологий. Поэтому
его нельзя трактовать как результат
только самоорганизации общества или
как результат очередной
Е. Масуда – понятие информационного общества раскрывает новые черты развивающегося постиндустриального общества и является его дополнительной характеристикой, фиксирующей доминирование сферы именно информационных услуг. Информационное общество связано с превращением информатики и кибернетики в основные средства социального управления и регуляции человеческой деятельности. Знание же как важней¬шая форма интеллектуальной собственности превращается в главный ресурс общества.
О. Тоффлер – вводит метафору трех волн (аграрная, индустриальная, постиндустриальная), каждая из которых способствовала становлению особого типа цивилизации. В их характеристике используются четыре параметра, позволяющие сопоставить и оценить цивилизационные сдвиги: техника, власть, богатство и знание. Индустриальное общество
Основывается на рыночном типе отношений,
которые приобретают товарно-
Труд имеет квалифицированный и четко специализированный характер. Человек – носитель труда, работник. Индивид привязан к производству через деньги. Разлагаются прежние социальные связи и оформляются новые классовые отношения на основе собственности на накопленный капитал в той или иной его форме.
Интересы производства требуют концентрации капитала, следовательно, население лишается капитала и становится наемной рабочей силой. Капитал выполняет цивилизирующую функцию: разрушает прежние социальные структуры, помещая людей в новые отношения.
Основные культурные характеристики индустриального общества:
1. рост просвещения, культа разума, следовательно, демократизация, общества, утверждение принципа реализма в идеологии, философии, искусстве.
2. формирование национальной культуры.
3. складывается
гражданское общество.
28.
Специфика западной и
Мировая история
традиционно рассматривается
Восточная цивилизация — это прежде всего традиционное общество. Эту стадию развития прошло и западное общество, однако именно на Востоке данный тип цивилизационной динамики получил большое распространение. Современный Восток неоднороден по этническому составу, экономическому положению, религиозному признаку, однако имеет общие черты социальной жизни. К ним можно отнести экстенсивный тип экономики; господство общинной собственности; подчинение общества государству, личности — общине (с жесткой социальной иерархией); деспотическое государство; регуляцию социальной жизни обычаями и традициями; доминирование культурных ценностей над экономическими. Современный Восток меняется, демонстрируя как эффективные модели сочетания традиционных ценностей и достижений западной цивилизации (Япония, Тайвань, Индия, Турция и др.), так и варианты некомпенсированного развития (Афганистан, Камбоджа и др.).
Западный путь развития представлен прежде всего техногенной цивилизацией. В историко-генетической модели (Д. Белл, А. Тоффлер, Ж. Фурастье, Р. Арон и др.) выделяются три основные стадии развития западной цивилизации: доиндустриальная (аграрная, традиционная), индустриальная, постиндустриальная. В аграрном обществе доминирует «первичная» сфера экономики — сельское хозяйство на основе рутинной техники и экстенсивной технологии; в духовной сфере господствуют мифологические ценности; общество регулируется традициями; существует жесткая сословная иерархия. Особое место – восточнослав-ая цив-ция (200 млн. человек). Не моноэтнична. Не монокульт-на. Вост-ые славяне на стыке культур постоянно «раскачивались» между Зап. и Вост.
Важнейший фактор становления: культура, духовные ценности, менталитет. В иерархии духовных ценностей и традиций славянства можно выделить: 1. общеславянские ценности (святость и добродетель, коллективизм, вера в идеал, служение обществу ВМЕСТО агрессивности, уверенности в себе, умения владеть собой, прагматизма западного общества); 2. ценности восточного славянства (влияние: православно-византийского духовного наследия, ордынского подневолья, жесткого режима московских правителей; формировались стойкость к жизненным испытаниям и невзгодам, твердость душевной организации, готовность нести свой тяжкий крест); 3. духовные ценности национального славянства (В эволюции духовных ценностей восточного славянства решающую роль сыграли такие исторические вехи, как формирование Киевской Руси, Московского княжества и Великого княжества Литовского, единого Российского и позже советского государства).
Беларусь: Начало процессу христианского просвещения было положено полоцкой княжной Рогнедой (также: Ефросинья Полоцкая, Кирилл Туровский). Становление фил. в Б. произошло в период Возрождения (Франциск Скорина). Развитие бел.ф. осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры: белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса: 1) антропоцентризм; 2) идею абсолютной духовной свободы; 3) натурализм.
Но своеобразие соц.-экон. и общ.-полит. развития Беларуси обусловило специфические черты эволюции философской мысли: 1) идея ограничения абсолютной свободы интересами всеобщего блага. Бел. гуманизм не абсолютизировал свободу, но трансформировал ее в идею соц.служения. 2) актуализация христ.-гум. ценностей, творческого синтеза идей натурализма и теологизма (Франциск Скорина, Сымон Будный).
Рефор-ция
(половина ХVI в.) в ВКЛ: радикально-реформационное
движение, инициировавшее обсуждение:
природа духовной свободы, роль разума
в познав-ской деят-сти, соотношение веры
и разума, отношение к античному духовному
наследию. Рефор-ия и гуманизм способствовали
утверждению личных прав: права на неприкосновенность
личности, права на собственность, права
на общественно-полит-кую активность (Статуты
Великого княжества Литовского 1529, 1566
и 1588 гг.). Фил. позднего Возрождения, контрреформации
и барокко (конец ХVI — ХVII вв.): развертывание
контрреформации, ослабление и закат реформационно-гуманистического
движения. Схоластика (Казимир Лыщинский,
Симеон Полоцкий). Развитие духовной культуры
Беларуси ХVII — нач. ХVIII вв. - противостояние
православия и униатства. В конце ХVIII —
начале ХIХ в. - становление клас-ого естествознания,
что требовало фил-ого осмысления его
оснований (Почебут, Мицкевич, Снядецкий).
В первой половине ХIХ в. - закат традиций
Просвещения, смена духовно-ценностных
ориентаций в связи с вхождением Беларуси
в состав Рос-ой империи. Филоматы (ориентация
на идеи национально-культурного и госуд-ого
возрождения). Фил-кая традиция в Б. прерывается.
С сер. ХIХ в. - ХХ в. - поиск нац. самоидентификации.
В конце 20 х гг. зак-ся очередной период
в развитии фил-ой мысли Б, ее эволюция
протекала далее в контексте советской
фил. Сейчас бел-ая идея закл-ся в осмыслении
бытия бел-ого этноса, исторического наследия
бел-ого народа и т.д. Доктрина С. Шушкевича
о гос. нейтралитете Беларуси, отказ от
ядерного оружия, стремление сохранять
близкие отношения с Россией, уклонение
от идеологизации своей внешней и внутренней
политики и от конфликтов с соседями, поиск
политических партнеров и инвестиций
на Западе – все это составляло основу
внешнеполитической линии Беларуси от
самого момента ее провозглашения. А. Г.
Лукашенко сохраняет преемственность
этой доктрины. В своей деятельности на
международной арене Беларусь руководствуется
принципом многовекторности. Интересы
страны естественным образом охватывают
как западный, так и восточный векторы
в связи с тем, что республика расположена
в центре Европы, на перекрестке путей
с Запада на Восток. Основные напр. внеш.
политики: равноправие; взаимодействие
с меж.-нар., прежде всего европейскими,
структурами и организациями; способствование
строительству систем безопасности, свободных
от «разделительных линий»; сотрудничество
в меж.-нар., напр. ООН.
29. Понятие
культуры. Основные концепции культуры.
Структура культуры и ее
Термин «культура» (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование) вошел в сферу европейской мысли во 2-ой пол. XVIII в. В истор-ом развитии понятие культуры имело разные смыслы – от возделывания человеком земли, процессов и результатов возделывания природы в различных ремеслах до процессов воспитания и обучения человека и обозначения этим термином всего искусственно созданного, сотворенного в противоположность естественному, природному. Учитывая многозначность понятий культуры, сейчас под культурой понимают следующее:
-
специфический способ
-
определенные качества и
- совокупность знаний, навыков и умений, обеспечивающих построение деятельности, а также общественные установления, нормы, ценности и идеалы, регулирующие весь спектр социальных отношений.
Основные концепции (подходы) культуры:
Аксиологический (ценностный) подход – культура – совокупность мат-ных и духовных ценностей, созданных чел-ом (Г.П. Францев). Ценности, наряду с нормами образцами, идеалами служат важнейшими регуляторами деят-ности культурных систем.
Системно-деятельностный подход – позволяет рассматривать культуру в предельно широком смысле – как всеобщий (атрибутивный) признак любого общества безотносительно к уровню его развития. Ключевое понятие – способ деятельности.
Структурно-семиотический подход. Культура здесь это универсальная знаковая система, основная функция которой заключается в накоплении, хранении, преобразовании и передаче социально-исторического опыта человечества. Специфика культуры раскрывается посредством таких понятий, как «информация», «коммуникация», «знание», «смысл», «значение», «текст», «знак», «символ», «структура» и др. Основной системно-образующий механизм культуры – язык.
Психоаналитический подход – подход, ориентированный на изучение психологических оснований индивидуального и коллективного культуротворчества. Основное внимание обращается на роль бессознательных импульсов в поведении людей, что следует из основополагающей установки Фрейда.
Социологический – подход, представляющий культуру как социальный институт, который определяет роли и нормы поведения людей в различных подсистемах культуры.
Игровая концепция. Под культурой понимается направленность общества и индивила на утверждение и реализацию социально значимых идеалов (Хейзинг). Основные характеристики культуры:
Структура культуры. 2 сферы:
1). Материальная культура. (Предметы быта, орудия труда, техника, коммуникации, выведенные человеком сорта растений и животных, компоненты природы,).
2). Сфера духовной культуры. (Технология, религия, философия, идеология, наука, мораль, искусство (= эстетическая культура), политическая и правовая культура).
К основным функциям культуры относятся: 1) регулирующая функция (регулирование поведения чел, образцы поведения); 2) образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности опр-ся приобщением к культурному наследию, передача соц-ого опыта); 3) интегративная функция (культура сплачивает людей, обеспечивает целостность общества); 4) ценностная функция (формирование у чел. опр-ой системы ценностей, мировоззрения).
Традиции и новации в исторической динамике культуре обеспечивают ее преемственное развитие, сохранность и пластичность культурных форм. В совр. философии под культурной традицией понимают выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансляции аккумулируется и воспроизводится в различных коллективах. Она представляет собой иерархически упорядоченную совокупность социальных кодов, организующих информацию в культуре и обеспечивающих фрагментацию и интеграцию смысла. Традиция – это совокупность социально признанных стандартов поведения и деятельности, которые являются исторически устойчивыми элементами культурного наследия. Традиция является особым типом отношений между последовательными стадиями развивающейся социальной системы, при котором на новом уровне бытия этой системы стереотипно и инвариантно воспроизводятся структурные и функциональные характеристики предшествующего уровня. Она обеспечивает единство социально-исторического опыта народа, связывая его прошлое, настоящее и будущее в единое целое. Так как традиция воспроизводит предшествующие хар-ки общества в новых ист-их условиях, она должна допускать возможность модификаций содержания культуры, чтобы обеспечить адаптацию последнего во времени. Инвариантность, стабильность, устойчивость культурной динамики – одна сторона исторического развития культуры. Другой стороной является новация. Культура не может существовать без постоянного обновления своей формы и содержания. Новации обеспечивают динамизм культурной жизни, пластичность культурных форм, возникновение качественно новых элементов культуры.