Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
2.
Многомерность феномена
В современной философии
разрабатываются принципиально
новые интерпретации природного
и социального миров, обосновываются
новые цели и идеалы человеческой
деятельности и общения, разрабатываются
новые перспективы самого человека.
Социальное предназначение философии
состоит в том, чтобы способствовать
решению таких
Особое значение приобретают
следующие тенденции
Философия – феномен в культуре человеческого общества, особая область знания, философия это знание которое, будучи фрагментом духовной культуры общества (которое нацелено на освоение системы ЧЕЛОВЕК-МИР ) претендует на выявление глубинных принципов бытия человека и мира, и связей в этой системе человек-мир.
Как явление духовной жизни общества это очень сложное системное образование, которое можно характеризовать с разных сторон, вот отсюда эта многомерность, с одной стороны мы все не охватим, в разных ракурсах, в разных плоскостях можно характеризовать этот феномен. Например философию в каком плане можно характеризовать: в историческом срезе можно говорить о классической и о постклассической философии, сквозь срез стратегий развития классики и постклассики..
Итак меняется проблематика в этом плане можно говорить о многомерности философии, многомерность философии это ее разные функции: мировоззренческая, методологическая, социально-критическая (каждая из них подразделяется в разных вариациях, например, методологическая: с одной стороны это аккумуляция знаний и построение на основании ее научной картины мира, с другой стороны это выработка основополагающих принципов, воплощающихся в развитии естествознания определенного исторического периода, в третьих это разработка категориального логического аппарата, прояснение этого аппарата).
Философия – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания. Роль и место философии в обществе определяются ее функциями, т.е. воздействием на сознание людей и их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие в широком смысле слова предстает как влияние на мысли и поведение человека, их обоснование, стимулирование, регулирование и ориентацию.
Функции философии многоаспектны.
Мировоззренческая функция философии состоит в том, что она вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека, исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью, обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.
Методологическая функция философии состоит в разработке научной картины мира, обосновании образа познания и формировании обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.
Гносеологическая функция философии заключается в создании обобщенной картины познания, формулировании принципов познавательного отношения субъекта к объекту, доказательстве возможности адекватного познания мира, в разработке универсальных методов научного познания и логического мышления.
Аксиологическая функция философии состоит в критическом анализе коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, духовных регуляторов поведения человека в мире культуры.
Кумулятивная функция философии означает обобщение и интеграцию совокупного научного знания и формирование на этой основе общенаучной картины мира. Регулятивно-эвристическая функция философии проявляется в разработке системы принципов и норм научно-познавательной деятельности, призванных оптимизировать исследовательский поиск и задать ему стратегические ориентиры.
Социально-критическая функция философии состоит в том, что она оказывает значительное влияние на формы и принципы организации социальной жизни, обосновывает стратегические цели и приоритеты развития общества и культуры. Эта функция проявляется в обосновании системы социальных целей и ценностей, идеалов переустройства общества, исходя из различных идеологических представлений и социально-классовых интересов. Реализуется в следующих основных направлениях.: 1) философия осуществляет теоретический анализ причин возникающих проблем и критику социальной действительности, 2) она разрабатывает новые идеалы общественного устройства, ценностные приоритеты социального и культурного развития, 3) в философии вырабатываются и получают рациональное обоснование новые системы норм, призванные эффективно регулировать формирующиеся в обществе социальные отношения, виды и способы деятельности.
3. Онтология как учение о бытии. Основные формы бытия и их взаимосвязь. Онтология человеческого бытия в неклассической философии
Онтология – учение о бытии, его общих принципах и структурах. Впервые проблема бытия была поставлена Парменидом, как нечто важное, неизменное, неделимое, умопосягаемое. Платон разработал идеалистическую онтологию. Подлинным бытием обладает мир вещей. У Аристотеля впервые сформулированы категории онтологии: бытие, сущность, отношение, качество, количество, движение. В Средние века онтология развивалась в рамках религиозной философии. Подлинным и абсолютным бытием считалось бытие Бога. Все формы бытия выводились из Божественного бытия и считались неистинными и несовершенными. В Новое время онтология уступила место гносеологии. Только Гегель в своей философии отождествляет бытие и мышление. Онтология может быть идеалистической и материалистической. Она представляет собой: ● монизм; ● дуализм; ● плюрализм.
Проблемы онтологии
- бытие вещей I-ой природы (созданы естественным путем)
- бытие вещей II-ой природы (созданы человеком)
- в мире вещей(рассматривается телесное существование человека как вещи)
- специфическое (
- индивидуальное, духовное сознание индивида, структура бессознательного: рефлексы, подсознательное, интуиция
- общечеловеческое - то, что материализовано в культуре (мораль, религиозное сознание)
-бытие отдельного человека в обществе (человек эгоистичен в своих потребностях)
-бытие общества (человек ограничивает свои потребности под влиянием общества, но не может существовать вне его)
Марксизм и неомарксизм. Смысл жизни - в служении идее, под которой понимается социальное равенство, благополучное будущее, новые формы организации общества.
Экзистенциализм. Мир абсурден, в нем имеет смысл лишь отдельное человеческое «Я», ищущее этот смысл, но никогда не довольствующееся найденным и достигнутым.
Психоанализ (Фрейд). Смысл жизни задан принципом стремления к удовольствию и избеганию страдания (неудовольствия). Под действием страданий (болезни, катаклизмы, общение с людьми) люди уменьшают свои требования к содержанию удовольствия.
Постмодернизм. Смысл жизни – это цели, которые человек перед собой ставит и стремится рационально реализовать в своей практической деятельности.
Иррационализм (А.Шопенгауэр). Жизнь человека - это проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Бессознательная, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств.
Позитивизм. Вещи в личной жизни могут иметь смысл, но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. Персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся в этой жизни, и результатов этой жизни в виде достижений, наследства, семьи и т. д. Но говорить, что сама жизнь имеет смысл — это неправильно употреблять язык
Христианство. Смысл человеческой жизни заключается в уподоблении Богу, назначение - в наследовании вечной блаженной жизни с Богом, цель - в познании Бога.
Для неклассической философии характерна своеобразная антропологическая переориентация, связанная с осознанием кризисности человеческого существования, выявлением его онтологической бездомности. Неклассическая философия подчёркивает несовершенство научно-технического прогресса как идеологии и высвечивает проблему человеческой личности как главную цель философии. Неклассическая философия проявляется в трех основных стратегиях: социально-критической, феноменологической и аналитической. Социально-критическая стратегия рассматривает жизненный опыт людей в конкретном социальном контексте. Основным предметом философской рефлексии в феноменологической традиции становится человек – в – мире. В аналитической стратегии философия понимается как аналитическая деятельность, способствующая прояснению языка, а, следовательно, и мира.
4. Категория
материи. Эволюция
Материя – это философская категория, которая обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Ее эволюция связана с тремя основными этапами развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи; 2) свойства (атрибута); 3) отношения.
Первый этап - это античная философия. В античности философия строилась на обычной наблюдательности (первый этап). Выводы делались на основе обобщений повседневного опыта. Характерная особенность взглядов на материю в этой период заключалась в том, что какой-то элемент природы считался самым элементарным, входящим в каждую вещь природы (всего мира). Такой взгляд «а материю позволял проще объяснять качественное разнообразие мира; вещи возникают в результате соединения и разъединения указанных элементов.
Второй этап в становлении взглядов на материю связан дальнейшим развитием представлений о мире. Материя в это время отождествлялась веществом. Д.И. Менделеев отмечал, что вещество (или материя) имеет вес, массу и т.д.
Третий этап в эволюции взглядов на материю относится к середине XIX в. В естествознании и в социальной практике сложились предпосылки диалектического понимания сущности мира. И связаны ОНИ в значительной мере с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса. Новое объяснение материи, а точнее диалектики материи и сознания позволило лучше постигнуть сущность отношений человека к миру и самому человеку. 1-ый этап – по наглядно-чувственным представлениям (материальная основа вещей - природные "стихии": вода, воздух, огонь, земля, дерево и др.).
1-ый этап – по наглядно-чувственным представлениям (материальная основа вещей - природные "стихии": вода, воздух, огонь, земля, дерево и др.).
2-ой этап – атомы, как особая форма вещества, не сводимая ни к одному из существующих в природе вещественных образований. На основе атомистических представлений о структуре исследуемой реальности - фундаментальные результаты в физике, химии. Естественнонаучные достижения способствовали отождествлению материи с атомами ("первопричина" всех природных тел), обладающими неделимостью, непроницаемостью, конфигурацией, массой и способностью взаимодействия. Но уже на данном этапе зародились представления о материи как реальности, несводимой к какой-то конкретной форме вещества, в том числе и к атомам. Материя понималась как носитель определённых свойств (протяженности, плотности, тяжести, делимости, подвижности и др.), которые обусловливают все свойства конкретных вещей. Сама материя первичное вещество, обладающее лишь свойствами устойчивости и сохранения (идеализированная вещь, носитель качеств, отделенный от них). В большей степени такая направленность - в XIX-XX вв. (открытие делимости атома и превращения вещества в энергию дискредитировали ориентацию на поиск конкретного вещественного аналога материи).
3-ий этап- осмысление категории "материя", в рамках которого выработано философско-гносеологическое представление: "Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях и копируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"). В философско-гносеологическом понимании материи - отвлечение от всех конкретных и общих свойств материальных образований, за исключением двух, посредством которых она определяется: 1) ее способность существовать независимо от сознания; 2) ее способность отражаться человеческим сознанием.
В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации. Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.
Уровни материи:
В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни, 5) микромир, 6) макромир, 7) планетарные системы, 8) звезды, галактики и системы галактик, 9) Метагалактики, 10) Вселенная, мир – мегамир в целом.
В живой природе: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки, 2) клетки, 3) многоклеточные организмы, 4) популяции, 5) виды, 6) биоценозы, 7) биосфера.
Общество - социальная форма материи.
В социальной сфере: 1) человек, 2) семья, 3) производственный коллектив, 4) социальные группы, 5) классы, 6) государства, 7) союзы государств, 8) общество в целом, человечество.
Существует 2 вида материи: вещество и поле. Они взаимосвязаны. Не могут существовать друг без друга.