Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

1. Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем.  Основные исследовательские стратегии  в современной философии. 

Философия (φιλία — любовь + σοφία — мудрость → любовь к мудрости) — дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория или наука.

Функции философии: 1) Мировоззренческая функция заключается в выработке обобщенных представлений о мире, месте в нем человека, принципов его взаимодействия с миром.2) Методологическая функция состоит в создании системы исходных принципов, обобщенных способов  (методов) организации и построения теоретической (познание) и практической деятельности, в развитии учения об этой системе. 3) Гносеологическая функция проявляется в обосновании оптимальных путей познания, его формах, критериях истинности знания, в формировании учения о познании в целом. 4) Аксиологическая функция заключается в формировании общих представлений о значимости для человека, группы людей, общества в целом явлений природной, социальной и духовной деятельности. 5) Праксиологическая функция заключается в выявлении наиболее общих законов, направлений, условий, целей средств, методов организации и осуществления человеческой деятельности. 6) Критическая функция проявляется в формировании принципов нормативного философского сознания для оптимального решения разнообразных философских проблем, а  так же в определении и устранении заблуждений, догм, устаревших стереотипов, ведущих познание по ложному пути. 7) Прогностическая функция заключается в формировании представлений о будущих состояниях природных и социальных явлений, возможных путях их развития, включая сферу человеческой деятельности и глобальные процессы в современном мире. 8) Синтетическая функция состоит в интегрировании философией, как формой духовной культуры, всех других ее форм.

Мировоззрение – система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом.

Функции мировоззрения: 1) регулирующая (ориентационная) определяет цели, пути и средства достижения цели; 2) аксиологическая (ценностная) задает в системе деятельности исходные ценности.

Структура мировоззрения. Выделяют два уровня: 1) абстрактно-теоретический (рациональный), основными элементами являются исходные базовые абстракции, идеалы, понятия, постулаты, аксиомы. 2) психический (эмоционально-психологический) – эмоции, чувства, обычаи, традиции.

Мировоззрение включает в свою структуру знания, убеждения, ценности, идеалы и другие компоненты.

Знания – это совокупность достоверных сведений о природных явлениях, жизни общества, самом человеке, и др. 

Убеждения представляют собой сформированные или формирующиеся на основе знаний потребности человека  мыслить и действовать в соответствии с избранными жизненными ориентирами или ценностями. 

Ценность – это понятие, которое характеризует объекты и процессы, их свойства, являющиеся значимыми для человека.

Идеал – мысленно конструируемое, более совершенное в сравнении с  настоящим, должное состояние реальности к которому надлежит стремиться.

Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, повседневно-обыденное и научное.

Мифологическое. Мифология (греч. mifos – предание, logоs – учение) – это совокупность преданий, сказаний, формирующихся стихийно в процессе (опыте) повседневной жизни людей, представляющих себе мир, природу как контролируемые сверхъестественными силами с которыми необходимо  сообразовывать свое поведение.

Характерными  чертами мифологического мировоззрения выступают: представления об органическом единстве и взаимопревращаемости человека и явлений природы; наделение предметов природы человеческими качествами (антропоморфизм); взгляды о подобии, отсутствии границ между живым и неживым (гилозоизм); нерасторжимость чувственно-образного и рационального отражения реальности, веры и знания (синкретичность мифа).

Основными вопросами, образующими содержание мифов, были вопросы о происхождении мира  и человека, о борьбе сил добра и зла, об устройстве мира и причинах природных стихий, о смерти и бессмертии,  перспективах человека и т.д.

Функции мифов: 1) формирование коллективных представлений; 2) обеспечение духовной связи поколений; 3) аккумуляция, хранение и передача знаний; 4) регуляция взаимоотношений человека с природой и между людьми; 5) социализация человека, формирование и предопределение его поведения и ролей в первобытном обществе.

Религиозное мировоззрение изначально возникает как политеизм, затем существует как монотеизм.

Структура религиозного мировоззрения включает два уровня: 1) психологический, отражающий взгляды, чувства, настроения, характер поведения и специфику действия верующих; 2) идеологический, представляющий систему знаний о божественной реальности, на базе которых формируются религиозные ценности, убеждения, нормы поведения;

Функциями религии являются: 1) формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, непреходящих ценностей; 2) этическая регламентация и сохранение традиций, обычаев, нравов; 3) отражение реального жизненного опыта человечества и накопление представлений, нужных для гармонизации отношений в обществе; 4) придание значимости духовно-ценностной стороне  жизни человека и содействие развитию духовности.

Специфика религиозного мировоззрения:1) мир удваивается, существует реальный и сакральный мир; 2) сущность Бога духовна, он Творец мира и находится вне его; 3) источник знаний – Священное Писание и вера, которая выше разума; 4) картина мира: Бог – человек – животные – растения – неживой мир.

Философское мировоззрение предстает собой систему абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. Определяющим сюжетом философского мировоззрения являются аспекты проблемы бытия, человека, их системы. Человек – самостоятельная и самоценная личность, субъект культуры, носитель свободных идей и интересов.

Философское мировоззрение  ориентировано на поиск истины, что предполагает: 1) осмысление предельных оснований бытия и мышления; 2) обоснование ценностного отношения людей к действительности; 3) стремление к систематической целостности знаний о мире, человеке и характере их взаимоотношений; 4) логическую аргументацию выдвигаемых положений; 5) опору на разум и внутренний опыт человека

Обыденное мировоззрение  – это совокупность знаний, сложившихся в различных сферах жизни человека в процессе его повседневного опыта взаимодействия с природной и социальной реальностью и самопознания.

Научное мировоззрение – это совокупность научных представлений о мире и человеке в нем. Научное мировоззрение формируется в связи с философским, включает в себя философские идеи и принципы, которые выполняют объединительную функцию по отношению к разнообразным научным знаниям. Научное мировоззрение включает в себя теоретическое и опытное (эмпирическое) знание.

Культура - система материальных и духовных ценностей, способов их создания, а также формирования человека, обладающего способностями осваивать опыт предшествующих поколений для создания новых ценностей.

Основные функции к.: 1) Коммуникативная функция указывает на то, что культура представляет собой способ солидарного действия. Культура – это совокупность норм и правил поведения, принципов деятельности, ценностных ориентаций, которые являются общезначимыми в рамках данного общества, и транслируются из поколения в поколение. 2) Информационная функция культуры заключается в том, что последняя не только является средством передачи социального опыта в пределах одного общества, но и содействует освоению культуры, ценностей других народов. 3) Человекотворческая функция. Выражается через механизмы, которые обеспечивают регуляцию поведения человека. Это происходит через право, мораль, этикет, наконец через всю систему ценностей, что способствует сохранению целостности этноса, его социальной и культурной жизни. 4) Адаптационная функция. Культура создает условия для приспособления общества к изменениям и взаимодействия с другими цивилизациями. 5) Негэнтропийная функция обеспечивает сохранение этноса, нации в качестве целостного своеобразного феномена. Культура аккумулирует ценности, которые являются общечеловеческим достоянием. Она охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности, объединяет социальную, экономическую, политическую, духовную подсистемы общества.

Природа философских проблем

Источник философских  проблем - вся сфера человеческого  существования как индивидуального, так и коллективного: исторические, естественные науки, изучение бытия  порождают вопросы мировоззренческого характера. Философия является рефлексией над основаниями любой человеческой деятельности и осознанием возможных  перспектив этой деятельности. Поскольку  на мировоззренческие вопросы нельзя дать окончательного ответа философских  проблем, то на каждый новом историческом этапе осмысляются по-иному. Так, вопрос о строении и происхождении мира появился уже в античной философии. Но вряд ли утверждение, что первоначалом мира является одна из природных стихий, удовлетворявшее древних греков, будет убедительным для современного человека.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением  рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем  человека. Это означает, что в  качестве основных можно зафиксировать  три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие  проблемы.

1. Проблема Универсума, в  рамках которой философия обосновывает  категориальную модель мира и  отвечает на вопросы о его  первоначалах, конечности и бесконечности,  единстве и множественности, о  формах и способах его бытия  и др.

2. Проблема человека, которая  связана с осмыслением комплекса  мировоззренческих вопросов об  аксиологическом статусе человека  как особого типа бытия. В  чем смысл жизни человека, свободен  или не свободен он в своих  действиях и поступках, каковы  принципиальные отличия человеческого  существования от иных типов  бытия, которые характерны для  природных и социальных систем, — эти и многие другие вопросы  конституируют содержательное пространство  проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи  человека и мира, анализ различных  форм и типов  отношений  между ними, которые предполагают  познание, преобразование и ценностную  интерпретацию природного и социокультурного  мира. При всех оттенках и содержательных  модификациях в трактовке этой  системы отношений «человек —  мир» преобладающей в классической  философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала  форму вопроса об отношении  мышления к бытию, сознания  к материи. Ф. Энгельс назвал  этот вопрос основным вопросом  философии.                     

Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные  основания и принципы бытия природного, социального и человеческого  миров в их взаимодействии и опосредовании.

Основные философские  проблемы 1) Проблема окружающего нас мира, универсума, Космоса, бытия, поиск первоосновы всего существующего. 2) Проблема человека, его происхождения, смысла существования и перспектив бытия в мире. 3) Проблема взаимодействия человека  и мира, субъективного и объективного, идеального и материального. 4) Проблема бытия  человека в «мире людей».

Основные  исследовательские стратегии в  современной философии.

Исследовательская стратегия  – метафорическое выражение, пришедшее  в философию из философии науки, там И.С. – совокупность научных  теорий, обладающие общностью проблематики и стилевых особенностей, стилей научного мышления. Стиль мышления – это  не только набор методов, это нормативы  построения теории, обоснование доказательства, объяснения и описания. Но в принципе стиливые особенности – это особенности методов. В философии исследовательская программа – это совокупность концепций объединенных проблематикой и способом решения, поставленной проблемы. Философия применяет этот термин для того чтобы показать, некое общее единство, традиционность потоков знаний, переплетающихся между собой в общем массиве, т.е. мы идем по пути структурирования философского знания и выделяем в нем некие направления развития объединенные проблематикой и стилевыми особенностями. Пример Онтология – это не исследовательская стратегия, это проблематика. Онтология есть в античности, в новое время – это разные исследовательские стратегии. Исследовательская стратегия – это некая общность, объединенная предметным полем и стилем(способом) решения поставленных вопросов.

Философское знание включает в себя разделы: 1) онтология – учение о бытии, основных формах существования природной, духовной реальности, о наиболее общих законах бытия, соотношении бытия и небытия, об уровнях бытия – возможном, актуальном, о единстве мира и его основе, состоянии (изменчивости или неизменности), об атрибутивных свойствах мира (движении, пространстве, времени и др.). 2) гносеология (теория познания) – раздел философии, включающий вопросы изучения природы познания, его возможности, типы познавательных отношений, виды знания, условия его достоверности и истинности. Главной проблемой гносеологии является определение возможностей достоверного познания предметов, их сущности; главной гносеологической категорией – истина, понимаемая как знание соответствующее действительности. 3) аксиология – философская дисциплина в рамках которой исследуется природа ценностей, их виды, структура, взаимосвязь, соподчиненность, место в человеческом бытии. 4) философская антропология изучает человека как особую форму бытия в его специфике и неповторимости, включая вопросы сознательной, творческой, преобразующей деятельности. Предметом философской антропологии становятся все ипостаси человека как космогеобиопсихосоциального существа в их единстве, сформировавшемся во взаимосвязи космической, геохимической, биологической и социальной ступенях глобальной эволюции мира. 5) праксиология - философия социального действия, теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных отношений и социальных изменений. 6) метафи́зика (др.-греч. τὰ μετὰ τὰ φυσικά — «то, что после физики») — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы реальности, мира и бытия как такового.6) Социальная философия – часть философии, отражающая специфические особенности общества, законы его функционирования и развития как целостной системы. 7) Этика – философская дисциплина, изучающая мораль, ее происхождение, место в системе общественных отношений, структуру,  этические концепции. 8) Эстетика – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. Главное содержание предмета эстетики образует проблема сущности и единства прекрасного и безобразного. 9) Логика – философская дисциплина о формах, законах и методах познавательной деятельности.  

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"