Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры.docx

— 343.09 Кб (Скачать файл)

- создание этой модели  создало разивитие принципа у....

- формулировка коэволюционной природы.

 

 

 

7. Понятие  биосферы, закономерности ее функционирования  и развития. Понятие ноосферы. Идея  коэволюции человека и природы. Коэволюционный императив

Биосфера – область активной жизни, охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы; в ней живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимод. друг с другом.

Биосфера развивается  в соответствии с закономерностями:

1. Эволюция - на основе  ествественного отбора, путем направленных мутаций.

2. Постоянный обмен между  живой и не живой природой, который возможен благодаря их  структурному единству.

3. Планетарное (геологическое)  значение живого вещества. Живое  вещество поглащает космич. энергию и перерабатывает эту энергию в биогеохимическую энергию биосферы.

4. Биосфера в своем  развитии перерастает в Ноосферу.

Биосферу, как и любую другую систему, формируют не только внешние  факторы, но и внутренние закономерности. Закономерности ее функционирования и развития

Согласно закону биогенной миграции атомов В.И. Вернадского, в общих  химических процессах на поверхности  планеты самое непосредственное участие принимает деятельность живого вещества.

Для живого вещества планеты неизбежна  количественная стабильность, которая  отражается в законе константности  живого вещества Вернадского: количество живого вещества биосферы для данного  геологического периода есть константа. Помимо количественной константности  в живой природе наблюдается  постоянное сохранение информационной и соматической (внутренней) структуры, хотя она медленно изменяется в процессе эволюции. Закон сохранения структуры  биосферы – информационной и соматической – Ю. Голдсмит назвал первым законом экодинамики.

Э.Я. Колчинский выделяет следующие тенденции эволюции биосферы: постепенное увеличение ее общей биомассы и продуктивности; прогрессивное накопление аккумулированной солнечной энергии в поверхностных оболочках Земли; увеличение информационной емкости биосферы; усиление биогеохимических функций живого вещества и появление новых функций; расширение сферы действия биотического круговорота и усложнение его структуры.

Наличие ярко выраженного круговорота  веществ, согласно закону глобального  замыкания биогеохимического круговорота, – обязательное свойство биосферы любого этапа развития. В биосфере периодически происходит каскадная  по иерархии систем глобальная перестройка. Одни виды за относительно короткое время  безвозвратно исчезают, замещаются другими. Это периодическое убыстрение было отражено в виде принципа (правила) катастрофического толчка: природная  катастрофа приводит к существенным эволюционным перестройкам, которые  прогрессивны для биосферы, так как  адаптируют ее к новым условиям среды. Поскольку существуют ускорения  и замедления эволюции, действует  и принцип прерывности и непрерывности  развития биосферы: процесс медленного эволюционного изменения организмов закономерно прерывается фазами бурного развития и вымирания  без переходных (палеонтологических) форм.

По утверждению В. Гранта в течение  кайнозойского периода число  видов оставалось примерно одинаковым, что отражается в законе константности  числа видов в ходе стационарной эволюции биосферы: число народившихся видов в среднем равно числу  вымерших, и общее видовое разнообразие в биосфере есть константа. Отсюда следует  правило обязательности заполнения экологических ниш.

Ноосфера - сфера взаимодействия человеческого общества и природа, граница которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором. Термин принадлежит Леруа, который считал что ноосфера - это оболочка, сформированная человеческим сознанием. Вернадский считал что разум и воля человека это великая геологическая сила, которая производит планетарное действие. При этом ноосфера - высшая стадия эволюции биосферы, которая связана с развитием человеческого общества. Воздействие человека как геологической силы приходит к новым формам обмена между обществом и природой. Отсюда необходимость разумного контроля над этими процессами. В настоящее время разработан коэволюционный императив. Он имеет две стороны, одна из них это экологический императив запрещает такие действия общества, которые могут привести к неизменимым последствия и другой  . Необходимо сократить или уменьшить рост потребления и потребительских интересов.

 

Биосферно-ноосферная концепция В. И. Вернадского.  Понимал ноосферу (греч. twos - разум, sphaira - шар) как качественно новый этап эволюции биосферы, определяемый историческим развитием человечества, его трудом и разумом. Сегодня под ноосферой понимают то состояние биосферы, которое будет определяться разумной экологической политикой человечества.

Особый статус имеет концепция коэволюции (со - приставка, обозначающая согласованность; лат. evolutio - развертывание), с которой выступил в 1968 г. Н. В. Тимофеев-Ресовский. Коэволюция это совместное гармоничное развитие человека и природы. Данная концепция основывается на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы.

В этом ключе разрабатывается и  концепция устойчивого развития системы общество-природа. Цель этой стратегии - обеспечение выживания  человечества путем преодоления  социально-экологической нестабильности и конфликтности и достижения сбалансированного социоприродного развития. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики».

Коэволюционный императив нацеливается на осмысление природы с точки зрения «что от нее можно взять», ставит проблему технической деятельности, которая связана с потребностной детерминантой, а значит, с направленностью процессов самоорганизованности в системе «организм-среда».

 

8. Системно-эволюционная парадигма в современной философии и науке. Диалектика как философская теория развития. Диалектика как онтология, гносеология и логика

Диалектика - понимание мира и способ мышления, при котором объекты, явления и процессы реальности рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил и тенденций, в изменении и развитии, а конкретный предмет мысли представлен в виде органической системы, воспроизводящей условия своего существования.

Одним из первых предугадал многие стороны диалектич. миропонимания и мышления Гераклит (вышел за рамки мистики чисел и религиозно-этических построений и попытался определить единую объективно-логическую закономерность, кот. лежит в основе всякого процесса и состояния, называя ее логосом, диалектикой, мировой душой). Каждое явление у Г. - тождество противоположностей (источник движения, изменчивости и текучести всего сущего). Первоначально диалектика формировалась и развивалась в форме диалога, в основном стихийно. Преодолел эту стихийность процесса Сократ (осмысливал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных (и даже противоположных) точек зрения). Конечная цель диалогов - выявление смысла общих понятий - свидетельствует о том, что предмет, на который направлена диалектика, переместился из области общественных дел и процессов в сферу интеллектуальных поисков, ориентированных на осмысление мировоззренческих вопросов (о добре и зле, о жизни и смерти и др.). Платон обобщил опыт своего учителя Сократа и представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли к общим понятиям (идеям).

Дальнейшее развития диалектики как способа миропонимания и  мышления определяли два процесса: 1) Перенесение схем чел. мышления на ситуации бытия - культуру, общество, природу. Их понимание очень часто вызывало споры, т.к. реальную многогранность, подвижность, изменчивость объектов и процессов  действительности нельзя было проигнорировать. В них также естественно сочетались "полярные" свойства, силы, тенденции. Разноречивые (порой противоположные) суждения о действительности оказывались "созвучными" самой действительности, соизмеримыми с ней, в итоге диалектика мира начала постигаться через диалектику мысли. 2) Экспансия в обществ. сознании идеи развития, выражающей качественные изменения, появление принципиально нового по сравнению с прошлым, с тем, что было ранее. Г. Гегель выработал наиболее общее представление о структуре диалектики, включающей объективную и субъективную диалектику.

Объективная диалектика - это сов-сть объективных закономерностей, действующих в мире независимо от чел.

Субъективная  диалектика – фил-ая система, совокупность принципов, законов, категорий, отражающих объективную диалектику. Различают: 1) стихийная диалектика древнегреческих философов (на материалистич. (Гераклит, Анаксагор) и идеалистич. (Сократ, Платон) основе). 2) идеалистическая диалектика классической немецкой философии (И. Кант, Г. Гегель). 3) материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс). В настоящее время - ряд концепций диалектики, разрабатываемых преимущественно на идеалистической основе, - диалектика органической целостности, диалектика интегрального рационализма, негативная диалектика, концепция трагической диалектики и др.

Основные  принципы диалектики - универсальной взаимосвязи, развития, детерминизма, системности, материального единства мира. В соответствии с принципом универсальной взаимосвязи все объекты (явления, процессы) действительности существуют во взаимодействии и взаимной обусловленности; в соответствии с принципом развития - существуют, претерпевая закономерные качественные и количественные изменения; согласно принципу детерминизма, они причинно обусловлены и взаимозависимы; принцип системности предполагает наличие в мире закономерной организации; в соответствии с принципом материального единства мира считается, что его субстанцией является материальное начало.

 

Диалектика- это единство онтологии, гносеологии и логики.

В онтологическом плане это учение о всеобщей связи и развитии.

Принципы диалектики:

- принцип развития. Развитие  универсально и необходимо. Может  осуществляться в различных формах (регрессивное, прогрессивное), но его  обязательными хар-ки явл-ся: необратимость, преемственность, направленность, цикличность. Развитие- это изменение качественного состояния объекта.

- принцип всеобщей связи.  Любое явление дейст-ти находится во взаимосвязи с др. явл-ми. Эта взаимосвязь может иметь хар-р отношения, действия, взаимодействия.

- принцип структурности. Бытие образует систему взаимосвязанных, функционально зависимых эл-тов.

- принцип детерминизма. Любое явл-ие имеет объективные причины или явл. следствием таковых (причина-следствие).

Законы диалектики:

- закон единства и борьбы  противоположностей. Источником движения  явл. противоречие, т.е. борьба противоположных начал.

- закон взаимного перехода  количественных и качественных  изменений. Накопление количественных  изменений при нарушении меры  приводит к качественным изменениям.

- закон отрицания отрицания. Раскрывает направление развития. Развитие имеет циклический хар-р и каждый новый виток развития воспроизводит исходное кач-во в более сложном и дифференцированном виде.

Принципы и законы диалектики работают и в человеческом познании и в мышлении.

В гносеологическом плане к основным принципам диалектики добавляются еще:

- принцип всестороннего  и объективного рассмотрения

- принцип тождества диалектики, логики и теории познания.

Диалектика выступает  как метод познания и как особая форма логики.

- принцип единства логического  и исторического. Теория развивающего  объекта должна объяснять ключевые  моменты его развития.

- принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Познание любого объекта начинается с его абстрактного определения, по мере изучения объекта определение наполняется конкретным содержанием.

 

9. Диалектика и синергетика. Концепция биосферы и современная теория эволюции. Глобальный эволюционизм и ноосфера.

Диалектика появилась  в Др. Греции как искусство ведения диалога, направленное на достижение истины путем столкновения различных мнений (Сократ). У Платона диалектика- процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия. В др.инд. и др. кит. философии, у Гераклита, у Бруно, Н.Кузанского Диалектика- взаимодействие и взаимопереход противоположных начал. У Гегеля диалектика- единство и борьба противоположностей в действительности и мышлении, а также учение о противоречии как источнике развития. Эту линию продолжает марксизм (учение о всеобщей связи через борьбу противоположностей). В современности диалектика- форма осмысления противоположностей, пронизывающих жизнь, историю и сознание.

Диалектика- учение о противоположности существующего и о возможности разрешения противоречий в жизни и в мыслях; учение о развитии.

Диалектика противостоит метафизике, т.к. метафизика- это учение о неизменных основах бытия.

Диалектика противостоит релятивизму, т.к. релятивизм обращает внимание на относительность свойств и борьбу противоположностей, но игнорирует их единство.

Синергетика- теория о том, как из неупорядоченности возникает упорядоченность. Образование упорядоченных систем возникает при достижении определенного порогового значения.

  Важнейшим условием возникновения самоорганизации явл-ся наличие открытых систем, кот. взаимодействуют с ос. С поступлением новой энергии или вещества неравновесность системы увеличивается. Взаимодействие между элементами системы, кот. определяет его структуру разрушается. Со временем между элементами системы возникают новые взаимодействия и возникают кооперативные процессы, кот. Приводят к эффективному взаимодействию. Образуются новые динамические стр-ры. Самоорганизация предполагает:

- система должна  быть открытой

-  должна находиться  достаточно далеко от точки  равновесия

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"