Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
- в закрытых
системах энтропия
- сохранение закрытой системы- это принцип отрицания обратной связи, т.е. система перестраивается таким образом, чтобы сохранить устойчивость важных параметров. Самоорганизация- принцип положительной обратной связи, изменения накапливаются, а потом усиливаются. Это приводит к возникновению нового порядка и стр-ры.
Основная идея синергетики: Сложные системы качественно изменяют свое макроскопическое состояние в результате изменений, происходящих на микроуровне.
Синергетическая картина мира:
Осн. понятия синергетики: сложность, неравномерность, необратимость вр., становление порядка через хаос, неустойчивость. Они характеризуют развитие системы.
Глобальный эволюционизм
Одно из центральных мест в современной научной картине мира занимает концепция глобального (универсального) эволюционизма, выстраивающая общую схему единого мирового развития. Она исходит из следующих принципов: системности, самоорганизации и эволюции, которая представлена следующими видами - космическая, химическая, биологическая и социальная, объединенными между собой генетической и структурной преемственностью.
Глобальный эволюционизм - результат научных исследований в области космологии (теория нестационарной Вселенной), биологии (теория эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы), синергетики (теория самоорганизации).
В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, следующие исходные принципы:
•Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
•эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
•во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
•во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
•динамику мира
можно представить как
Философская антропология в широком смысле слова означает философское учение о человеке, его природе, сущности. В этом значении данное учение охватывает самые различные, нередко противоположные, философские направления, ориентированные на проблему человека,- персонализм, прагматизм, религиозная философия, экзистенционализм, феноменология и другие, а так же и научные представления о различных изменениях человека, изучаемые в отдельных науках.
В философской антропологии 20го века прослеживаются два основных подхода: первый восходит к Ницше (парадигма жизни), второй- к С.Кьеркегору (парадигма существования или экзистенции). В рамках первого подхода человек рассматривается как витальное существо, а значит, представляет собой часть жизненного, т.е. в конечном счете, природного процесса. С точки зрения второго подхода, фундаментальной антропологической характеристикой является экзистенция. Человек здесь рассматривается как самость, результат собственного полагания и в то же время застает себя как нечто уже положенное. Он собержит в себе проективность брошенность, свободу и фактичность, самополагание и положенность. Человеческое бытие есть с самого начала бытье-в-мире, ибо человек есть то, что он из себя делает.
Индивид – отдельный человек, как единичный представитель человеческого рода, являющийся членом какой-либо социальной группы.
Индивидуальность – выражает
неповторимость во всём богатстве его
личностных свойств. Индивидуальность
характеризует своеобразие
Личность- устойчивая система эмоционально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Она формируется определенной системой общественных отношений, а так же обусловлена биологическими особенностями человека.
Философская антропология представляет
собой учение о человеке и его
природе (сущности) и бытии. Существует
несколько концепций о
Идея человека как Божьего творения, воплощенная в ветхом завете, античных религиях и включает в себя мифы о сотворении Богом человека, его тела и души, а так же учения о свободе личности и духовности, бессмертие души, воскрешение плоти и проч.
Натуралистический подход:
Человек – есть результат эволюции природного мира и, в принципе, от высших животных они не отличаются. Здесь есть 2 подхода:
А) Дарвинизм: человек - биологическое существо, класс – млекопитающее, отряд -приматы, семейство – гоминиды род – хомо, вид - сапиенс.Б). Социобиология (этология) – это наука о социальном поведении высших животных.
Поведение человека и животного
– единство наследуемого и приобретённого.
У человека наследственное восприятие
является основанием для культурных
образов. Наследуется также ритуальное
поведение. От ритуализации человек
переходит к символизации. Именно
символическое оформление ритуалов
есть толчок к образованию общества
и культуры. Наряду с наследственными
факторами важными являются: разум,
способность к агрессии, язык. Разум
выполняет адаптационную
Социально-практический подход:
Человек и общество формируется одновременно, благодаря совместной практической деятельности людей. Орудийно-трудовая теория (Морган, Энгельс): появлению человека предшествует длительная эволюция животного мира, которая ведёт к появлению животных предков человека и современных человекоподобных обезьян. У биологических предков человека существовало своеобразное сложное поведение, подчинённое инстинктам самосохранения, полому и родительскому инстинкту. Предки человека вели стадный образ жизни, при этом отношения в стаде затрагивали половую и родительскую жизнь, питание. Эти отношения выражались с помощью мимики, жестов, звуков. Предок человека дополнял передние конечности естественными предметами (палки, камни). Использование предметных тел завершилось адаптацией передних конечностей к вырабатываемым орудиям труда.
В результате антропогенеза появилось человеческое существо – разумное, пользующееся орудиями в совместной общественной жизнедеятельности, обладающее речью, способное к самообучению, передающее опыт не через генетические механизмы, а через социальные.
Использование орудия труда и потребность в нём имеет не биологический, а социальный характер. Появление орудий труда свидетельствует о наличии у человека сознания. Орудие труда – первый знак, не являющийся частью биологической организации человека и существующий отдельно от человеческого тела. Общение с помощью знаков – ограничено, поэтому формируется речь, т.е. материальная оболочка, адекватная человеческому мышлению.
Совершенствование орудий труда
и развитие речи происходили в
системе общественных отношений. Исходным
рубежом в их становлении являются
биологические потребности
Появление экзогамии способствовало
осознанию кровного родства. Принадлежность
индивида к роду делает их родственниками,
а родственность – первое социальное
качество. Родственность обязывает
к определённому типу поведения.
После введения экзогамии складываются
брачные отношения между
Социальное значение родственности закрепляется в символах, выражающих принадлежность человека к определённой общине (тотемы). Под влиянием общественных отношений формируются новые значимые знаковые системы, в том числе и нормативная, формирующая мораль.
Общественные отношения формируют у людей социальные качества (родство), которые надстраиваются над инстинктами, ограничивают их и модифицируют. Орудия труда и речь не сами по себе формируют сознание людей, влияние на психику опосредуется влиянием общественных отношений.
Психоаналитический подход
З.Фрейд. Согласно этой концепции возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало по модели австрийского врача-психиатра и психолога Зигмунда Фрейда результатом эдиповой драмы, разыгравшейся в первобытной орде и связанной с восстаниемсыновей против отца.
Трудовая концепция (Ф. Энгельс): Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Труд как целенаправленная деятельность по преобразованию природной действительности с помощью орудий труда становится сущностной характеристикой человека. Труд не только определил особую форму адаптации человека к природе, но и стал источником человеческого общества. Вместе с тем труд стал и первым фактором человеческой культуры. Фактически передача от поколения к поколению орудий труда стала первым опытом внебиологической трансляции знания и информации (первый вариант культурной традиции). Изготовленное орудие труда начинает фигурировать в человеческом обществе уже не как чисто природный материал, но как вещь, обладающая особыми функциями и информацией. Орудие труда - это своего рода знак, абстракция, нечто вырванное из системы естественных связей, обработанное с целью выделения его значимых свойств и подчиненное законам и требованиям человеческого сообщества. Это, таким образом, первоэлементы человеческого языка. Усложнение коммуникации в процессе труда, потребности обмена информацией - развитие языка и речи.
Игровая концепция (Й. Хёйзинга): Реконструкция архаической культуры из принципа игры. Игра при этом выступает как форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра противостоит сферам труда и повседневности, подчиненным требованиям практической целесообразности. В игре человек временно может реализовать свою свободу. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневных забот, вместе с тем подчиняет человека своей стихии. Обязательными признаками игры выступают ее временной ритм, закрепленный в особых правилах, и пространство, в пределах которого действуют эти правила. Анализ архаичных форм культуротворчества - организованы по правилам игры. Религиозные культы - игра-представление, война - игра-состязание и т.д. То же и в современных формах культуры (бизнес, политика, образование).
Семиотическая концепция (К. Леви-Стросс): Культура - особая знаково-символическая реальность, в центре которой находится язык. Язык выступает универсальным посредником между миром и человеком, где элементы языка (знаки) одновременно обозначают и замещают реальные предметы. Человек воспринимает действительность только в смысловых характеристиках, заданных языком, а язык тем самым определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык рассматривается как создатель культуры и человека. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев языком. При этом в качестве языка выступают самые разнообразные культурные феномены и знаковые сферы (системы родства, структуры власти и т.д.).
Человек как единство биологического и социального бытия
Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые формируются из двух: природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. При этом человеческий индивид — это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени — человеческой личности.
Социальное и биологическое, существующие в нераздельном единстве в человеке, в абстракции фиксируют лишь крайние полюсы в многообразии человеческих свойств и действий. Так, если идти в анализе человека к биологическому полюсу, мы «спустимся» на уровень существования его организменных (биофизических, физиологических) закономерностей, ориентированных на саморегуляцию вещественно-энергетических процессов как устойчивой динамической системы, стремящейся к сохранению своей целостности. В этом аспекте человек выступает как носитель биологической формы движения материи. Но ведь он не просто организм, не просто биологический вид, а в первую очередь субъект общественных отношений. Если, таким образом, идти в анализе человека к его социальной сущности, начиная от его морфологического и физиологического уровня и далее к его психофизиологической и духовной структуре, то мы тем самым переместимся в область социально-психологических проявлений человека как личности. Организм и личность— две неразделимые стороны человека. Своим организменным уровнем он включен в природную связь явлений и подчиняется природной необходимости, а своим личностным уровнем он обращен к социальному бытию, к обществу, к истории человечества, к культуре.