Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:39, шпаргалка
Работа содержит ответы на 64 вопроса по дисциплине "Философия".
Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.
Под движением в философии понимают любое изменение вообще, начиная с простого пространственного перемещения предметов и заканчивая человеческим мышлением.
Движение есть атрибут материи, т.е. неотъемлемое свойство любого материального объекта. Не существует материи без движения, равно как и наоборот: нет движения без материи.
Движение как философская
Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи: физическая; химическая; биологическая; социальная; механическая.
5. Пространственно-временная организация бытия. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Специфика биологического и социального пространства-времени
Понятие «пространство» обознач. св-тво вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие «время» указыв. на св-во вещей иметь какую-то длительность - скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Категории пространства и времени характеризуют реальные параметры сущего. Вместе с тем в фил-ии и науке часто используют понятия перцептуачьного (психическое восприятие чел-м реальных пространств. и временных св-в) и концептуального (теоретич. Представл. о них) пространства и времени.
К основным свойствам пространства обычно относят:
•размерность - способность вещей
и явлений обладать некоторыми параметрами,
которые могут быть измерены и
зафиксированы (скажем, длина, ширина,
высота вещи, ее положение в той
или иной системе координат). В
макромире размерность
•изотропность - свойство «равенства», физической тождественности всех пространственных измерений, т. е. характеристики объектов не зависят от таких параметров, как длина, ширина и т. д.
Основным свойством времени чаще всего считают:
•необратимость (одномерность) - способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будщему (так называемая «стрела времени»).
Современное естествознание в принципе
допускает существование в
В истории философии сложились две основные концепции пространства и времени:
1) Субстанциальная концепция
2) Реляционная концепция
В результате формируются неклассические представления о пространстве и времени, в частности:
-пространственные и временные характеристики тел зависят от скорости их движения (чем выше скорость, тем тело короче и тем медленнее течет для него время);
-пространство и время взаимосвязаны, образуют 4-мерный континуум пространство-время;
-свойства пространства и времени зависят от распределения и плотности вещества: вблизи тел с большой массой пространство «искривляется», а время течет медленнее.
В трактовке времени выделяют две концепции: динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий);
статическую (отрицается «течение» времени, т. е. нет разницы между временными событиями).
Пространственно-временные
Сформировались следующие
биопространство, в котором существование живых систем связано с нарушением так называемой зеркальной «симметрии» (аминокислоты поляризуют свет только влево, а нуклеиновые кислоты только вправо). Биосфера является таким биопространством;
биотоп (греч. topos - место) - участок среды обитания биоценоза, характерен для пространства надорганизменных структур; экологическая ниша, которую занимает каждый вид; биологическое время - внутреннее время живых существ, которое зависит от физиологических процессов организмов.
Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления, что позволяет выделить:
социальное пространство - социально организованная среда, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость, с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность - с другой;
социальное время понимается как исторический процесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизацион ных процессов, их ветвление и т. д.
Формы существования материи: пространство и время.
Пространство- это категория, которая отражает сосуществование и отделенность вещей друг то друга и порядок их расположения.
Время- это категория, которая выражает длительность существования и порядок следования.
Концепции понимания пространства и времени:
Всеобщие объективные свойства материи, которые не зависят от других ее свойств (скорости движения).Пространство 3-мерно, время одномерно. Пространство обладает симметрией, время нет. Пространство изотропно, время - необратимо.
Пространство и время не являются независимыми, они определяются свойствами движущейся материи (специальная теория относительности) и способами их фиксации (Общая теория относительности).
Различают:
- реальное пространство и время;
- концептуальное пространство и время (в понятиях, теориях);
- перцептуальное пространство и время (как субъективно воспринимает человек).
6. Многозначность понятия природы. Природа как среда обитания человека. Взаимодействие природы и общества на разных этапах исторического процесса
В предельно широком смысле понятие
«природа» обозначает весь мир в
целом как бесконечное
Естеств. среда обитания чел-а охватывает геосеферу (географич. среда - земная природа, часть географич. оболочки, освоенной чел-ом, кот. включена в обществ-ое производство и является необходимым условием существования общества; геологическая среда - разведанная и освоенная часть земной коры, вкл. горные породы, минералы, руды и др. полезные ископаемые, пригодные к использ. в производств. процессах и необходимые для существования соврем. производства и обеспечения жизнедеятельности общества) и биосферу (область активной жизни, охватывает нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы; в ней живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимод. друг с другом). Освоение косм. пространства, развитие космич. технологий позволили включить в число объектов среды обитания людей опред. часть Солнечной системы. На заре истории интересы людей были направлены в осн. на естеств. источники средств существования (дикие растения, плоды, животные и т.д.). Но по мере развития производительных сил возрастает интерес к таким прир. богатствам, как минералы, уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т.д. В целом же хар-р взаимод. чел-а и естеств. среды обитания определялся не только прир. составляющей, но и ур-нем развития производства, орудий и средств труда, интеллектом чел-а. Важнейший итог периода, связанного с интенсивным развитием производства, - создание искусств. среды обитания - "второй природы" (это не только предметы, вещи, созданные чел-ом и не существовавшие до него, но и растения, животные, получ. искусств. отбором, селекцией и генной инженерией). Искусств. среда не тождественна своей матер. основе. Для обеспеч. существования и деятельности чел-а необходима опред. система обществ. отношений, как важный элемент искусств. среды.
Способом взаимодействия человека и природы является труд (процесс, совершающийся между человеком и природой - К. Маркс).В результате этого человек занял универсальное место в природе, создав себе искусственную реальность.К ранее существовавшим в природе основным круговоротам вещества и энергии - геологическому и биологическому - присоединяется все более мощный третий основной круговорот, который вызван производственной деятельностью людей -антропогенный, или техногенный круговорот.
Взаимодействие природы и общества на разных этапах исторического процесса
Существует 3 основных модели отношения к природе.
-Мифологическая; наблюдается приоритет природы по отношению к человеку.
- Научно-технологическая; Господство человека над природой;
-Диалогическая; декларируется единство человеческого и общества и природы.
Мифологическая модель имела специфику на древнем Востоке и в Древней Греции. В др. Китае - природа это целостный мир, в котором все развивается по единым законам. Поэтому она совершенна и гармонична. Все сущее имеет естественную природу. Поэтому человек не вмешивается в естественный ход вещей.
В др. Индии одним из главных принципов является:
1) Единство человека со всем живым (непричинения зла живого).
2) Множество существующих миров.
3) Отсюда совершенствование .....
Др. Китай
- представление о едином пути (дао), по которому следует весь мир;
- признание гармонии и
- отказ от ее преобразований.
Античность:
- физическая модель природы;
- была
разработана рационально-
- признание
единства микрокосмоса и
Христианство:
- природа - творение Бога, совершенное и прекрасное;
- природа будучи сотворена не является эталоном для человека; его задача возвысится над ней;
- природа
это своего рода книга,
~Научно техническая модель~
Возрождение:
- культ природы, тела и чувственности;
- признание ценности человека;
- идеал человека творца, который преобразует и подчиняет себе природу.
Новое время:
понимание природы как
- природа принципиально
- капиталистическое
- природа закрыта, конечна и линейна;
- опозиция науки со стороны философии в понимании природы; в философии мир и человек едины;
~Диалогическая модель понимания природы~
- отрицания простых ценностей в контркультуре;
- формирование новой научной картины мира;