Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 17:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии"
— Платон закладывает основы идеалистической реляционной трактовки времени. В его мире идей время статично, там царит вечность, а вот для «неистинного» мира телесных вещей время динамично и релятивно; тут есть прошлое, настоящее и будущее;
— абсолютная субстанциальная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная концепция Ньютона);
— относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий (классический вариант реляционной концепции Лейбница);
— форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант).
2. Каково отношение
пространства и времени к
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи (к субстанции).
Первую из них можно
условно назвать
Ньютон:
Абсолютное пространство
– пустое вместилище объектов, неподвижно,
непрерывно, изотропно, бесконечно, обладает
тремя измерениями. Никак не связано
с движущимися в нем
Абсолютное время – пустое вместилище событий, ход которых на него не влияет. Непрерывное, бесконечное, однородное, одномерное. Идеальная длительность. Ньютон также рассматривал и относительное время – то есть механически измеряемое (например, ручными часами).
Пространство и время друг к другу никакого отношения не имеют, друг от друга независимы так же, как и от материальных тел и от свойств материи.
Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio - отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем.
1. Специальный принцип
относительности, согласно
2. Принцип предельности и постоянства скорости света во всех инерциальных системах координат: скорость света постоянна и в природе не может быть взаимодействий, которые превышают скорость света.
Время связано с наблюдателем
и у каждого свое время! Время
не отделено от пространства, они вместе
образуют некую сущность– пространство-
Пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Иными словами, они не являются независимыми онтологическими сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках.
Подведем итоги. Философское значение т. о. состоит в следующем:
1. Теория относительности
исключала из науки понятия
абсолютного пространства и
2. Она показала зависимость
пространственно-временных
3. Теория относительности
нанесла удар субъективистским,
априористским трактовкам
Отметим, что вклад в реляционную концепцию внесли многие философы-ученые.
Гегель в «Философии природы» критиковал Ньютона за его концепцию пространства и времени, но также был не согласен и с определением пространства как порядка расположения тел. Гегель считал, что пространство невозможно свести к порядку расположения тел, но можно рассматривать только совместно с временем. Таким образом Гегель предугадал один из основных принципов релятивистской концепции (специальной теории относительности, СТО), хотя и исходя из идеалистических рассуждений: поскольку абсолютная идея развивается одновременно в пространстве и во времени, их нельзя рассматривать раздельно.
В первой половине XIX в. появляется и математическая база для релятивистской концепции – неевклидова геометрия (Лобачевский).
Детерминизм - это такая картина мира, в которой нет места случайности. Все вещи и события в таком мире состоят в причинных связях. Такое представление возникает, если предположить, что любое событие однозначно определяется его положением в едином абсолютном пространстве и времени, а все события связаны между собой строгими причинными законами.
Именно такое мировоззрение лежит в основе знаменитого рассуждения французского ученого Лапласа о том, что если бы всеведущий наблюдатель знал положения всех частиц в определенный момент времени, а также все законы, управляющие их движением, он мог бы точно предсказать все будущие события во Вселенной, а также рассказать всю ее прошлую историю. Конечно, никто не мог и даже не пытался дать подробное описание такого полностью пронизанного причинными связями мира. Но лапласовский детерминизм показывает принципы, которые лежат в основе классического понимания причинности.
В основе классического понимания причинности лежат следующие принципы:
--принцип универсальности
причинности: каждое событие
--единообразие причинности:
одинаковые причины всегда
Видно, что они представляют собой философские, метафизические положения. Их невозможно ни вывести из эмпирического опыта, ни рационально доказать.
Это оставляет место для альтернативных трактовок причинности в философском мировоззрении.
Против детерминизма выступали в основном приверженцы понятия свободной воли. Человеческие существа, подобно всему остальному, принадлежат миру, в котором, как предполагается, господствует причинность. Однако человеческое поведение невозможно предсказать подобно движению скатывающихся по наклонной плоскости шаров или планет, вращающихся по орбитам. Человеческая свобода и возможность выбора могут опровергнуть любые предсказания относительно нашего поведения.
Это не означает, что возможность свободного выбора вообще отрицает причинность. Например, мы не можем сделать выбор свободно летать, поскольку невозможность летать подобно птице детерминирована нашей биологической природой. Но все же представление о том, что наши действия полностью детерминированы, противоречит нашей интуиции.
Люди обладают сознанием, являются активными живыми существами, что определяет их способность служить причиной собственных действий. Когда они делают выбор, то они сами действуют как порождающие причины тех действий, которые они осуществляют.
Другим направлением
критики классического
Философская концепция
причинности Юма имеет
Концепция Юма получила широкое распространение среди философов и ученых позитивного направления.
Строгий детерминизм, как уже отмечалось, связан с механицизмом - представлением о том, что все в природе подвластно законам механики, что природа - огромный механизм, состоящий из множества более мелких механизмов. Это представление возникло в XVII в., но его влияние прослеживается и до сих пор. Однако современная наука обнаруживает, что реально в природе не так уж много механизмов. Лишь немногие естественные системы похожи на машины. Например, это наша солнечная система. Планеты действительно движутся "подобно часам", повторяя одни и те же циклы движений. Однако ураганы или извержения вулканов, также подчиняющиеся физическим законам, мало напоминают работу механизмов.
Обсуждая проблему детерминизма, К. Поппер предложил образ таких различных объектов, как облака и часы. Часы символизируют собой физические системы, поведение которых регулярно и точно предсказуемо. Но разве возможно столь же точно предсказывать появление и исчезновение облаков и другие "капризы погоды"? Представим теперь, что все огромное разнообразие вещей, естественных процессов и явлений природы располагается между этими крайними полюсами - облаками и часами. Например, животных, видимо, логичнее поместить ближе к облакам, а растения - поближе к часам. Строгий детерминизм лапласовского типа утверждает, что все "облака" на самом деле есть "часы". Но данные современной науки не подтверждают такую точку зрения. Мир природы управляется не только строгими законами механики, но и закономерностями случая, становления порядка их хаоса. Можно сказать, что наш мир является взаимосвязанной совокупностью из облаков и часов, в котором даже самые лучшие часы имеют нечто "облакоподобное".
С точки зрения современной научной картины мира мы живем не только в открытом социально-историческом мире, где всегда существует свобода выбора, но и в открытом мире природы, не похожем на монотонно двигающиеся гигантские космические часы, которые изображались в механицистской картине мира.
Сущность сознания
Сознание — высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Сознание представляет собой единство психических процессов,активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданных предыдущими поколениями и формируется как таковой лишь в процессе обучения целенаправленному их использованию, которое происходит лишь в процессе общения. Именно потому, что человек относится к объектам с пониманием, со знанием, способ его отношения к миру называется сознанием. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя отождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в процессе общественно-производственной деятельности человека и неразрывно связанно с языком. Сознание существует в 2 формах — общественном и индивидуальном. Основными подходами к происхождению сознания были следующие: Платон: «тело человека — вместилище бессмертной души и ее раб, бестелесная душа управляет всем во вселенной». Христианство: «разум человека, его мышление — искорка божественного разума. Именно он мыслит, желает, чувствует в человеческом сознании». Декарт: ’’Сознание — внепространственная субстанция, впервые рассматривает проблему самосознания’’. Гегель: С. — одно из воплощений всемирного разума’’. Впервые рассматривает социально — историческую природу сознания, говорит о принципе историзма. В ХХ веке возникает теория отражения. Согласно этой теории сознание это высщая форма отражения. Таким образом сознание формируется деятельностью чтобы затем влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
Структура сознания.
Сознание структурно организованно, представляет систему элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются такие элементы как осознание вещей, а также переживание, т.е. отношение к содержанию того что отражается. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями. Познание вещей имеет разные уровни проникновения и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, философское, научное, и.т.д. осознание мира а также чувственный и рациональный уровень сознания. Ощущения, понятия, восприятия, мышление образуют ядро сознания. Но они не исчерпывают всей структурной полноты сознания: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания. Воздействующие на нас предметы, события вызывают у нас не только познавательные образы, но и эмоции. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человека включает в себя собственно чувства, настроение, или эмоциональное самочувствие и аффекты (ярость, ужас и.т.д.). Чувства, эмоции суть компоненты сознания Сознание не ограничивается познавательными процессами, направленностью на объект, эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в жизнь благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное сложно структурированное целое.
Основные характеристики сознания.
Интенциональность - направленность сознания на какие-то предметы. Сознание не просто регистрирует внешние воздействия, а избирательно направляет внимание на определенные объекты и оставляет вне поля другие.
Предметность – сознание не может быть пустым, не наполненным каким-то содержанием. Всегда есть то, что сознается.
Идеальность – образы в которых сознание отражает материальные явления – идеальны. Они образуют субъективную реальность, т.е. реальны только для самого человека. Образы не обладают признаками, которые свойственны самим объектам, т.е. являются не дубликатами, а формой в которой субъект воспринимает объект и представляет его. На образы не действуют законы по которым существует сам объект.
Субъектность – сознание всегда имеет своего носителя.
Объективируемость –
то, что происходит в сознание закрыто
для всех остальных и не может
быть ими непосредственно воспринято
На существование в человеческой психике не только сознательно формируемого, но и бессознательного (или подсознательного) знания указывали Лейбниц, Кант и др. Однако, предметом специального исследования бессознательное стало впервые в учении Фрейда. Согласно его концепции психика индивида имеет три слоя. Первый слой: «оно» представляет собой бессознательное психическое начало. Это глубинный источник психической энергии. В нем противоборствуют инстинкты жизни, стремления к удовольствию и смерти и разрушения. Над этим слоем надстроен второй слой психики «Я», учитывающий требования реальности и управляющий «Оно». Однако, «Оно» периодически выходит из повиновения, заставляя человека делать то, что «Я» не допустило бы. Под влиянием воспитания, норм поведения формируется третий слой- «Сверх-Я», тоже не подчиняющийся контролю сознания. Если «Я» нарушает требования «сверх-Я», то формируется чувство вины, угрызений совести. По Фрейду, содержание бессознательного складывается из различных комплексов, формирующихся в борьбе между «Я» и «Оно» и отражающих индивидуальные особенности психического развития личности.