Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

ü Социальные – […] общества как самостоятельной части бытия.

ü Антропологические – […] человека как особой части бытия.

ü Натурфилософские – […] природы как особой части бытия.

ü Праксиологические – вопросы о сущности, качествах и законах эффективной предметной деятельности человека, социума, общества.

ü Сотериологические – вопросы о сущности, качествах и законах эффективной деятельности по развитию духовности и спасения души.

ü Метафизические – теоретические вопросы о предельно общих сущностях, качествах и законах бытия, его познания и места человека в нем на основе единого философского принципа. Эти проблемы исследуются гениями философии, как, например, Аристотель, Платон, Демокрит, Фома Аквинский, Гегель, Кант, Хайдеггер. Эти проблемы представлены у философа в той или иной мере развития, совершенства.

2. Проблемы философии отличаются  длительным периодом разработки, т.к.:

а) наука не может дать экспериментальные подтверждения, а проблемы считаются решенными, если эти решения были экспериментально доказаны.

б) социальные запросы государства  и социумов обязывают философию  создавать не истинные решения проблем, а социально-полезные.

3. Принадлежность к теоретическому  уровню познания, на котором господствуют  логически определенные понятия,  суждения и выводы, и в то  же время отсутствие непосредственной  экспериментальной базы. Условно  признано, что для философских  проблем экспериментальной базой  является культурный опыт человечества, в пределах которого проверяется  правильность постановки и решения  философских проблем.

4. Философские проблемы  имеют инструментальное значение  в системе культуры, а именно: а) могут использоваться как  гипотезы (напр., теория атома Демокрита в 18-20 вв. была гипотезой, блестяще подтвердившейся достижениями в физике и химии); б) они выполняют функции в системе культуры, как и философия в целом.

5. Всеобщность и абстрактонсть формирования с использованием понятий, имеющих широкую сферу применимости.

 

5. Функции Философии

Функция – значение одного элемента по отношению к другому  в рамках системы или во взаимосвязи  с другими системами.

Функции философии – её роль для общества, личности и культуры человечества.

Культура – это система  средств человеческой деятельности, созданная людьми для программирования, реализации и стимуляции активности индивида, социума и человечества. По содержанию культура делится на три типа.

1) Материальная культура  – система вещественно-энергетических  средств деятельности, которые создают  и поддерживают физическое (материальное) бытие. К ней относятся: техника,  материальные условия жизни (зарплата), физкультура. 

2) Социальная культура  – система правил взаимодействия  людей в межличностных (этикет, сексуальная культура) и специальных  условиях жизни (правовых, политических, экономических, военных, конфессиональных  и пр.).

3) Духовная культура –  система знаний, информации, смысла  и оценок, которые создаются специалистами  и людьми благодаря сознанию, которое реализуется в предметной  деятельности.

 

Философия принадлежит культуре и выполняет в ней особые функции (f):

1. Идеационная f – обоснование особой роли в обществе идеалов – высших целей жизни, к которым стремятся и никогда не достигают, чтобы преодолеть природный эгоизм и природно-животные ограничения жизни. Универсальные идеалы: Истина, Добро, Красота, Справедливость, Свобода; Гармония, Гуманность, Совершенство и Бог – как высшее Совершенство.

2. Гуманистическая f –  обоснование идеи, что человек  есть высшая ценность бытия  (в сравнении с государством, богатством, богом, природой и т.п.).

3. Критическая f – нахождение противоречий между идеалом и действительностью.

4. Мировоззренческая f – создание моделей миропонимания или их теоретических основ.

5. Методологическая f – разработка  эффективных методов познания.

6. Праксиологическая f - разработка эффективных методов предметной деятельности.

7. Сотериологическая f - разработка эффективных методов развития духовности.

8. Культуротворческая f – создание новой общезначимой информации о бытии и человеке, а также обобщение культурного опыта человечества в понятия – универсами культуры, категории (пространство, аремя, общество, культура).

9. Эвристическая f – содействие развитию мышления и творческих способностей людей.

10. Социально-идеологическая f – теоретическое обоснование  систем идеологии и их пропаганда.

 

6. Философия Др. Индии и Др. Китая

Древне-восточная философия – исторический тип философии (ИТФ), существовавший с 7 в. до н.э. по 2-3 в. н.э. в Древней Индии и Древнем Китае.

Впервые цивилизация (т.е. государство + письменность) сложилась в Др. Египте в 35-30 вв. до н.э.

Индия и Китай стали  цивилизациями около 14 в. до н.э. Философия  возникла только в этих двух государствах.

Философия Древней Индии

Первый философский текст  – Панишады – сборник рассуждений мудреца с учеником об истинной религии, о сущности бытия, месте человека в нем и смысле жизни, т.е. о мировоззренческих проблемах. Эти рассуждения основаны на политеистической религиозной традиции, существовавшей в Индии.

Священный текст – Веды – сборник религиозных гимнов, заклинаний (Аджурведа), молитв в честь богов согласно праздникам. Т.о., культура Др. Индии развивалась в рамках ведической традиции.

К 10-8 вв. до н.э. в Индии  сложилась кастовая система общества (социальная принадлежность – по наследству). Касты:

1) брахманы – служители  религии (атрибуты: белая одежда, благовония);

2) кшатрии – воины и  руководители, они обладали реальной  физической властью (красная одежда);

3) вайшьи – ремесленники, земледельцы, скотоводы, торговцы, т.е. люди, занимающиеся физическим  трудом и имеющие частную собственность;

4) шудры – свободные  работники, не имевшие частной  собственности (черная одж);

5) парии – рабы и  обездоленные.

Религия доказывала, что это  деление людей на касты дано богами.

Первые мыслители пытались доказать:

а) что религия имеет  рациональную основу,

б) религия не является истинным пониманием бытия (это положение  пытались доказать представители касты  кшатриев).

/это социальная основа  философии/

Философские идеи Панишад

1. Первичность духовного  абсолюта (брáхмо). Этот абсолют – не бог, а дух, который есть высшее и ценное для человека.

2. Дуализм природы человека: тело + атман.

3. Бесконечное перерождение, трансформация бытия: все в природе, обществе, человеке меняет формы, переходит из одного в другое, но на уровне человека есть возможность выйти из этого круговорота и войти душой в брахмо, слиться с ним, но на это способны только люди из касты брахманов, а все остальные касты должны соблюдать правила, установленные брахманами.

4. Смысл жизни – освобождение  от телесности (мóкша), чтобы после смерти душа попала в лучшее тело в соответствии с кармой (законом перехода).

Карма – сила универсального действия, которая учитывает все "+" и "–" поступки, чтобы определить будущую форму существования. Это исходное понятие. В 20 в. карме придали смысл нравственной ответственности детей и родителей за свои "+" и "–" действия.

5. Самоотверженность, духовность  человека. Призыв людям соблюдать  нравственность, порядок, гарантия  в этом случае, что после смерти  тела их душа возродится в  лучшем теле, а в перспективе  через смену каст – и в  брахмо. Эта идея стала основной и поддерживается современной культурой, исключая кастовый смысл.

Первое демократическое  философское учение создал Будда (Сиддкартна Гаутама Шакьямуни):

1. Первичность духовного  абсолютного бытия (брахмо).

2. Круговорот бытия через  череду тхарм.

3. Четыре истины бытия:

1) вся жизнь – страдание,

2) причина страданий –  эгоизм (желание человека жить  лучше),

3) избавиться от страданий  можно, если преодолеть желания,

4) Есть восьмеричный арийский  путь избавления от желаний.  Основные правила пути выражены  в трактате "Панча Шила":

ü не вреди живому существу,

ü не бери чужого,

ü не веди лживых и праздных речей,

ü не используй опьяняющих напитков,

ü не участвуй в запрещенных половых контактах (внебрачных).

Это правила внешнего поведения, но главное – внутреннее сознание человека, поэтому буддизм разработал практику медитации (концентрация внимания на предметах, а затем на брахмо). Последняя стадия медитации ведет к Нирване, при котором душа переходит в брахмо, а тело – в неорганическое состояние.

Значение философии буддизма

1. Создано первое этическое  учение, в котором нравственное  развитие человека ставится в  зависимость от его личной  ответственности за свое поведение. 

2. Спасение души возможно только в форме развития бескорыстности, духовности, а не в форме жертвоприношения под угрозой страха.

3. Создан демократический  вариант мировоззрения, которое  обещает спасение каждому вне  касты (в т.ч. женщины !).

К 20 веку из этического учения сформировалась буддийская культура, в составе которой – религия, архитектура, художественная литература, философия, политика, управление.

В Др. Индии к началу новой эры возникли такие даржаны (учения), как йога, санкхья, ньяя, чавака, джайнизм и др. Все они, кроме чарвака – идеалистические и по-разному решали проблему спасения души в пределах ведической культуры.

Особенности философии Др. Индии

1. Преобладание идеализма

2. Преобладание сотериологических проблем (спасение души) на основе негативизма к материальным благам и потребностям тела.

3. Отсутствие четких понятий,  наличие многозначных понятий,  которые по-разному истолковываются.

4. Отсутствие исторической  подлинности первых авторов и  трактатов в пределах до 5-7 веков.

5. Консерватизм мышления.

Философия Др. Китая

Развивались с 7 в. до н.э. по 2 в. н.э.

Первый философский текст  – Ицин (Книга перемен).

► Первый философ - Конфуций - создатель этического учения о праведной жизни на основе соблюдения норм гуманности, почтительности, порядка, воспитанности и этикетности. Его идеи:

1. Господство порядка (Ли) в природе (космосе). В жизни  человека порядок есть соблюдение  традиций своей народной культуры.

2. Первичность воспитания  человека над насилием. Важно  не угнетать человека, а развивать  в нем позитивные качества.

3. Всестороннее развитие  человека - благородного мужа, который:

а) обладает жень – милосердие, сочувствие, совесть – т.е. гуманность; выражается правилом: "Помоги другим достичь того, чего желаешь себе, и не делай другим того, чего не желаешь себе";

б) этикетность в межличностных отношениях;

в) точность и исполнительность на службе;

г) ответственность по поводу полученного дела и по поводу собственных  поступков;

д) почтительность в отношении  с людьми по принципу: младший брат подчиняется старшему, женщина подчиняется  мужчине и все – императору.

4. Золотое правило праведности  (формальный принцип поведения,  который в дальнейшем стал  развиваться мыслителями в разных  формах): "Не делай другим того, чего не желаешь себе".

Идеи Кофуция имели дальнейшее развитие. Со 2 в. до н.э. по 911 г. н.э. конфуцианство являлось официальной идеологией Китая (шла его пропаганда у всех поколений населения).

► Легизм – философское учение об управлении людьми с помощью наказаний и организованного насилия на основе закона. Легисты впервые создали идею господства закона, а не воли императора. Сам император подчиняется закону. В этом случае возможна гармония в государстве.

► Моизм (4 в. до н.э.). Высшее благо для индивида есть взаимная польза при взаимодействии с другими людьми и государством. Это идея коллективизма. Она призывала людей к ограничению эгоизма, излишеств и роскоши в жизни.

► Даосизм – мистическое учение о первичности универсальной силы бытия (Дао), которое обеспечивает гармонию. Если следовать Дао, то не будет ни войн, ни конфликтов, а будет гармония. Но пути оптимальной деятельности по Дао не были четко определены. Однако общечеловеческие нормы морали были основой поведения в согласии с Дао.

Особенности древнекитайской  философии

1. Преобладание праксиологической проблематики – вопросов об эффективной предметной деятельности. В отличие от древнеиндийской философии китайские мыслители не интересовались темой абсолютного духа, пассивным спасением души. Их философия – деятельная. Даосам принадлежит идея недеяния (вувей), которая гораздо эффективнее, нежели активная деятельность.

2. Отсутствуют четкие определения  понятий. Первоначально они антропоморфны,  т.е. выражают особенности межчеловеческих  отношений.

Напр., Инь и Ян – дифференцировка  полов (мягкое и твердое), затем –  свет и тьма, затем – символы  перехода противоположностей во всех сферах бытия.

Напр., Ли (порядок) – этикет, затем – порядок бытия.

Напр., Чжи (Ци) – особая психоэнергетическая составляющая в человеке, а затем – в природе.

3. Анонимность и легендарность  первых текстов и авторов. Труд  Конфуция "Луньюй" (Беседы и суждения) не был написан самим мыслителем, а был изложен его учениками. Только с 9 в. н.э. опубликован якобы в новом варианте.

4. Ориентация на потребности  государственного управления и  проблемы воспитания человека  на основах культуры своего  народа.

5. Принципиальный реализм  – проблема первичности материи  или духа не рассматривалась.  Главное – практически эффективное  поведение.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»