Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

4. Ограничение принципа  реализма как основного содержания  человеческой культуры, а именно, вместо реальных идеалов, проблем  пропагандировалась духовность  в религиозном варианте, т.е. любовь, бескорыстие, альтруизм, доброта  – всё во имя Бога.

Христианская философия

Является самой развитой. Этапы развития:

1 – восточная и западная  патристика (2 в. – нач. 11 в.)

2 – схоластика (11 в. –  первая половина 14 в.)

Учения:

► Учение Тертуллиана (160-220 гг.). Идеи:

1. Идея Первичности веры  в Бога в христианском варианте  над мышлением (разумом). "Верую,  ибо абсурдно для разума."

2. Идея о троичности  христианского Бога. (В Библии нет точных указаний, что Бог – Троица, но философы стали доказывать, что это так.

► Учение "отцов церкви" восточной патристики.Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Богослов и др. четко доказали троичность Бога и в 381 г. этот догмат был официально подтвержден.

► Учение Августина Аврелия Блаженного (354-430 гг.). Идеи:

1. Идея прогресса общества  от "града земного" к "граду  божьему".

Град земной – люди, которые  в суете, аморальны, вне истинной религии, живут физическими потребностями.

Град божий – люди живут  в истинной религии, абсолютно моральны и высокодуховны.

2. Идея абсолютности добра  (оно от Бога) и относительности  зла (оно от человека). Все виды  зла есть нарушение христианских  норм.

3. Августин Блаженный дал  первое теоретическое доказательство  первичности Бога в онтологии,  гносеологии и аксиологии.

► Учение Фомы Аквинского (1225-1274 гг.). Фома Аквинский – гений католического варианта философии и всей христианской философии.

1. Дал завершенное философско-теоретическое  обоснование католической веры. Это учение официально поддерживается  католицизмом до сих пор.

2. Формулировка идеи о  необходимости разума для понимания  сущности Бога и веры в целом.  Эта идея помогала мыслителям  избегать преследования инквизиции. Разум помогает человеку познать  могущество Бога, поэтому его  можно использовать, а не отвергать  ради веры.

3. Классификация христианских  добродетелей: любовь, надежда, вера, мудрость, отвага, справедливость, умеренность.

4. Идея о бессмертии  души как субстанции бытия  в составе тела человека. Она  [душа] абсолютно невещественна,  вечна во времени, неуничтожима.

5. Сформулировал понимание  иерархии общества и смысл  государства, а именно, бóльшая часть общества – это люди, которые должны заниматься физическим трудом. Меньшая часть общества занимается умственным трудом. Священники и государство имеют смысл деятельности в том, чтобы помочь людям перейти в потусторонний мир с положительными эмоциями и верой.

► Учения прогрессивных философов:

ü Бэкон Роджер (13 в.) впервые мысль "Знание – сила".

ü Оккам Уильям (1390-1450 гг.). Идея: "Не умножай сущностей при объяснении" – стремись объяснить бытие конкретными реальными причинами минимального количества. В естествознании (и медицине) это идеал.

ü Пьер Абеляр (1079 г. – 12 в.). Идея: "Общие понятия – это имена, а в реальности их не существует".

Проблемы христианской философии

1. Теологические проблемы: Бог – персона (личность), которая  обладает всевозможными совершенствами, находящимися за пределами физического  мира, абсолютно идеальна и требует  к себе особого почитания. 

Доказательства бытия  Бога:

1) Онтологическое (Кентерберийский  Ансельм): идея о том, что Бог  существует, потому что люди мыслят  о том, что он существует.

2) Доказательство по принципу "так должно быть":

ü Если есть причины, то должна быть первая причина.

ü Если есть движение, то должно быть начало движения.

ü Если есть необходимость (случайность), то должна быть первая необходимость.

ü Если есть совершенство и безобразие, то должно быть высшее совершенство.

ü Если есть цель, то должна быть высшая цель бытия.

Всё это есть Бог!

2. Проблема соотношения  разума и веры. Варианты веры:

ü абсолютное преобладание веры над разумом

ü разум второстепенно помогает вере (блаженный).

ü разум помогает вере при условии первичности веры (Фома Аквинский).

3. Проблема реальности  существования общего и единичного

1) Общее – это звуки  речи и понятия мышления, она  существует идеально, равноценно  номинализму (Абиляр).

2) Общее существует реально  в мире идей, в сфере духа  равноценно реализму (Фома Аквинский).

3) Общее и единичное  существуют в вещах как их  стороны (Р.Бэкон)

и др.

Арабская философия средневековья

Учения мыслителей, появившиеся  с 7 в. в рамках исламской традиции мировой культуры.

Гении: Авиценна, Аверроэс.

Авиценна (980-1037)

Энциклопедист, врач.

1. Идея трех форм существования  общих понятий:

а) в Боге,

б) в реальных вещах как  их сущность,

в) понятие.

2. Идея дуализма бытия:  материя (вещество) и дух –  начало разнообразия природы.

3. Идея атрибутов бытия:  движение, пространство, время.

4. Идея приоритета науки  в проблемах общественной жизни.

Аверрок (1126-1196)

Энциклопедист, врач, гений  философии.

1. Идея двойственности  истины: истина не одна (религиозная), а две – научная и религиозная.  Каждая дает знания по предметам,  существующим самостоятельно.

2. Идея деизма: мысль, что  Бог, создал мир, но далее  не вмешивался в него, и все  развивалось по естественным  законам. 

Индуизм

► Нагарджуна и его школа разрабатывали классические учения древнеиндийской философии: Санкхья, Вайшешика. В них доказывалось, что смысл жизни – спасение от физического мира путем развития духовности. В буддийской философии развивается онтологическое содержание (Васубандху и др.).

В рамках буддизма возникает  дзэн-буддизм, который принят в Японии и отличается высоким уровнем  атеизма.

 

10. Философия эпохи Возрождения

Философия эпохи Возрождения (ФЭВ) – исторический тип философии, существовавший с середины 14 в. по середину17 в. в Западной Европе.

Специфика ФЭВ

1. Антропоцентричность содержания философских идей исследователей – всех философских проблем на основе идеи первичности человека.

2. Принципиальная антирелигиозная  и антидогматическая направленность. Официальная догматика и схоластика  полностью отрицались и утверждалось свободомыслие в противовес веры.

3. Восстановление идеалов  античной культуры: гармония тела, разума и моральности, идеал  реализма, идеал красоты в реалистичном  понимании, идеал гармонично развитого  человека (интеллектуал со здоровым  телом и высоко развитой духовностью).

4. Эстетизм – исследование  проблем с использованием художественно-образной  речи, обращение к персонажам  искусства и литературы светской  культуры.

5. Наличие многообразных  направлений, которые исследовали  реальные проблемы своего времени. 

(Направления: гуманистическая  Ф., натурфилософия, социально-политическая  Ф., религиозная Ф.)

Гуманистическая философия

Гуманистическая философия  – это направление в философии  эпохи Возрождения, в котором  теоретически доказывалось, что человек  – высшая ценность бытия и равен  ценности Бога.

► Петрарка – "отец гуманизма". Впервые в художественно-публицистической форме доказал, что человек, его свобода, разум превосходят по ценности схоластику и официальную догматику.

► Пико делла Мирандола – гений гуманизма.

1. Человек – это микрокосм  бытия, т.е. живое существо, в  котором в концентрированном  виде представлено все многообразие  окружающего мира (земли, космоса  и духовность Бога).

2. Свобода – это первичное  качество человека.

3. Смысл жизни – постоянное  совершенствование в форме стремления  к божественному, которое традиционно является символом высшего совершенства, придуманного человеческой культурой.

Помпонацци

Врач, философ. Его идеи:

1. Идея независимости философии  от теологии. Религия нужна для  воспитания людей, а философия  – для развития науки.

2. Идея естественной сущности  души: душа материальна, поэтому  смертна, однако, человек разумом  способен создать идею бессмертия  души и реализовать эту идею  в своем творчестве, поэтому в  культуре общества бессмертие  означает память в текстах  культуры.

Индекс запрещенных книг: за период 1048-1058 гг. появилось 40 тыс. экземпляров  новых книг и их сожгли.

3. Смысл жизни – счастье,  достигнутое на основе рациональной  деятельности и рационального  познания.

Гуманисты поддерживали в  культуре Европы новые прогрессивные  идеи, противоречащие официальной католической религии и утверждающие новые  формы светской культуры (светская мораль, нерелигиозное искусство, живопись, архитектура).

Натурфилософия ФЭВ

(Эразм Роттердамский, Мишель Монтень)

Натурфилософия – это  учение мыслителей о сущности и качествах  природы на основе достижений естествознания и логических рассуждений. В сравнении  с античной натурфилософией она  более совершенна, потому что европейские  ученые-одиночки достигли более высоких  результатов в астрономии, математике, алхимии, частично в медицине.

► Николай Кузанский – гений натурфилософии. Идеи:

1. Ввел идею пантеизма  в сложной теоретически оформленной  терминологии, благодаря чему он  не был обвинен инквизицией  в ереси.

Пантеизм – система  знаний, в которой доказывается, что Бог – не персона догматической  религии, а всеобщее состояние бытия, в результате чего: "Бог во всем" (в камне, в комаре и т.д.). Эта идея очень сложна и на обыденном уровне не имеет особого значения, но очень важна для науки: в условиях подавления науки, когда доказывается, что Бог создал всё, а познавать это не нужно (ибо грешно), идея пантеизма дает теоретическое обоснование для творчества ученых по принципу "Если Бог во всем, а Бог совершенен, то мы, познавая мир, познаем совершенство Бога".

Социальные основы пантеизма  – становление капитализма в  Европе, для которой проповеди  религией не дают экономического эффекта, прибыль возможна только через торговлю, производство, технику, а они невозможны без точного знания.

2. Идея гелиоцентрического  понимания мира. Эту идею он  обосновал теоретически в понятиях: шар, круг, многоугольник.

3. Познание реализуется  в единстве рационального и чувственного. Первично рационально познание, а чувственный уровень лишь дополняет разум.

4. Диалектическая идея  о единстве конечного и бесконечного.

► Джордано Бруно – символ бескорыстной науки в его крайнем выражении (самоотверженность: за свои идеи он после восьми лет в инквизиции был сожжен в 1600 г. так и не раскаявшись). Идеи:

1. Идея пантеизма в четкой  формулировке "Бог – мировой  разум (душа), поэтому он во  всем и познать его можно  человеческим разумом, потому  что подобное познается подобным."

2. Идея бесконечности миров:  т.к. Бог – всемогущий разум,  то он создал не один мир,  как считается в католицизме,  а множество разных миров.

3. Идея гелиоцентризма: Земля  не центр мира, а одна из  частей, входящих в состав Солнечной  системы – мир, в центре  которого Солнце.

4. Открытая критика католических  догм о непорочном зачатии,  о богоподобности Папы Римского (он лишь наместник Бога, ибо он непогрешим), догм об аде и рае, о бессмертии души и др.

5. Идея создания религии  разума вместо религии веры.

Религия веры – это религиозное  знание, в котором излагаются сведения, не соответст-вующие реальности, но необразованными людьми они воспринимаются за истинные ("чудеса").

Религия разума – вера в  способность разума человека познать  высший разум бытия – Бога (эта  идея распространена среди ученых ХХ в.)

► Парацельс – основатель мистической натурфилософии. Он обосновал идеи единства медицины, философии, алхимии и астрологии.

Развил идею жизненной  силы, которая имеется в вещах  и может быть использована человеком  по своим потребностям, особенно для  лечения. Он был талантливым врачом, сам изготавливал лекарства из растений и минералов и достиг совершенства в этом.

 

Натурфилософы поддерживали идеи ученых: Коперника, Кеплера, Галилея, Браге, Торничелли и др. А ученые использовали мысли натурфилософов для обоснования своих идей и защиты от инквизиции.

Социально-политические учения

Первые произведения социально-философской  проблематики в европейской культуре, которая отличалась реалистич-ностью понимания сущности политики, права и моделей будущего справедливого общества.

► Макиавелли – теоретик политики. Написал легендарный труд "Государь". Идеи:

1. Указал, что политика  – особый вид деятельности  по достижению, сохранению или  преодолению власти в ее основной  форме – государственной власти.

Особенность политики в том, что для достижения власти приемлемы  любые средства: истина и ложь, правда и заблуждения, коварство и открытая демократическая деятельность и  т.д. Так как преимущественно человек, занятый политикой, отличается тщеславием, завистью, то основные средства у него – аморальные и даже уголовно наказуемые (обман избирателей, борьба с политическими  противниками, вплоть до убийства, ибо "Цель оправдывает средства") –  такова основа политики.

В современной культуре эта  идея практически полностью реализуется, но теоретически (с точки зрения гуманности) осуждается как неправильная.

Учение Макиавелли обозначает политику, в которой игнорируются нормы морали – гуманность, справедливость, добро.

2. Идея фортуны или ответственности  человека за свои действия.

Фортуна – период жизни  человека, когда есть возможность  резко изменить условия жизни  с точки зрения материальной выгоды. Человек может отказаться от нее, но тот, кто решился действовать, обязан знать, что есть ответственность  перед совестью, законами общества, близкими людьми и Богом.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»