Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Философия Древнего Востока

1. Впервые формируется  рациональный вариант мировоззрения,  в котором вопросы о сущности  мира и смысла жизни формулируются  в системе понятий множественных  смыслов.

2. Впервые формируется  парадигма духовности в мире  культуры

а) абсолютная духовность (Др. Индия),

б) относительная духовность – гармония сознания и поведения  с учетом нравственных норм (Др. Китай).

3. Анонимность и легендарность  исходных текстов.

4. Консервативность мышления.

5. Слабая связь с наукой.

 

7. Античная философия (АФ): Платон, Аристотель

Специфика античной философии (АФ)

АФ – исторический тип  философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней  Греции и Римской Империи.

1. АФ – первый европейский  вариант рациональной философии,  который стал основой современной  техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано  на науке, технике, производстве  и демократии.

2. АФ – первый вариант  рациональной философии в истории  человечества – такой системы  философии, в которой все понятия,  суждения и выводы четко определены  по правилам логики и соблюдается  последовательность "цель ® средства ® результат" в мышлении.

3. Сформулированы и частично  решены все группы философских  проблем. Способ их решения  признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности  разума (а не эмоций, веры и  т.п.) в мышлении.

4. АФ имеет следующую  периодизацию:

1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.

2- классический период (вторая  половина 5 в. до н.э. – 338 г.  до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.

3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики:  Эпикур, Зенон, Циррон.

4- римский период (1 в. до  н.э. – 529 г. н.э.).

Учение Платона

Платон (427-347 гг. до н.э.) –  гений АФ и МФ (мировой философии). Достижения:

1. Теоретически доказал  разделение бытия на две части: 1) чувственно-воспринимаемый мир  и 2) мир идей (место, где "живут"  души, боги, идеалы, оригиналы истинных  вещей). Это объективный идеализм, т.к. Платон доказал, что мир  идей первичен, а чувственно-воспринимаемый  – вторичен. Это организует людей  на совершенствование своей ограниченной  жизни.

2. Создание оригинального  варианта понимания сущности  познания.

Познание – это припоминаемая  душой информация, которую она  получает, проживая в мире идей до рождения ребенка.

Эта концепция имеет эвристическое  значение – в детской психологии для организации методик творческого  воспитания детей. Современная генетика подтвердила, что в генах зашифрована  информация, которая бессознательно определяет поведение человека.

3. Идеальное общество по  Платону – это объединение  людей, где каждый работает  по способностям своей души, т.е.:

ü правители – мудрость, разум,

ü воины – воля и благородство,

ü работники – чувственность,

ü рабы – аналогичны животным.

Эта концепция в дальнейшем дала понятие о социализме, а сейчас используется в тестах профессиональной ориентации.

Учение Аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) –  гений научной философии. Его  идеи:

1. Идея реализма в понимании  бытия: для животного и человека  первичен чувственно-воспринимаемый  мир. Для философии, которая  устанавливает первопричину бытия,  существенна идея: в бытии есть  материя – вещество и форма,  энергия, которой это вещество  превращается из неопределенности, хаоса в законченный предмет,  доступный человеку.

2. Идея научности философии  – рациональное, логически доказанное, системное и строго предметное  знание. Поэтому в философии есть  философские науки: логика, этика,  психология, онтология, метафизика. Благодаря этой концепции были  созданы основы эстетики, политологии,  риторики, биологии, теоретической  физики, метеорологии.

3. Идея идеального государства  – объединения правителей и  населения, в котором правители  дают возможность бедным достичь  достатка, а богатым – оптимизировать  процесс накопления богатства,  в результате в обществе растет  средний класс, уменьшается преступность  и враждебность среди населения.  Эта идея господствует в ХХ  веке в индустриально развитых  странах (Германия, Япония, Корея,  Англия, Франция).

4. Создание этики как  науки о добродетельной жизни  по принципу середины между  избытком и недостатком. (Юмор = дикарство  и шутовство.)

Аристотель – символ научности  в мировой философии.

 

АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться  христианская философия, которая полностью  побеждает в 6 веке.

 

8. Натурфилософcкие и антропологические учения АФ.

Специфика АФ

АФ – исторический тип  философии, существовавший с 7-6 в. до н.э. по 529 г. н.э. в цивилизациях Древней  Греции и Римской Империи.

1. АФ – первый европейский  вариант рациональной философии,  который стал основой современной  техногенной цивилизации (15-17 в.) – такого общества, которое основано  на науке, технике, производстве  и демократии.

2. АФ – первый вариант  рациональной философии в истории  человечества – такой системы  философии, в которой все понятия,  суждения и выводы четко определены  по правилам логики и соблюдается  последовательность "цель ® средства ® результат" в мышлении.

3. Сформулированы и частично  решены все группы философских  проблем. Способ их решения  признан классическим, т.е. образцовым, соответствующим традиции первичности  разума (а не эмоций, веры и  т.п.) в мышлении.

4. АФ имеет следующую  периодизацию:

1- досократовский период: натурфилософия (6 век до н.э. – середина 5 века до н.э.). Теоретики: Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Демокрит и др.

2- классический период (вторая  половина 5 в. до н.э. – 338 г.  до н.э.). Теоретики: Платон, Аристотель, Сократ и др.

3- эллинистический период (338 г. до н.э. – 30 г. н.э.). Теоретики:  Эпикур, Зенон, Циррон.

4- римский период (1 в. до  н.э. – 529 г. н.э.).

Натурфилософские учения

Натурфилософия – это  система философии, созданная мыслителями  на основе логических рассуждений по поводу достижений естествознания того времени и жизненного опыта человека, отношений с природой.

Первая философия Др. Греции – материалистическая, т.к. началом бытия признанно вещественное микросостояние, аналогичное воде, воздуху, огню и т.д. Этим она отличается от древневосточной философии.

Материализм первых философов  обеспечил преимущественное развитие естествознания в Греции, и она  стала развитой цивилизацией древнего мира.

Натурфилософские учения

► Милецкая школа – Фалес Энаксимандр ввел идею материального субстрата бытия.

► Демокрит – гений АФ и МФ. Идеи:

1. Атомарного строения  бытия: всё в природе, сам  человек, души и бог – всё  состоит из микровещества (атомов). В ХХ веке эта идея стала научной.

2. Идея причинности: всё  в бытии имеет основание своего  существования, которое может  быть познано или нет.

3. Идея монизма в объяснении  разнородных состояний бытия:  тело, душа, боги – состояния атомов, движущихся в пустоте. Эта идея  в ХХ веке не подтвердилась,  т.к. считается, что сознание, тело, душа не вещественны.

4. Идея атеизма: в бытии  нет сверхъестественных сущностей,  а есть познанное и непознанное.  Официальные боги – выдуманные  персонажи для эффективного управления  населением.

► Учение Гераклита о развитии бытия благодаря борьбе противоположностей, о всеобщих изменениях в бытии (panta rheae – все течет), об энергетическом первоначале бытия.

► Учение Пифагора о первооснове бытия в форме числа и геометрической фигуры. Дало развитие математики.

В целом натурфилософия способствовала развитию математики и естествознания.

Антропологические учения АФ

Это системы, в которых  исследуются вопросы о сущности, качествах и смысле жизни человека.

► Учение софистов о первичности полезности вещественных ценностей жизни относительно индивида.

ü Протогор. Человек – мера всех вещей. Нет единой истины и единого стандарта, т.к. люди разные. (Идея релятивизма.)

ü Горгий развил идею агностицизма – невозможность существования истины, т.к. у двух людей разные мнения. "Ничего не существует. Если существует, то непознаваемо. Если познаваемо, то невыразимо."

Софисты разработали правила  логического доказательства, используя и ложные аргументы. Подали идею, что человек – сложное существо, которое имеет собственные интересы.

► Учение Сократа о первичности общезначимых ценностей (добродетели: мудрость, справедливость, отвага, умеренность, законопослушность). Смысл жизни по Сократу: "Познай самого себя, чтобы быть добродетельным." Сократ – символ духовности в мировой философии. О Сократе сообщает в своих трудах Платон.

► Учение Эпикура (342-271 гг. до н.э.) включает и онтологию, и гносеологию, и этику, но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к наслаждению, начиная с низшего – чувственного и заканчивая высшим – интеллектуальным наслаждением. Наслаждение для человека – это счастье, потребности общества же вторичны по сравнению со счастьем человека.

► Учение стоицизма. Теоретики: Зенон, Сенека, Эпиктет. Философия стоиков также включала онтологию, гносеологию и этику. Но главное – учение о добродетельном поведении на основе стремления к самосохранению при условии следования своей судьбе, своей природе, знания о которых возможно только разумом, мышлением. Стоики – это символ беспристрастия в условиях враждебности внешних условий жизни.

► Учение Аристотеля о человеке. Аристотель впервые дал классическое определение человека: "zoon politicon" (политическое животное). Его смысл в том, что базовые качества человека это разум, деятельность и коллективность жизни. Все иные существа – либо боги, либо животные.

 

АФ с начала новой эры (н.э.) уступила место новому варианту культуры – Христианству. Со 2 в. н.э. в Римской Империи начала развиваться  христианская философия, которая полностью  побеждает в 6 веке.

 

9. Средневековая философия

Средневековая философия  – исторический тип философии, существовавший со 2 в. по первую половину 14 века в Европе и до 19-20 вв. в Азии.

Специфика средневековой  философии

1. Теоцентичность – исследование всех философских проблем на основе идеи первичности Бога.

2. Догматичность – способ  исследования проблемы, при котором  общепризнанное знание не критикуется,  а только доказывается как  истинное любыми средствами. Такие  догмы установились решениями  религиозных руководителей.

3. Конфессиональность – принадлежность философии к конкретному официально утвержденному религиозному направлению:

ü Христианская философия развивается со 2 по 10 века (1054 г.) в рамках западной и восточной христианской религии, а после раскола церкви – как католическая и православная философии, проклявшие друг друга (в 1965 г. эта анафема была снята).

ü Арабская философия – в рамках ислама.

ü Еврейская – в рамках иудаизма.

ü Индийская – в рамках буддизма.

4. Схоластичность – способ  исследования проблем, при котором  сознательно отвлекаются от конкретных  общественных проблем и аналзируют логические особенности рассуждений на заданную тем. Темы рассуждений задавались религией, она их контролировала и решала: признать или отвергнуть.

5. Наличие позитивных и  негативных функций в культуре.

Позитивное значение

1) Разработка темы Бога  и его качеств, атрибутов, особой  роли для людей.

2) Разработка проблем логики  – доказательство, опровержение, определение,  правила силлогизма и т.д.

3) Теоретическое обоснование  общечеловеческих ценностей, особенно  христианской культуры. Они представлены  в Декалоге и Нагорной проповеди.

Декалог – десять правил, изложенных в Ветхом Завете от имени  Бога Моисею (руководителю еврейского народа):

1. Вера в единого Бога.

2. Запрет на изображение  (сначала – всего, затем –  неканонических людей или событий,  Бога-отца).

3. Запрет на употребление  имени Бога понапрасну.

4. Правило седьмого дня  (отдыха в седьмой день недели).

5. Почитай родителей.

6. Не убий.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лги.

10. Не завидуй.

Нагорная проповедь –  правила, изложенные Иисусом в Новом  Завете своим ученикам:

1. Искренняя любовь к  Богу.

2. Правило альтруизма (бескорыстной  помощи нуждающимся в ней).

3. Правило взаимности: как  ты хочешь чтобы к тебе относились люди, так и ты относись к ним.

4. Правило справедливости (обещание лучшей жизни пострадавшим  за веру, истину, мир и прочим  обездоленным, в основном – в  потустороннем мире).

5. Правило равенства всех  людей в истинной религии (во  Христе).

4. Создание первой теории  прогресса общества по нравственным  критериям.

5. Доказательство общечеловеческой  идеи, что добро абсолютно, а  зло относительно.

Негативное значение

1. Запрет свободомыслия  в философских рассуждениях, т.е.  запрет отступать от догм. О их критике нельзя даже помышлять. Тот, кто критиковал догмы, объявлялся отступником (со всеми вытекающими последствиями).

2. Запрет светского варианта  культуры, особенно морали, права  и реалистической философии.

3. Запрет на развитие  естествознания, особенно эмпирических  исследований (физика, медицина и  др.).

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»