Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
► Гроций – теоретик права, доказал, что существует два вида законов – божественные и человеческие.
Божественные законы создаются от имени Бога, а человеческие – от имени государства и не должны противоречить друг другу.
Человеческие законы делятся на гражданские и естественные. Это права человека от природы на труд и частную собственность, на личную безопасность, право на свободу мысли, веры, действий в рамках государства. Эти естественные права должны соблюдаться гражданским правом, т.е. законами, создаваемыми теоретиками государства.
Эта мысль подтвердилась после буржуазной революции.
► Учения Мора, Кампанеллы, Мюнцера о моделях будущего справедливого общества.
Томас Мор.
Справедливое общество – такое, где:
1) все трудятся не больше 6 часов в день, а остальное время занимаются отдыхом и совершенствованием;
2) нет частной собственности
– все производится обществом
и потребляется людьми
3) люди духовно развиты,
признают любой вариант
Томас Кампанелла. Справедливое общество:
1) есть единство религии,
частной собственности и
2) управляют обществом представители мировой религии.
Томас Мюнцер. Справедливое общество – где реализуются заповеди Христа.
Религиозная философия ФЭВ
Религиозная философия – философские учения мыслителей в рамках религиозных традиций культуры. Она сохранилась в культуре, но не была главной. Варианты:
► Философия протестантизма (Лютер, Кальвин, Цвингли). Идеи:
1. Возможность индивидуального обращения к Богу, минуя священников и сложную обрядность.
2. Физический труд – это богоугодное дело, он полезен для спасения души человека.
3. Грамотность и знание
Евангелия – обязательное
4. Подчинение законам
► Мистическая философия. Яков Бёмэ создал очень сложную систему знаний, доступных посвященным.
11. Эмпирическая
В XVII веке в Западной Европе
утверждается политически и экономически
новый тип общества – капитализм.
Для него первична прибыль, поэтому
религия и абстрактная
Эмпиризм как направление в философии возник в Англии.
Эмпиризм – философское направление, которое исследовало все проблемы на основе идеи, что истинное знание возникает только из наблюдений и экспериментов (опытов).
Теоретики: Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк).
► Френсис Бэкон (1561-1626).
1. Впервые теоретически
доказал, что наука – это
основа общества, т.к. ее знания,
воплощаясь в технике и
1) государству поддерживать ученых,
2) ученым развивать не
схоластическую науку, а
3) "Наука и производство – едины!"
Все это полностью реализуется в наше время.
2. Признание природы как
основного объекта научного
3. Создание индуктивного
метода познания, т.е. способа
получения нового знания, при
котором общие знания
4. Создание первой классификации
заблуждений разума. Мышление, основанное
на экспериментах и индукции,
всегда истинно, но если
1) философские заблуждения
– следование неправильной
2) общечеловеческие заблуждения ("идолы рода") – идея, что человек – царь природы и может делать с ней все, что захочет;
3) индивидуальные ошибки
ученых, связанные с особым
4) идеологические влияния ("идолы рынка") – воздействие политики, коммерции на труд ученых.
Френсис Бэкон вошел в
историю как создатель
► Томас Гоббс (1588-1679).
1. Конкретизировал выводы
Бэкона относительно
2. Распространил идеи эмпиризма на познание общества:
1) создал теорию договорного
происхождения государства.
а – война всех против всех,
б – человек человеку воин (ЧЧВ ® чечевизм),
в – побеждает сильнейший.
В результате общество деградирует к животному стаду. У людей состояние страха, невозможность трудиться. Выход находят отдельные личности на основе разума, который обобщил методом индукции негативность такой жизни и предложил людям избавиться от свободы, ограничив ее установлением власти, которой разрешается использовать насилие, а другим – нет. Так появляется государство и оно полезно людям, т.к. а) гарантирует личную безопасность и б) гарантирует труд человеку и частную собственность.
3. Создал идею социального
прагматизма. Государство
► Джон Локк (1632-1704).
1. Идея сенсуализма.
Сенсуализм – направление в философии, доказывающее, что истинное знание возникает из чувственных (сенсорных) способностей человека. Эту мысль частично поддержали психологи, но она требует уточнения.
2. Критика "врожденного знания" – идеи, возникшей в рамках рационализма, о том, что знание дается человеку богом начиная с рождения. Локк был врачом, поэтому дал аргументацию против этого мнения. В частности, если идея Бога – врожденная, то и дикарь Африки, и европейцы должны знать о Боге с рождения, однако опыт свидетельствует, что знание о Боге люди получают в процессе воспитания в обществе.
3. Формулировка классического тезиса сенсуализма: "Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах."
12. Рационалистская
Рационализм – направление в философии, в котором все проблемы исследовались на основе идеи о том, что истинное знание возникает из мышления (разума).
Мышление – это способ обработки информации в чувственно-наглядной форме понятия, суждения и умозаключения. Мышление – сложный вид познавательных способностей по сравнению с чувственным уровнем. Т.к. для науки мышление есть абсолютно необходимый фактор, то философы пытались понять сущность мышления и его роль в общей культуре личности и общества.
► Теоретик-пионер – Декарт (1596-1650):
1. Доказал решающую роль
мышления в системе культуры:
"Мыслю, следовательно,
2. Дуализм субстанций.
Субстанция – это сущность,
которая является причиной своего собственного
существования. Понятие субстанции
очень важно в онтологии и
для определения предметов
ü "декартова" система координат,
ü диоптрика,
ü гипотеза условного рефлекса в психологии – гипотеза психофизического взаимодействия и параллелизма (эта генетическая гипотеза разрабатывается до сих пор в нейрофизиологии).
Дуализм – это двойственность, т.е. наличие двух автономных начал). Идея дуализма позволила Декарту ввести в науку понятие Бога как абсолютной субстанции, которая координирует природу и духовное (психику).
3. Разработал рациональный
метод познания – правила
1) Организованный скептицизм
– требования не доверять
2) Норма аналитичности – сложную проблему надо разделять на части и изучать в отдельности.
3) Норма последовательности – двигаться от простого к сложному.
4) Норма полноты знания – стремиться к максимально полному, достоверному знанию.
► Спиноза (1632-1677) – создатель второго – монистического – варианта рационализма.
1. Обосновал монизм субстанций.
Субстанция – причина самой себя. По Спинозе субстанция одна и называется "природобог", т.е. бытие, которое бесконечно, совершенно (как Бог) и одновременно доступно познанию человеком на уровне разума.
В результате рассуждений
Спиноза создал учение об атрибутах
и модусах субстанций и ввел в
науку идеал монизма в
Монизм – это наличие одного начала, причины в многообразии процессов в явлениях. Монизм обязателен для науки, потому что истина – одна. Эта идея господствует в науке нашего времени.
2. Идея пантеизма в завершенной рациональной форме: "Бог – это не личность, он конкретно представлен как сущность всех существующих предметов." Спиноза был последовательным рационалистом, отличающимся высоким уровнем доказательности своих идей. Свое стремление познавать разумом он реализовал и применительно к первоистокам Ветхого Завета. Изучив древнееврейский текст этой книги, он установил ошибки в текмте, неточности по хронологии и конкретно, без эмоций, сделал вывод, что тексты не боговдохновенны, а есть результат творчества заинтересованных мыслителей. За это он получил херем – высшее проклятие в иудаизме.
3. Формулировка понятия свобо¬ды.
Свобода – это познанная необходимость.
Спиноза – символ абсолютного рационализма в философии, т.к. для него нет ничего выше разума.
► Лейбниц (1646-1716). Достижения:
1. Создал теорию плюрализма субстанций.
Плюрализм – идея, что в бытии есть множество (т.е. более двух) самостоятельных начал.
Эта идея работает в науке ХХ века, напр., в биологии.
2. Создал идею единства
чувственного и рационального
познания на том основании,
что каждая из них дает
13. Немецкая классическая философия (НКФ)
НКФ – это выдающийся этап мировой философии, существовавший со второй половины 18 по первую половину 19 века в Германии.
Особенности НКФ:
1. Создание теоретически
совершенных философских
2. Создание диалектики
как философской науки о
3. Обоснование общечеловеческих
идеалов: совершенствование,
Философия Эммануила Канта
Эммануил Кант (1724-1804) – гений немецкой и мировой философии (труды опубликованы в восьми томах). Основные труды: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения", "Метафизика нравов", "Антропология с прагматической точки зрения"
Достижения:
1. Создание гносеологии
– философской науки о
"Коперниканский переворот в философии" – описание процесса познания.
1) Познание начинается
с чувственного уровня, но информация
от органов чувств – это
не знания о началах познания,
потому что она неопределенная,
а определенность вносят
Рассудок – второй этап познания. В нем первичны правила логики, но их недостаточно для человека с точки зрения полноты знания.
Разум – третий уровень познания. Это высшая познавательная способность, где объект познан в истинности и значимости для человека. Разум вырабатывает принципы рассудка, а также принципы поведения человека, особенно на уровне морали, права и науки. Три главных принципа разума – душа, мир, бог – не могут быть однозначно определены и поэтому все знание человека ограничено.