Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
3) Активность субъекта
– инициативная активность
4) Средство познания –
любой материальный, идеальный или
знаковый фрагмент бытия,
а) идеальные: теории, идеи;
б) материальный инструмент: книги;
б) знаковые средства познания: язык (естественный, искусственный), символы, обозначения.
В рамках государства и народа для познавательной деятельности важно создание социальных, экономических, политических условий (финансирование, законодательство, экономическая политика).
Средства – уникальное состояние познавательной активности человека, т.к., имея более совершенные средства познания, человек получает преимущество в организации приобретаемого знания.
5) Информация – свойство объекта, которое восприняты человеком, зафиксированы в системе знаков или сохранились на уровне бессознательного в психике.
Знание – выраженные в системе знаков свойства объекта, которые получили систематическое оформление благодаря деятельности мышления человека. Знаний у животных нет. У них есть только информация, представленная генетической программой (условными рефлексами на "+" и "–" раздражитель). У человека уровень информации, знания представлен в многообразии форм. Чем более цивилизован человек, тем большие объемы знаний и информации обеспечивают его жизнь. В современной цивилизации наблюдается избыточность информации: по одной проблеме существует множество конкурирующих точек зрения. Содержание информации выражается в различных языках (лекарства более 30 наименований (?)). Знание приоритетно во всем множестве результатов познания.
Виды знания: предметное, операционное, эссенциальное (т.е. знание о сущности), феноменальное (т.е. знание о явлении), научное, профессиональное, рациональное, художественное, образное.
Мир знания бесконечен, назначение знания – реализация в практике и общении, накопление информации об объектах действительности, независимо от использования.
6) Познавательное взаимодействие
субъекта и объекта –
Модели познавательных взаимодействий:
а) Мистическая модель – перенос информации от сверхъестественных сил бытия через медиаторов об объекте и смысле бытия (это основа религии и паранауки).
б) Реалистическая модель - воспроизведение свойств одного объекта в сознании человека в определенной степени адекватности реальным свойствам данного объекта. Эта модель базовая в человеческой культуре, в науке.
в) Идеалистическая модель – воспроизведение душой того знания, которое она имела до рождения тела данного человека. В реальной жизни человек, взаимодействуя с объектами, стимулирует внутреннюю сущность (душу) и душа продуцирует человеку определенный объем знания и информации.
Творчество – это процесс
создания новой информации. Т.к. знание
для человека всегда – принципиально
новое в его жизни, то процесс
познания в своей основе всегда творческий,
но это творчество реализует реальные
потребности человека, а к ним
всегда относится потребность
Практика дает: цель познания, критерии истинности знания, причину познания, т.к. человек начинает приобретать знания, когда в своей предметной деятельности встречает сопротивление объекта (познания) своим желаниям.
Практическая деятельность (производство, здравоохранение, социальная практика) всегда в конечном счете является причиной познания, т.к. без учета свойств объекта невозможно его преобразовать, не причиняя ущерба самому человеку или окружающей среде.
Напр., развитие радиационной медицины в 1920-1930-е годы было обусловлено негативными результатами применения радиоактивности (в лечении опухолей, заболеваний щитовидной железы, в стоматологии и др.)
41. Истина, вера, интуиция
в системе познавательной
Истина – это знание, которое соответствует реальным свойствам объекта.
Это традиционное, классическое определение истины, его четко определил Аристотель в 3 в. до н.э. Т.к. истинное знание максимально полезно для человека, то все философы и ученые признают истину целью познания. Однако, в условиях социальной неоднородности возникает потребность в искажении истины, чтобы убедить других людей действовать в заданном направлении. Особенно это важно для государства, общественных групп, использующих труд большинства, а также в конкретных случаях непосредственной жизни.
Истина противопоставляется неистинному знанию, содержащему ложь (ложное знание), которое не соответствует реальным свойствам объектов. по причине заинтересованности человека или группы людей в создании неадекватной информации. Напр., в СССР утверждено: "каждой семье – по квартире". На обыденном уровне ложь называют обманом.
Заблуждение – искажение реальных свойств объекта по причине ограниченности субъектов познания относительно приборов и инструментов, недостатка культуры и неразвитой способности к мышлению.
Ошибка – искажение реальных свойств объекта по причине невнимательности субъекта.
В философии установлены шесть атрибутов (качеств) истины:
1. Объективность истины
– то содержание знания, которое
полностью соответствует
2. Субъективность истины,
которая связана с
3. Абсолютность истины
– то содержание знания, которое
к данному времени является
или признано максимально
4. Относительность истины
– содержание знания, которое
частично, односторонне выражает
свойства объекта, является
5. Конкретность истины
– соответствие знания
6. Абстрактность истины
– то содержание знания, которое
формулируется на всем
Истина существует на бытийном, аксеологическом и праксеологическом уровнях:
а) бытийный уровень – это существование истины как сферы идеального бытия, т.к. истина – это знание, а не реальный объект;
б) аксеологический уровень истины – это признание ценности истинного знания для познания, общения и практики человека. Истина как ценность – это идеал всемировой культуры, т.к. фальсификация эффективна, если основана на истинном знании, а управление людьми неистинным знанием превосходит стихийные формы управления, т.к. не обостряет отношения людей.
в) праксеологический уровень истины – это использование знания в практической деятельности людей. Практика – это основа, критерий, цель и причина истинного знания.
Доказательства истины такие
же, как и у рационального
1. Практика – основной
метод – вещественно-
2. Эксперимент –
3. Соответствие законам
и правилам формальной логики
– науки, созданной
4. Соответствие нового знания стандартам, парадигмам и принципам истинности знания данного времени. Эта проверка важна для тех объектов, повторное появление которых в системе познаватель-ного опыта людей исключено или крайне минимально (напр., явления телекинеза, левитации).
В системе деятельности человека не все знание может быть доказано как истинное по разным причинам (отсутствие времени, приборов, уровень культуры и т.д.), поэтому в усвоении информации используется вера.
Вера – это эмоционально-
Типы веры:
1. Жизненно-практическая вера – это принятие за истину факторов непосредствен-ной жизни человека без проведения процедур проверки. Обыденная вера противоречива, ситуативна, не раскрывает глубинные основы бытия.
2. Социальная вера – принятие за истину информации по поводу государства, социальных групп, этноса.
3. Религиозная вера – принятие за истину информации о сверхъестественном существе.
4. Научная вера – принятие за истину результатов науки.
Значение веры:
1. Организует познание
и деятельность в условиях
ограниченности истинного
2. Вера стимулирует
3. Вера – это взаимодополнение с истиной в целостном процессе познавательной активности человека. Основой этого взаимодействия в условиях техногенного общества является истина, а традиционного общества – вера, потому что резко различается уровень культуры народа.
Интуиция – это особый
способ переработки информации и
получения истины, которая возникает
у познающего человека внезапно, логически
необоснованно в данный момент познания.
Интуиция в мистических и
42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
Чувственное познание – способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств.
Выделяют три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение – форма чувственного познания, соответствующая отдельным свойствам предметов.
Восприятие соответствует системе свойств предмета.
Напр., ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве
Ощущения возможны вне восприятий (напр., ощущения холода, темноты), но восприятия невозможны без ощущений.
Представление – форма чувственного познания, базирующаяся на ощущениях и восприятиях. Главное – отсутствие непосредственной связи с отражаемым предметом. По сути это то же восприятие объекта, но в отсутствие последнего.
Определение:
Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов на органы чувств. Или:
Представление – это образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Функции чувственного познания:
1. Связь человека с внешним
миром (это единственный канал)
2. Начальный этап любого
познания действительности (оно
дает материал для
3. Стимулируют научное познание.
В медицине чувственное познание применяется для обследования пациентов, т.е. для постановки диагноза. Bona diagnosis – bona curare.
43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль в медицине.
Формы рационального познания
► Понятие – это слово или словосочетание, в котором воспроизведены в чувственно-ненаглядной форме существенные устойчивые повторяющиеся свойства объектов действительности. Напр., понятие "река" отражает свойства водных потоков, имеющих начало и завершение, ограниченность берегами, определенную скорость и особенные закономерности протекания. Понятие "река" существует на уровне научного познания и на уровне обыденного познания. Их различие – в степени точности и однозначности используемых слов для объяснения качественной специфики этих водных объектов.
Все познания – чувственно-ненаглядны или используются без обращения к чувственному познанию. За счет этого человек сокращает однородность и повторяемость исследуемых объектов и способен совершенствовать познание.
Цивилизованность индивида и народа определяется тезаурусом – количеством понятий, которые они используют в своем общении.
Все понятия изучаются в формальной логике, чтобы в науке использовать максимально точные понятия и не допускать логических ошибок в познании.
► Суждение – это связь понятий в форме предложения, в котором обобщаются связи и отношения между объектами. Все суждения имеют логическую форму "S есть/не есть Р", субъект (S) имеет или не имеет предмет (Р).