Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

3) Активность субъекта  – инициативная активность субъекта  по выделению в объекте тех  свойств, которые приоритетны  по определению средств познания  и планированию познавательной  деятельности.

4) Средство познания –  любой материальный, идеальный или  знаковый фрагмент бытия, который  используется человеком для систематизации  и познания:

а) идеальные: теории, идеи;

б) материальный инструмент: книги;

б) знаковые средства познания: язык (естественный, искусственный), символы, обозначения.

В рамках государства и  народа для познавательной деятельности важно создание социальных, экономических, политических условий (финансирование, законодательство, экономическая политика).

Средства – уникальное состояние познавательной активности человека, т.к., имея более совершенные  средства познания, человек получает преимущество в организации приобретаемого знания.

5) Информация – свойство  объекта, которое восприняты человеком, зафиксированы в системе знаков или сохранились на уровне бессознательного в психике.

Знание – выраженные в  системе знаков свойства объекта, которые  получили систематическое оформление благодаря деятельности мышления человека. Знаний у животных нет. У них есть только информация, представленная генетической программой (условными рефлексами на "+" и "–" раздражитель). У человека уровень информации, знания представлен в многообразии форм. Чем более цивилизован человек, тем большие объемы знаний и информации обеспечивают его жизнь. В современной цивилизации наблюдается избыточность информации: по одной проблеме существует множество конкурирующих точек зрения. Содержание информации выражается в различных языках (лекарства более 30 наименований (?)). Знание приоритетно во всем множестве результатов познания.

Виды знания: предметное, операционное, эссенциальное (т.е. знание о сущности), феноменальное (т.е. знание о явлении), научное, профессиональное, рациональное, художественное, образное.

Мир знания бесконечен, назначение знания – реализация в практике и общении, накопление информации об объектах действительности, независимо от использования.

6) Познавательное взаимодействие  субъекта и объекта – непосредственный  процесс взаимодействия субъекта  и объекта познания, результатом  которого является достижение  знания и информации.

Модели познавательных взаимодействий:

а) Мистическая модель –  перенос информации от сверхъестественных сил бытия через медиаторов об объекте и смысле бытия (это основа религии и паранауки).

б) Реалистическая модель - воспроизведение  свойств одного объекта в сознании человека в определенной степени  адекватности реальным свойствам данного  объекта. Эта модель базовая в  человеческой культуре, в науке.

в) Идеалистическая модель – воспроизведение душой того знания, которое она имела до рождения тела данного человека. В реальной жизни человек, взаимодействуя с  объектами, стимулирует внутреннюю сущность (душу) и душа продуцирует  человеку определенный объем знания и информации.

Творчество – это процесс  создания новой информации. Т.к. знание для человека всегда – принципиально  новое в его жизни, то процесс  познания в своей основе всегда творческий, но это творчество реализует реальные потребности человека, а к ним  всегда относится потребность физического  выживания. Большинство философов-реалистов  утверждают, что практика – это  реальная основа системы познания, потому что цель познания – достижение практической пользы (эффективности  жизни).

Практика дает: цель познания, критерии истинности знания, причину  познания, т.к. человек начинает приобретать  знания, когда в своей предметной деятельности встречает сопротивление  объекта (познания) своим желаниям.

Практическая деятельность (производство, здравоохранение, социальная практика) всегда в конечном счете является причиной познания, т.к. без учета свойств объекта невозможно его преобразовать, не причиняя ущерба самому человеку или окружающей среде.

Напр., развитие радиационной медицины в 1920-1930-е годы было обусловлено  негативными результатами применения радиоактивности (в лечении опухолей, заболеваний щитовидной железы, в  стоматологии и др.)

 

41. Истина, вера, интуиция  в системе познавательной деятельности  и в медицине.

Истина – это знание, которое соответствует реальным свойствам объекта.

Это традиционное, классическое определение истины, его четко  определил Аристотель в 3 в. до н.э. Т.к. истинное знание максимально полезно  для человека, то все философы и  ученые признают истину целью познания. Однако, в условиях социальной неоднородности возникает потребность в искажении истины, чтобы убедить других людей действовать в заданном направлении. Особенно это важно для государства, общественных групп, использующих труд большинства, а также в конкретных случаях непосредственной жизни.

Истина противопоставляется  неистинному знанию, содержащему  ложь (ложное знание), которое не соответствует  реальным свойствам объектов. по причине заинтересованности человека или группы людей в создании неадекватной информации. Напр., в СССР утверждено: "каждой семье – по квартире". На обыденном уровне ложь называют обманом.

Заблуждение – искажение  реальных свойств объекта по причине  ограниченности субъектов познания относительно приборов и инструментов, недостатка культуры и неразвитой способности  к мышлению.

Ошибка – искажение  реальных свойств объекта по причине  невнимательности субъекта.

В философии установлены  шесть атрибутов (качеств) истины:

1. Объективность истины  – то содержание знания, которое  полностью соответствует объекту  и не содержит никаких заблуждений,  ошибок и, тем более, лжи,  выражено в любой языковой  форме и сохраняет непосредственную  связь со своими объектами.  Напр., объект истины – законы  математики, физики, химии, психологии.

2. Субъективность истины, которая связана с особенностями  познающего человека: уровнем культуры, возможными заблуждениями и ошибками, спецификой языка выражения истины.

3. Абсолютность истины  – то содержание знания, которое  к данному времени является  или признано максимально полным  и адекватным объекту. Напр., законы  математики, биологии признаются  классическими.

4. Относительность истины  – содержание знания, которое  частично, односторонне выражает  свойства объекта, является вероятностным.  Напр., относительным является медицинское  знание, потому что новейшие открытия  в молекулярной биологии преображают  всю систему медицины.

5. Конкретность истины  – соответствие знания свойствам  данного объекта, а не объектов  вообще.

6. Абстрактность истины  – то содержание знания, которое  формулируется на всем множестве  объектов. Абстрактными истинами  являются моральное знание, знание  об идеалах общества.

Истина существует на бытийном, аксеологическом и праксеологическом уровнях:

а) бытийный уровень –  это существование истины как  сферы идеального бытия, т.к. истина – это знание, а не реальный объект;

б) аксеологический уровень истины – это признание ценности истинного знания для познания, общения и практики человека. Истина как ценность – это идеал всемировой культуры, т.к. фальсификация эффективна, если основана на истинном знании, а управление людьми неистинным знанием превосходит стихийные формы управления, т.к. не обостряет отношения людей.

в) праксеологический уровень истины – это использование знания в практической деятельности людей. Практика – это основа, критерий, цель и причина истинного знания.

Доказательства истины такие  же, как и у рационального познания:

1. Практика – основной  метод – вещественно-предметная  деятельность с объектом в  условиях труда, производства, социального  взаимодействия в любых исторических  условиях.

2. Эксперимент – специализированный  вид предметного взаимодействия  с объектом.

3. Соответствие законам  и правилам формальной логики  – науки, созданной Аристотелем  в 3 в. до н.э. В науке формальная  логика является основным, но  идеальным видом проверки результатов  мышления.

4. Соответствие нового  знания стандартам, парадигмам и  принципам истинности знания  данного времени. Эта проверка  важна для тех объектов, повторное  появление которых в системе  познаватель-ного опыта людей исключено или крайне минимально (напр., явления телекинеза, левитации).

В системе деятельности человека не все знание может быть доказано как истинное по разным причинам (отсутствие времени, приборов, уровень культуры и т.д.), поэтому в усвоении информации используется вера.

Вера – это эмоционально-психическое  состояние сознания человека, при  котором новое знание принимается  без доказательств.

Типы веры:

1. Жизненно-практическая  вера – это принятие за истину  факторов непосредствен-ной жизни человека без проведения процедур проверки. Обыденная вера противоречива, ситуативна, не раскрывает глубинные основы бытия.

2. Социальная вера –  принятие за истину информации по поводу государства, социальных групп, этноса.

3. Религиозная вера –  принятие за истину информации  о сверхъестественном существе.

4. Научная вера – принятие  за истину результатов науки.

Значение веры:

1. Организует познание  и деятельность в условиях  ограниченности истинного знания. Напр., вера в политического лидера  в период перестройкой общества  в СССР (нач. 90-х гг.).

2. Вера стимулирует познавательную  активность в период формулирования  проблемы и разработки гипотезы. Напр., вера Шлимана в существование г. Трои на территории Турции.

3. Вера – это взаимодополнение с истиной в целостном процессе познавательной активности человека. Основой этого взаимодействия в условиях техногенного общества является истина, а традиционного общества – вера, потому что резко различается уровень культуры народа.

 

Интуиция – это особый способ переработки информации и  получения истины, которая возникает  у познающего человека внезапно, логически  необоснованно в данный момент познания. Интуиция в мистических и идеалистических  учениях признается основным способом получения истины. В реалистической философии интуиция признается частным, вторичным способом получения истины в сравнении с рациональным познанием.

 

42. Чувственное познание: основные формы, функции, роль  в медицине.

Чувственное познание – способность  человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств.

Выделяют три формы  чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение – форма чувственного познания, соответствующая отдельным  свойствам предметов.

Восприятие соответствует  системе свойств предмета.

Напр., ощущение вкуса яблока и, с другой стороны, восприятие вкуса, формы, запаха, цвета яблока в их единстве

Ощущения возможны вне  восприятий (напр., ощущения холода, темноты), но восприятия невозможны без ощущений.

Представление – форма  чувственного познания, базирующаяся на ощущениях и восприятиях. Главное  – отсутствие непосредственной связи  с отражаемым предметом. По сути это  то же восприятие объекта, но в отсутствие последнего.

Определение:

Представление – это чувственно-наглядный  образ предметов и явлений  действительности, сохраняемый и  воспроизводимый в сознании без  непосредственного воздействия  предметов на органы чувств. Или:

Представление – это образ  ранее воспринятого предмета или  явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения  в виде наглядно-образного знания.

Функции чувственного познания:

1. Связь человека с внешним  миром (это единственный канал).

2. Начальный этап любого  познания действительности (оно  дает материал для последующего  теоретического исследования).

3. Стимулируют научное  познание.

В медицине чувственное познание применяется для обследования пациентов, т.е. для постановки диагноза. Bona diagnosis – bona curare.

 

43. Рациональное познание: основные формы, функции, роль  в медицине.

Формы рационального познания

► Понятие – это слово или словосочетание, в котором воспроизведены в чувственно-ненаглядной форме существенные устойчивые повторяющиеся свойства объектов действительности. Напр., понятие "река" отражает свойства водных потоков, имеющих начало и завершение, ограниченность берегами, определенную скорость и особенные закономерности протекания. Понятие "река" существует на уровне научного познания и на уровне обыденного познания. Их различие – в степени точности и однозначности используемых слов для объяснения качественной специфики этих водных объектов.

Все познания – чувственно-ненаглядны или используются без обращения к чувственному познанию. За счет этого человек сокращает однородность и повторяемость исследуемых объектов и способен совершенствовать познание.

Цивилизованность индивида и народа определяется тезаурусом –  количеством понятий, которые они  используют в своем общении.

Все понятия изучаются  в формальной логике, чтобы в науке  использовать максимально точные понятия  и не допускать логических ошибок в познании.

► Суждение – это связь понятий в форме предложения, в котором обобщаются связи и отношения между объектами. Все суждения имеют логическую форму "S есть/не есть Р", субъект (S) имеет или не имеет предмет (Р).

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»