Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

2. Цель – тот результат  деятельности, который человек формулирует  с определенной степенью четкости. Человек, у которого не определены  цели, действует стихийно и выполняет  цели других людей, либо реализует  биологическую программу своей  жизни. Чем более рационально  развита цель, тем более эффективна  деятельность.

3. Средства – предметные, энергетические, материальные, идеальные, знаковые – используются субъектом для реализации цели

4. Объект деятельности  – конкретный фрагмент, часть  бытия, который преобразовывается  материально, идеально, знаково.

5. Результат – целенаправленное, организованное воздействие субъекта  на объект. Это основа деятельности. Потому что положительное либо  отрицательное действие становится  основой для новой деятельности  или прекращает эту деятельность.

6. Связи, в т.ч. законы – повторяющиеся или актуальные зависимости между субъектом, целями, результатом и объектом.

 

Деятельность – сущностная основа личности, потому что:

1) Чтобы стать личностью,  нужно проявить активность и  устроить добровольно или насильственно  те нормы общества, государства,  социальной среды, в которых  человек живет.

2) Развитие личности не  осуществимо автоматически (стихийно), а возможно только при максимальном  развитии рациональности поведения,  т.е. четком определении целей,  средств и результатов своей  жизни. 

Чем более демократично общество, тем более преобладающей становится деятельность личности. В тоталитарном обществе за человека многое выполняется  государством (напр., соцобеспечение, уравниловка, высокий уровень физического  труда, который в техногенном  обществе вторичен и не способствует интеллектуальному и профессиональному  развитию человека).

Ценностные ориентации –  это совокупность важнейших качеств  внутренней структуры личности, являющихся для нее особо значимыми. Ценностные ориентации образуют некий базис  сознания и поведения личности и  непосредственно влияют на ее развитие. При этом в соответствии с конкретной индивидуальной иерархией ценностей  наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. Это критерий норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация.

 

Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

Все многообразие мира может  выступать как предметные и субъектные ценности.

Как предметные ценности –  с позиций добра и зла, истины и лжи, прекрасного и безобразного, справедливого и несправедливого  и т.д. К таким ценностям относятся  предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и  включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное  значение и способные удовлетворять  их многообразные потребности.

К субъектным ценностям относятся  установки, оценки, требования, запреты  и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и  критериями деятельности людей.

Шибутани: "Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес".

 

 

 

 

38. Содержание глобальных  проблем современной цивилизации.  Роль медицины в их решении.

[роль медицины придумай самостоятельно]

Понятие «глобальные проблемы»  получило распространение с конца 60-х годов. Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет  осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.

Первая группа глобальных проблем — интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мирa в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений - это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.

Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые  возникают в результате непосредственного  взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных  ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.

Третья группа глобальных проблем - это проблемы, связанные  с взаимодействием человека и  общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данном случае проблема природы и общества - это проблема биологических основ жизни человека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по данным статистики, образование - это фактор, способствующий продлению  срока человеческой жизни в среднем  на 10 лет.

 

39. Наука в системе культуры  общества и личности. Наука и  медицина.

Понятием "наука" обозначаются состояния общественной жизни, связанные  получением, систематизацией и передачей  знания.

Определения науки различны, потому что она составляет основу современного техногенного общества и все положительные результаты жизни людей связаны с наукой.

Отрицательные же моменты  появляются из-за неправильного использования  её достижений.

Напр., открытие радиоактивности  дало человечеству огромное количество дешевой энергии, снизило загрязнение  окружающей среды и т.д., но радиоактивность  стали использовать против мирного  населения.

Поэтому ученые и философы стремятся совершенствовать науку  и приспособить её для нравственного  развития личности, но это сложный  процесс, т.к. связан с политикой  и идеологией, которые стремятся  развивать материальное богатство  одного человека в ущерб остальному населению.

Наука – это система  сознания и деятельности (идеальной, знаково-смысловой и общественно-предметной), направленной на достижение максимально  достоверного знания о любом объекте  бытия.

Ценность науки определяется объемом истинного знания, поэтому  естествознание и медицина – это  приоритетные науки в любом типе общества. Однако, традиционные общества не стимулируют развитие науки, т.к.:

1) её результаты требуют  значительных материальных средств  на ее развитие,

2) массовое распространение  науки среди населения не является  задачей управления в таких  обществах,

3) наука обеспечивает только  элиту.

В техногенном обществе господствует научная рациональность, потому что  управление обществом ориентируется  на демократические методы – привлечение населения в решение производственных, политических и социальных в целом проблем.

Наука максимально соответствует  потребностям общества и общество увеличивает расходы на науку. Напр., цивилизованные страны (Германия, США, Япония) обеспечивают растущее финансирование науки и достигают положительных результатов. Так, на рубеже 19-20 вв. телефон, автомобили, средства вооружения (танки, самолеты) – все созданы в США и Германии. Все достижения в создании медикаментов – в Англии, Германии, США.

Функции науки:

I. Общественные функции  науки – выполнение определенной  роли в составе общественного  целого:

1. Функция производительной  силы общества – обеспечение  вещественно-энергетического состояния  и возможности прогресса для  государства и человечества. Так,  без науки невозможно было  бы создание атомной энергетики, электроники и пр.

2. Социально-практическая  функция – обеспечение эффективности  управления развитием общества. Все реформы в государстве  в ХХ веке получили математическую  разработку и теоретическое обоснование;  даже негативные явления культуры  научно прогнозируются и инициируются. Напр., экономическая реформа в  России проводилась с учетом  того, что экономика России должна  быть сырьевой, а значит, развивать  промышленность нет необходимости,  т.к. все товары привезут из-за  границы. Эта установка негативна  для экономики России.

 

3. Культуротворческая функция – создание новой информации и знания о реальных свойствах реальных и идеационных объектов в действительности. К настоящему времени около 1500 наук обеспечивают потребности человека в новом знании.

II. Информационные функции  науки – распределение информации  соответст-венно целям науки:

1. Функция описания объектов (дескриптивная) – концентрация  и первичная систематизация разнородного  знания об объекте. Описание  – это основа объяснения, прогнозирования  и понимания в потоке информации. (Основной метод описания –  наблюдение.)

2. Объяснительная функция  – это раскрытие внутренних  сущностных и закономерных состояний  объекта (основной метод –  формализация).

3. Функция предсказания  – объяснение будущего состояния  объекта на основе его сущности  и законов.

4. Функция понимания –  обеспечение рационально-логического,  адекватного взаимосоответствия нового знания с предшествующей системой знаний, установление взаимосогласования между субъектами познания (учеными и специалистами). Без понимания невозможна передача информации, а значит, и развитие науки.

 

Информационная составляющая науки является идеальной по содержанию, потому что во внешней действительности представлены вещественно-энергетические, психические, смысловые состояния, а в науке они переходят  в нечто нематериальное, в знание, соответствующее материальному.

Для человечества установление соответствия между материальным и идеальным – глобальная проблема, которая решается поколениями людей.

Для личности наука является:

1) интерсубъективной реальностью – тем идеалом, который превосходит знание, желание, эмоции и бессознательное (инстинкты) индивида: каждый индивид чтобы выжить в обществе обязан усваивать имеющийся объем знаний, который не нуждается в этом индивиде.

2) объектом социализации  – активного целенаправленного  усвоения для различных целей:  для обеспечения витальных целей,  для совершенствования человечества, для развития самой науки.

3) основным фактором формирования  мировоззрения – максимально  точного знания о сущности  мира, месте человека в нем  и смысле жизни.

 

Медицина – это наука  о болезнях, способах их лечения  и профилактики. В ХХ в. насчитывается около 300 специальностей. Определилась как точная наука с 15 века, потому что в Европе начался процесс демократизации культуры и преодоления ограничений религии на исследование тела человека. (У.Гарвей открыл и описал систему кровообращения.)

Медицина могла развиваться  как эмпирическая деятельность по сохранению здоровья, но подлинной наукой стала  с начала применения медицинских  препаратов искусственного происхождения (конец 19 – начало 20 века). Со второй половины 20 века благодаря НТП (научно-техническому прогрессу) медицина стала одной  из интенсивно развивающихся наук современности. Непосредственно она связана  с достижениями биологии.

 

40. Познания как система.  Творчество в познании и практика.

Познание – сложноорганизованное, идеальная по содержанию активность (деятельность) человека, ориентированная  на достижение знания и информации о действительности.

Познание, практика и общение  – три фундаментальных типа человеческой деятельности, каждый из которых обеспечивает универсальные потребности человека.

Практика – это вещественно-энергетическая деятельность человека по предметному  преобразованию объекта.

Виды практики:

1) эксперимент в науке  и образовании,

2) производственная деятельность  в любых формах,

3) социальная деятельность (война, митинги, демонстрации, здравоохранение)  – социальная практика,

4) индивидуальная предметная  активность человека.

Практика обеспечивает физическое существование человека и создает  возможность совершенствования  ценностных свойств между людьми: низкая преступности, высокая моральность, рост духовности – бескорыстие, альтруизм, полное отсутствие эгоистических мотиваций  поведения.

Общение – это деятельность по созданию смыслов и оценок, распространению  информации в межличностных взаимодейст-виях людей.

1) Оптимизация взаимодействия  людей во всех видах профессиональной  деятельности.

2) Психологический комфорт  жизни человека.

3) Перенос информации между  индивидами, социальными группами  и народами в рамках человечества.

Познание обеспечивает потребность  в достоверном / ложном, полезном / вредном  знании, т.е. тех свойствах объекта, которые человек воспроизвел  в своем сознании и выразил  в системе знаков (речь, письмо).

В философии существует особая философская наука о сущности, качествах и знаках познания –  гносеология (синонимы: эпистемология, теория познания).

Причина того, что познание изучается философией, а также  другими науками (психологией, социологией, эвристикой и др.) – то, что без  познания невозможно разумно (эффективно) организовать правила культуры и  общения. Установлено, что познание – это система, состоящая из таких  элементов:

1) Субъект познания –  это человек в его особенностях  к приобретению знания. Субъект  – это сложный элемент познания, который имеет исторические, национальные, возрастные и т.д. особенности.

2) Объект познания –  материальное или идеальное состояние  бытия, которое исследуется субъектом  для получения знания (информации). Объект познания в принципе  не бесконечен, потому что он  существует независимо от воли, желаний и сознания человека. Человек своим сознанием выделяет  в объекте конкретные свойства  для изучения. Напр., пространственные  объекты в геометрии благодаря мышлению ученых становятся прямой, биссектрисой, углом. В физике - абсолютно черное тело, идеальный газ, гравитация и другие термины определены благодаря сознанию. Основы же их существуют как объекты.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»