Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
2. Цель – тот результат
деятельности, который человек формулирует
с определенной степенью
3. Средства – предметные, энергетические, материальные, идеальные, знаковые – используются субъектом для реализации цели
4. Объект деятельности
– конкретный фрагмент, часть
бытия, который
5. Результат – целенаправленное,
организованное воздействие
6. Связи, в т.ч. законы – повторяющиеся или актуальные зависимости между субъектом, целями, результатом и объектом.
Деятельность – сущностная основа личности, потому что:
1) Чтобы стать личностью,
нужно проявить активность и
устроить добровольно или
2) Развитие личности не
осуществимо автоматически (
Чем более демократично общество,
тем более преобладающей
Ценностные ориентации –
это совокупность важнейших качеств
внутренней структуры личности, являющихся
для нее особо значимыми. Ценностные
ориентации образуют некий базис
сознания и поведения личности и
непосредственно влияют на ее развитие.
При этом в соответствии с конкретной
индивидуальной иерархией ценностей
наблюдается относительный
Ценность – это понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие мира может выступать как предметные и субъектные ценности.
Как предметные ценности –
с позиций добра и зла, истины
и лжи, прекрасного и безобразного,
справедливого и
К субъектным ценностям относятся установки, оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они выступают ориентирами и критериями деятельности людей.
Шибутани: "Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес".
38. Содержание глобальных
проблем современной
[роль медицины придумай самостоятельно]
Понятие «глобальные проблемы» получило распространение с конца 60-х годов. Глобальными являются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможно только совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено (или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец, эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторон жизни.
Первая группа глобальных проблем — интерсоциальные проблемы. Установление мира между государствами становится насущной задачей современности. Не менее важной проблемой является создание нового международного экономического порядка. Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международной дестабилизации - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решение проблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мирa в ядерную эпоху есть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений - это одновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарном масштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемы взаимодействия общества и природы.
Вторая группа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результате непосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемы природных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоение Мирового океана и космоса.
Третья группа глобальных
проблем - это проблемы, связанные
с взаимодействием человека и
общества (проблемы народонаселения, здравоохранения,
образования). В данном случае проблема
природы и общества - это проблема
биологических основ жизни
39. Наука в системе культуры общества и личности. Наука и медицина.
Понятием "наука" обозначаются состояния общественной жизни, связанные получением, систематизацией и передачей знания.
Определения науки различны, потому что она составляет основу современного техногенного общества и все положительные результаты жизни людей связаны с наукой.
Отрицательные же моменты появляются из-за неправильного использования её достижений.
Напр., открытие радиоактивности дало человечеству огромное количество дешевой энергии, снизило загрязнение окружающей среды и т.д., но радиоактивность стали использовать против мирного населения.
Поэтому ученые и философы стремятся совершенствовать науку и приспособить её для нравственного развития личности, но это сложный процесс, т.к. связан с политикой и идеологией, которые стремятся развивать материальное богатство одного человека в ущерб остальному населению.
Наука – это система
сознания и деятельности (идеальной,
знаково-смысловой и
Ценность науки определяется объемом истинного знания, поэтому естествознание и медицина – это приоритетные науки в любом типе общества. Однако, традиционные общества не стимулируют развитие науки, т.к.:
1) её результаты требуют
значительных материальных
2) массовое распространение
науки среди населения не
3) наука обеспечивает только элиту.
В техногенном обществе господствует научная рациональность, потому что управление обществом ориентируется на демократические методы – привлечение населения в решение производственных, политических и социальных в целом проблем.
Наука максимально соответствует потребностям общества и общество увеличивает расходы на науку. Напр., цивилизованные страны (Германия, США, Япония) обеспечивают растущее финансирование науки и достигают положительных результатов. Так, на рубеже 19-20 вв. телефон, автомобили, средства вооружения (танки, самолеты) – все созданы в США и Германии. Все достижения в создании медикаментов – в Англии, Германии, США.
Функции науки:
I. Общественные функции
науки – выполнение
1. Функция производительной
силы общества – обеспечение
вещественно-энергетического
2. Социально-практическая
функция – обеспечение
3. Культуротворческая функция – создание новой информации и знания о реальных свойствах реальных и идеационных объектов в действительности. К настоящему времени около 1500 наук обеспечивают потребности человека в новом знании.
II. Информационные функции
науки – распределение
1. Функция описания объектов
(дескриптивная) –
2. Объяснительная функция
– это раскрытие внутренних
сущностных и закономерных
3. Функция предсказания
– объяснение будущего
4. Функция понимания –
обеспечение рационально-
Информационная составляющая науки является идеальной по содержанию, потому что во внешней действительности представлены вещественно-энергетические, психические, смысловые состояния, а в науке они переходят в нечто нематериальное, в знание, соответствующее материальному.
Для человечества установление соответствия между материальным и идеальным – глобальная проблема, которая решается поколениями людей.
Для личности наука является:
1) интерсубъективной реальностью – тем идеалом, который превосходит знание, желание, эмоции и бессознательное (инстинкты) индивида: каждый индивид чтобы выжить в обществе обязан усваивать имеющийся объем знаний, который не нуждается в этом индивиде.
2) объектом социализации
– активного целенаправленного
усвоения для различных целей:
для обеспечения витальных
3) основным фактором
Медицина – это наука о болезнях, способах их лечения и профилактики. В ХХ в. насчитывается около 300 специальностей. Определилась как точная наука с 15 века, потому что в Европе начался процесс демократизации культуры и преодоления ограничений религии на исследование тела человека. (У.Гарвей открыл и описал систему кровообращения.)
Медицина могла развиваться как эмпирическая деятельность по сохранению здоровья, но подлинной наукой стала с начала применения медицинских препаратов искусственного происхождения (конец 19 – начало 20 века). Со второй половины 20 века благодаря НТП (научно-техническому прогрессу) медицина стала одной из интенсивно развивающихся наук современности. Непосредственно она связана с достижениями биологии.
40. Познания как система.
Творчество в познании и
Познание –
Познание, практика и общение
– три фундаментальных типа человеческой
деятельности, каждый из которых обеспечивает
универсальные потребности
Практика – это вещественно-
Виды практики:
1) эксперимент в науке и образовании,
2) производственная деятельность в любых формах,
3) социальная деятельность (война, митинги, демонстрации, здравоохранение) – социальная практика,
4) индивидуальная предметная активность человека.
Практика обеспечивает физическое существование человека и создает возможность совершенствования ценностных свойств между людьми: низкая преступности, высокая моральность, рост духовности – бескорыстие, альтруизм, полное отсутствие эгоистических мотиваций поведения.
Общение – это деятельность
по созданию смыслов и оценок, распространению
информации в межличностных взаимодейст-
1) Оптимизация взаимодействия
людей во всех видах
2) Психологический комфорт жизни человека.
3) Перенос информации между
индивидами, социальными группами
и народами в рамках
Познание обеспечивает потребность в достоверном / ложном, полезном / вредном знании, т.е. тех свойствах объекта, которые человек воспроизвел в своем сознании и выразил в системе знаков (речь, письмо).
В философии существует особая философская наука о сущности, качествах и знаках познания – гносеология (синонимы: эпистемология, теория познания).
Причина того, что познание изучается философией, а также другими науками (психологией, социологией, эвристикой и др.) – то, что без познания невозможно разумно (эффективно) организовать правила культуры и общения. Установлено, что познание – это система, состоящая из таких элементов:
1) Субъект познания –
это человек в его
2) Объект познания –
материальное или идеальное