Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Специфика морали как ценностной формы культуры:
1. Нормативность – знание
о нормах – стандартах
1) Диспозиция – предписание, запрет поведения (типа "не убий", "не укради", "не завидуй", "будь благороден", "помогай другим" и т.д.).
2) Масштаб – распространение
на определенное количество
3) Гипотеза морали – указание на условия действия предписания:
а) категорические (безусловные) гипотезы,
б) относительные гипотезы, учитывающие особенности.
2. Универсальность морали
– все состояния бытия
3. Идеальность морали - принадлежность к сфере идеалов.
4. Автономность морали
– зависимость от свободной
воли человека совершения того
или иного поступка с полным
соблюдением морали или
5. Функционирование на
основе исторически
Долг – осознание личностью
безусловной необходимости
Совесть – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу вне зависимости от мнения окружающих.
Стыд – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу, учитывая мнения других.
Добро – понятие морали, выражающее позитивную ценность (идеал), реализуя который, человек достигает наиболее величественного и совершенного в своей жизни.
Зло – понятие морали, выражающее негативные стороны деятельности, препятст-вующие совершенствованию человека.
Физическое зло (смерть, болезни, телесные недостатки, стихийные бедствия) – зло, потому что препятствует совершенствованию человека.
Моральное зло – то, что противоречит идеалам, порядку и нормам поведения, установленным в социальной группе, этносе или государстве. Пример: в религиозной культуре чревоугодие, гнев, алчность, леность, вожделение, гордыня, зависть являются смертным злом, а в рамках классовой (социально-групповой) морали эти качества оцениваются позитивно.
Функции морали:
1. Коммуникативная функция – обеспечение оптимальности речевого взаимодействия людей.
2. Развитие духовности
– таких способов поведения,
в которых отсутствуют эгоизм,
корысть, физиологические
3. Ценностно-оценочная функция
– определение вариантов
4. Идеологическая (социальная)
функция – осуществление
36. Религия и свободомыслие в системе культуры общества и личности.
Функции религии:
1. Мировоззренческая функция
– создание оригинальной
2. Компенсаторная функция
– возмещение человеком
3. Коммуникативная функция
– обмен информацией между
верующими и
4. Регулирующая функция
– управление действиями
5. Интегрирующая функция
– сплочение народа для
Напр., в 415 г. в г.Александрии христиане по призыву патриарха Кирилла сожгли библиотеку и убили жену философа Ипатию – дочь Тиона.
Напр., в 621 г. Мухаммед организовал кочевые народы Аравии под идеями бога Аллаха и после 130 лет войны была организована исламская цивилизация, одна из могущественных в настоящее время.
6. Культуро-творческая функция – поддержание и развитие многих явлений культуры (письменность, книгопечатание, искусство, архитектура), но запрещение науки, свободомыслия, светской культуры в целом.
7. Легитимирующая функция
– придание определенного
Брак имеет ценность святости (но прямые запреты на брак священнослужителя, в монгольском буддизме любой верующий не может вступать в брак (отсюда снижение численности монголов).
Законы шариата (в Чечне)
разрешают такое поведение
Религия включает:
1. Религиозное сознание
– система знания и информации,
основанная на
2. Догматика, утвержденная высшим руководством религии:
ü Папа Римский – наместник Бога на Земле,
ü догма об истечении Святого Духа от святых,
ü высказывание священников по их иерархии.
Признаки религиозного сознания:
1) Вера в реальное существование
сверхъестественных и
2) Чувство зависимости от этих сил.
3) Проникновенное осознание требований этих высших сил к себе.
4) Вера в возможность контакта с ними [силами].
5) Желание установить добрые отношения с этими силами с помощью: (а) жертвоприноше-ний и (б) покаяний.
Составные религии
1. Религиозное сознание поддерживает психику человека, помогает ему выжить в сложных социальных условиях.
2. Религиозная деятельность
(культ) – особая предметная
и знаковая активность, организованная
по-своему каждой из
3. Религиозные отношения между людьми (по поводу веры).
4. Религиозная организация
– система упорядоченного
ü экономические формы организации – банки, из них самый крупный – Банк Святого Духа;
ü политические союзы: женские, молодежные, профессиональные, партии;
ü религиозные общины: самтхи в буддизме, монастыри в исламе и христианстве;
ü типы религиозных объединений – церковь (официальное) или секта (оппозиционное официальному). Секты более всего представлены в рамках протестантизма.
Официальные варианты религий:
а) Мировые:
- буддизм – с 3 в. до н.э.
- христианство – с 1-2 в. до н.э.
- ислам – с 7 в. н.э.
(В 21 веке предполагается
создать мировую религию, без
разделения на указанные три
фундаментальных типа религии,
но затруднения вызывают
б) Национальные:
- иудаизм – 7 в. до н.э. (первая монорелигия),
- древнеегипетская религия – сер. 1 в. до н.э. (первая политеистическая религия),
- синтоизм (Япония),
- индуизм (Индия).
Религия полезна для культуры общества, но негативна для развития науки и свободомыслия, что доказано периодом средневековья.
Свободомыслие значимо для общества как реалистичный вариант мировоззрения, благодаря которому развивается наука, техника и материальное производство, а значит и комфортабельность личной жизни человека.
Современное значение религии – нравственное, а не догматическое.
37. Личность и её ценностные ориентации.
40.000 лет назад сформировался
человек в своей видовой
Индивид – единичный представитель рода человеческого или какой-либо группы людей, это человек в единстве его природных и общественных качеств, которые одинаковы у всех остальных людей.
Индивидуальность – человек в единстве его неповторимых природно-общественных качеств. Развитая индивидуальность – всегда выдающееся общественное качество человека (не только исторические личности!).
Личность – человек в единстве его общественных качеств, благодаря которым он выступает носителем сознательной деятельности и ответственности за её результаты перед обществом, государством, близкими, самим собой.
В философии сложилась многофакторная модель личности, в которой учитываются достижения разных наук о человеке.
I. Психологический уровень личности – общественное качество человека, зависящее от темперамента, характера, мотивации, способностей, возраста, которые связаны с внутренним миром человека.
Самый глубокий уровень психологии – "Я" – комплекс, уровень самостоятельности человека (самостоятельный человек не подвержен никаким внешним давлениям).
Но личность только частично представлена внутренним миром. В реальной жизни человек связан с социальной средой.
II. Социологический уровень личности является основным в философском понимании личности.
Основные признаки личности в рамках социологического уровня:
1. Социальная адаптация
– способность индивида
ü в активной форме: "приспосабливаясь", человек изменяет других;
ü в пассивной: приспосабливаясь, человек полностью соответствует условиям среды
ü в многомерной форме: приспособление динамичное, но положительность оценки сохраняются несмотря на любые условия.
2. Социальный контроль
– регулирование социальной
Формы социального контроля определяются типом государства (демократическое или тоталитарное), формой собственности в нем. Социальный контроль создает проблему свободы личности. Существует пять правил решения этой проблемы:
1) Свобода одной личности
ограничена правом другой
2) Свобода не должна
противоречить правовым и
3) Свобода неотделима от ответственности;
4) Свобода есть право
выбора формы поведения в
5) Свобода должна
3. Выполнение человеком
социальной роли – реализация
строго установленных
Статусы: половозрелый (естественный), профессионально-должностной, приобретенный (положение в обществе, получаемое по наследству или независимо от усилий человека).
Правила реализации социальной роли:
1) Состояние эмоциональности (minimus, maximus, optimus).
2) Масштаб распространения социальной роли.
3) Формализация – исполнение
по строго фиксированным
4) Способ получения.
5) Мотивация, причины реализации.
4. Социализация – процесс
усвоения индивидом норм и
правил окружающей его
III. Сущностный уровень
личности – устанавливается в
рамках философии. Включает
1. Личность – мера цельности, гармонии, совершенства человека.
2. Личность – индивидуальное
системное единство
3. Личность – система потенциалов (возможностей), которые безграничны для человека. К ним относятся:
1) Творческий потенциал личности.
2) Аксиологический потенциал личности, т.е. возможность к усвоению и созданию ценностей.
3) Познавательный потенциал личности – возможность к усвоению информации.
4) Художественно-эстетический
потенциал личности –
5) Коммуникативный потенциал личности – возможность к оптимальному общению.
6) Предметный потенциал
– возможность к трудовой, производственной
и профессиональной
4. Деятельностная сущность личности – это тип изменений, в процессе которых преодолевается хаос, неопределенность окружающей среды и утверждается способ бытия для данного действующего фрагмента бытия. Человеческая деятельность – это активные и пассивные преобразования среды, реализуемые человеком для утверждения целей и потребностей личности.
Деятельность имеет сложное содержание:
1. Субъект деятельности
– носитель целенаправленной
активности или пассивности,