Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 224.19 Кб (Скачать файл)

Специфика морали как ценностной формы культуры:

1. Нормативность – знание  о нормах – стандартах поведения  и мышления. Каждая норма имеет  такую структуру:

1) Диспозиция – предписание,  запрет поведения (типа "не  убий", "не укради", "не  завидуй", "будь благороден", "помогай другим" и т.д.).

2) Масштаб – распространение  на определенное количество людей.  Масштаб бывает единичным, особенным  (для группы) и общим (для всех).

3) Гипотеза морали –  указание на условия действия  предписания: 

а) категорические (безусловные) гипотезы,

б) относительные гипотезы, учитывающие особенности.

2. Универсальность морали  – все состояния бытия оцениваются  в понятиях морали.

3. Идеальность морали - принадлежность  к сфере идеалов.

4. Автономность морали  – зависимость от свободной  воли человека совершения того  или иного поступка с полным  соблюдением морали или частично.

5. Функционирование на  основе исторически сложившихся  обычаев, традиций и силы общественного  мнения.

Долг – осознание личностью  безусловной необходимости исполнения каких-либо действий, исходя из моральных  норм.

Совесть – способность  человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки  зрения соответствия или несоответствия долгу вне зависимости от мнения окружающих.

Стыд – способность  человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки  зрения соответствия или несоответствия долгу, учитывая мнения других.

Добро – понятие морали, выражающее позитивную ценность (идеал), реализуя который, человек достигает  наиболее величественного и совершенного в своей жизни.

Зло – понятие морали, выражающее негативные стороны деятельности, препятст-вующие совершенствованию человека.

Физическое зло (смерть, болезни, телесные недостатки, стихийные бедствия) – зло, потому что препятствует совершенствованию  человека.

Моральное зло – то, что  противоречит идеалам, порядку и  нормам поведения, установленным в  социальной группе, этносе или государстве. Пример: в религиозной культуре чревоугодие, гнев, алчность, леность, вожделение, гордыня, зависть являются смертным злом, а в рамках классовой (социально-групповой) морали эти качества оцениваются позитивно.

Функции морали:

1. Коммуникативная функция  – обеспечение оптимальности  речевого взаимодействия людей.

2. Развитие духовности  – таких способов поведения,  в которых отсутствуют эгоизм, корысть, физиологические мотивы  деятельности.

3. Ценностно-оценочная функция  – определение вариантов оценки  происходящих событий во внутреннем  мире человека и во внешней  действительности.

4. Идеологическая (социальная) функция – осуществление общезначимых  или социально-групповых способов  поведения индивида или социальных  групп.

 

36. Религия и свободомыслие  в системе культуры общества  и личности.

Функции религии:

1. Мировоззренческая функция  – создание оригинальной модели  понимания мира, места человека  в нем и смысла жизни на  основе идеи первичности сверхъестественных  и всемогущих сил.

2. Компенсаторная функция  – возмещение человеком ограниченности  его жизни на основе идеи  возможного совершенства и лучшей  жизни после смерти (в абсолютном  варианте), а в этой жизни –  по воле бога (богов). Компенсаторная  функция уникальна для религии,  потому что реальная жизнь  отличается неравенством людей,  страданиями, обездоленностью, угнетением  человека человеком, состояниями  безнадежности и т.д., а религия  обещает человеку восстановить  всю эту справедливость.

3. Коммуникативная функция  – обмен информацией между  верующими и сверхъестественными  силами бытия.

4. Регулирующая функция  – управление действиями социальных  групп, народа и индивида, а  в средние века – и государств.

5. Интегрирующая функция  – сплочение народа для общественно-значимых  действий.

Напр., в 415 г. в г.Александрии христиане по призыву патриарха Кирилла сожгли библиотеку и убили жену философа Ипатию – дочь Тиона.

Напр., в 621 г. Мухаммед организовал кочевые народы Аравии под идеями бога Аллаха и после 130 лет войны была организована исламская цивилизация, одна из могущественных в настоящее время.

6. Культуро-творческая функция – поддержание и развитие многих явлений культуры (письменность, книгопечатание, искусство, архитектура), но запрещение науки, свободомыслия, светской культуры в целом.

7. Легитимирующая функция  – придание определенного значения (оценки), которое позитивно или  негативно для жизни людей.

Брак имеет ценность святости (но прямые запреты на брак священнослужителя, в монгольском буддизме любой  верующий не может вступать в брак (отсюда снижение численности монголов).

Законы шариата (в Чечне) разрешают такое поведение людей, как кровная месть, убийство неверных, которое запрещено юридическими законами. Достижения науки и литературы объявляются кощунственными.

Религия включает:

1. Религиозное сознание  – система знания и информации, основанная на бездоказательном  принятии за истину тех сведений, которые создаются теоретиками  религии и оформляются как  священные книги, 

2. Догматика, утвержденная  высшим руководством религии:

ü Папа Римский – наместник Бога на Земле,

ü догма об истечении Святого Духа от святых,

ü высказывание священников по их иерархии.

Признаки религиозного сознания:

1) Вера в реальное существование  сверхъестественных и всемогущих  сил.

2) Чувство зависимости  от этих сил.

3) Проникновенное осознание  требований этих высших сил  к себе.

4) Вера в возможность  контакта с ними [силами].

5) Желание установить добрые  отношения с этими силами с  помощью: (а) жертвоприноше-ний и (б) покаяний.

Составные религии

1. Религиозное сознание  поддерживает психику человека, помогает ему выжить в сложных  социальных условиях.

2. Религиозная деятельность (культ) – особая предметная  и знаковая активность, организованная  по-своему каждой из официальных  или оппозиционных типов религии.  В её состав входят: поклоны,  знамения, молитвы, праздники, жертвоприношения. Существенно наличие культовых  предметов, зданий, книг, религиозного  искусства.

3. Религиозные отношения  между людьми (по поводу веры).

4. Религиозная организация  – система упорядоченного осуществления  религиозного сознания, религиозной  деятельности и религиозных отношений  в зависимости от исторических  условий жизни народов и сложившихся  вариантов религий:

ü экономические формы организации – банки, из них самый крупный – Банк Святого Духа;

ü политические союзы: женские, молодежные, профессиональные, партии;

ü религиозные общины: самтхи в буддизме, монастыри в исламе и христианстве;

ü типы религиозных объединений – церковь (официальное) или секта (оппозиционное официальному). Секты более всего представлены в рамках протестантизма.

Официальные варианты религий:

а) Мировые:

- буддизм – с 3 в.  до н.э.

- христианство – с 1-2 в. до н.э.

- ислам – с 7 в. н.э.

(В 21 веке предполагается  создать мировую религию, без  разделения на указанные три  фундаментальных типа религии,  но затруднения вызывают экономические  аспекты деятельности церкви)

б) Национальные:

- иудаизм – 7 в. до  н.э. (первая монорелигия),

- древнеегипетская религия  – сер. 1 в. до н.э. (первая политеистическая  религия),

- синтоизм (Япония),

- индуизм (Индия).

Религия полезна для культуры общества, но негативна для развития науки и свободомыслия, что доказано периодом средневековья.

Свободомыслие значимо для  общества как реалистичный вариант  мировоззрения, благодаря которому развивается наука, техника и  материальное производство, а значит и комфортабельность личной жизни  человека.

Современное значение религии  – нравственное, а не догматическое.

 

37. Личность и её ценностные  ориентации.

40.000 лет назад сформировался  человек в своей видовой определенности (homo sapiens). По настоящее время развитие человека полностью контролируется общественными качествами его жизни. Поэтому для общества человек первичен как личность, а не как индивид, индивидуальность (просто человек).

Индивид – единичный представитель  рода человеческого или какой-либо группы людей, это человек в единстве его природных и общественных качеств, которые одинаковы у  всех остальных людей.

Индивидуальность – человек  в единстве его неповторимых природно-общественных качеств. Развитая индивидуальность –  всегда выдающееся общественное качество человека (не только исторические личности!).

Личность – человек  в единстве его общественных качеств, благодаря которым он выступает  носителем сознательной деятельности и ответственности за её результаты перед обществом, государством, близкими, самим собой.

В философии сложилась  многофакторная модель личности, в  которой учитываются достижения разных наук о человеке.

I.  Психологический уровень личности – общественное качество человека, зависящее от темперамента, характера, мотивации, способностей, возраста, которые связаны с внутренним миром человека.

Самый глубокий уровень психологии – "Я" – комплекс, уровень самостоятельности  человека (самостоятельный человек  не подвержен никаким внешним  давлениям).

Но личность только частично представлена внутренним миром. В реальной жизни человек связан с социальной средой.

II.  Социологический уровень личности является основным в философском понимании личности.

Основные признаки личности в рамках социологического уровня:

1. Социальная адаптация  – способность индивида приспосабливаться  к условиям жизни в обществе. Она бывает в 2 формах:

ü в активной форме: "приспосабливаясь", человек изменяет других;

ü в пассивной: приспосабливаясь, человек полностью соответствует условиям среды

ü в многомерной форме: приспособление динамичное, но положительность оценки сохраняются несмотря на любые условия.

2. Социальный контроль  – регулирование социальной средой  поведения личности и управление  личностью – социальной средой (для выгоды руководителей).

Формы социального контроля определяются типом государства (демократическое  или тоталитарное), формой собственности  в нем. Социальный контроль создает  проблему свободы личности. Существует пять правил решения этой проблемы:

1) Свобода одной личности  ограничена правом другой личности  на свободу;

2) Свобода не должна  противоречить правовым и моральным  нормам;

3) Свобода неотделима от  ответственности;

4) Свобода есть право  выбора формы поведения в данной  среде;

5) Свобода должна контролироваться  самосознанием человека.

3. Выполнение человеком  социальной роли – реализация  строго установленных применительно  к данной среде норм и правил  поведения, общения, мышления. Эта  социальная роль зависит от  социального статуса человека  – положения в обществе к  данному времени.

Статусы: половозрелый (естественный), профессионально-должностной, приобретенный (положение в обществе, получаемое по наследству или независимо от усилий человека).

Правила реализации социальной роли:

1) Состояние эмоциональности  (minimus, maximus, optimus).

2) Масштаб распространения  социальной роли.

3) Формализация – исполнение  по строго фиксированным стандартам  речи, жестов, движений и речевой  коммуникации.

4) Способ получения.

5) Мотивация, причины реализации.

4. Социализация – процесс  усвоения индивидом норм и  правил окружающей его социальной  среды. Социализация – индивидуальное  воспроизведение культуры общества. Без нее личность невозможна.

III. Сущностный уровень  личности – устанавливается в  рамках философии. Включает следующие  признаки:

1. Личность – мера цельности,  гармонии, совершенства человека.

2. Личность – индивидуальное  системное единство общественных  отношений, этических, правовых, эстетических и всевозможных  общественных норм.

3. Личность – система  потенциалов (возможностей), которые  безграничны для человека. К ним  относятся:

1) Творческий потенциал  личности.

2) Аксиологический потенциал  личности, т.е. возможность к усвоению и созданию ценностей.

3) Познавательный потенциал  личности – возможность к усвоению информации.

4) Художественно-эстетический  потенциал личности – возможность  переживания, познавания, создания  произведений искусства

5) Коммуникативный потенциал  личности – возможность к оптимальному общению.

6) Предметный потенциал  – возможность к трудовой, производственной  и профессиональной деятельности.

4. Деятельностная сущность личности – это тип изменений, в процессе которых преодолевается хаос, неопределенность окружающей среды и утверждается способ бытия для данного действующего фрагмента бытия. Человеческая деятельность – это активные и пассивные преобразования среды, реализуемые человеком для утверждения целей и потребностей личности.

Деятельность имеет сложное  содержание:

1. Субъект деятельности  – носитель целенаправленной  активности или пассивности, тех  изменений, которые организовывает  человек в конкретный пространственно-временной  период жизни.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»