Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2015 в 23:11, шпаргалка
Мировоззрение и его исторические типы.
Мировоззрение. Понятие и структура мировоззрения.
Самым широким понятием в дух. жизни человечества является “мировоззрение”. Оно охватывает всю сумму знания, наполненную человечеством. В сущности, мировоззрение – представление человека о мире в целом и о своем месте в нем.
Когда-то мировоззрение понимали просто как сумму знаний людей о мире (с античности). Однако в этой трактовке не хватает человека (главного элемента).
Производство – это всегда потребление человеческих способностей.
Потребление есть одновременно и производство (потребляя сырье, изготавливаем новую вещь и т. п.). Индивидуальная потребность есть одновременно производство индивидуальных сил.
В сфере досуга, потребляя материальные / духовные ценности, мы расширяем наши возможности и обратно возвращаемся в производственный процесс.
Т.о. разграничение производства и потребления относительно.
41. Духовное производство человеческой жизни.
Духовное производство человеческой жизни – производство сознания, идей, теорий, настроения, модных вкусов. Именно в этой сфере происходит очеловечение индивидов. Этим занимается наука, литература.Конечные результат общественного производства – индивиды и социум на данном этапе его развития.
Общество – самовоспроизводящаяся структура, оно таково, каким люди его сделают.
В системе общественного производственного как само общество производит человека как человека, так и человек производит общество. Видов производства 3: материальное, социальное, духовное.
42. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
80. Формационная концепция
В качестве критерия периодизации всемирной истории м. выступать способ производства >> истории представляет собой процесс последовательной и закономерной смены общ.-экономич. формаций – исторически опред. типов общества. представляет собой особую ступень всемирной истории категория общ-эк формации охватыв. о-во в его органичной целостности те все стороны общ. жизни в их взаимосвязи. Структуру общ-эк формации и своеобразие составляющих ее ОбОтн выражают категории базиса и надстройки
Базис – совокупность господствующих производит. отнош. Надстройка – идеологич. отношения те отношения опосредованные в своем формировании общественным сознанием. включает в себя взгляды, теории организации, учреждения.
Базис определяет надстройку, хотя она всегда активно воздействует на базис. Переход от одной об-эк формации к другой совершится через социальную революцию.
Маркс выделял след формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. в рамках форм. перехода есть др. критерии периодизации истории, а именно тип отношений к зависимости Маркс: отношения личной зависимости – таковы те первые формы общества, при которых производительность может развиваться лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. личная независимость основана на вещной зависимости – вторая форма, при которой впервые образуется система всеобщего общественного обмена вещ. , универсальных отношений. Свободная индивидуальность основанная на универсальном развитии индивидов, на превращении их коллективной производительности в их общественное достояние – такова третья ступень, для которой создает все условия вторая. 3 формации:
- отношения личной зависимости (первобытное, рабовладельческое феодальное о)
- Личной независимости, основано на вещной зависимости
-Свободная индивидуальность (коммунизм)
43. История как творчество:
диалектика объективного и
История как творчество.
История человечества – поэтапное совершенствование человека как рода. В теме самотворчество человека 2 этапа: самотворчество себя и самотворчество человека как рода.
Самотворчество себя – процесс формационного восхождения, процесс индивидуальной свободы (свобода самовыражения).
Человек как род и как индивид сочетает в себе: объективную сторону (социальные, природные условия) и субъективную сторону (то, что зависит от нас).
Т. к. объективно смысла жизни нет, то общество само привносит его (например, господствующая группа). Каждый из нас корректирует идеологическую установку.
Философия наслаждения (смысл жизни): установка делать все с удовольствием.
Киники: смысл индивидуальной жизни – свободы, чтобы быть индивидуально свободным, надо освободить себя от хозяйственной жизни, упростить свои потребности, питаться по мере голода («свобода от культуры, грамотности, у грамотного нет никаких преимуществ перед неграмотным).
У неграмотного знания с собой, у грамотного – на полке. Свобода от государства – маленькая деревенька, где хочу – там и живу. Свобода от семьи.
Стоики: смысл жизни в индивидуальном самосохранении. Религиозная идеология: смысл жизни – стремление к Богу.
Гегель: смысл жизни – самореализация. Осуществить себя можно самыми разными способами.История – творчество, свою историю люди творят сами.
Вопрос о субъекте истории в философской литературе решается по-разному:
По религии: субъект – Бог
По Гегелю: абсолютная идея, людей она создает для самого себя. Его последователи: субъект – сама история, она решает все человеческие проблемы, люди – материал в ее руках.
Маркс: свою историю люди делают сами. Спор, кто творит? Советская литература: историю творит народ (трудящиеся – люди физического труда, 60-е гг – в народе представители всех слоев и классов, своей деятельностью способствующие общественному прогрессу). Сегодня ненарод.
Исторический
процесс – взаимодействие
Субъективный фактор: организованная деятельность людей, политические лидеры, вожди, подчиненным субъектом кроме народа является класс. Субъект – индивид (Грибакин)
Деление на объективные и субъективные условия достаточно субъективны, т. к. субъективная деятельность каждого индивида, народа объективируется в станки, оборудование и превращается в объективный фактор.
44. Общественный прогресс и его критерии.
Развитие – это необратимые, направленные и качественные изменения системы. Развитие предполагает следующие направления:
1. ряд авторов выделяет так называемое «одноуровневое развитие» – это увеличение или уменьшение качественного многообразия в пределах одного и того же уровня организации. Пример: идеоадаптация. 2. прогресс – это развитие от старого как низшего к новому как высшему 3. регресс – это наоборот. Соотношение прогресса и регресса:
1. Регресс может выступать как подчинённая или внутренняя сторона прогресса; общий прогресс системы может включать в себя регресс отдельных элементов структуры и функций (положение сомнительно, его нужно обосновать) 2. Прогресс одной материальной системы, включённой в систему большего масштаба, может оказаться лишь стороной регресса этой второй системы. 3. Понятие прогресса (по мнению современной философии) неприменимо ко всей материи в целом, оно может относиться только к конечным, ограниченным системам. Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.
Для неорганической природы таким критерием является степень усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным). Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями: 1. усложнение состава системы (появление новых подсистем) 2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы 3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы). Для живой природы применяется так называемый «функциональный критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе. Для общественных систем применяется: 1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда. 2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении(имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности). Гуманистический критерий в современном понимании был выдвинут К. Марксом – «На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность. Богатый человек – это человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни». Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса: 1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе. 2. степень свободы работников от эксплуатации 3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни 4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов в этом обществе.Современные метафизические трактовки развития основаны на противопоставлении, постепенности, непрерывности, внезапности изменений, а не на противопоставлении противоположных сторон самого процесса развития. Представлены концепции: 1. эволюционизм в концепции Герберта Спенсера 2. творческий эволюционизм - А. Бергсон.
45. Смысл жизни общества, индивида.
В нашей литературе чаще всего
используется понятие смысла
жизни. Оно не очень удачно, т.
к. жизнь – определенное
Энгельс: жизнь – способ существования белковых тел.
Вернадский: жизнь – определенный вид существования живого вещества.
Более логично говорить о жизни вообще. Также смысл жизни человека как индивида, смысл жизни общества, человеческой истории, смысл существования человечества.
В литературе:
1) смысл жизни человека, общества, истории есть. (Федоров: природа не зря создала человека, у него есть предназначение – регулировать природные процессы в космических масштабах. Природа задает человеку смысл его жизни. Чтобы решить задачу, нужно использовать весь человеческий потенциал (в т. ч. и умерших людей). Живущие должны осуществлять патрофикацию – соединять атомы обратно)
2) объективно смысла жизни у людей нет. Люди сами находят смысл жизни.
Смысл жизни – самореализация и самовыдвижение. Смысл человеческой истории – саморазвитие человечества, человека как рода.
В результате великих географических открытий люди узнали другие народы.
Сегодняшняя ситуация ставит под вопрос будущее человечества.
46. Культура как общественное явление.
Культура.
Культура – цемент здания общественной жизни и не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактировании с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио,TV, СМИ, видео и ЭВМ способствуют ее распространению. В западной социологии массовая культура рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового потребителя. Неотъемлемая часть массовой культуры – реклама (15-20% прибыли тратится на рекламирование продукции. Элитарная культура – фильмы Филлини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, картины Пикассо, музыка Дюваля, Шнитке. Произведения рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в культуре.
47. Россия в диалоге культур.
77. Россия в диалоге культур. Еврозийство как идеал.
Самоопределение России в мировой цивилизации всегда было центральной проблемой отечественной философской мысли и культуры. Ф. М. Достоевский верно сказал, что «...назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное». Вместе с тем для России очень характерен напряженный поиск своего места среди цивилизаций Запада и Востока. Об этом говорит вся история развития так называемой «русской идеи»: 1) концепция «Москва— Третий Рим»; 2) полемика западников и славянофилов; 3) евразийство. Далее следует остановиться на особенностях росс-го типа культуры, среди которых: 1) интровертность; 2) этноцентризм; 3) мессианизм; 4) монументализм; 5) иррационализм; 6) этатизм в сочетании с правовым нигилизмом и 7) патернализм. Эти моменты определяют своеобразные нормы российской цивилизации. Они обусловлены рядом географических условий (огромное пространство, плохие коммуникации) типом производства (преимущественно аграрно-ремесленное, «догоняющее» другие страны) и политическим институтами (деспотическая власть, опирающаяся на бюрократию, произвол власти и роль насилия в истории, и т.д.). Среди норм следует назвать: 1) примат государств и общества над человеком; 2) легкая взаимозаменяемость людей и правовой нигилизм; 3) симбиоз власти и собственности и 4) преимущественно экстенсивное ведение хозяйства. Кроме того, надо упомянуть такие категории, как инверсия и медиация. При инверсии возможны мгновенные переходы от одной культурно-историческое ситуации к другой, причем в новых «одеждах» воспр-дятся традиционные элементы. Медиация, напротив, требует длительной, напряженной работы для снятия противоречий социокультурного характера. Из этого должен последовать вывод, что Россия представляет собой особый «промежуточный» тип цивилизационного развития с элементами как западной, гак и восточной цивилизаций. Крайне характерным для нее является так называемый «мобилизационный» тип развития, что предполагает чрезвычайные меры для достижения экстраординарных целей. Это определило, в свою очередь, цивилизационные характеристики человека российской культуры. Он характеризуется как мессианский («иоанновский») человек, чутко различающий добро и зло, ищущий «божьей правды», терпеливо сносящий удары судьбы, пытающийся обрести гармонию. Для него характерен ценностно-рациональный тип мышления с ориентацией на «соборность», «общее дело», «традицию» и т. д.
48. Методы социального прогнозирования.
Методы социального прогнозирования:
1) экстраполяция
– распространение
2) исторические аналогии
3) компьютерное моделирование