Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека - смертью. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Жизнь, сохранение и развитие человечества рассматриваются им как высшая цель и благо. Он размышляет о проблеме преодоления смерти, воскрешения всех живших на Земле, сохранения идейных трудов минувших поколений. Проблему «воскрешения» Федоров решает в свете христианского учения о победе над смертью через воскресение в «будущей жизни», в которой человек обретает всю полноту своего бытия. Он верит в правду грядущего воскресения и непримирим к смерти. Но Федоров дает этому учению свою интерпретацию.
Процесс «воскрешения» он не трактует
как непосредственно
«Философия общего дела» Федорова,
несмотря на религиозную оболочку,
наличие элементов натурализма,
наивности, фантастичности и мистицизма,
содержит ряд прогрессивных идей.
Это идеи преемственности поколений
людей, сплоченных «общим делом» для
решения жизненно важных задач; всеобщего
братства, «родства» людей, бессмертия
рода человеческого; веры в безграничные
возможности разума и активности
человека в регулировании слепых
сил природы; бережного отношения
человека к природе; значимости достижений
науки и техники в освоении
Космоса и утверждения
27. Характерные черты советской философской мысли.
С установлением
режима личной власти Сталина началось
угасание творческих поисков в философии,
которая все более
28. Зарубежная философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.
Позитивизм - философское
учение и направление в методологии
науки, определяющее единственным источником
истинного, действительного знания
эмпирические (основанный на опыте, фактах)
исследования и отрицающее познавательную
ценность философского исследования.
Позитивисты объединили логический
и эмпирический методы в единый научный
метод. Сущность единого для всех
наук метода, обеспечивающего надежным
и достоверным знанием
Постпозитивизм - общее
название для нескольких школ философии
науки, объединённых критическим отношением
к эпистемологическим учениям, которые
были развиты в рамках неопозитивизма
и обосновывали получение объективного
знания из опыта. К постпозитивизму
близки работы школы неорационализма,
в особенности Г. Башляра и
М. Фуко. Исторически первым учением,
положившим начало постпозитивизму, был
критический рационализм Карла
Поппера. Выступая против неопозитивизма
Венского кружка, Поппер подверг критике
принцип индукции, указав, что никакое
теоретическое знание из опыта не
выводится. Поскольку кроме опыта,
иных источников знания нет, надежное
теоретическое знание невозможно. Это
утверждение получило название принципа
фаллибилизма. В основе теории лежит
догадка, подкрепленная эмпирическими
фактами. Теория должна быть способна
предсказывать новые факты, которые
в ходе проверки могут не подтвердиться
(принцип фальсификационизма). Рано
или поздно любая теория оказывается
опровергнутой, а на смену ей приходит
новая теория, более богатая содержанием
(эволюция знания). Поппер обратил внимание,
что эмпирический базис науки - это
в значительной мере продукт рациональной
конвенции, а термины языка науки
всегда теоретически нагружены. Вторая
основная линия постпозитивизма
восходит к историческим исследованиям
Т. Куна, которые привели к появлению
понятий «научная парадигма» и «научная
революция». Научное исследование строится
в соответствии с преобладающей
системой взглядов на объект исследования
и на саму научную деятельность.
Эта система взглядов приводит к
господству в каждую эпоху некоторой
парадигмы, которая, в свою очередь,
в период революции заменяется другой
парадигмой, причем выбор парадигмы
диктуется не неким «прогрессом
знания», а зачастую психологическими
и иными вненаучными факторами.
Из теории Куна следует отрицание
кумулятивного роста научного знания
(поскольку парадигмы
29. Зарубежная философия XX века: психоанализ и неофрейдизм.
Психоанализ - комплекс психологических
теорий и методов, предназначенных
для объяснения роли бессознательного
в жизни человека, а также один
из методов психотерапии. Сущность
психоанализа: (1) Теория человеческого
поведения, первая и одна из наиболее
влиятельных теорий личности в психологии.
Обычно относится к классическому
психоанализу, созданному Зигмундом
Фрейдом, но употребляется также
к любой производной, например аналитической
психологии Юнга или индивидуальной
психологии Адлера, которые предпочитают
обозначать термином «неопсихоанализ».
(2) Набор методов исследования основных
мотивов человека. Фундаментальный
предмет изучения психоанализа - бессознательные
мотивы поведения, берущие начало в
скрытых расстройствах (чаще сексуальных).
Они раскрываются через свободные
ассоциации, высказываемые пациентом.
(3) Метод и методики лечения психических
расстройств на основе анализа свободных
ассоциаций, проявлений переноса и
сопротивления, посредством техник
толкования и проработки. Цель психоаналитика
- помочь освобождению пациента от скрытых
механизмов, создающих конфликты
в психике, то есть от привычных шаблонов,
не пригодных или создающих
Неофрейдизм - направление
в психологии, развившееся из фрейдизма,
основанное последователями Зигмунда
Фрейда, принявшими основы его теории,
но в котором ключевые понятия
психоанализа Фрейда были переработаны.
Последователи Фрейда считают, что
ведущую роль в положении человека
играют общественно-культурные воздействия.
То есть они сосредотачивают свое
внимание на социальных и культурных
процессах. По их мнению, именно эти
процессы оказывают существенное влияние
на возникновение внутриличностных
конфликтов индивида. В основе лежат
понятия бессознательного и принципиальной
конфликтности отношений
Т.е. можно сказать, что представители фрейдизма ставили перед собой задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить социальное устройство жизни людей.
30. Проблемы бытия в истории философии.
Бытие - философское понятие, фиксирующее аспект существования сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это понятие фиксирует наиболее общее в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия - небытие и ничто. Существенные философские проблемы - соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия. Проблема бытия - важнейшая проблема философии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Древнегреческая философия о «бытии»: (1) Понятия бытие и небытие в своём происхождении восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. (2) Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Идеалистическая философия о «бытии»: В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Материалистическая философия о «бытии»: Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Материалисты считают что таким бытием является природа, материя. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Экзистенциализм о «бытии»: В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).