Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка

Описание работы

Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.

Файлы: 1 файл

ЭКЗАМЕН ФИЛОСОФИЯ.docx

— 225.36 Кб (Скачать файл)

Для окончательного торжества общего дела человечества необходима победа над «последним врагом» человека - смертью. Федоров ставит и пытается решить проблему воскрешения, рассматривая ее как важнейшую. Жизнь, сохранение и развитие человечества рассматриваются  им как высшая цель и благо. Он размышляет о проблеме преодоления смерти, воскрешения  всех живших на Земле, сохранения идейных  трудов минувших поколений. Проблему «воскрешения»  Федоров решает в свете христианского  учения о победе над смертью через  воскресение в «будущей жизни», в  которой человек обретает всю  полноту своего бытия. Он верит в  правду грядущего воскресения и  непримирим к смерти. Но Федоров  дает этому учению свою интерпретацию.

Процесс «воскрешения» он не трактует как непосредственно воскрешение  каждого умершего человека. Полным воссозданием он считает не механическое «возрождение» умерших в прежней  материальной природе, а превращение  их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал  «воскрешение» как полноту жизни  умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. Через человека и его общую деятельность Бог  воссоздает мир, воскрешает все погибшее, считает Федоров. В проблеме «воскрешения»  Федоров сочетает как религиозные, и научные аспекты. Активность человечества во всеобщем деле воскрешения анализируется  им с религиозных позиций. Но конкретные пути и способы этой активности Федоров  рассматривает с естественно-научных, позитивно-технических позиций. При  всех элементах утопичности и  фантастичности учение о «воскрешении»  пронизано одной идеей - идеей  единства, взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

«Философия общего дела» Федорова, несмотря на религиозную оболочку, наличие элементов натурализма, наивности, фантастичности и мистицизма, содержит ряд прогрессивных идей. Это идеи преемственности поколений  людей, сплоченных «общим делом» для  решения жизненно важных задач; всеобщего  братства, «родства» людей, бессмертия рода человеческого; веры в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании слепых сил природы; бережного отношения  человека к природе; значимости достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности  выхода человека в Космос; нравственной ответственности при использовании  достижений научно-технического прогресса.

27. Характерные  черты советской философской  мысли.

С установлением  режима личной власти Сталина началось угасание творческих поисков в философии, которая все более политизировалась. Он рекомендовал перекопать весь «навоз», накопившийся в философии и естествознании, «разворошить» все написанное «деборинцами». Лица, пришедшие к руководству  философской наукой, под видом  укрепления партийной линии фактически возвеличивали Сталина как философа. Философию стали трактовать как  форму политики. Широкое распространение  получила вульгаризация методологической роли философии. Призывы к преодолению  «отрыва» философской теории от практики, развитию «прикладных» вопросов философии  на деле оборачивались профанацией. Появились статьи на темы: «Диалектика  двигателя внутреннего сгорания», «За партийность в математике», «О марксистско-ленинской теории в  кузнечном деле» и т. п. В представлении  Сталина диалектический метод и  материалистическая теория (как две  составные части диалектического  материализма) - это учение об одном  и том же: о бытии, о мире, о  законах («чертах») объективной действительности. Под методом познания он фактически понимал только сами законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей сводился к закону их борьбы. Закон отрицания  вовсе устранялся (как некий «пережиток»  гегельянства). Из абстрактных философских  посылок «напрямую» выводились конкретные политические рекомендации. Большое  влияние на идейно-философский климат в стране оказала дискуссия 1947 г. по книге Г. Ф. Александрова «История западноевропейской философии», проведенная  под руководством А. А. Жданова. Последний  определил всю историю домарксистской философии как «ненаучную» и  противопоставил ей «научную марксистскую философию». Современные течения  немарксистской философии фактически отождествлялись с буржуазной идеологией. Вместе с тем Жданов отмечал, что  диалектический материализм является не наукой наук, а инструментом познания. Марксистская философия не должна пытаться встать над другими науками. В  результате уже тогда значительно  возрос удельный вес исследований по проблемам теории познания и диалектической логики, состоялись дискуссии о соотношении  диалектической и формальной логики.

28. Зарубежная  философия XX века: позитивизм и постпозитивизм.

Позитивизм - философское  учение и направление в методологии  науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические (основанный на опыте, фактах) исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный  метод. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей  природы, была выражена в манифесте  «Венского кружка», опубликованного  в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное  миропонимание в основном посредством  двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что  нам непосредственно дано. Тем  самым устанавливается граница  для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а  именно метода логического анализа». Основная цель позитивизма - получение  объективного знания. Позитивизм критиковал натурфилософские построения, которые  навязывали науке неадекватные умозрительные  образы изучаемых ею объектов и процессов. Однако эту критику позитивисты  перенесли на всю философию в  целом. Так возникла идея очищения науки  от метафизики. Сущность позитивистской концепции соотношения философии  и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука - сама себе философия». Тем  не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. Такая философия должна была стать особой сферой конкретно-научного знания, она не должна отличаться от других наук по своему методу. Из эпохи барокко позитивисты заимствуют идею Кондорсе о прогрессе - поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Идея эволюции появляется в 50-е гг. XIX в. Одни считают, что идею эволюции раскрыл Чарльз Дарвин, другие полагают, что автором этой идеи был английский философ-позитивист Герберт Спенсер. Как бы то ни было, именно Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция - это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию. За иллюстрациями Спенсер обращался к различным наукам - к астрономии, биологии и социологии. Однообразная космическая туманность порождает многообразие небесных тел Солнечной системы; однообразная протоплазма - многообразие мира живых существ; однообразная первобытная орда - многообразие форм государства. Кроме того, эволюция характеризуется переходом от хаоса к порядку и постепенным замедлением в результате рассеяния энергии. Идея эволюции оказалась чрезвычайно плодотворной. Её заимствовали как материалисты, так идеалисты и мистики.

Постпозитивизм - общее  название для нескольких школ философии  науки, объединённых критическим отношением к эпистемологическим учениям, которые  были развиты в рамках неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта. К постпозитивизму  близки работы школы неорационализма, в особенности Г. Башляра и  М. Фуко. Исторически первым учением, положившим начало постпозитивизму, был  критический рационализм Карла  Поппера. Выступая против неопозитивизма Венского кружка, Поппер подверг критике  принцип индукции, указав, что никакое  теоретическое знание из опыта не выводится. Поскольку кроме опыта, иных источников знания нет, надежное теоретическое знание невозможно. Это  утверждение получило название принципа фаллибилизма. В основе теории лежит  догадка, подкрепленная эмпирическими  фактами. Теория должна быть способна предсказывать новые факты, которые  в ходе проверки могут не подтвердиться (принцип фальсификационизма). Рано или поздно любая теория оказывается  опровергнутой, а на смену ей приходит новая теория, более богатая содержанием (эволюция знания). Поппер обратил внимание, что эмпирический базис науки - это  в значительной мере продукт рациональной конвенции, а термины языка науки  всегда теоретически нагружены. Вторая основная линия постпозитивизма  восходит к историческим исследованиям  Т. Куна, которые привели к появлению  понятий «научная парадигма» и «научная революция». Научное исследование строится в соответствии с преобладающей  системой взглядов на объект исследования и на саму научную деятельность. Эта система взглядов приводит к  господству в каждую эпоху некоторой  парадигмы, которая, в свою очередь, в период революции заменяется другой парадигмой, причем выбор парадигмы  диктуется не неким «прогрессом  знания», а зачастую психологическими и иными вненаучными факторами. Из теории Куна следует отрицание  кумулятивного роста научного знания (поскольку парадигмы несоизмеримы), а также то, что к настоящему своему положению наука пришла в  значительной степени случайно, и  оно могло бы быть существенно  другим, если бы история сложилась  иначе. Продолжая линию Куна, П. Фейерабенд приходит к выводу, что наука ни по своим методам, ни по объектам исследования, ни по целям принципиально не отличается от мифа и политической демагогии  и представляет собой, по существу, один из инструментов власти. Эту линию  постпозитивизма можно условно  назвать иррационалистической. Она  акцентировала интерес на том  влиянии, которое оказывают на науку  вненаучные факторы. Идеологический пафос  этой линии находится в одной  струе с учениями эпохи «подозрения» (то есть учением Маркса о том, что  надстройка определяется экономическим  базисом, учением Ницше о том, что мораль определяется ресентиментом, учением Фрейда о том, что сознательное определяется бессознательным). «Мягкие» версии иррационалистической линии  ограничиваются изучением этих факторов (таково, например, учение М. Полани о  неявном знании), «жесткие» же версии постулируют прямую зависимость  науки от них. Перенеся акцент с развития логики науки на изучение ее истории, постпозитивизм способствовал масштабным исследованиям социальных и культурных аспектов науки.

29. Зарубежная  философия  XX  века: психоанализ  и неофрейдизм.

Психоанализ - комплекс психологических  теорий и методов, предназначенных  для объяснения роли бессознательного в жизни человека, а также один из методов психотерапии. Сущность психоанализа: (1) Теория человеческого  поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому  психоанализу, созданному Зигмундом  Фрейдом, но употребляется также  к любой производной, например аналитической  психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ». (2) Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный  предмет изучения психоанализа - бессознательные  мотивы поведения, берущие начало в  скрытых расстройствах (чаще сексуальных). Они раскрываются через свободные  ассоциации, высказываемые пациентом. (3) Метод и методики лечения психических  расстройств на основе анализа свободных  ассоциаций, проявлений переноса и  сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых  механизмов, создающих конфликты  в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические  конфликты в реализации желаний  и в адаптации к обществу. Основные идеи психоанализа: бессознательное (особые психические силы, лежащие за пределами  сознания, но управляющие поведением человека); cознательное (одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как  сам выбор поведения может  инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся  в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное  всегда побеждает. Психика автоматически  регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип  реальности, и при нарушении баланса  осуществляется сброс через бессознательную  сферу.) Позднее Фрейд предложил  следующую структуру психики: эго (часть человеческой личности, которая  осознается как "Я"); суперэго (моральные  установки, совесть, стыд); ид (бессознательная  часть психики, совокупность инстинктивных  влечений).

Неофрейдизм - направление  в психологии, развившееся из фрейдизма, основанное последователями Зигмунда Фрейда, принявшими основы его теории, но в котором ключевые понятия  психоанализа Фрейда были переработаны. Последователи Фрейда считают, что  ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти  процессы оказывают существенное влияние  на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе лежат  понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества. Неофрейдисты остались приверженными идее бессознательной  эмоциональной мотивации человеческой деятельности, но выдвигают утверждение  о том, что психопатология относительна и специфична для каждой культуры. Представители неофрейдизма отклонились  в сторону большего признания  роли сознания и влияния социального  фактора на развитие личности, в  отличие от Фрейда, признававшего  только сексуальную энергию. Разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры  индивидуального и общественного  сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного  и бессознательного. Неофрейдисты вводят такое понятие, как сверхкомпенсация. Под ней они понимают особую социальную форму реакции на чувство неполноценности. На ее основе вырастают крупные личности, "великие люди", отличающиеся исключительными  способностями. Так, замечательная  карьера Наполеона Бонапарта  на основе этой теории объясняется  попыткой человека за счет своих успехов  компенсировать физический недостаток - низкий рост.

Т.е. можно сказать, что представители  фрейдизма ставили перед собой  задачу прояснить индивидуальные поступки человека. Их последователи неофрейдисты уже на основе базовых идей этой философии стремились объяснить  социальное устройство жизни людей.

30. Проблемы бытия в  истории философии.

Бытие - философское  понятие, фиксирующее аспект существования  сущего в отличие от его сущности. То, что реально существует. Это  понятие фиксирует наиболее общее  в вещах – их простое наличие. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Поскольку  бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто  используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия - небытие  и ничто. Существенные философские  проблемы - соотношение бытия и  мышления, соотношение бытия и  времени, соотношение бытия и  небытия. Проблема бытия - важнейшая  проблема философии. Философия с  глубокой древности билась над этой проблемой. Древнегреческая философия  о «бытии»: (1) Понятия бытие и  небытие в своём происхождении  восходят к рассуждениям древнегреческого философа Парменида. Парменид впервые  обращает внимание на такой аспект всякого сущего как бытие. Есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием. Небытия, «ничего» (того, что не существует) нет. Таким образом, первый тезис Парменида звучит так: «Бытие есть, небытия - вовсе нет». Из этого тезиса следует, что бытие - одно, неподвижно, не имеет частей, едино, вечно, благо, не возникло, не подвержено гибели, поскольку в противном случае пришлось бы допустить существование небытия, что не допустимо. Второй тезис Парменида звучит так: «Мыслить и быть есть одно и то же». Поскольку небытия нет - это значит, что его и мыслить нельзя. Всё, что мыслимо, есть бытие. (2) Аристотель разделил бытие на потенциальное (возможность) и актуальное (действительность). Идеалистическая философия о «бытии»: В идеалистической философии под бытием понимают подлинную и абсолютную вневременную реальность, в противовес наличному миру становления. С точки зрения идеализма, этим бытием является дух, разум, бог. Идеализм отождествляет объект познания с чувственным восприятием, «музами», идеями (сущностями) - истолковывает бытие как нечто идеальное, зависимое от сознания, порожденное им. Материалистическая философия о «бытии»: Материалистическая философия уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Материалисты считают что таким бытием является природа, материя. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В гносеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Материализм считает объективно реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта, человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия. Экзистенциализм о «бытии»: В философии экзистенциализма бытие противопоставляется сущему (наличному существованию, данному в опыте) или сущности (застывшему, вневременному существованию). Как правило, под бытием понимается личность: трансцендентная (Бог), коллективная (общество) или индивидуальная (экзистенция, личность, сам конкретный, уникальный человек).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"