Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Народничество не выработало единой философской системы. Взгляды его представителей отражали связь с различными традициями русской мысли, а также принадлежность к трем главным направлениям народничества — анархистскому (М. А. Бакунин), пропагандистскому (П. Л. Лавров) и заговорщическому (П. Н. Ткачев).
Михаил Александрович Бакунин (1814—1876) проделал сложную философскую эволюцию, сменив последовательно увлечения философией Гегеля, левогегельянством и Фейербахом. Он явился создателем едва ли не самого последовательного атеистического учения в России, основанного на материалистическом отрицании религии и церкви, по его выражению, наиболее чуждых человеческой свободе порождений государственного гнета: «Если Бог есть, человек — раб. А человек может и должен быть свободным. Следовательно, Бог не существует».
Для Бакунина характерны
ссылки не на противоположность науки
и религии (как для большинства
европейских сторонников
Крупным теоретиком народничества был сторонник анархо-коммунизма Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921). Будучи естествоиспытателем, историком, социологом и теоретиком нравственной философии, он обладал энциклопедическими познаниями. Центром его теоретических изысканий было масштабное историко-социологическое исследование общностей, ассоциаций, союзов, сельских общин и иных форм человеческой коллективности. Свою главную задачу Кропоткин видел в обосновании необходимости замены насильственных, централизованных, конкурентных форм человеческого общежития, основанных на государстве. Эти формы должны быть сменены децентрализованными, самоуправляющимися, солидарными ассоциациями, прообразом которых были сельская община, вольный город Средневековья, гильдии, братства, русская артель, кооперативные движения и т. п. Подтверждение этому Кропоткин находил в «законе взаимопомощи», действие которого охватывает и сферу природы, и сферу общественной жизни (общественная солидарность). Область солидарного, по Кропоткину, является всеобщей и включается в жизнь человека как инстинкт общественности, зарождающийся еще у животных и пересиливающий инстинкт самосохранения.
24. Марксистская философия в России (Г. В. Плеханов и В. И. Ленин).
Становление советской философии
Развитие философской
мысли в России после Октябрьской
революции 1917 г. претерпело кардинальные
изменения. Многие представители религиозно-
Однако эти направления неуклонно вытеснялись из философской жизни советского общества.
Впервые за всю свою историю марксистское мировоззрение получило широкую государственную поддержку. Были созданы учреждения, в задачу которых входили пропаганда марксизма, подготовка научных и преподавательских кадров. Важной предпосылкой становления советской философии явилось издание и переиздание основных произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Каутского, Ф. Меринга, П. Лафарга, А. Бебеля, а также Г. В. Плеханова и В. И. Ленина. Опубликованная в журнале «Под знаменем марксизма» работа Ленина «О значении воинствующего материализма» (1922) впоследствии была объявлена его философским завещанием.
Еще в конце XIX в. Г. В. Плеханов выступил как первый теоретик и пропагандист марксизма в России. Широкую известность получили его работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) и «Очерки по истории материализма» (1893). Составными частями марксистской философии Плеханов считал диалектику как метод и универсальную теорию развития, философию природы и философию истории. Опираясь на принцип единства субъекта и объекта в духе материалистического монизма, он в основном интересовался воздействием объекта на субъект, недооценивая вопрос об активной роли познающего субъекта. В теории познания Плеханов фактически не принял принцип отражения, противопоставляя ему теорию иероглифов. Объяснение истории он искал в степени развития производительных сил, отдавая дань экономическому материализму, «стихийному ходу вещей». Он критиковал Ленина за «философский субъективизм».
Отношение В. И. Ленина
к марксистской теории, и в частности
к философии, претерпело эволюцию. Если
в своих первых работах он считал,
что марксизм — это наука об
обществе, социология, то в межреволюционный
период (1905—1917) выступал в защиту философского
своеобразия марксизма и
В этот период Ленин
написал собственно философские
труды: «Материализм и эмпириокритицизм»
(1909, 2-е изд. 1920) и «Философские тетради»
(рукопись 1914—1916 гг., целиком опубликованы
в 1929—1930 гг.). В первом труде он делает
акцент на материализм и объективность
познания как отражения
Ленин внес оригинальный
вклад в разработку вопроса о
возрастающей роли субъективного фактора
в истории. Он упрекал Плеханова
и меньшевиков в том, что они
пытались делать конкретные выводы не
из «конкретного анализа конкретной
ситуации», а чисто логически. В
послеоктябрьский период Ленин предложил
разграничивать антагонистические
и неантагонистические
В первые послеоктябрьские
годы марксистские философские исследования
в стране выступали еще в неразвитой
форме, чаще всего под общим наименованием
«исторический материализм». С 20-х
гг. началось формирование диалектико-материалистической
проблематики в качестве отдельной
философской дисциплины, самостоятельного
предмета изучения и преподавания.
В результате сложилась советская
версия философии диалектического
и исторического материализма, называемая
также марксистско-ленинской
Первые широкие
философские дискуссии в стране
начались с обсуждения книги Н. И.
Бухарина «Теория исторического
материализма. Популярный учебник марксистской
социологии» (1921), выдержавшей восемь
изданий. В других дискуссиях положительное
значение имело развенчание
В 20-х гг. развернулась
дискуссия по вопросам соотношения
философского мировоззрения и
Продолжалось идеологическое
наступление партии на немарксистские
философские течения, борьба за монополию
марксизма. Был введен партийно-государственный
контроль над преподаванием и
программами курсов философии, что
привело к отстранению от работы
многих немарксистских философов. В
то же время за рамками доминировавшей
официальной философии
Хотя из страны была
выслана значительная группа философов
и ученых-немарксистов, все же некоторая
часть их осталась. Г. И. Челпанов в
работах по психологии придерживался
дуалистического принципа параллелизма
души и тела, противопоставляя этот
принцип как материализму, так
и спиритуализму. Г. Г. Шпет исследовал
проблемы герменевтики, философии языка,
эстетики, этнической психологии. М. М.
Бахтин стремился применить
Отличались энциклопедизмом опубликованные в 20-х гг. работы А. Ф. Лосева. Для познания целостности («всеединства») универсума он опирался на многообразие его проявлений в философии, религии, мифологии, филологии, эстетике, математике, музыке. Лосев отрицал правомерность противопоставления идеализма и материализма, выступал за единство духа и материи, за диалектический подход к вопросу о соотношении бытия и сознания.
25. Русская религиозная философия XIX-XX вв.
Русская религиозная философия XX века
Начало XX в. в России
названо временем культурного и
религиозного возрождения. Подъем художественного
творчества получил свое выражение
в литературе, поэзии, музыке, театре,
балете, живописи. Развитие отечественной
культуры в этот период, по определению
видного американского
Появляются различного рода неохристианские течения, среди которых выделяется «новое религиозное сознание», инициированное Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. К ним примкнули философ Н. А. Бердяев, писатель и философ В. В. Розанов, публицист Н. М. Минский и др. При поддержке обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева в Петербурге в 1901—1903 гг. было организовано проведение Религиозно-философских собраний, на которых обсуждались темы духовной свободы, вопросы пола и брака, церковные догматы, проекты модернизации исторического христианства и т. п.
Русская религиозная
философия XX в, представляет обширную
и насыщенную многообразием философских
концепций часть истории
В XX столетии Россия пережила огромные исторические потрясения, оказавшись ареной двух мировых войн и трех революций. Беспрецедентные переломы российского бытия не могли не отразиться и на состоянии философского сознания.
Эсхатологические предчувствия «конца света» проявились уже в конце XIX столетия в знаменитом произведении B. С. Соловьева «Три разговора» (1900). После первой русской революции 1905—1907 гг. пессимистические настроения религиозных философов получили широкое отражение в печати. В 1909 г. вышла в свет книга «Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции», авторами которой являлись Н. А. Бердяев, C. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк. «Вехи» призывали образованное общество обратить особое внимание на сохранение и развитие духовной культуры, преодолеть партийную непримиримость и идеологический фанатизм, характерные для интеллигенции. При этом были отмечены негативные черты интеллигентского образа мышления — стремление к крайностям, нетерпимость, пристрастие к уравнительности и т. п. Авторы сборника открыто заявили об ужасных последствиях тотальной идейно-политической борьбы, которые неизбежно должны наступить в результате разделения интеллигенции на непримеримые части.
В 1922 г. многие известные
философы и деятели культуры (Н. А.
Бердяев, И. А. Ильин, Н. О. Лосский, С. Н.
Булгаков, С. Л. Франк и др.) были высланы
из Советской России. За рубежом
они продолжали выступать как
представители русской
Экзистенциальный персонализм Н. А. Бердяева
Николай Александрович
Бердяев (1874—1948) — наиболее известный
в мире русский религиозный философ
XX в. В эмиграции им были написаны
книги, принесшие ему мировую
известность: «Новое средневековье. Размышление
о судьбе России и Европы» (1924); «О
назначении человека. Опыт парадоксальной
этики» (1931); «О рабстве и свободе
человека. Опыт персоналистической философии»
(1939); «Истоки и смысл русского
коммунизма» (1937); «Русская идея» (1946) и
др. В 1947 г. ему было присуждено звание
почетного доктора