Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 20:07, шпаргалка
Мировоззрение - понятие, означающее совокупность устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющую отношение к окружающей действительности и характеризующую видение мира в целом и место человека в этом мире. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Существуют различные способы типологии мировоззрений построенные на разных философских и методологических основаниях.
Центральная категория
бердяевского философствования — понятие
свободы. Свобода истолковывается
им не как врожденная, природная
или социальная способность человека,
а как первичная и
По Бердяеву, человек как носитель первоначальной свободы есть носитель новизны, прибавления бытия, реальности, добра или зла. Свобода человека заключена именно в творчестве добра и зла, а вовсе не в выборе между ними. Поскольку человек рожден из добытийственнои свободы и сам обладает свободой (в этом он равен Богу), то задача философа заключается в том, чтобы обосновать не теодицею (оправдание бытия Бога), а антроподицею (оправдание человека). Для Бердяева «искание смысла первичнее искания спасения». Поэтому его христианские представления существуют в непременном окружении и сопряжении с философским персонализмом.
Религиозный персонализм
дополнен у Бердяева учением о
«коммюнотарности» —
Философия истории Бердяева проникнута мотивами эсхатологии. Рассматривая три типа времени (космическое, историческое и экзистенциальное, или метаисторическое), он озабочен предсказанием того, как «метаистория входит в историю», обоснованием приближения конца истории.
Труды Бердяева содержали
критику социалистических преобразований
в Советской России. Однако он одновременно
выступал и в качестве критика
капитализма и буржуазного
Философия всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк
(1877—1950) — создатель религиозно-
Уже в первой своей
работе, опубликованной за рубежом, —
«Крушение кумиров» (1923) он осмысливает
масштабные проблемы человеческого
и социального бытия XX столетия.
Крушение нравственных идеалов, «кумиров»
революции, кризис политики, культуры,
столь характерные для
Главным философским ориентиром для Франка является онтологизм. В центре философии Франка — проблема осмысления бытия и через бытие — осмысление человека. Онтологическая направленность философии Франка ярко выразилась в одной из его фундаментальных работ, опубликованной посмертно, — «Реальность и человек» (1956).
Как и Бердяев, Франк
использует в своей философии
понятие Я. Бёме «Ungrund», однако связка
реальность — человек — свобода
здесь выстроена в другом порядке.
Для Франка на первом плане —
теодицея. Он понимает Ungrund не как добытийственную
свободу, а как «чистую безосновность»,
как «некое призрачное, мнимое бытие,
как реальность псевдобытия». Франк,
в отличие от Бёме, не включает это
начало (Ungrund) в существо Бога (как
его темную сторону), а усматривает
его только в отрыве от Бога. Бог
как высшая реальность не совпадает
с предметной действительностью
— окружающим человека миром. Понятие
«реальности псевдобытия» (Ungrund) в
соотнесении с человеком нужно
для Франка главным образом для
того, чтобы снять с Бога ответственность
за творящееся в мире зло и таким
образом оправдать его
Социальная философия Франка изложена в работе «Духовные основы общества» (1930). Основной противник, с которым борется Франк в этой книге, — точка зрения философского и социального сингуляризма. Сингуляризм, или социальный атомизм, представляет общество как хаотическое нагромождение индивидов, преследующих собственные цели. Однако общество — не просто совокупность отдельных «я» и не некое отдельное «я», а соборное единство «мы». Критика сингуляризма сопрягается у Франка с критикой идеи «чистого субъекта», ведущей свое происхождение от Декарта и его принципа Cogito ergo sum (мыслю, следовательно, существую). Такая «я-философия», по Франку, ведет к исчезновению в процессе познания живого познающего субъекта, живого человеческого «я».
Весьма современно звучит мысль Франка о том, что масштабы экономической деятельности сами по себе — вовсе не показатель устойчивости и перспективы социального развития. По его словам, можно взгромоздить «буквально Вавилоны» экономических действий и развести огромнейшую экономическую активность, но если это не «хозяйственно-осмысленная деятельность», то в ней нет никакого толку — только затрата ресурсов и принесение ущерба природе.
И. А. Ильин: философия политики
Ильин резко выступил
против «этатического утопизма»
евразийцев, считая Февральскую и
Октябрьскую революции
Ильин выступал за реабилитацию
ценностей народного
Ильин вполне определенно высказывался против «христианского интернационализма», с точки зрения которого русские — это «какой-то особый «вселенский» народ, который призван не к созданию своей творчески-особливой, содержательно-самобытной культуры, а к претворению и ассимиляции всех чужих, иноземных культур». Общечеловеческое — христианское сознание, по Ильину, может быть найдено отнюдь не средствами «интернационализма» и «антинационализма», а через углубление своего «духовно-национального лона» до того уровня, где «живет духовность, внятная всем векам и народам».
И. А. Ильин является
крупным представителем философии
права. Его философско-правовые воззрения
сложились еще в дооктябрьский
период под влиянием идей профессора
П. И. Новгородцева и получили дальнейшее
развитие в эмигрантский период творчества.
Взгляды на политику в целом были
вторичными по отношению к главной
сфере его теоретических
Политическую свободу
философ оценивает как итог, результат
гармонического сочетания «внутренней»
и «внешней» свободы личности.
Всякая свобода добывается только через
самоосвобождение. Человек, не сумевший
освободить себя внутренне, не может
быть творцом внешней, общественной
свободы. Свободу можно приобрести
лишь самому — в самостоятельном
напряженном борении за личную духовную
автономию. По Ильину, если от пользования
политической свободой внутреннее самовоспитание
людей крепнет, а уровень нравов
и духовной культуры повышается, то
политическая свобода дана вовремя
и может быть закреплена, институционализирована.
Если же от пользования политической
свободой происходит падение нравов
и духовной культуры, если обнаруживается
избирательная, парламентская и
духовная продажность, если внутреннее
самовоспитание уступает место «разнузданию»,
то такая свобода оказывается
данному народу не под силу и должна
быть урезана. Народ, теряющий способность
к самовоспитанию, впадает в состояние
«больного духовного
Ильин, как и Герцен, был убежденным противником всеобщего избирательного права. Вера в «пантеизм всеобщей подачи голосов» вовсе не гарантирует избрания лучших. Иное дело, по его выражению, «идея ранга». Ее можно сравнить с другими проектами русского послеоктябрьского зарубежья — «руководящим» или «правящим отбором» евразийцев, а также с планом создания «новой элиты» Г. П. Федотова. Идея всеобщего и равного для всех избирательного права, по Ильину, противоречит неустранимому и неискоренимому неравенству людей, прежде всего неравенству духовному.
Ильин был убежден
в том, что будущая «органическая
демократия» в России немыслима
без ее государственного регулирования.
Причем здесь важно использование
не «насаждаемых сверху» политических
форм, но опора на прошедшие испытание
историей государственные институты.
Ильин различает понятия
Философия культуры Г. П. Федотова
Георгий Петрович Федотов (1886—1951) — выдающийся философ и публицист русского послеоктябрьского зарубежья.
Г. П. Федотова называли вторым Герценом, он много писал на исторические, религиозные и философские темы, был большим знатоком древней русской культуры. Значительную часть его наследия составляют философские статьи, собранные в книгах «Новый град» (1952), «Христианин в революции» (1957), «Лицо России» (1967), «Россия, Европа и мы» (1973) и др.
В своих трудах Федотов
раскрывает историческое и национальное
своеобразие русской
Выход национальной
культуры из тупика Федотов связывает
с формированием патриотических
интеллектуальных сил («культурной
элиты»), воспитанных на высоких
духовных ценностях и традициях
отечественной и мировой
В XX в., после Октября
1917 г., произошло трагическое «
26. Русский космизм как философия.
Космизм, своеобразное направление в русской философской мысли конца ХIХ—ХХ вв., включает в себя философско-теологические (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), естественно-научные (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), художественные (Н.К. Рерих) представления и размышления о проблеме Космоса, о месте человека в нем, соотношении человека и космоса.
В философских взглядах Н. Ф. Федорова
переплетаются религиозно-