Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Принципы диалектики
Диалектику от метафизики отличают два основных принципа:
1) принцип
всеобщей связи и
2) принцип
движения и развития. Он утверждает,
что все находится в
Требования диалектической логики:
1.
всесторонность рассмотрения
2. рассматривать все в движении и развитии ;
3. во всех своих рассуждениях исходить из связи теории и практики.
Субъективная
диалектика – это диалектика нашего
мышления. Она (как наше мышление, сознание)
является отражением бытия, которому
присуща объективная
Закон
– это существенная, необходимая,
общая связь явлений и
28 Закон
единства и борьбы
Этот закон – ядро диалектики, т.к. отражает источник, причину развития, отвечает на вопрос «почему происходит развитие?» Он указывает, что причина развития мира в нем самом, в его противоречивости, а не вне его, т.е. развитие – это всегда саморазвитие.
Противоположностей в мире бесконечно много и можно говорить о принципе разнообразия мира.
Закон
раскрывается через понятия: тождество
(т.е. на начальных стадиях развития
стороны предмета уравновешивают друг
друга, соответствуют друг другу, хотя
и не абсолютно), различие (по мере развития
нарастает различие между сторонами
предмета, они разные и развиваются
неодинаково), противоположности (различие
сторон усиливается до противоположности),
противоречия (отношения между
Этапы развития противоречия: 1) возникновение и развитие противоречия (начиная от тождества, через различия к состоянию противоположностей сторон), 2) разрешение противоречий (в форме частных, постепенных скачков, или общих, «взрывных» скачков, когда рвутся, меняются все связи между элементами предмета).
Форма разрешения противоречий зависит от природы предмета и от внешних условий его существования, как вы это понимаете? (попробуйте разобрать это на примере конфликта в молодой семье, социального конфликта в одной стране или на любом другом примере).
29 Закон
взаимного перехода
МЕРА – единство качественных и количественных сторон предмета
(нужное нам качество связано с определенным количеством и
со структурой предмета)
ГРАНИЦЫ МЕРЫ: здесь происходит СКАЧОК – изменение структуры.
К границам меры (т.е. к скачку) подводят количественные изменения
(нарушение
пропорций, сбалансированности
Закон раскрывается через категории:
КАЧЕСТВО- это определенность предмета, совокупность его свойств.
КОЛИЧЕСТВО – это степень выраженности качества.
МЕРА – это границы, в которых изменение количества не ведет качественным изменениям.
СКАЧОК – это переход от одного качества к другому (количество изменяется непрерывно, а качество изменяется скачкообразно).
Предметы многокачественны, но есть ведущее качество, сущность предмета. Например, я – человек, белорус, студент, покупатель и т.д.. Главное качество – человек. Любое качество проявляет себя через свойства. Приведите свои примеры.
Предметы и явления всегда представляют собой систему состоящую из элементов, связанных устойчивыми связями, т.е. структурой, поэтому переход к новому качеству (скачок) –это изменение связей между элементами системы (т.е. структуры). Это ведет к изменению и самих элементов и, в итоге, к новому предмету (возникает новое качество). Приведите примеры.
Формы
скачков: 1) общие (или взрывные) –
когда ломается вся структура, все
связи системы; 2) частные (или
постепенные), когда рвутся отдельные
связи структуры.
30 Закон отрицания отрицания.
Сущность этого закона состоит в том, что он отражает направленность и форму развития (от низшего к высшему, от простого к сложному, в форме спирали), отвечает на вопрос «куда идет развитие?»
Этот закон раскрывается через понятия «отрицание», «относительные (не замкнутые) круговороты», «спиралевидность».
Переход
к новому связан частичным разрушением,
отрицанием старого. Качественно новое
выступает как
Понять
сущность предмета, направленность его
развития можно только как минимум
после двух отрицаний, ибо тогда
предмет достигает своей
ОТРИЦАНИЕ – это: 1) уничтожение устаревшего; 2) сохранение лучшего (чтобы была преемственность в развитии); 3) преобразование того, что сохранилось. Достаточно большую роль при этом играют и внешние условия, хотя источником отрицания старого являются внутренние противоречия в развитии самого предмета и развитие происходит как саморазвитие. Удержание лучшего очень важно, ибо при полном отрицании предмет уничтожится и развития не будет (например, зерно размололи, получилось новое качество- мука, но зерно развиваться не будет. Другое дело, если зерно проросло. Росток как бы уничтожает зерно, но не полностью. Сам росток дает колос с новыми зернами. Росток погибает, но жизнь зерна продолжается). Внешние условия могут способствовать развитию, а могут ему препятствовать.
Отрицание - это всегда разрешение противоречий предыдущего этапа развития, скачкообразный переход к новому качественному состоянию.
За счет синтеза лучшего из старого база для развития расширяется и оно становится необратимым, а темпы его убыстряются (расширяющаяся спираль, а не круговорот).
Черты
развития: 1. поступательность; 2.
наличие относительных
Метафизики рассматривают развитие как движение по замкнутому кругу, т.е. по сути дела, отрицают развитие как переход на новый уровень.
31 Категории диалектики.
Категории – всеобщие понятия, которые отражают присущие всем предметам и явлениям стороны. Категории парные, выступают как единство противоположностей, одна без другой не существуют и, таким образом, их связь можно назвать законом.
ЕДИНИЧНОЕ И ОБЩЕЕ
ЕДИНИЧНОЕ – категория, которая отражает отдельные предметы и явления, их изменчивость, разнообразие, отличие одного от другого…
ОБЩЕЕ – категория, которая отражает связь предметов, явлений, их сходство, устойчивость, непрерывность связей…
СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ
Категория сущности отражает внутренние, главные стороны предметов и явлений, связана с их качеством, природой.
Категория явления выражает то, что лежит на поверхности, внешние связи. Явления выражают сущность предметов, но завися также и от внешних условий, несут их черты.
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Форма – это способ существования содержания. Бывает внешняя форма – это способ внешнего проявления предмета, процесса (его конфигурация, объем, запах, цвет) и внутренняя форма – это структура, способ организации содержания, устойчивые связи между элементами содержания. Форма отвечает на вопрос «как содержится».
Содержание – совокупность элементов, единство свойств, процессов, связей, противоположностей предмета. Отвечает на вопрос «что содержится».
Ведущим в развитии является содержание. Так считает материализм.
Отношения между формой и содержанием не однозначные. Одно содержание может проявляться («категория» явление близка категории «форма») в разных формах, но не в любых, а в тех, которые соответствуют: 1) содержанию и 2) условиям. Одна форма может заключать разное содержание (так, математические формулы выражают законы разных по своей природе явлений).
ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
Причина
– категория, которая отражает то,
что непосредственно
Причина
возникновения и развития материальных
явлений и предметов –
НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ
Необходимость – то, что закономерно вытекает из внутренних, существенных связей, причин данного процесса и что при наличии определенных условий произойдет обязательно, неизбежно.
Случайность
– то, что не вытекает из внутренних
закономерностей данного
Фатализм
– данный взгляд связан с преувеличением
роли необходимости в жизни, с
отрицанием случайностей. Получается,
что все в жизни
Волюнтаризм – данный взгляд связан с отрицанием необходимостей, закономерностей.
ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ
Возможность
– категория, отражающая наличие
объективных тенденций развития
в предметах, явлениях существующих
в действительности. Основанием возможности
служат спорадически возникающие, неустойчивые
связи, имеющие место в
Действительность
– объекты, явления, которые уже
существуют. Они включают в себя
возможность новой
Понятие
«вероятность» отражает
Преувеличить
роль возможностей в нашей жизни
– это значит жить иллюзиями, принять
желаемое, возможное за действительность.
Сами по себе, т.е. без работы по преобразованию
действительности, которая реально
существует, возможности в ней
заложенные, не превратятся в
32 Проблема познаваемости мира.
Сам вопрос о познаваемости мира развивался по мере развития человека, его самосознания. С общественным разделением труда развивается личностное самосознание. Осознание себя как личности, как «Я», способствует соотнесению «Я» и «не-Я», их сравнению, познанию мира и себя.
Теория познания или гносеология включает вопросы о степени адекватности (соответствия) результатов познания, т.е. знаний, миру. Это вопрос об истине и ее критериях. Гносеология включает и вопросы об уровнях и формах познания, механизмах и закономерностях познания, его целях и ценностях.
Познание – это сложный процесс и потому существует несколько определений познания.
Познание
– это взаимодействие субъекта и
объекта. Познание – это социально
опосредованное, исторически развивающееся
отражение субъектом
Познание – это активная творческая деятельность субъекта, направленная на изменение объекта с целью раскрытия его сущности.
Познание
– это диалектически
Познание – это деятельность сознания.
Познавательная деятельность всегда связана с практической и оценочной деятельностью, влияет на них и сама от них зависит.
Когда мы говорим, что познали некий предмет, явление, то, что это значит? В каком случае можно говорить о том, что мы их «знаем»? Очевидно в том случае, когда мои знания соответствуют объекту, т.е. имеет место совпадение знаний, как результата познания, и объекта. Гегель характеризовал вопрос о познаваемости мира как вопрос о тождестве мышления и бытия.
1) мир
развивается; 2) практика человека
конкретно-исторически