Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
2. функциональный подход (материалистический):
рассматривает
сознание как функцию
Подходы к пониманию сознания в постклассической философии
3. Экзистенциально-
занимается описанием феноменов сознания. Выделяются такие шаги сознания (феноменальные элементы) как ощущения, восприятия, «сырые чувства» (или как их сейчас принято называть, «квалиа», например, боль). Описание феноменов сознания важно – так мы выясняем его структуру, функции. Однако многие исследователи отмечают, что на самом деле мы не можем найти ощущения, восприятия как некие чистые формы сознания. На самом деле ощущения, восприятия всегда «нагружены», т.е. отражают внешний мир (жизненный мир).
Итак, существует множество подходов к сознанию, уточняющих вышеперечисленные. Это говорит о том, что сознание – это очень сложное явление и по-прежнему является тайной, которую человек не перестанет исследовать.
Сознание
– сложное системное
25 Основные характеристики сознания. Проблема генезиса сознания. Социокультурная природа сознания.
Основные характеристики сознания:
1. идеальность
(в том смысле, что, в отличие
от материи, не дано в
2. высшая
форма отражения, которой
3. субъективный образ объективного мира;
4. предметность, т.е. оно всегда направлено на предмет;
5. общественный характер (общественно-индивидуальный)
6. сознание
всегда со-знание (для материалистов
это значит, что оно имеет общественный
характер, а для идеалистов, что
человеческое сознание
7. имеет определенную структуру;
8. связано с трудом, языком, общением;
9. функция мозга и т.д.
Функции сознания:
1. отражение мира, предметов и явлений;
2. переработка полученной информации;
3. регулирование человеческой деятельности;
4. предвидение
на основе переработанной
5 целеполагание и др. (познавательная, аксиологическая)
Функции можно и уточнить, добавить…
Социокультурная природа сознания
Сколь бы ни был сложен мозг,
он не может мыслить сам
по себе: мыслит не мозг, а социальный
человек при помощи мозга.
1. Есть
примеры, так называемых, «детей
Маугли», которые, родившись
Таким образом, сознание носит социокультурный характер.
2. Это доказывается также и
тем фактом, что человек формируясь
усваивает общественное сознание
(мать, показывая предметы, людей,
учит их называть. Так усваивается
язык, а вместе с ним нормы
и правила человеческого
3.С
развитием общества
Гегель писал: «Сознание есть, с одной стороны, осознан» предмета, а с другой стороны, осознание самого себя». Как это происходит, объясняет К.Маркс: «Человек смотрится, как в зеркало в другого человека». Отражая другого человека, мы всегда в уме имеем его в виду и постоянно ведем внутренний диалог. Значит, и в этом смысле сознание носит общественный характер.
Благодаря самосознанию происходит не простое «зеркальное» отражение обстоятельств, но сознание строит само себя. Возникает возможность, с одной стороны, свободы воли, выбора, а с другой стороны, возможность ответственности за свои поступки.
4. Человек
не только создавал
5. Человек - всегда продукт, совокупность тех общественных отношений, в которых он формируется. Мы отражаем особенности культуры народа, к которому принадлежим, эпохи, в которую существуем, наш уровень развития зависит от уровня развития общественной практики, характерного дляданного времени и т.д.
Общественное сознание
Общественное сознание – это духовное поле человеческой общности. Общественное сознание существует в виде таких форм общественного сознания как: философия, наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Сегодня еще добавляют экологическое сознание.
Формы общественного сознания – это те формы, в которых человек сознает себя человеком, т.е. общественным существом. Общественное сознание – это то общее, что выработано всеми и знание о чем есть в том или ином виде у всех. Чем богаче становится субъективная реальность человека (сознание), тем в большей мере он проявляет себя как личность. Усвоение моральных норм, научных знаний, образов искусства, юридических законов и т.д. позволяет человеку стать человеком, т.е. осознать мир и себя в этом мире (мировоззрение). Без этого нет сознания.
Формы общественного сознания.
Усвоение форм общественного сознания позволяет осознать мир и себя в нем. Но каждый усваивает их по-своему.
На
ранних этапах общественного развития
формы сознания не были дифференцированы.
Вначале сознание было вплетено в
материальную деятельность (знания, навыки
передавались в ритуалах и т.п.). Постепенно
развились мораль, искусство. Далее
общественная жизнь усложнялась: общественное
разделение труда, появление частной
собственности, классов, государства
привело к возникновению
Функции общественного сознания:
1. познавательная;
2. выражения интересов социальных групп;
3. социально-практическая
(объединение, разъединение
Формы общественного сознания различаются по:
1. предмету отражения;
2. по способу отражения;
3. по выполняемым ими функциям (какие потребности они удовлетворяют.
26 Структура сознания. Сознание и самосознание.
Работа сознания обеспечивается интегрированным действием его элементов.
1. В
структуру сознания входят
2. Большую
роль в функционировании
3. основными
формами психики являются
4. Главным
элементом сознания являются
ЗНАНИЯ. Они идеальны, являются продуктом
материальной и духовной
5. Сознание включает в себя не только осознанные знания, но и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ. Не все психические процессы осознаются. Сознательное бессознательное взаимосвязаны.
6.Сознательное
усилие мысли активизирует
7. САМОСОЗНАНИЕ
– это отражение отражения.
Сначала было родовое
Самосознание способствует
Следует иметь в виду, что в силу сложности сознания, разные авторы могут давать разную схему структуры сознания, но основные элементы его называют все, мы их указали.
Стоит уделить внимание самосознанию. Самосознание – аспект любого сознательного акта.
Самосознание – способность человека одновременно отображать явления и события внешнего мира и иметь знание о самом процессе сознания на всех его уровнях.
Впервые
проблему самосознания выдвинул Сократ
(познай самого себя). В Средние века
самосознание развивалось в связи
с практикой исповеди и т.п. (Августин).
В философии Нового времени самосознание
понималось как возможность знать
о своих собственных
Экзистенциальная и феноменологическая философия также предполагают неразрывное единство сознания и самосознания. Гуссерль отмечал, что самосознание и инознание образуют единую структуру.
Современная
философия сосредоточилась на проблеме
принципиальной возможности рефлексии
по поводу любых проявлений человека:
сознательных и бессознательных. Самосознание
– это и знания и переживания
по поводу своей субъективной реальности.
Самосознание – это любое сомоотображение,
равноценное отображению
Основа самосознания – чувство «Я».
Также
следует остановиться на проблеме бессознательного.
Классическими здесь стали
Он выделяет «Оно» (Ид) - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения.
«Я» (Эго)-
сознательная сфера, посредник между
бессознательным и внешним
«Сверх-Я»
(Супер-Эго) – установки
Основная характеристика бессознательного – либидо или эрос – это не только сексуальность, но и вся сфера любви – родительские, дружеские, патриотические и т.п. чувства. Поступками человека управляет не только эрос, но и танатос – инстинкт разрушения и смерти. Это два противоположных влечения.
27 Диалектика как концепция развития, ее основные принципы. Альтернативы диалектики.
(В
данном случае под метафизикой
мы будем понимать не синоним
«философии», а метод,
В философии сложились 2 основных метода: диалектика и метафизика, как альтернативный диалектике метод. Диалектика – это учение о развитии, движении и взаимосвязи всего в мире. Метафизика – противоположный метод.
Этапы развития философского метода
1. Эпохе
античности характерна наивная,
2. Со 2-й половины 15 века до 18 века господствует метафизика. Начинает развиваться капитализм, производство, основанное на достижениях наиболее тогда развитой науки механики, совершаются географические открытия, накапливается много новых фактов. Шла, по сути дела, «инвентаризация» мира. Факты рассматривались сами по себе, не замечались связи между ними, не замечалось развитие мира.
3. Идеалистическая
диалектика Гегеля. Он разработал
систему законов и категорий
диалектики, однако полагал, что
развивается только
4. Материалистическая
диалектика Маркса и Энгельса.
Благодаря открытиям,