Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

2. функциональный  подход (материалистический):

рассматривает сознание как функцию высокоорганизованной материи – социума и человека, наделенного сложным мозгом. Сознание выступает как высшая форма отражения.  Сознание рассматривается как информационный процесс, как отражение скрытого содержания (сообщения) процессов и  явлений в идеальном виде. Как  идеальному, как информации сознанию необходим материальный носитель. Это  может быть любая знаковая система.  Прежде всего, язык, как система знаков (звуковых, письменных). Однако информация может быть закодирована и на других материальных носителях. Так возникла идея создания ЭВМ, где информация кодируется электрическими сигналами.

Подходы к пониманию сознания в постклассической философии

3. Экзистенциально-феноменологический  подход:

занимается  описанием феноменов сознания. Выделяются такие шаги сознания (феноменальные  элементы) как ощущения, восприятия, «сырые чувства» (или как их сейчас принято называть, «квалиа», например, боль). Описание феноменов сознания важно – так мы выясняем его  структуру, функции. Однако многие исследователи  отмечают, что на самом деле мы не можем найти ощущения, восприятия как некие чистые формы сознания. На самом деле ощущения, восприятия всегда «нагружены», т.е. отражают внешний  мир (жизненный мир).

Итак, существует множество подходов к  сознанию, уточняющих вышеперечисленные. Это говорит о том, что сознание – это очень сложное явление  и по-прежнему является тайной, которую  человек не перестанет исследовать.

 Сознание  – сложное системное образование,  совокупность разнообразных идеальных  процессов (чувств, мыслей, эмоций, воли, памяти, интуиции, воображения и  т.д.).

 

25 Основные  характеристики сознания. Проблема  генезиса сознания. Социокультурная  природа сознания.

Основные  характеристики сознания:

1. идеальность  (в том смысле, что, в отличие  от материи, не дано в ощущениях:  у нас нет ощущений от наших  ощущений или от наших мыслей);

2. высшая  форма отражения, которой присущ  избирательный, активно-творческий  характер; сознание перерабатывает  информацию и создает новую  информацию; (отражение – всеобщее  свойство материи; отражает и  зеркало, психика животных –  тоже отражает по-своему мир,  творческий характер им не  присущ);

3. субъективный  образ объективного мира;

4. предметность, т.е. оно всегда направлено  на предмет;

5. общественный  характер (общественно-индивидуальный)

6. сознание  всегда со-знание (для материалистов  это значит, что оно имеет общественный  характер, а для идеалистов, что  человеческое сознание причастно  к высшему сознанию);

7. имеет  определенную структуру;

8. связано  с трудом, языком, общением;

9. функция  мозга и т.д.

 

Функции сознания:

1. отражение  мира, предметов и явлений;

2. переработка  полученной информации;

3. регулирование  человеческой деятельности;

4. предвидение  на основе переработанной информации;

5 целеполагание  и др. (познавательная, аксиологическая)

         Функции можно и уточнить, добавить…

Социокультурная природа сознания

      Сколь бы ни был сложен мозг, он не может мыслить сам  по себе: мыслит не мозг, а социальный  человек при помощи мозга. Аргументы  в пользу социокультурной природы  сознания:

1. Есть  примеры, так называемых, «детей  Маугли», которые, родившись нормальными  детьми от нормальных родителей,  попадали в лес к животным  и выживали среди зверей. Однако  сознание у них не формировалось,  так как не было социального  окружения, передававшего социальную  информацию, не усваивался язык, трудовые навыки (считается, что  где-то до пяти лет у ребенка  - сенситивный период; если до  этого времени не усвоен язык  и др. навыки, то потом сформировать  их практически невозможно).

Таким образом, сознание носит социокультурный  характер.

      2. Это доказывается также и  тем фактом, что человек формируясь  усваивает  общественное  сознание  (мать, показывая предметы, людей,  учит их называть. Так усваивается  язык, а вместе с ним нормы  и правила человеческого поведения,  ценности, стиль мышления. Т.е. человек  усваивает общественное сознание  в различных его формах. Вместе  с тем, каждый усваивает по-своему. В итоге, сознание носит противоречивый  общественно-индивидуальный характер.

3.С  развитием общества развивается  сначала родоплеменное самосознание, а с общественным разделением  труда, - личностное самосознание.

Гегель  писал: «Сознание есть, с одной  стороны, осознан» предмета, а с другой стороны, осознание самого себя». Как  это происходит, объясняет К.Маркс: «Человек смотрится, как  в зеркало  в другого человека». Отражая  другого человека,  мы всегда в  уме имеем его в виду и постоянно  ведем внутренний диалог. Значит, и  в этом смысле сознание носит общественный характер.

Благодаря   самосознанию   происходит   не   простое «зеркальное» отражение  обстоятельств, но сознание строит само себя. Возникает возможность, с одной  стороны, свободы воли,  выбора,   а  с  другой  стороны,  возможность  ответственности за свои поступки.

 

 

4. Человек  не только создавал материальные  богатства, но и воплощал тело, ум в символические, неутилитарные  формы. Имеются в виду такие  универсалии культуры как язык, нормы, ценности, ритуалы, обряды, традиции. Это обеспечивало контроль  над его психосоциальной средой (Мэмфорд).

5. Человек  - всегда продукт, совокупность  тех общественных отношений, в  которых он формируется. Мы  отражаем особенности культуры  народа, к которому принадлежим,  эпохи, в которую существуем, наш  уровень развития зависит от  уровня развития общественной  практики, характерного дляданного  времени и т.д.

 

Общественное  сознание

Общественное  сознание – это духовное поле человеческой общности. Общественное сознание существует в виде таких форм общественного  сознания как: философия, наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Сегодня  еще добавляют экологическое  сознание.

Формы общественного сознания – это  те формы, в которых человек сознает  себя человеком, т.е. общественным существом. Общественное сознание – это то общее, что выработано всеми и  знание о чем есть в том или  ином виде у всех. Чем богаче становится субъективная реальность человека (сознание), тем в большей мере он проявляет  себя как личность. Усвоение моральных  норм, научных знаний, образов искусства, юридических законов и т.д. позволяет  человеку стать человеком, т.е. осознать мир и себя в этом мире (мировоззрение). Без этого нет сознания.

Формы общественного сознания.

Усвоение  форм общественного сознания позволяет  осознать мир и себя в нем. Но каждый усваивает их по-своему.

На  ранних этапах общественного развития формы сознания не были дифференцированы. Вначале сознание было вплетено в  материальную деятельность (знания, навыки передавались в ритуалах и т.п.). Постепенно развились мораль, искусство. Далее  общественная жизнь усложнялась: общественное разделение труда, появление частной  собственности, классов, государства  привело к возникновению религии, политического и правового сознания, науки, философии.

Функции общественного сознания:

1. познавательная;

2. выражения  интересов социальных групп;

3. социально-практическая (объединение, разъединение социальных  групп).

Формы общественного сознания различаются  по:

1. предмету  отражения;

2. по  способу отражения;

3. по  выполняемым ими функциям (какие  потребности они удовлетворяют.

 

26 Структура  сознания. Сознание и самосознание.

Работа  сознания обеспечивается интегрированным  действием его элементов.

1. В  структуру сознания входят чувственное,  психическое восприятие и абстрактное  мышление. Их функция состоит  в получении и переработке  информации.

2. Большую  роль в функционировании сознания  имеют такие общие психические  процессы как эмоции, воля, память, внимание. Так, в выборе и оценке  информации ведущая роль принадлежит  эмоциям. Эмоции выражают внутреннее  состояние человека, его отношение  к внешнему миру и себе самому  и т.д.

3. основными  формами психики являются ощущения, восприятия, представления.

4. Главным  элементом сознания являются  ЗНАНИЯ. Они идеальны, являются продуктом  материальной и духовной деятельности  людей. Они получаются на уровне  абстрактного мышления. Существуют  в виде таких форм как понятия,  суждения, умозаключения. Бывают  обыденные и научные знания. Выражаются  в знаках естественных и искусственных  языков. Уровень абстрактного мышления  базируется на психике.

5. Сознание  включает в себя не только  осознанные знания, но и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.  Не все психические процессы  осознаются. Сознательное  бессознательное  взаимосвязаны. 

6.Сознательное  усилие мысли активизирует бессознательное,  которое в свою очередь делает  возможной ИНТУИЦИЮ – это,  когда информация перерабатывается  не только сознательно, но и  бессознательно и решение возникает  в осознанном виде как бы  вдруг, как озарение. Это своего  рода скачки в сознании. (К.Юнг:  предвидение – это слияние  индивидуального бессознательного  с коллективным…).

7. САМОСОЗНАНИЕ  – это отражение отражения.  Сначала было родовое самосознание, позже (с общественным разделением  труда) – индивидуальное самосознание. Развивается   РЕФЛЕКСИЯ. 

      Самосознание способствует тому, что человек начинает себя  и мир познавать и оценивать,  т.е. человека отличает гносеологическое  и ценностное (аксиологическое) отношение  к миру. В этом проявляется  активность, избирательность и возможность  творчества. Творчество связано  также с общественной, трудовой  природой человека, с языковой, знаковой  деятельностью. Познание и   оценка делают возможным мировоззрение.

Следует иметь в виду, что в силу сложности  сознания, разные авторы могут давать разную схему структуры сознания, но основные элементы его называют все, мы их указали.

Стоит уделить внимание самосознанию. Самосознание – аспект любого сознательного акта.

Самосознание  – способность человека одновременно отображать явления и события  внешнего мира и иметь знание о  самом процессе сознания на всех его  уровнях.

Впервые проблему самосознания выдвинул Сократ (познай самого себя). В Средние века самосознание развивалось в связи  с практикой исповеди и т.п. (Августин). В философии Нового времени самосознание понималось как возможность знать  о своих собственных способностях.

Экзистенциальная  и феноменологическая философия  также предполагают неразрывное  единство сознания и самосознания. Гуссерль отмечал, что самосознание и инознание образуют единую структуру.

Современная философия сосредоточилась на проблеме принципиальной возможности рефлексии  по поводу любых проявлений человека: сознательных и бессознательных. Самосознание – это и знания и переживания  по поводу своей субъективной реальности. Самосознание – это любое сомоотображение, равноценное отображению внешнего мира. Мы сознаем мышление, эмоции, волевые  процессы.

Основа  самосознания – чувство «Я».

Также следует остановиться на проблеме бессознательного. Классическими здесь стали работы З.Фрейда.

Он  выделяет «Оно» (Ид) - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип  наслаждения.

«Я» (Эго)- сознательная сфера, посредник между  бессознательным и внешним миром. В сознательной сфере действует  принцип реальности.

 «Сверх-Я» (Супер-Эго) – установки общества  и культуры, моральная цензура,  совесть.

Основная  характеристика бессознательного –  либидо или эрос – это не только сексуальность, но и вся сфера  любви – родительские, дружеские, патриотические и т.п. чувства. Поступками человека управляет не только эрос, но и танатос – инстинкт разрушения и смерти. Это два противоположных  влечения.

 

27 Диалектика  как концепция развития, ее основные  принципы. Альтернативы диалектики.

(В  данном случае под метафизикой  мы будем понимать не синоним  «философии», а метод, противоположный  диалектике).

В философии  сложились 2 основных метода: диалектика и метафизика, как альтернативный диалектике метод. Диалектика – это  учение о развитии, движении и взаимосвязи  всего в мире. Метафизика – противоположный  метод.

Этапы развития философского метода

1. Эпохе  античности характерна наивная,  стихийная  диалектика. Гераклит: «Все течет, все изменяется».

2. Со 2-й половины 15 века до 18 века господствует  метафизика. Начинает развиваться  капитализм, производство, основанное  на достижениях наиболее тогда  развитой науки механики, совершаются  географические открытия, накапливается  много новых фактов. Шла, по  сути дела, «инвентаризация» мира. Факты рассматривались сами по  себе,  не замечались связи  между ними, не замечалось  развитие  мира.

3. Идеалистическая  диалектика Гегеля. Он разработал  систему законов и категорий  диалектики, однако полагал, что  развивается только сверхъестественный  дух и мышление человека, а  природа не развивается. Общество  развивается, но есть окончательный  пункт развития – Прусская  монархия.

4. Материалистическая  диалектика Маркса и Энгельса. Благодаря открытиям, сделанным  в естествознании (эволюционное  учение Дарвина, закон сохранения  и превращения энергии и др.), Энгельсу удалось показать, что  законы диалектики действуют  и в развитии человеческого  мышления, и в развитии общества, и в развитии природы. Был  сделан вывод о всеобщности  принципов взаимосвязи развития.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"