Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

Человечество  же в результате исторического развития должно стать Богочеловечеством. Это  реализуется в виде вселенской церкви, которая объединит все нации  для создания на Земле «царства божьего», где не будет социальных противоречий.

В)  «Новое  религиозное  сознание»    начала   20   века

Одним из представителей является Н.А.Бердяев (1874-1948). Его называют «философом свободы  и творчества».  Он бросает вызов  духу времени, в котором стали  господствовать рассудок, расчет и  материальный интерес.  Он считает, что повседневность обезличивает человека, это еще гениально показал  К.Маркс. Но Маркс верил в достижение счастья через политическую борьбу, развитие техники. Бердяев же с этим не согласен. Человек создал технику, но теперь техника подчиняет себе человека. Человек обезличивается в  технизированном мире. Он считает, что  при этом «внешний» человек торжествует  над «внутренним». В такой ситуации для конкретного человека встает проблема собственного существования (экзистенции), поиск смысла в «абсурде жизни» с ее рассудком и материальными  ценностями, техникой.

Д) Философия  русского «космизма»

Космисты  разрабатывали концепцию о целостности  природы, о единстве человека и космоса.

Они считали, что, если идти за наукой Нового времени, которая отделяет человека от природы  (Декарт разделил мир на субъект  и объект), мы получаем разум, который  наблюдает за физическими событиями  как бы «пустого» (без человека) космоса. Т.е. мы – как бы необязательная деталь природы: есть ли мы, нет ли нас –  законы природы все те же. Циолковский  был с этим не согласен. Мы, считал он, можем понимать природу только когда наши мысли существуют в  ней так, как и все другое. Мысли  не только отражают природу, они –  факт природы, космоса. Русский космизм  рассматривает мысли человека как  реальное действие человека, а познание – как жизненный факт и фактора  эволюции.

А.Л.Чижевский, К.Э.Циолковский, Н.Федоров и др. Все  они космическую тему связывали  с нравственностью: без единства человека, общества, космоса невозможна безусловная нравственность.

 

16 Белорусская  философская и общественно-политическая  мысль.

Философия является формой осмысления национальных культурных традиций. Развитие философской  мысли неразрывно связано с историей того или иного народа. Начала общечеловеческой духовности утверждались на Руси, Украине  и Беларуси с принятием христианства от Византии (9 век) и имели общие  черты.

Соединение  религиозных и античных мотивов  еще более проявилось у Кирилла  Туровского (1130-1182). Он подчеркивал взаимодействие души и тела. Разум – высшая ценность человеческой жизни, наряду с молитвой.

На  Белорусских землях велико было значение просветительской деятельности Евфросиньи Полоцкой,  Кирилла Туровского, К.Смалятича (12 век).

Возрождение. В 15-16 веках Белоруссия входила в  состав Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой. В 16 в. Беларусь захватило  общеевропейское реформационное движение, способствовавшее становлению гуманистической  идеологии. Особенно активной оказалась  ересь антитринитариев, не принимавших  догмата троицы (Христос – творение бога-отца и стоит ниже его). Шла  и борьба с антитринитариями (Будный боролся и др.). Сымон Будный (1533-1593) использовал идеи реформации в борьбе за белорусскую культуру. Он подчеркивал  роль знаний, индивидуального разума, говорил о разумности общества, основанного  на частной собственности. Библию можно  познать с помощью разума (был  кальвинистом). Представителем реформации является и Михаил Литвин.

Одна  из самых крупных фигур этого  времени – Ф.Скорина (1490-1551). Он рассуждал  о привязанности живых существ  к родным местам, о человеколюбии  и справедливости. Скорина перевел  Библию на белорусский язык. Сама идея перевода на понятный обычным людям  язык шла в русле идей гуманизма  и просветительства, была созвучна идеям Реформации церкви (Лютер перевел  Библию на немецкий язык и считается  основоположником современного немецкого  языка), выражала  свободомыслие  Скорины.

Новое время 17-18 (эпоха Просвещения) вв. Одной  из идеологических форм национально-освободительной  борьбы против господства польской шляхты в 17 в. стала полемика с идеологией католицизма и униатства. 17 век  выдвигает таких мыслителей как  К.Лыщинский, С.Полоцкий, К.Нарбут и  др.

 Казимир  Лыщинский (1634-1689). Он отрицал бессмертие  души, рай и ад. Бога называл  химерой человеческого сознания.  Свои взгляды он изложил в  работе «О несуществовании Бога».  За атеистические взгляды был  казнен.

Симеон  Полоцкий (1629-1680) сыграл большую роль как просветитель белорусский и, после отъезда в Москву, как  просветитель российский. Один из основателей  славяно-греко-латинской академии (первое высшее образовательное учреждение в России). Был наставником царских  детей. Основал большую библиотеку, знакомившую с античными и  др. зарубежными философами.

19 в.  Русская философская мысль оказала  сильное влияние на белорусских  мыслителей. Вместе с тем, оживилась  борьба за национальную независимость,  отстаивание самобытности белорусской  культуры.Развиваются идеи национального  освобождения, либеральные идеи  республики, свободы. Представители:  К.Калиновский (1838-1864), Ф.Богушевич (1840-1900) и др. Их можно назвать революционными демократами и просветителями. Им характерна приверженность идеям социального равенства и справедливости, неприятие угнетения, унижающего человеческое достоинство.

Национальные  идеи сформулированные Янкой Купалой (1882—1942), Якубом Коласом (воспевавшими такие национальные черты как  трудолюбие, коллективность, толерантность) были развиты в начале XX века —  это братья И. и А. Луцкевичи, И. Буйницкий, В. Ластовский и др. Они выступали  за социально-экономическое, политическое, культурное возрождение белорусских  земель, за развитие белорусского языка, просвещение народа, создание собственной  государственности.

После революции 1917 г. Начинается советский  период философской мысли на Беларуси. Имели место националистические тенденции, но официальная философия  шла в рамках марксистской философии.

 

17 Развитие  философии как методологии научного  исследования в западной философии  XX в. (неопозитивизм, феноменология,  философская герменевтика).

Неопозитивизм – это философия науки. С их точки зрения, предметом философии  должна быть наука.

Первый  этап назывался позитивизмом. Его  основатель – франц. философ О.Конт (основоположник социологии). Он считал, что право на существование имеют  положительные (позитивные) знания, полученные в частных науках на основе эмпирических методов, опирающихся на чувственную  ступень познания, на ощущения (на них  должна строиться и теория),  а  не философские рассуждения. Его  лозунг: «Философия не нужна, наука  сама себе философия». Но каждая наука  занимается своими проблемами, а человек  стремится к целостному мировоззрению, к интеграции знаний и тут без  философии не обойтись. В целом  это субъективно-идеалистическое  направление.

Итак, неопозитивизм (название, используемое как общее для всех этапов) исследует  развитие науки и её взаимодействие с философией.

Феноменология.         Представитель Э.Гуссерль (1859-1938).

- Феномен  в обычном понимании этого  слова – редкое, необычное, исключительное  явление.

- Феномен  в идеализме – субъективное  явление, существующее только  в сознании и не отражающее  объективную реальность.

Разработанная Гуссерлем феноменология – это  феноменология сознания.

Самонаблюдением мы должны изучить ощущения, восприятия и др.  в их «чистом виде», т.е. убрать из них то, что идет от объекта, явления, а также от социальных по своей природе идеологий, установок. Отсюда понятие «чистого» врожденного  сознания. И познание понимается как  «археология» («раскопки», вынесение  «за скобки» того, что идет от объекта, от стереотипов мышления, наработанных в обществе).

Вообще  в рамках феноменологии имеют  место различные подходы и  методы…

Герменевтика 

Герменевтика (с греч.) – объяснение, изложение, толкование. Зародилась еще в древней  Греции. Постепенно она менялась. К  концу 19 – началу 20 веков обретает современный вид. Она занимается проблемой понимания.

Еще нем.филос. Дильтей (1833-1911) разделил область познания на сферу наук о природе и сферу  наук о духе.  Науки о духе (это  гуманитарные науки – психология и др., и социальные науки –  история и др.) должны уловить  единичное, в отличие от естественных наук, которые интересуются общим (вывод  общих законов).

Представители: Гадамер Ганс Георг(1900-2002). Основная его работа -  «Истина и метод».

Исключительную  роль, с их точки зрения, играет язык. Язык дает имя сущему и, более того, язык является «социальным телом», наиболее фундаментальным слоем  культуры. Отсюда, например, исторический процесс мыслится как подлежащий расшифровке текст.

Основными понятиями являются: предпонимание (т.е. мы смотрим на мир через призму уже усвоенных понятий, ценностей  и т.п.); перевод; диалог; текст; контекст и др.

Главное: для понимания необходимо сопереживание  с тем человеком, культурой, которые  хотим понять, как бы вживание в  ситуацию…

 

18 Гуманистически  ориентированные направления западной  философии ХХ в. (экзистенциализм,  неотомизм, неопротестантизм).

Традиционно философия ставит своей задачей  постигнуть сущность, первооснову явлений  и мира в целом. Но экзистенциалисты говорят, что сущность мира непостижима (до сих пор все говорит, мол, об этом). Значит, философия должна заняться проблемой существования и не мира вообще, а человека (вспомним Кьеркегора).

В качестве предмета философии рассматривает  проблему существования человека, т.е. человеческую экзистенцию.

Их  волнует проблема отчуждения человека и ее решение. Главные понятия: экзистенция, отчуждение, бытие и ничто, бытие  и время, бытие-в-мире, существование  и сущность, пограничная ситуация, понятие подлинного и неподлинного существования, вопросы человеческой свободы и ответственности, вопросы  гуманизма.

1. Религиозный  экзистенциализм.

Бердяев, Ясперс, Хайдеггер и др..

Экзистенция (человеческое существование) понимается как промежуточное звено между  потусторонним бытием (Богом) и «миром»  как ареной повседневного обезличенного  существования (Бердяев), где один легко  заменяет другого (человек-винтик). Направленность интересов человека на мир означает неподлинность его существования. Ощущение одиночества, чуждости этому  миру - таково бытие-в-мире. А стремление к потустороннему, т.е. к богу  – это подлинное существование. «Надо прислушаться к зову судьбы»… «зов судьбы – это смерть» (М.Хайдеггер 1889-1976, нем.филос.)

2. Атеистический  экзистенциализм.

Франц.философы Сартр (1905-1980), Камю (1913-1960) и др.

В центре их внимания – проблема свободы  человека.

Бога  нет. Неподлинное существование  – это когда человек стремится  к самоутверждению за чужой счет, (это – «желание быть Богом», сверхчеловеком, как у Ницше, жажда власти).

Подлинное же существование есть признание  свободы другого наряду с моей собственной свободой – так, чтобы  всякий акт моего выбора стал выбором  для всех и во имя всех. Сартр  подчеркивал роль выбора и инициативы человека.

Неотомизм.

  Главным  в неотомизме является вопрос  о взаимоотношении веры и разума. Ответ на этот вопрос состоит  в том, что вера и разум  не противоречат друг другу,  а наоборот, находятся в гармонии.

Жак Маритен (1882-1973) – одна из главных фигур  совр. Неотомизма. считал, что материалистический (социалистический) гуманизм преувеличивает роль общего, буржуазный гуманизм в  основу ставит индивидуализм, а нужен  «интегральный гуманизм» . И без  духовности, без веры в Бога подлинный  гуманизм невозможен.

Внутри  неотомизма существовали и существуют разные течения. В целом же построения католических философов сопряжены  с программой евангелизации современного мира. Через это католическая церковь  стремится упрочить собственное  положение, делая ставку на экуменичесое сближение с другими христианскими  церквями.

Неопротестантизм.

Карл  Барт (1886—1968) —представитель диалектической теологии,  швейцарский кальвинистский теолог.

Он  энергично требует от церкви социальной ответственности, усматривая в этом критерий для различения «истинной» и «ложной» церкви.

Тиллих  Пауль (1886—1965) немецко-американский протестантский теолог и философ-

В самой  известной своей работе "Мужество быть" Тиллих обращается к теме тревоги. Он выделяет три формы тревоги: тревога  судьбы и смерти, тревога пустоты  и утраты смысла, тревога вины и  осуждения. Человеческая экзистенция (существование) характеризуется одиночеством, тревогой и т.п. Но человек может  жить «вопреки» - вопреки страху смерти, тревоге и т.д. У человека есть «мужество быть» - это подлинно человеческое существование. Вера помогает человеку в этом.

 

19 Социокультурная  ситуация современности и ее  репрезентация в философии. Постмодернизм.

Историю человечества можно классифицировать по-разному (например, на общественно-экономические  формации). Сегодня популярно деление  истории на три больших периода:

1. традиционализм, для него характерно сельское  хозяйство; его еще называют  премодерн; это период до 17 века;

2. модерн, для него характерно развитие  промышленности; это эпоха капитализма,  Новое время и до 20 века (время  с 17 по 20 век);

3. постмодерн, для него характерны информационные  технологии; это конец 20 и начало 21 века. Ведущим становится сектор  услуг.

В культуре модерна, особенно в 17-18 веках, главными ценностями были разум, наука, идеал  всесторонне развитого человека, вера в гуманизм и прогресс общества. Но уже с конца 18 века заметным становится агностицизм, в 19 веке - иррационализм, представления о бессмысленности  жизни - в 20 веке. Однако они не доминировали в культуре.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"