Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

20 век  с его войнами, оружием массового  поражения, терроризмом, манипуляцией  массовым  сознанием с использованием  СМИ, породил представление об  абсурдности бытия, о неискоренимой  иррациональности человека, об относительности  всего и вся, отказ от поисков  истины, представление об обществе  риска. 

деконструкция, нарратив (рассказ), метанарративы («большие рассказы, т.е. идеологии, научные теории), симулякр, текст и гепертекст и  др.

 

20 Понятия  бытия и субстанции. Основные  формы бытия.

Понятие бытия ввел Парменид (5 в до н.э.).  Он говорит, что бытие есть, а небытия  нет. Учение о бытии называется онтологией. «Бытие» от слова «быть», «существовать». Во всех  языках это слова используется, когда говорится о чем-либо: «Роза  есть цветок», в английском существует глагол «is» и т.д. Людям важно  знать, что то, о чем они говорят, действительно имеет место, а  не является фикцией.

Фалес (6 в до н.э.)  ввел понятие субстанции.

Под субстанцией  он понимал некое мировое первовещество, первокирпичики, из которых все состоит, иначе говоря, субстанция является первопричиной всего существующего. Под субстанцией он понимал воду: ведь все бывает влажным. Благодаря  субстанции мир является целым, все  связано друг с другом. Субстанция порождает все существующее, все  зависит от субстанции. Она –  первопричина. Сама же субстанция ни от чего не зависит – она сама себе причина.

Объективно-идеалистическая  онтология, например у Платона, под  субстанцией понимает сверхъестественный «мир идей», в христианской онтологии  утверждается субстанциональное бытие  Бога. В дуализме – две субстанции. Субъективные идеалисты (Юм) считают, что  субстанция – это имя, под которым  мы объединяем не связанные между  собой восприятия. Роль субстанции выполняет поток ощущений субъекта.

С введения понятия субстанции начинает развиваться  философия и наука – с поиска скрытых причин,  связей, закономерностей, в попытке най ти первопричину происходящего. Ведь знание причины поможет нам получить желаемые следствия, подчинить себе мир.

 

Формы бытия:

1.бытие  природы (это и весь космос, и биосфера, и отдельные организмы);

2.бытие  общества (это общество как система,  отдельные группы и т.д.);

3.бытие  человека (как существа биологического, которому от рождения даны  тело и психика, и как существа  социального, наделенного сознанием  и способного заботиться не  только о себе, но и о других, о природе);

4. бытие  духовного, которое подразделяется  на:

а) бытие  индивидуализированного духовного (это  наши мысли, чувства);

б) бытие  объективированного духовного (это  то, во что мы воплощаем наши мысли  и чувства, чтобы они стали  доступны другим, т.е. это язык, поступки, сделанные нами предметы, нормы и  правила поведения);

5. сегодня  еще выделяют, так называемую, виртуальную  реальность.

 

21 Категория  материи. Эволюция представлений  о материи в философском и  научном познании.

Древние по-разному понимали материальное первоначало, но считали, что важно установить, что такое материя, из которой  образуются все вещи вообще.

Первые  представления о материи

                             Вода (Фалес)

                             Воздух (Анаксимен)

 МАТЕРИЯ        Огонь (Гераклит)

                            Вода+Воздух+Огонь+Земля (Эмпедокл)  

Представители раннего материализма положили начало субстратного понимания материи. Она  трактовалась ими как субстрат, вещество. Этот субстрат вечен, не сотворим и  не уничтожим.

Более обобщенное представление о материи  дали атомисты, прежде всего – Демокрит. Субстратом, из которого всё состоит, являются атомы – мельчайшие неделимые  частицы. Они носятся в мировом  пространстве (пустоте), соединяясь и  распадаясь, образуя всё многообразие мира.

Отсюда  и пошло понятие «материя» - от слова «материалис» - вещественный.

Вплоть  до н. 20 века господствовал метафизический подход. Материалисты–метафизики понимали материю как вещественную субстанцию, обладающую набором определенных неизменных качеств.  (Объективные идеалисты  под материей понимали то же самое, но считали, что этот мир сотворил Бог; природный мир не обладает саморазвитием  и подлинным бытием).

На  этом основании строилась картина  мира и утверждалась возможность  исчерпывающего познания мира в силу конечного числа проявляемых  материей свойств.

В естествознании искали атом как неделимую материальную частицу. Из них все состоит (демокритовская идея атомов). Однако были открыты электрическое  и магнитное поле, а затем расщеплен  атом. Открыты радиоактивность, создана  теория относительности Эйнштейна. Все это вызвало растерянность  – кризис физики. Если атома нет, значит, «материя исчезла»… Это  затронуло гносеологию: рушилась старая картина мира, многие физики и философы стали сомневаться в том, что  мы можем вообще получать правильные знания о мире.

Итак, следовало дать новое определение  материи, которое бы обобщило и представления  и о веществе и о поле. Такое  определение дал В.И Ленин: «материя есть философская категория для  обозначения объективной реальности, которая дана в ощущениях, которая  копируется, фотографируется, отражается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Это диалектико-материалистическое определение материи, ибо включает и те объекты, которые уже известны и те, которые еще неизвестны, т.е. отражает движущийся, развивающийся, бесконечный, познаваемый мир.

Материи характерны такие атрибутивные свойства как: объективность, чувственная данность, неисчерпаемость, структурность, способность  к саморазвитию и др. Особо следует  подчеркнуть такие атрибутивные свойства как движение, пространство, время, отражение.

 

22 Движение  и развитие как атрибуты бытия.  Принцип глобального эволюционизма.

В мире все постоянно движется, изменяясь, возникая и исчезая – в живых, неживых системах, обществе. Материя  и движение едины. Движение – это  способ существования материи. Существовать, значит двигаться.

Источником  движения является, с точки зрения диалектики, борьба внутренних противоположностей (мир бесконечен, в нем нет ничего внешнего). Отсюда, движение – это  самодвижение.

и материи: объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость и т.д.

 

 Итак, Движение – есть философская  категория, обозначающая всеобщую  способность, свойство материи  (вещей и процессов) изменяться.

Движение  само противоречиво. Оно есть единство абсолютного изменения и относительного покоя.

Покой – не остановка. А момент равновесия, устойчивости, сохранения в самом  движении. Без него нельзя было бы отличить одни предметы от других, т.е. не было бы дифференциации материи. Так, несмотря на то, что мы постоянно изменяемся, знакомые узнают нас после долгой разлуки…

Покой столь же всеобщ по отношению к  материи,  как и движение. И  все же он – лишь момент движения, поэтому по отношению к движению – покой относителен.

 Итак, движение – это всегда изменение,  изменение чего-либо. Не бывает  движения самого по себе.

 Формы  движения материи

Разным  материальным носителям, принадлежащим  разным  уровням организации материи, присущи разные формы движения материи, со своими закономерностями. Но все  они взаимосвязаны.

Классификацию их дал Энгельс, на основе следующих  критериев:

Он  выделял: - механическую форму движения материи; сегодня она не выделяется как особая форма, считается, что  механические перемещения присущи  системам всех уровней организации  материи;

  - физическую:  макротела, атомы,  элементарные частицы и др.; сегодня  ее расширяют за счет таких  форм движения как квантово- механическая  и звездно-галактическая. Это  все физические процессы;

  - химическая:  ее носители -  молекулы, ионы, радикалы. Это химические реакции  разного типа.

  - биологическая: ее  носители –  сложные органические  молекулы (белки, РНК, ДНК), организмы, популяции,  экосистемы, биосфера. Это обмен  веществ, адаптация, мутации, процесс  эволюции и т.п. 

  - социальная:      ее носители  – человек, семья, другие социальные  группы, государство, общество. Это  все процессы происходящие в  обществе, все проявления деятельности  людей и их сознания. Специфика  ее в том, что на этом уровне  материальная система  существует  в единстве с сознанием. Благодаря  сознанию, человек может сознательно  управлять своей деятельностью,  развитием.

Взаимосвязь высших и низших форм движения материи

Высшие  формы движения материи базируются на низших, включают их в себя в преобразованном  виде, но к ним не сводятся. Высшую форму движения материи нельзя сводить  к низшим, т.к. каждая форма движения материи обладает своей качественной спецификой, имеет свои специфические  закономерности.

 

23 Пространственная  и временная организация бытия.  Основные концепции пространства  и времени.

Пространство  – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных объектов занимать место среди других объектов, граничить с ними, быть протяженным.

Понятие пространства связано со структурностью материи, с ее способностью делиться на части, дифференцироваться, а значит, связано с моментом покоя в  движении, с  устойчивостью.

Время – это философская категория, отражающая всеобщее свойство материальных процессов сменять друг друга, изменяться, проходить определенные стадии развития, иметь длительность, ритм. Время  связано с изменчивостью, непрерывностью материи.

Таким образом, пространство и время –  это формы отношения вещей, а  не самостоятельные сущности.

Эти отношения  устанавливаются посредством движения. И появляется возможность  количественного  выражения движения – скорость. Еще Ньютон связал движения пространство и время в формуле: «скорость= расстояние: время».

(О  единстве движения, пространства  и времени говорит старый армейский  анекдот. Старшина говорит солдатам: - «Копать будете от забора  и до обеда»)…

Как и  материя, пространство и время также  объективны, всеобщи, несотворимы и  неуничтожимы. Это философские свойства.

Физические  свойства пространства: оно трехмерно, симметрично.

А время  – одномерно, однонаправлено и несимметрично, необратимо.

Пространственно бесконечный мир состоит из множества  конечных вещей и явлений. Вечный мир состоит из множества преходящих вещей и явлений.

(Бердяев  и экзистенциалисты, рассуждая о  существовании человека, говорили  о его страдании и объясняли  его тем, что человек отпал  от Бога, т.е. от вечности, и  попал в поток времени, где  все преходяще и человек смертен,  временен. Вот вам и исток вопроса  и смысле жизни…).

Концепции пространства и времени

1. Вплоть до середины 19 века на пространство и время смотрели как на нечто самостоятельно существующее, как самостоятельные субстанции. Отсюда и название концепции – субстанциональная концепция пространства и времени. Основы ее уходят еще к представлениям Демокрита о пустоте, в которой движутся атомы. Но наиболее ярким представителем это концепции является И.Ньютон. Пространство у него – это абсолютная пустота, вместилище тел, время – абсолютная длительность, пустая «река времени». Они у него бесконечны и однородны.

2. Эти взгляды были заменены концепцией, рассматривающей пространство и время лишь как отношения между вещами, как свойства движущейся материи, а не как самостоятельные сущности.  Это релятивистская концепция пространства и времени. Предпосылки ее появления мы можем найти и в прошлом, например, у Лейбница, но наиболее четко и  научно обоснованно представил ее А.Эйнштейн. Он говорил, что, по Ньютон, если бы исчезла материя, то остались бы пространство и время, а на самом деле, если бы исчезла материя, то исчезли бы и пространство и время.

Таким образом, материя, движение, пространство и время находятся в неразрывном  единстве, что говорит о единстве мира. Это точка зрения диалектического  материализма. Она опирается на данные науки.

Отсюда  ясно, что следует различать: 1. объективно-реальные пространство и время; 2. перцептуальные, пространство и время, т.е. то, как  они нам даны в наших ощущениях;.                              3. концептуальные или теоретические  пространство и время, т.е. то, как  они отражены в современных научных  теориях.

 

24 Проблема  сознания в философии и основные  традиции ее осмысления в классической  и постклассической философии.

Сознание  – сложное многогранное явление, поэтому, чтобы отразить его всесторонне, требуется не одно, а много разных определений. Приведем некоторые.

Сознание  – способность выделять себя в  окружающем мире, разделять «Я» и  «не-Я».

Гегель: «Сознание есть, с одной стороны, осознание предмета, а с другой стороны, осознание самого себя».

Сознание  – субъективный образ объективного мира.

Сознание  является фундаментальным понятием философии. Познать сознание трудно, ибо оно не существует как вещь, его нельзя потрогать, понюхать и  т.д. – в отличие от материи  оно не дано в ощущениях, сознание идеально.

Сознание  не бывает вне человека и в этом смысле сознание всегда субъективно  по форме своего существования, хотя отражает объективную реальность и  по содержанию сознание объективно.

Познаем мы сознание анализируя формы его  проявления: речь, поступки, результаты деятельности.

Подходы к пониманию сознания в классической философии

Существует  несколько основных подходов к сознанию:

1. Субстанциональный  подход (идеалистический): 

    рассматривает сознание как субстанцию, т.е. как нечто первичное, вечное. Этот подход присущ идеалистам. Сознание дано человеку от  рождения, с их точки зрения. Оно  и его проявления определяют  все существующее.

Примеры. Совр. Психолог Ст.Гроф: «сознание –  это безграничное информационное поле, которое по неизвестным каналам  связи взаимодействует со всеми  существующими органическими и  неорганическими формами жизни». А ранее объективные идеалисты  говорили «бог». Субъективные идеалисты (Юм) говорили, что мы не вправе задавать вопрос, откуда взялись наши ощущения. Они даны от рождения и всё!

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"