Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Б. Номинализм. Универсалии не обладают объективной реальностью, реально лишь индивидуальное, единичное. Универсалии всего лишь имена, слова. Универсалий нет ни в вещах, ни вне вещей. Оккам, Иоанн Росцелин, Дунс Скот. Универсалии – реакция интеллекта на множество сходных предметов. Термины – символы. Общее существует вне и после вещи.
В. Концептуализм. Универсалии существуют в разуме как общие понятия, но формируются на основании изучения вещи. Общее вне и внутри конкретных вещей. Пьер Абеляр.
Антропология. Человек не просто момент космоса, он привилегированное существо, сотворен по образу и подобию Бога. Поэтому он господин и повелитель мира (дает имя вещам). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествует он над рыбами морскими и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 2,7). Но есть и первородный грех. В этой раздвоенности и протекает духовная жизнь средневекового человека. Следовательно, основная задача человека – обожиться. Уподобление Богу осуществляется через волю человека в процессе исполнения воли Бога. Нужно хотеть, чего хочет Бог, принять Его волю. Человек рассматривается как единство тела, души и духа. Дух – причастность Богу посредством веры. Отношение к телу как к чему-то низменному проявляется в словах Св. Джозефа Calasanz: «Не надо считаться с нашим телом больше, чем с кухонной тряпкой». А Salvien говорил о том, что люди, преданные Христу – «больные и слабые, и они хотят быть такими; при хорошем здоровье не легко достичь святости» (обе цит. по Шестов Только верою С. 224-225).
1. Воскресение
во плоти (переселения душ нет)
8. Новое
понимание закона как
9. Новое
понятие любви. Теперь любовь
– агапэ - не восхождение человека,
а сошествие Бога к людям,
дар, беспредельность,
10. Этика.
Моральные нормы – заповеди
Бога, до и без Бога не существуют.
Высшая добродетель –
Социальная философия. Теологические концепции развития общества. Богу – Богово, кесарю – кесарево. Августин. Концепция «Двух градов». Люди, живущие в Боге, вплоть до полного самозабвения, образуют «Град небесный». Любовь к себе, вплоть до забвения Бога, рождает «Град земной». Оба града имеют своих посланников на небе (ангелов восставших и сохранивших верность Богу). На этой земле гражданин земного града выглядит повелителем, а небесного – странником. Но после смерти первые будут прокляты, а вторые спасены. Общество начинается с момента грехопадения. Главное содержание социальной жизни – борьба с градом земным (государством). Сторонник теократии. Концепция истории как имеющей начало (творение мира) и конец (второе пришествие Христа). Главная движущая сила истории – провидение. Наряду с концепцией истории Августина в 12 в. появляется тринитарная концепция Джоаккино да Фьоре: за возрастом Отца и возрастом Сына идет возраст Духа – проявление Божественного в исторической реальности. Желание радикального обновления, новой духовности, эсхатологизм. Эриугена (9 в.). Тема иерархии власти и общества. Земной порядок ориентируется на небесный, общественное устройство между ними. Идея глобального сообщества, где доминирует духовный элемент (Церковь) над земным (светская власть). Эти идеи развил Фома Аквинский (13 в.). Лишь немногие мыслители позднего Средневековья отстаивали приоритет светской власти над папской. Одним из них был Марсилий Падуанский (1280-1343). Он доказывал, что государство должно быть отделено от церкви, а церковь должна подчиняться государству. Высказывал идею народного суверенитета и правового государства.
Средневековая мусульманская (
Еще до появления ислама в
некоторых ближневосточных
Династия Аббасидов (750-1258) не препятствовала
распространению античных
На протяжении нескольких
Б.Рассел считает, что
Направления арабской
1. Арабские
перипатетики. Б-во философов 8-12
вв. Основатель - Аль-Кинди (9 в.), Аль-Фараби
(10 в.), Авиценна (11 в.), Аверроэс (12 в.). Переводы
Аристотеля были не всегда
точны и рано смешались с
неоплатонизмом. Интерес к неоплатонизму
был обусловлен теологическими
интересами мыслителей, а также
влиянием сирийцев, у которых
был очень развит именно
2. Ортодоксальные
теологи (мутакаллимы). Следуя Корану,
создали оригинальную
3. Мистики.
Влияние суфизма. Аль-Газали (11-12
в.) Подверг критике прошлую
9 Основные
идеи философии эпохи
Философия Возрождения характеризуется:
1. антропоцентризмом – в центре
мировоззренческой картины
2. Гуманизмом – это воззрение,
признающее ценность человека
как личности, его право на
свободу и развитие. Их идеал
– всесторонне развитая
3. Человек понимается как со-
4. Умеренный утилитаризм – это
учение, отождествляющее цель жизни
и добродетель с пользой.
5. Натурфилософия – это
6. Пантеизм – бог во всем, он сливается с природой, а природа обожествляется (это ступень к материализму). Природа воспринимается как источник красоты.
7. Секуляризация – от лат. «
Гуманизм Возрождения
Эпоха Возрождения породила идеи гуманизма. Но в Риме, Париже, Лондоне, Женеве людей заживо сжигали за их убеждения. Переживаемое гуманистами отрезвление наиболее рельефно проявляется в скептицизме 16 века. И здесь можно назвать имя Эразма Роттердамского (1469 - 1536).Скептицизм 16 в. Выдвигал требования свободы исследования, свободы мысли, свободы совести. Скептическое отношение к возможности получения полных знаний сочетается с требованием развивать опирающиеся на опыт рациональные знания. Эти взгляды прокладывали путь к опытной науке Нового времени, подводя к идеям Ф.Бэкона.
Идея тождества микро- и макрокосма в философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский).
В эпоху
Возрождения своеобразно
Натурфилософия Ренессанса (Возрождения)
Начинает
развиваться научное знание. Природа
понимается как целостный организм.
Отсюда – говорят об органицистской
модели природы. Правда, природу
они рассматривали вне
Представители: Парацельс, Коперник, Джордано Бруно, Кардано, Галилей и др.
Николай Коперник (1473-1543). Доказал, что не Земля находится в центре, а Солнце. Земля – одна из планет Солнечной системы. Это названо коперниканским переворотом в науке. Это надо было осмыслить: не человек (Земля)в центре, а Солнце… Но человек все равно хочет остаться в центре. И делается вывод: он - центр благодаря разуму, творческой способности, свободе воли.
Взгляды Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600). В мире вообще нет центра, нет границ. Миров бесчисленное множество. Бог растворен в природе, а не вне мира. Материя – самодвижущееся бытие. Сожжен на костре.
Социально-политические идеалы философской мысли Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).
В эту
эпоху идет преодоление ставшей
экономически неэффективной феодальной
раздробленности. Формируются крупные
монархии. Одним из теоретиков их стал
Н.Макиавелли. В работе «Государь» он
утверждал, что благо государства
– это главная цель и она
оправдывает любые средства. Макиавелли
говорил, что политика несовместима
с моралью (макивеаллизм). То, что
недопустимо в семье –
В это
время развивались взгляды о
том, что государство должно быть
независимым от церкви (секуляризация).
Общество рассматривалось как
Мартин
Лютер (нем.,1483-1546). Яростно обличал
недостатки католической церкви. Католицизм:
человек спасается не только верой,
но и добрыми делами. На деле же это
сводилось к «арифметике
Перевел Библию на немецкий язык (считается основоположником современного немецкого языка).
10 Основные идеи философии XYII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц).
Развивается капитализм, промышленность, наука. Наука выступает средством покорения природы. Известно выражение Ф.Бэкона «Знание – сила». Развивается материализм. Выступали с принципом суверенности разума (независимости разума от веры), критиковали религиозные предрассудки.
На первый план выдвигаются проблемы научного познания. Дело в том, что в реальной жизни разум «затуманен». Бэкон говорит об идолах (трудностях) познания. Чтобы проникнуть в сущность явлений, важно найти истинный научный метод.