Шпаргалка по "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Шпоры философия.docx

— 178.99 Кб (Скачать файл)

Б. Номинализм. Универсалии не обладают объективной  реальностью, реально лишь индивидуальное, единичное. Универсалии всего лишь имена, слова. Универсалий нет ни в вещах, ни вне вещей. Оккам, Иоанн  Росцелин, Дунс Скот. Универсалии –  реакция интеллекта на множество  сходных предметов. Термины –  символы. Общее существует вне и  после вещи.

В. Концептуализм. Универсалии существуют в разуме как общие понятия, но формируются  на основании изучения вещи. Общее  вне и внутри конкретных вещей. Пьер Абеляр.

Антропология. Человек не просто момент космоса, он привилегированное существо, сотворен по образу и подобию Бога. Поэтому  он господин и повелитель мира (дает имя вещам). «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию  Нашему; и да владычествует он над  рыбами морскими и над птицами  небесными, и над скотом, и над  всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 2,7). Но есть и первородный грех. В  этой раздвоенности и протекает  духовная жизнь средневекового человека. Следовательно, основная задача человека – обожиться. Уподобление Богу осуществляется через волю человека в процессе исполнения воли Бога. Нужно хотеть, чего хочет  Бог, принять Его волю. Человек  рассматривается как единство тела, души и духа. Дух – причастность Богу посредством веры. Отношение  к телу как к чему-то низменному проявляется в словах Св. Джозефа Calasanz: «Не надо считаться с нашим  телом больше, чем с кухонной тряпкой». А Salvien говорил о том, что люди, преданные Христу – «больные и  слабые, и они хотят быть такими; при хорошем здоровье не легко  достичь святости» (обе цит. по Шестов Только верою С. 224-225).

1. Воскресение  во плоти (переселения душ нет). Открытие личности. Проблема личности  появляется от внутренней трагедии  осознания противоречивости своей  воли, желаний и т.д. Несовпадение  человеческой и Божественной  воли.

8. Новое  понимание закона как Божественного  повеления. У греков закон предписан  природой.

9. Новое  понятие любви. Теперь любовь  – агапэ - не восхождение человека, а сошествие Бога к людям,  дар, беспредельность, бескорыстность.

10. Этика.  Моральные нормы – заповеди  Бога, до и без Бога не существуют. Высшая добродетель – стремление  к Богу, повиновение его заповедям  (смирение), возврат к простоте  младенца, отречение от себя. Самый  тяжелый грех – гордыня (неповиновение  Богу, самодостаточность). Проблема  зла. Августин. Зло онтологически  есть отсутствие бытия. Моральное  зло (грех) – дефект воли, обращение  ее к порочным вещам в низшей  части иерархии бытия. Физическое  зло (болезни, страдание) –  последствия первородного греха.  Преодолеть зло в мире (первородный  грех) собственными силами человек не может. Необходима была искупительная жертва Христа. Проблема свободы воли. Выбор воли может быть неразумным. Разум обосновывает, но воля выбирает. Первородный грех – это уклонение от воли, высокомерие. Свободная воля свободна лишь тогда, когда не допускает зла. После первородного греха у нее есть возможность выбора между добром и злом. Но человеку трудно предпочесть добро. Отсюда необходимость благодати, т.е. помощи Бога. Августин: «Пока человек пытается жить, опираясь лишь на свои силы, без Божественной благодати, его освобождающей, он добыча греха: все же у человека есть сила верить в своего Спасителя и, в свободном волении, достичь благодати». Найти силы утвердиться в благодати, остановить зло, есть высшая степень свободы. Истинная свобода – служение Христу. Свобода воли и Божественное провидение. Северин Боэций: то, что Бог провидит, дано только как возможность, сам человек собственной волей делает ее действительностью. Ансельм д(Аоста: свободная человеческая воля совершает действия, которых не было в Божественной необходимости, но сама случайность этого действия уже предзадана Богом. Таким образом, во временном бытии возможна свобода и ответственность, в вечном – нет.

Социальная  философия. Теологические концепции  развития общества. Богу – Богово, кесарю – кесарево. Августин. Концепция  «Двух градов». Люди, живущие в  Боге, вплоть до полного самозабвения, образуют «Град небесный». Любовь к  себе, вплоть до забвения Бога, рождает  «Град земной». Оба града имеют  своих посланников на небе (ангелов  восставших и сохранивших верность Богу). На этой земле гражданин земного  града выглядит повелителем, а небесного  – странником. Но после смерти первые будут прокляты, а вторые спасены. Общество начинается с момента грехопадения. Главное содержание социальной жизни  – борьба с градом земным (государством). Сторонник теократии. Концепция  истории как имеющей начало (творение мира) и конец (второе пришествие Христа). Главная движущая сила истории –  провидение. Наряду с концепцией истории  Августина в 12 в. появляется тринитарная  концепция Джоаккино да Фьоре: за возрастом Отца и возрастом Сына идет возраст Духа – проявление Божественного в исторической реальности. Желание радикального обновления, новой  духовности, эсхатологизм. Эриугена (9 в.). Тема иерархии власти и общества. Земной порядок ориентируется на небесный, общественное устройство между  ними. Идея глобального сообщества, где доминирует духовный элемент (Церковь) над земным (светская власть). Эти  идеи развил Фома Аквинский (13 в.). Лишь немногие мыслители позднего Средневековья  отстаивали приоритет светской власти над папской. Одним из них был  Марсилий Падуанский (1280-1343). Он доказывал, что государство должно быть отделено от церкви, а церковь должна подчиняться  государству. Высказывал идею народного  суверенитета и правового государства.

      Средневековая мусульманская (арабская) философия

      Еще до появления ислама в  некоторых ближневосточных странах  формируются философские школы.  Так, в Сирии распространяется  неоплатонизм (Порфирий, Ямвлих). В Иране  в 5-6 вв. возникают философские  школы в Нисибине и Гундишатуре,  куда перебираются ученые после  закрытия Юстинианом в 529 г.  последней неоплатоновской школы  в Афинах. Делаются переводы античных  философов на сирийский и среднеперсидский  языки.

      Династия Аббасидов (750-1258) не препятствовала  распространению античных философских  традиций в границах халифата. Несториане перевели с сирийского  на арабский античные трактаты  по медицине и философские  тексты. Таким образом, арабы на  несколько веков раньше европейцев (к 9 в.) ознакомились с античными  философами. «Они дали арабам…  образцы построения доказательства - оружие, пользованию которым научат  их иранцы» (Массэ А. Ислам.  Очерк истории. М., 1961. С. 155). Но  это была не чисто античная  Ф.. В ней аристотелевские интенции  сочетались с идеализмом Платона  и восточным мистицизмом, это  была трансформация эллинистической  Ф., пришедшей из Александрии.  Но в результате рядом с  исламской теологией в халифате  Аббасидов была создана арабо-аристотелевская  Ф.. «Халифы покровительствовали  ей, поощряли ее, устраивали библиотеки, основывая школы, из которых  самой замечательной на Востоке  была школа Багдадская» ((Штёкль  А. История средневековой философии.  С. 7).

      На протяжении нескольких столетий, вплоть до 13 в. арабы выступали  в роли посредников, через которых  христианская Европа знакомилась  с философским наследием античности. Произведения древнегреческих философов,  снабженные арабскими комментариями  и переведенные на древнееврейский  язык евреями Испании и Южной  Франции, были затем переведены  на латинский и проникли в  Европу.

      Б.Рассел считает, что философские  взгляды арабоязычных философов  не были оригинальны, они были  комментаторами античных авторов.  Их главная заслуга - в сохранении  античного наследия.

      Направления арабской философии:

1. Арабские  перипатетики. Б-во философов 8-12 вв. Основатель - Аль-Кинди (9 в.), Аль-Фараби (10 в.), Авиценна (11 в.), Аверроэс (12 в.). Переводы  Аристотеля были не всегда  точны и рано смешались с  неоплатонизмом. Интерес к неоплатонизму  был обусловлен теологическими  интересами мыслителей, а также  влиянием сирийцев, у которых  был очень развит именно неоплатонизм. Авиценна считал, что мир создан  из материи (а не из ничто  как у христиан) и вечен. В  целом рационалистическое истолкование  мира. Из-за этого обвиняли в  ереси. Аверроэс, известный как  глубокий комментатор Аристотеля  и других античных философов  (предложил метод дословного комментария,  когда комментируются цитаты), оказал  большое влияние на формирование  европейского «аверроизма». Среди  собственных идей наиболее ценными  оказалась его доктрина двойственной  истины: религия говорит о том  же, что и Ф., только в образной  форме. Ф. при этом ставилась  выше, чем религия. Область Ф.  – истина (теория), область религии  - мораль (практика). Ф. – союзник  религии, а теология – ее  враг, т.к. она не является ни  наукой, ни верой. Античность этой  идеи не знала, а на Западе  на распространилась через французских  аверроистов (Сигер Брабантский  и др.), начиная с 13 в.

2. Ортодоксальные  теологи (мутакаллимы). Следуя Корану, создали оригинальную концепцию.  Мир представляли состоящим из  атомов, единство которых поддерживается  Богом. Причина всего в мире  – Бог. Поэтому любое действие  – дело Бога. За человека все  делает Бог, человек лишь пассивное  орудие божества. Свобода Бога  абсолютна и равна произволу,  она не связана моралью и  разумом. Но все, что делает  Бог, мудро и хорошо. Отсюда  фатализм и имморализм.

3. Мистики.  Влияние суфизма. Аль-Газали (11-12 в.) Подверг критике прошлую философию.

 

9 Основные  идеи философии эпохи Возрождения,  ее вклад в духовную культуру  человечества.

Философия Возрождения характеризуется:

   1. антропоцентризмом – в центре  мировоззренческой картины мира  стоит человек.

   2. Гуманизмом – это воззрение,  признающее ценность человека  как личности, его право на  свободу и развитие. Их идеал  – всесторонне развитая личность

   3. Человек понимается как со-творец  мира вместе с Богом. Из этого  вытекала установка на преобразование  природы

   4. Умеренный утилитаризм – это  учение, отождествляющее цель жизни  и добродетель с пользой. Особенно  это проявилось в социальных  теориях (Н.Макиавелли).

   5. Натурфилософия – это умозрительное  толкование природы в ее целостности.  Натурфилософия выступила основой  зарождавшейся науки.

   6. Пантеизм – бог во всем, он  сливается с природой, а природа  обожествляется (это ступень к  материализму). Природа воспринимается  как источник красоты.

   7. Секуляризация – от лат. «светский», т.е. это освобождение от влияния  церкви на экономическую, политическую  жизнь и т.д. (Богу – богово, Кесарю – кесарево).

 

Гуманизм  Возрождения

Эпоха Возрождения породила идеи гуманизма. Но в Риме, Париже, Лондоне, Женеве людей  заживо сжигали за их убеждения.  Переживаемое гуманистами отрезвление  наиболее рельефно проявляется в  скептицизме 16 века. И здесь можно  назвать имя Эразма Роттердамского (1469 - 1536).Скептицизм 16 в.  Выдвигал требования свободы исследования, свободы мысли, свободы совести. Скептическое отношение к возможности получения полных знаний сочетается  с требованием развивать опирающиеся на опыт рациональные знания.  Эти взгляды прокладывали путь к опытной науке Нового времени, подводя  к идеям Ф.Бэкона.

Идея  тождества микро- и макрокосма в  философии неоплатоников (Пико дела Мирандола, Н. Кузанский).

В эпоху  Возрождения своеобразно развивался диалектический метод. Под диалектикой  понимался метод восхождения  мысли от простого к сложному, метод  исследования сложных предметов  в их многосторонности. Это было характерно Николаю Кузанскому (1401-1464). Он был богословом, но мыслящим человеком. В трактате «Об ученом неведении» рассуждает: наше знание состоит в  сопоставлении того, что неизвестно и тем, что известно.

Натурфилософия  Ренессанса (Возрождения)

Начинает  развиваться научное знание. Природа  понимается как целостный организм. Отсюда – говорят об органицистской модели природы.  Правда, природу  они рассматривали вне развития, т.е. не исторически, не диалектически.

Представители: Парацельс, Коперник, Джордано Бруно, Кардано, Галилей и др.

Николай Коперник (1473-1543). Доказал, что не Земля  находится в центре, а Солнце. Земля – одна из планет Солнечной  системы. Это названо коперниканским переворотом в науке. Это надо было осмыслить: не человек (Земля)в  центре, а Солнце… Но человек  все равно хочет остаться в  центре. И делается вывод: он -  центр  благодаря разуму, творческой способности, свободе воли.

Взгляды Коперника развил Джордано Бруно (1548-1600). В мире вообще нет центра, нет  границ. Миров бесчисленное множество. Бог растворен в природе, а  не вне мира. Материя – самодвижущееся бытие. Сожжен на костре.

Социально-политические идеалы философской мысли Возрождения (Т.Мор, Т.Кампанелла, Н.Макиавелли).

В эту  эпоху идет преодоление ставшей  экономически неэффективной феодальной раздробленности. Формируются крупные  монархии. Одним из теоретиков их стал Н.Макиавелли. В работе «Государь» он утверждал, что благо государства  – это главная цель и она  оправдывает любые средства. Макиавелли говорил, что политика несовместима с моралью (макивеаллизм). То, что  недопустимо в семье – предательство, жестокость, вероломство и т.п., приемлемо  в политике. Итак, мы можем констатировать утилитаризм в его политических взглядах. Следует также отметить, что его этике характерна сосредоточенность  на интересах отдельного человека, что выражало стремление эпохи к  развитию индивидуальной инициативы.

В это  время развивались взгляды о  том, что государство должно быть независимым от церкви (секуляризация). Общество рассматривалось как механическая сумма индивидов.

Мартин  Лютер (нем.,1483-1546). Яростно обличал  недостатки католической церкви. Католицизм: человек спасается не только верой, но и добрыми делами. На деле же это  сводилось к «арифметике заслуг» - грехи отпускались за деньги (продажа  индульгенций). Лютер же возложил полноту  ответственности на самого человека – в этом смысл его учения об оправдании верой. Не священник, а Бог  решит чего достоин человек. Мерой  заслуг может быть лишь вера, за которую  несет ответственность сам человек. Т.е. формировался новый тип человека.

Перевел Библию на немецкий  язык (считается  основоположником современного немецкого  языка).

 

10 Основные  идеи философии XYII в. (Ф. Бэкон,  Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г.  Лейбниц).

Развивается капитализм, промышленность, наука. Наука  выступает средством покорения  природы. Известно выражение Ф.Бэкона «Знание – сила». Развивается  материализм. Выступали с принципом  суверенности разума (независимости  разума от веры), критиковали религиозные  предрассудки.

На  первый план выдвигаются проблемы научного познания. Дело в том, что в реальной жизни разум «затуманен». Бэкон  говорит об идолах (трудностях) познания. Чтобы проникнуть в сущность явлений, важно найти истинный научный  метод.

Информация о работе Шпаргалка по "Философия"