Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 15:10, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
В Древней
Греции философия приобретает научно-
Одним из первых философов был Фалес Милетский (625-547 г. до н.э.). Его интересовал вопрос: что является началом мира? Почему такие разнородные вещи как вода, камни, воздух, животные, люди и т.д. существуют вместе? Что их связывает, делает единым? Он ввел понятие «начала» или субстанции, как некоего мирового первовещества, из которого возникают отдельные вещи. Таким веществом он считал воду. Кроме того, он считал, что миру характерно движение.
Гераклит Эфесский (535-475 гг. до н.э.) в качестве субстанции рассматривал огонь. Помимо этого, его заинтересовал другой вопрос: Как существуют вещи? Отвечая на этот вопрос, он говорит, что «Все течет, все изменяется», а источником движения является борьба противоположностей («одно и то же в нас живое и мертвое, бодрствующее и спящее, ведь то, изменившись, есть это и это, изменившись, есть то»). Итак, мир есть единство и борьба противоположностей.
Элейская школа выступила против движения. Представители: Парменид (540 - ?), Зенон (490 – 430 гг. до н.э.). Парменид ввел понятие бытия.
Уже атомисты - их младшие современники отвергают идею о том, что небытия (т.е. пустоты) нет – их космос состоит именно из пустоты и движущихся в ней атомов.
Атомисты.
К ним относится прежде всего
Демокрит (460-360 гг. до н.э.). (Также можно
назвать Левкиппа, Эпикура и др.).
В качестве субстации он предлагает
гипотетическую, далее неделимую
частицу - атом. Кроме атомов есть пустота,
в которой они и двигаются.
Атомы соединяются и
Демокрит был материалистом. Рассматривал познание как отражение мира, говорил, что Богов нет, их придумали люди для того, чтобы, во-первых, скрыть свое невежество, а, во-вторых, чтобы одним было легче управлять другими со ссылкой на Богов.
7 Философия
софистов и Сократа,
Софисты – первоначально их понимали как мудрецов, позже слово стало синонимом утонченного, но вводящего в заблуждение суждения. Протагор (481-411 гг. до н.э.) заметил, что о всяком предмете «можно сказать двояко и противоположным образом». Это искусство говорить «двояким образом» приносило прибыль. В них нуждались политики, купцы. (Пример. Горгий говорил: «Серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же серьезностью». Вопрос софиста: «5» - четное или нечетное число? Ответ: - Нечетное. Софист: - Неправильно… Т.к. 5 состоит из 2 и 3, значит, 5 – это и четное и нечетное число!). Софизмы – это замаскированная ложь. Суть их – в нарушении правил логики.
Софисты считали, что истины нет, у каждого свое мнение (кто-то считает субстанцией воду, кто-то огонь и т.д. А кто прав? У всех есть свои аргументы и опровергнуть их невозможно). Поэтому, с их точки зрения, истина – это то, что мне выгодно. (В ХХ в. Эти мысли развивает прагматизм. Он особенно распространен в США). Наиболее известно изречение софиста Протогора: «Человек есть мера всех вещей».
Постепенно внимание начинает приковываться не к Богам, и не к природе, а к человеку.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) критиковал софистов. Он внес большой вклад в развитие теории познания. Известен его девиз: «Познай самого себя». Это означало, что познавая себя, мы познаем в себе общее с другими людьми. Он впервые вводит понятие знания о незнании – это противоречие толкает вперед познание.
Платон (427-347 гг. до н.э.) – первым осознал различие материализма и идеализма. Сам он был объективным идеалистом. Первичным считал сверхъестественный мир идей-понятий. Его школа называлась Академией.
Его теория познания – это теория припоминания. Душа пребывала в мире идей пока не отпала от него и не обрела материальную оболочку. Нет смысла познавать неподлинный, меняющийся мир вещей, надо припомнить идеи, которые душа раньше знала, т.е. нужно рассуждение, иначе говоря, умозрение: «Мышление – разговор души самой с собой о былых встречах с богом».
Аристотель
(384-322 гг. до н.э.) ученик Платона. В отличие
от Платона был дуалистом. Считал,
что вечны и материя и мир
идей. Однако материя – это что-то
неопределенное, бесформенное, пассивное.
Идеи же активны, это некие формы.
Они соединяются с материей и
тогда образуется все многообразие
мира. Эти взгляды позволили
По Аристотелю, наилучшие формы государства: монархия, аристократия, умеренная демократия. А худшие: тирания, олигархия, охлократия (власть толпы). Человек – общественное животное… Его школа называлась Лицей.
8 Истоки
и идейные основы
Истоки:
1. Античная философия.
2. Христианство.
Основные этапы развития средневековой философии.
1. Патристика
(2-8 вв.) – формирование
2. Схоластика
(9-14 вв.) – Попытка рационального
обоснования и систематизации
христианского вероучения. Основные
проблемы: доказательство бытия
Бога, соотношение веры и разума,
проблема свободы воли, провиденциализм
(истолкование исторического
Идейные основы:
1. Теоцентризм
(религиозный характер). Тесная связь
с Библией, идеи которой
2. Креационизм.
Бог творит мир из ничего
словом в один момент (но многое
потенциально). Начало всему дается
чистым актом благой воли, свободно,
бескорыстно как дар. Так
3. Универсализм
– стремление к выработке
4. Символизм
мышления – поиск в вещах
и явлениях окружающего мира
скрытого смысла, потаенной истины.
Библия и весь процесс
5. Принцип оппозиции духа и тела. См. ниже в антропологии.
6. Провиденциализм.
Бог как личность правит миром,
7. Эсхатологизм.
Учение о конце света, втором
пришествии Христа, Страшном суде
и воскресении мертвых (они
воскреснут телесно, но это
будет не наше бренное
8. Схематизм
мышления. Как следствие - окостенение
философского знания и
9. Обязательность
ссылок на древние авторитеты.
Доказательство авторитетом.
Специфика: философия носила
Основные функции:
1. Защита религии от нападок язычников (2-3 вв.), а позже еретиков.
2. Прояснение божественного откровения, толкование Священного Писания.
Идеи и проблемы:
1. Монотеизм.
Никейский символ веры (325 г.). «Веруем
во единого Бога всемогущего,
Создателя всего видимого и
невидимого. А также во единого
Господа, Иисуса Христа, единородного
Сына Божьего, рожденного
2. Доказательства бытия Бога. Обобщающая роль здесь принадлежит Фоме Аквинскому. Его доказательства:
- «Все в мире причинно обусловлено – значит, есть Первопричина».
- В мире есть движение, значит, есть Перводвигатель.
- Все конечные вещи случайны, значит, есть Необходимое существо.
- Творение несовершенно, значит, существует Совершенное бытие.
- Все в мире целесообразно, значит, есть разумный Зодчий.
3. Проблема соотношения веры и разума.
Заслуга средневековой
Суть проблемы: главная задача средневековой гносеологии – познание Бога. Можно ли познать Бога с помощью разума? Или только с помощью веры (откровения)?
1. Знание
и вера – антиподы. Принципиальная
непознаваемость Бога
2. Знание
и вера должны объединиться
и обеспечить реализацию
2.1. «Верую,
чтобы понимать» – позиция
Августина. Вера стимулирует и
продвигает понимание. «Не
2.2. «Понимаю,
чтобы веровать» – позиция
Абеляра. Разум доводит
3. Знание
и вера могут сосуществовать,
т.к. у них разные источники.
Начиная с 13 в. идет тенденция
размежевания разума и веры (влияние
Аристотеля). Хотя Аквинский пытался
их примирить. Знание
У Оккама
(14 в.) между верой и разумом
уже лежит пропасть. Истины Откровения
принципиально избегают света разума,
а философия – не служанка теологии.
Таким образом, уже в рамках средневековой
философии создаются
Проблема универсалий. Номинализм и реализм.
Проблема универсалий была
А. Реализм. Единичное существует лишь в силу приобщения к виду, а вид – к роду. Общее понятие – высшая ипостась реальности, первореальность. Общее – большая реальность, чем единичное (Фома Аквинский). Общее существует вне и до вещи (Ансельм, Гийом из Шампо).