Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, реферат
В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты.
Еще один пласт проблем, которые явно недооценивались классическим рационализмом - это сфера бессознательного. З.Фрейд (1856-1939), основатель психоанализа многое сделал для анализа этого пласта человеческой психики, показав его влияние на разумную и эмоционально-волевую сферу человека.
Однако иррационалистические течения философии, справедливо критикуя ограниченность разума, абсолютизацию его притязаний в рамках классического рационализма, впадали в другую крайность - абсолютизацию нерациональных (воля, интуиция) или иррациональных (инстинкт, бессознательное) слоев человеческой психики.
На протяжении Х1Х - ХХ вв. критические по отношению к рационализму философские течения сосуществовали с продолжавшими развиваться рационалистическими тенденциями в философии. Одной из таких рационалистических течений было позитивистское направление.
5.3. Позитивистская традиция в философии.
Основателем позитивизма является французский философ Огюст Конт (1798-1857). Конт исходил из того, что человеческое познание проходит три стадии: религиозную, метафизическую (философскую) и научную (позитивную). Согласно Конту, только конкретно - научное знание (позитивное знание, отсюда и название - позитивизм) обладает подлинной ценностью. Наука, считает он, должна отказаться от поиска сущности, от объяснения, от поиска ответов на вопрос “почему” и должна заняться описанием явлений и процессов, отвечая на вопрос “как”. А философия призвана обобщать, синтезировать конкретно - научное знание.
Вторая историческая форма позитивизма (эмпириокритицизм) возник в конце ХIX - начале ХХ вв. и связан с именами австрийского физика Э.Маха и швейцарского философа Р.Авенариуса. Махисты пытались свести философию к теории познания, к анализу соотношения объекта и субъекта, физического и психического. Убедительную критику эмпириокритицизма дал В.И.Ленин в работе “Материализм и эмпириокритицизм”.
В 20-е годы ХХ в. возникает третья форма позитивизма - неопозитивизм, пожалуй, наиболее влиятельная форма позитивизма, связанная с именами таких известных логиков, математиков, физиков, как Л.Витгенштейн, Б.Рассел, А. Уайтхед, Г. Рейхенбах и др.
Будучи специалистами в
Сама процедура опытной
Поскольку абсолютное большинство высказываний философии не могут сведены к протокольным предложениям, то они должны быть устранены (элиминированы) как неосмысленные (вненаучные).
Таким образом, большинство философских,
мировоззренческих проблем фило
Принцип верификации очень скоро обнаружил свою непродуктивность. Не только высказывания философии, но и многие теоретические положения науки не могут быть редуцированы к языку наблюдений. Неопозитивистская программа оказалась прокрустовым ложем для науки, слишком многое она отсекала. С учетом этих обстоятельств, К. Поппером был предложен “ослабленный” вариант – принцип фальсифицируемости, который делал упор не на проверяемости, а на опровержении (фальсификации) научных высказываний, на поиск условий, фактов, которые могли бы установить ложность некоторых базисных предложений проверяемой гипотезы. Если опытное опровержение теории отсутствует, то она может считаться если не истинной, то “ оправданной”. Однако и принцип фальсифицируемости не спас неопозитивизм. Начиная с середины 50-х годов ХХ вв. неопозитивизм сходит со сцены, уступая место постпозитивизму (Т.Кун, И.Лакатос, П. Фейерабенд, М. Полани и др.).
Если неопозитивизм негативно относился к философии то, можно сказать, постпозитивизм ‘’реабилитировал’ ‘философию. Чем было обусловлено такое изменение отношения к философии? Дело в том, что неопозитивисты занимались анализом формально-логической структуры готового, сформировавшегося знания, абстрагируясь от вопросов его генезиса, развития, детерминации и т.п. При этом они распространяли на философию стандарты точности, строгости, существующие в математике, логике, стремясь превратить ее в точную науку. Если бы философия была формализована по стандартам неопозитивистов, то она перестала бы быть философией, превратившись в некую формальную систему, потерявшую контакт с другими формами общественного сознания.
В готовом, сформировавшемся знании,
анализом которого занимались неопозитивисты,
гораздо труднее увидеть
Все четыре рассмотренные формы позитивизма объединяет ‘’под одной крышей ‘’, то, что они, так или иначе, в центр своего внимания ставят анализ научного познания. Это главная особенность позитивизма, который не случайно относят к числу сциентистских течений в философии (от лат. scientia - наука), которые считают, что с помощью науки, можно решить все основные проблемы человечества. Иными словами, сциентистские, а в месте с ними и техницистские течения в философии ХХ в продолжили традиции предшествующего рационализма, полагая, что научно-техническая рациональность с ее параметрами эффективности, оптимальности, проверяемости, контролируемости, функциональности составляет основу современного общества. Однако в ХХ в. стали набирать
силу антисциентистские течения, начало которым было положено, как уже отмечалось, в Х1Х в. К числу таких наиболее влиятельных течений принадлежит экзистенциализм.
5.4. Философия экзистенциализма.
К числу антисциентистских
Классическая философия, по мнению экзистенциалистов также стремилась представить человека в отвлеченном виде, выявить его сущность, игнорируя индивидуальное, единичное бытие конкретного человека с его тревогами, заботами, мыслями и переживаниями.
Экзистенциализм, а в месте с ним и ряд других экзистенциональных направлений в философии ХХ в., выступили против диктата ‘’философии сущностей’’, независимо от того, шла ли речь о сущности идей или сущности вещей, или даже о сущности человека в классической рационалистической философии. Упор был сделан на философию человеческого существования. Отсюда и название экзистенциализма (от лат. existentia - cуществование, в отличие от лат. еssentia - сущность).
Экзистенциализм возник в германии в конце 20-х годов, а затем во Франции в 40-х годах. Наиболее видными представителями являются немецкие философы М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883-1969). Французские экзистенциалисты Ж.П.Cартр (1905-1980), А.Камю (1913-1960), Г.Марсель (1889-1973). Выделяют два направления в экзистенциализме - религиозный (Ясперс, Марсель) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).
Основная тема экзистенциализма -
существование человека в мире. Как
мировоззрение
Но человек может (а по мнению экзистенциалистов и должен) сделать другой выбор - плыть против течения, не растворяться в обезличивающей усредненности, отстаивать себя как личность, уникальную, неповторимую, нести бремя ответственности за свою судьбу, а значит быть свободным со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такой выбор и такой путь очень трудны, но только это и можно назвать подлинным существованием. В нем звучит героизм личности, мужественно осознающей свое одиночество, конечность, драматизм и трагизм своего существования перед лицом неизбежной смерти. Таким образом, подлинное существование неразрывно сопряжено со свободой человека, с его героическими усилиями обрести, прозреть свою глубинную сущность - экзистенцию, реализовать себя как человека, прорваться из сферы быта в сферу бытия. Так называемые пограничные ситуации, когда человек сталкивается с какими-то глубокими нравственными коллизиями, или встречается взглядом со смертью, могут помочь человеку проснуться от духовного ‘’летаргического’‘ сна и прозреть свою глубинную сущность.
Тяжесть бремени подлинного существования легче переносить, если у человека есть опора не только в самом себе, но и надежда на то, что хотя жизнь и есть бытие к смерти, но сама смерть не есть конец бытия (ничто), а порог к иному трансцендентному бытию. Такое более оптимистическое, смягчающее трагизм человеческого существования мироощущение характерно для религиозного экзистенциализма.
5.5. Религиозные течения в философии ХХ в.
Двадцатый век с его небывалыми
научно-техническими достижениями сделал
жизнь людей более уютной, комфортной,
но не сделал ее более гарантированной,
безопасной. Пример тому не только две
кровопролитнейшие мировые
кажется очевидной, а по произведениям отцов Церкви и выдающихся богословов и религиозных философов, произведения которых теперь стали доступны.
Среди выдающихся религиозных философов ХХ в. можно назвать целую плеяду русских мыслителей таких, как Н.Бердяев, П.Флоренский, С.Булгаков, С.Франк, И.Ильин и др. В центре внимания русских религиозных философов – духовно - нравственные искания человеческого духа, проникнутые тревогой и надеждой, стремлением раскрыть в человеке лучшие черты, напомнить ему о его высочайшем предназначении, указать путь его выхода из того состояния, в котором он пребывает. Причем эти искания и призывы лежали не в плоскости революционно - практических преобразований окружающего человека мира (прежде всего социального), а на путях его духовно - нравственного преображения.
Русские религиозные философы, будучи все - таки философами и искренне и глубоко верующими людьми, старались отстоять право религиозной философии на существование на фоне религиозного сознания именно на путях богопознания, творческой, свободной интерпретации догматов христианства философствующим разумом. Среди этой плеяды религиозных философов, наиболее значимая фигура Николая Бердяева, представителя экзистенционально - персоналистического направления русской философии, который еще в начале ХХ века в своих работах предвосхитил многие проблемы последующего экзистенциализма.