Становление и развитие философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты.

Файлы: 1 файл

Filosofia_konspekt.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

В персонализме как разновидности  религиозной философии ХХв. (Бердяев, Шестов, Мунье, Лакруа и др.) человек  предстает не как абстрактное  разумное существо, некий гносеологический субъект, рационализирующий мир, а как личность, существо конкретное, неповторимо уникальное в проявлении своих телесно-душевных и духовных качеств. Личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию. Человек как личность является творением всеблагого личного Бога и предстает как Его образ в безличном мире, наделенный свободой и способностью к творчеству.

Одним из наиболее влиятельных религиозных  течений в западной философии  ХХ в. является неотомизм, который возник в последней трети ХIХ веке и стал официальной философской доктриной римско-католической церкви. Возрождение томизма - философии Фомы Аквинского – Томаса Аквината (отсюда и название томизм) в лице неотомизма должно было, по замыслу католической церкви, дать ответ на серьезные вызовы времени – распространение атеизма, рост революционных выступлений, усиливающееся влияние и авторитет науки.

Неотомизм претендует на универсализм, стремясь объединить в некоем целостном  синтезе самые различные духовные ценности – веру и разум, спекулятивность и здравый смысл, созерцательность и практицизм, индивидуализм и соборность. Он дает довольно оптимистическую картину мира не как некоего абсурда и вместилища человеческой заброшенности (экзистенциализм), не как игрушки в руках произвольной человеческой активности (прагматизм), а как реального благого творения благого Бога. И мир этот заслуживает приятия и уважения. Своим универсализмом, обещающим удовлетворить самые разные потребности духовного порядка, неотомизм привлекателен прежде всего для естественно  научной интеллигенции.

В структуре неотомизма как религиозно-философской  системы выделяют: метафизику, предметом  которой выступает бесконечное, трансцендентное, умопостигаемое чистое бытие; натурфилософию, изучающую телесный мир – чувственное и изменчивое бытие; онтологию, основу которой составляет учение об акте и потенции. В основе гносеологии неотомизма лежит разделение мира на естественный и сверхестественный, сотворенный и творящий. В неотомизме большое внимание уделяется вопросам истории и проблеме человека, в которых традиционные томистские идеи получают новую интерпретацию в соответствии с духом времени. В целом можно отметить что проблема человека, выдвинувшаяся в центр философской проблематики, занимает очень существенное место в философско - религиозных концепциях ХХ века.

 

 

Раздел 2. Онтология.

Глава 1. Бытие и его  основные формы.

1.1. Проблема бытия в философии.

Бытие является одной из наиболее абстрактных, предельно общих категорий  философии. Учение о бытие называется онтологией. Быть – значит существовать, наличествовать. Признак существования присущ не только вещам, но и мыслям, сознанию, духовным явлениям. Категорией, противоположной бытию, является небытие. В древнекитайской философии (в даосизме) понятие небытия является более фундаментальным, первичным, чем бытие. Бытие возникает из небытия. Небытие – как бы резервуар, вместилище, в котором в потенциальном виде (виртуально) содержится возможное разнообразие мира. В западной философской традиции сформировалось иное понимание соотношения бытия и небытия. Если бытие – это нечто, то небытие – ничто. Например, в античной атомистике атомы существуют, а пустота не существует.

Современные представления о бытие  отличаются сложностью и разнообразием. Бытие не ограничивается констатацией достаточно простого факта существования «здесь» и «теперь». Человеческий разум, преодолевая ограниченность чувственных констатаций относительно существования отдельных вещей, приходит к идее сохранения, пребывания. Отдельные вещи могут исчезнуть, перестать существовать, но это не означает их абсолютного исчезновения и уничтожения, а лишь переход в иную форму существования. Раздвигая пространственно-временные рамки бытия вещей, разум формирует более общую идею о существовании не только

«здесь» и «теперь», но и «здесь» и «там», «теперь» и «потом»,  «теперь» и «раньше». Так формируется идея о достаточно длительном существовании в пространстве и времени мира в целом.

Согласно религиозно-философским  концепциям, бытие не сводится к  бытию мира, ибо есть еще бытие вне мира, бытие Бога. А мир был, есть и будет, но это бытие имеет начало и конец как во времени, так и в пространстве, ибо само пространство и время возникают вместе с миром. Философы-материалисты, предельно расширяя сферу бытия мира, не оставляют места для бытия вне мира. Бытие мира, с философско-материалистических позиций, означает существование мира «здесь» и «везде», «теперь» и «всегда».

В рамках диалектико-материалистической концепции бытия, отрицающей существование  божественной реальности, наряду с существованием объективной реальности – материи, существующей независимо от человеческого сознания, признается существование реальности субъективной – сознания. Причем эта субъективная реальность может существовать как в формах индивидуального сознания, так и в объективированных формах общественного сознания. Можно говорить о существовании как актуальном, так и потенциальном (существует реальная возможность, существует потенциальная опасность и т.п.).

Можно по-разному классифицировать формы бытия. Можно говорить о бытие вещей (в том числе и созданных человеком), бытии духовном, бытии человека, бытии социальном. А можно говорить о бытии неорганической природы, органической, бытии общества. Одним словом, возможны разные классификации, что отражает сложность проблемы бытия.

Философский анализ бытия конкретных вещей и бытия мира приводит к  идее субстанции. Конкретные вещи изменчивы, преходящи, возникают и исчезают. Философская мысль еще в древности  поставила вопрос о существовании  непреходящей, пребывающей, сохраняющейся первоосновы всего существующего многообразия вещей, из которой возникают и в которую возвращаются конкретные многообразные вещи. Это первооснова получила название субстанции. Субстанция характеризуется самодостаточностью, необусловленностью ничем другим. Субстанция – причина самой себя (Спиноза).

Философские учения, которые в качестве основы берут одну субстанцию, получили названия монистических, две – дуалистических, три и более – плюралистических. Если в основу кладется духовная субстанция (все остальное выступает как ее проявление, порождение и т.п.), то это идеалистический монизм, например, гегелевская философия. Если за основу берется материальная субстанция (материя), то это – материалистический монизм. Пример – диалектический материализм Маркса – Энгельса – Ленина.

 

1.2. Материя и ее атрибуты.

В диалектическом материализме категория  материи играет важнейшую роль. Материя  рассматривается как все многообразие конкретных материальных образований  и в то же время как сохраняющаяся  основа (субстанция) всех конкретных существований. Материя существует не в отрыве от конкретных вещей, не вне и наряду с ними, а в них и через них. Поэтому попытки видеть, осязать материю как таковую подобны попыткам наряду, скажем, с конкретными плодами осязать, видеть «плод вообще».

В определении материи, которое  дается в диалектическом материализме, выделены два ее свойства: быть объективной  реальностью, т.е. существовать независимо от человеческого сознания и способность  отражаться человеческим сознанием. Определение материи не исчерпывает содержание понятия материи, в котором материи приписывается ряд атрибутивных свойств, т.е. свойств, неразрывно связанных с материей. К числу последних относят структурность, неисчерпаемость, способность к самодвижению, несотворимость, бесконечность, пространство и время и др. Среди них есть признаки явно постулативного характера: несотворимость, неисчерпаемость, бесконечность, самодвижение, т.е. признаки, которые принимаются на веру в рамках диалектико-материалистического мировоззрения, ибо не могут быть доказаны ни практическим путем, ни логическими процедурами.

В рамках диалектического материализма, движение рассматривается как способ существования материи. Движение понимается как всякое изменение. Движение представляет собой противоречивое единство изменчивости и устойчивости, прерывности и непрерывности и т.п. Наличие в движении моментов относительной устойчивости, прерывности дает возможность материи «развернуться» во многообразии своих структурных уровней (от микрочастиц до Метагалактики).

Пространство и время рассматриваются  как формы существования материи. Выражение «материя существует в  пространстве и времени» не следует  понимать так, будто материя «помещена» в пространство и время. Имеется  ввиду, что пространство есть некая система отношений материальных объектов, характеризующая рядоположительность,  протяженность, сосуществующих объектов, явлений. А время характеризует отношения между явлениями в аспекте  порядка их смены, длительности протекания и т.п. Время – это отношения в рамках потенциального осуществимого, становящегося бытия вещей. Пространство – отношения в рамках актуально осуществленного, ставшего, структурно сосуществующего бытия вещей.

Время как характеристика становящегося  бытия вещей как бы «переходит»  в пространство, в ставшее, развернутое бытие вещей, более «спокойное», хотя и не застывшее. Можно привести аналогию. Стремительно несущаяся горная река,  попадая на равнину, «успокаивается» и течет неторопливо, просторно, разворачиваясь на местности. Стремительный поток горной речки подобен стремительному бегу времени, а «успокоенное» (но не застывшее!) течение этой реки в долине, ее развернутость подобны пространственным отношениям, где есть своя динамика, но отличная от динамики становящего бытия (время). Конечно, аналогия с горной речкой весьма и весьма условна.Пространство и время различаются по некоторым, так называемым, топологическим свойствам, характеризующим, в отличии от метрических свойств (протяженность, длительность, однородность, изотропность), структурные особенности бытия вещей. Пространство трехмерно (по крайней мере в известных нам областях мира), а время одномерно. Пространственные отношения обратимы (в одну и ту же точку пространства можно неоднократно возвращаться). Время же необратимо, ибо нельзя вернуться в прошлое, что связано с необратимо изменяющимся процессом развития во времени.

Пространственно - временные характеристики конкретных объектов и процессов (расстояние, объем, длительность и др.) выражаются конечными величинами. Но что  можно сказать о пространственно-временных характеристиках мира в целом? На этот счет существуют различные точки зрения. Диалектический материализм, справедливо считая пространство и время атрибутами материи, постулативно приписывает материи бесконечность в пространстве и вечность во времени. Такие утверждения носят именно постулативный характер, ибо не вытекают ни из практического опыта, ни из каких либо логических процедур. Религиозная точка зрения, также считает пространство и время атрибутивными характеристиками материи, но бесконечность и вечность рассматривает не как свойства пространства и времени, а как атрибуты божественного бытия. Диалектико-материалистический постулат о несотворимости и неуничтожимости материи исходит из понимания вечности как временной характеристики, трактуя вечность как бесконечное (нескончаемое) время. Тогда как в религиозной трактовке время рассматривается как атрибут тварного бытия, а вечность понимается не как бесконечное время, а как принципиально иной модус бытия (божественного), для которого время, каким бы продолжительным оно не было, не более чем точка. В вечности нет различия «до», «после», «прошлое», «настоящее», «будущее» (это характеристики времени). Вечность есть актуальная полнота трансцендентного (вне мира) бытия, в котором прошлое, будущее, как бы они не были разделены во временном плане, актуально как бы  «совмещены», преодолены. Вечность и есть преодоление времени, «обладание» временем. Иными словами, в вечности, в трансцендентной полноте божественного бытия, время «свернуто» в точку. Но эта точка в бытии мира разворачивается миллионами и миллиардами лет, которые для Бога не более чем «мгновения» Его бытия. Такова в общих чертах концепция теизма, касающаяся различия времени и вечности и основанная на вере в трансцендентное существование Бога. Диалектико-материалистическая концепция основана на вере в материю (в ее несотворимость, бесконечность и т.п.).

Глава 2. Диалектика бытия  и ее категориальное воспроизведение.

2.1. Диалектика и ее альтернативы.

Диалектика представляет собой учение о всеобщей связи и развитии в природе, обществе и мышлении. Различают объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика – это диалектика самого материального мира, вне зависимости от того осознает человек эту диалектику или нет. Субъективная диалектика – это отражение объективной диалектики в сознании человека в той или иной форме.

Диалектический взгляд на мир предполагает, что все явления и процессы рассматриваются в их взаимосвязи  как изменчивые, развивающиеся. Соответственно, понятийные формы, в которых отображается диалектика мира, должны быть также гибки, подвижны, чтобы воспроизвести диалектически развивающуюся действительность. Метафизический взгляд на мир* (метафизика здесь понимается не как учение о сверхчувственных принципах и началах бытия, а как антипод диалектики) предполагает рассмотрение явлений и процессов вне их внутренней органической взаимосвязи и развитии (хотя и  не вне движения).

Софистика – это способ рассуждения, который внешне напоминает диалектический ход мыслей, и связан с преднамеренным нарушением законов логики. Софистика – как бы имитатор диалектики, пародирующий определенные особенности диалектического мышления. В частности, софистика абсолютизирует, доводит до крайности, подвижность, гибкость понятий, не считаясь с законами логики, используя различные ухищрения, часто "выворачивая наизнанку" понятия с целью получить нужный вывод, внешне правдоподобный. Используя такую беспринципную гибкость можно "обосновать" любое ложное утверждение.

Еще одним имитатором диалектики является эклектика, которая имитирует, пародирует требование диалектического мышления о всестороннем рассмотрении явлений. Эклектическое  соединение двух или более сторон объекта, взятых случайно, вырванных из контекста, создает именно видимость всестороннего диалектического рассмотрения, но не более.

 

2.2. Диалектика как концептуальная  система.

В основе диалектики как концептуальной системы лежат  принципы диалектики (принцип –  руководящая идея, основополагающее понятие), среди которых можно выделить два главных – принцип всеобщей связи и принцип развития. Эти два принципа диалектики, лежащие в ее основании, определяют саму суть диалектики как учения о всеобщей связи и развитии. Необходимо различать развитие и движение (всякое изменение). Развитие – это направленные, необратимые изменения, ведущие к появлению каких то новых объектов, свойств, структуры и т.п. Признак «новизны» является определяющим в понимании развития. Эта новизна может проявляться как в усложнении и повышении уровня организации (прогресс), так и в упрощении организации, в необратимых изменениях от высшего к низшему  (регресс).

Информация о работе Становление и развитие философии