Становление и развитие философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, реферат

Описание работы

В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты.

Файлы: 1 файл

Filosofia_konspekt.doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Материалистическое мировоззрение  отрицает личное бессмертие. Материализм  признает, что человек может существовать после своей смерти, только продолжаясь  в своих детях, в памяти потомков, в своих делах. С точки зрения восточных религиозных систем душа человека после смерти продолжает сложные странствия и воплощается  в новом телесном и душевном обличии (идея реинкарнации).  При этом душа и тело человека и сама человеческая личность как носитель этих телесно-душевных свойств, качеств неуникальны. Поэтому возрождается к новой жизни другая личность с другими телесно-душевными качествами, а следовательно говорить о бессмертии человека как неповторимой личности с уникальными свойствами неправомерно.

В христианстве личность человека  достойна вечности, т.е. бессмертия, сохраняя при этом  свое самосознание, свои индивидуально неповторимые особенности. Человек достоин вечности, призван к вечной жизни. Но характер этой вечной жизни зависит от того, как он проживет свой короткий отрезок земной жизни. Если в земной жизни человека обуревали различные страсти (ненависть, зависть, злоба, алчность и т.п.), то после физической смерти тела душа его    будет мучаться огнем неутоленных и неутолимых желаний и страстей (огонь неугасающий) ибо тело как инструмент удовлетворения желаний будет предано тлению. Это и есть то, что называют адскими муками, конечно, не в форме котлов со смолой и раскаленных сковородок, как в популярных картинах адских мук грешников. К этому надо добавить муки угрызения совести, которая после смерти откроет душе то, что она потеряла.

Проблема смерти стоит остро  в настоящее время и совсем в другой, нерелигиозной  плоскости. Речь идет о проблеме суицида, особенно среди молодежи. Что толкает человека на этот трагический поступок? На что надеется человек совершая этот шаг? Мотивы суицидального поведения очень разнообразны. Человека может толкнуть к самоубийству неразделенная любовь, потеря близкого человека, тяжелая или неизлечимая болезнь, потеря работы, непонимание окружающих и т.п. Иными словами, когда по мысли человека, жизнь становиться невыносимой. Другим мотивом самоубийства может быть отсутствие или потеря смысла жизни. Этот мотив менее распространен. Внешне у человека может быть все хорошо (с точки зрения окружающих - нормальная работа, семья, отсутствие проблем,   делающих жизнь невыносимой, как в первом случае). Поэтому, когда такой человек совершает самоубийство, то окружающие не только осуждают, но и не понимают его поступка, в отличие от ситуации суицида по мотивам невыносимости жизни.

На что рассчитывают люди, идущие на такой шаг? Они полагают, что  их мучения или бессмысленая жизнь  прекратятся и они избавятся  от невыносимых обстоятельств жизни  или бессмысленности своего существования. Очевидно, что в этих случаях они исходят из представления, что смерть - это абсолютный конец жизни, а дальшее - небытие, т.е. исходят из материалистического мировоззрения. С религиозной точки зрения невыносимые проблемы, которые мучили при жизни людей, совершивших самоубийство, не только не исчезнут с  их смертью, но и приобретут еще более трагичный и мучительный характер. Если бы люди, совершающие этот безумный поступок, хотя бы задумались о том, что ждет их души после смерти, то они наверняка, удержались бы от рокового шага. Сказанное не относится к религиозным фанатикам (так называемым шахидам), которые с готовностью взрывают себя и окружающих, полагая, что они сразу же попадут в рай. Эти безумцы полагают, что убив несколько ни в чем не повинных людей и себя в том числе, они получают пропуск в рай. Какое глубокое заблуждение! С точки зрения христианства - это просто бред - надеятся попасть в рай путем убийства невинных людей. Таковы ужасные  гримассы исламского религиозного фанатизма, который, кстати, осуждается и представителями традиционного ислама, осуждающего убийства невинных людей.

Таким образом, можно заключить, что  проблема смерти и посмертного существования  является одной из серьезнейших мировоззренческих  смысло -  жизненных проблем, интерес  к которым  в настоящее время значительно возрос.

Раздел 4. Теория познания и методология науки.

Глава 1. Основные понятия теории познания.

 

1.1. Практическая природа познания  и его диалектический характер.

Познание представляет собой процесс  активного, целенаправленного отражения человеком окружающего мира. В материалистической традиции объектом познания выступает любое явление, на которое направлена активность  субъекта, которое попало в сферу его внимания. Субъектом познания, т.е. носителем активности, направленной на объект, выступает человек. В метафизическом материализме человек рассматривается как природное существо, отдельно взятый индивидуум, пассивно отражающий окружающий мир. В материализме диалектическом человек как субъект познания выступает в качестве существа активного, предметно-практического  социального по своей сущности, которое практически изменяя, преобразуя окружающий мир, познает его. Таким образом, практическое отношение человека к миру является первичным, исходным. Практика является " материнским лоном"  познания. Человек, изменяя мир, предметно - практически воздействует на него, как бы "раскалывает" его, обнаруживает его повторяющееся, устойчивые свойства и отношения, закрепляя их в соответствующих формах познания. Человеческое мышление развивалось по мере того, как человек научался преобразовывать мир.

Возникнув в лоне практической, т.е. чувственно-предметной материальной деятельности, познание со временем автономизируется, получает относительную самостоятельность, начинает активно воздействовать на породившую его практику.

Процесс познания носит диалектический характер. Это означает, что познание есть не простое, непосредственное зеркальное отражение объекта, а отражение  сложное, противоречивое, опосредованное активным предметно-практическим отношением человека к миру. Процесс познания бесконечен, и это еще один показатель его диалектического характера. Диалектический материализм исходит из установки принципиальной познаваемости мира, утверждая, в отличие от агностицизма, что в мире нет непознаваемых явлений, а есть только еще не познанные.

 

    1. Чувственные и логические формы отражения реальности и их соотношение.

Благодаря органам чувств осуществляется непосредственный контакт человека с окружающим миром. Простейшей формой чувственного отражения реальности является ощущение. В результате воздействия внешнего объекта на один из органов чувств, субъект получает информацию о каком-то одном свойстве объекта. Более сложной формой чувственного отражения является восприятие,  представляющее собой целостный образ объекта при непосредственном контакте с последним. Еще более сложной формой является представление - чувственный образ возникающий в сознании субъекта, но без непосредственного контакта с объектом. При формировании представления задействованы механизмы памяти и воображения. Представление в отличие от восприятия, носит менее яркий и красочный характер, зато оно имеет более обобщенный характер, что дает основание рассматривать представление как переходную ступень к логическим формам отражения.

Логические формы отражения (или логическая ступень познания в целом) связаны с абстрагирующей работой мышления. В процессе абстрагирования происходит выделение существенных признаков объектов, отвлечение от несущественных признакам. В результате множество объектов "свертывается" в одной мыслительной форме, которая называется понятием. Дискретная совокупность существенных признаков, называется содержанием понятия, а класс объектов, охватываемых понятием - объемом понятия.

Отличие представления от понятия  состоит в том, что представление есть чувственно-наглядный образ объекта, целостный, диффузно нерасчлененный, а понятие - форма мысли, в которой объект (вернее множество объектов) представлены в виде дискретной совокупности признаков. Образное мышление оперирует обобщенными образами - представлениями как диффузно-целостными образованиями, зафиксированными в языке. Таково, например, мышление 3-4-х летнего ребенка. Понятийное мышления оперирует не целостными образами (с их языковой фиксацией в предложениях, на что вполне способен 4-х летний малыш), а дискретно - структурированными понятийными образами. Когда ребенок (10-11 лет) научается выделять признаки объектов и оперировать с ними как с самостоятельными объектами, он осваивает понятийное мышление.

Понятие выступает как элементарная форма логического отражения. Более сложной формой является суждение, которое представляет связку понятий, т.е. предложение, в котором утверждается или отрицается что-либо. Еще более сложная форма - умозаключение, в котором структурными элементами выступает суждения. Хрестоматийный пример умозаключения "Все металлы электропроводны". Медь - металл". Вывод: "Медь - электропроводна".

В процессе развития ребенка у него сначала формируется ощущение, затем  восприятие и представление. И значительно  позднее он осваивает понятийное мышление. Однако у взрослого, сформировавшегося человека не наблюдается такой жесткой последовательности (ощущение - восприятие - представление - понятие) при познании конкретных объектов. Здесь имеет место сложное взаимопроникновение чувственных и логических форм. Например, при восприятии окружающих предметов это восприятие будет осмысленно, т.е. нагружено логическими, эмоциональным, ценностным содержанием. То, что человек видит в каком-то объекте (и замечает) зависит от того, что он о нем знает и как к нему относится (активность, избирательность, информационно-эмоционально-ценностная нагруженность восприятия)

Соотношение чувственных и логических форм отражения характеризуется  двумя моментами. С одной стороны, они органически взаимосвязаны, а, с другой, - качественно различными.  Абсолютизация органической взаимосвязи чувственного и логического порождает такую крайность, как эмпиризм. Абсолютизируя взаимосвязь чувственного и логического, эмпирики не замечают их качественного различия. Дж.Локк утверждал, что нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в чувствах. Интеллект здесь трактуется как особое интегративное чувство, не привносящее ничего специфически нового, а лишь проясняющее синтезирующее обычные  чувственные впечатления. Утверждение  Локка аналогично утверждению, что нет ничего в доме, чего бы не было в фундаменте, т.е. дом - разросшийся фундамент, что, конечно же, не верно. В доме есть много такого, чего нет в фундаменте, хотя дом и стоит на фундаменте. Интеллект основывается на чувствах, но выходит далеко за их пределы. Из верного сенсуалистического тезиса, что ощущения - источник наших знаний, эмпиризм, совершая абсолютизацию, делает неверный вывод, что все содержание нашего знания определяется чувствами.

Другая крайность  - рационализм (Декарт, Лейбниц и др.). Абсолютизируя качественное различие логического и чувственного, полагая, что чувства смутны и обманчивы, рационалисты разрывают взаимосвязь чувственного и логического, заявляя, что интеллект вообще не связан с чувствами, и в них не нуждается и может, минуя их, постигать истину. Тогда как реальное соотношение чувственного и логического характеризуется как их органической взаимосвязью, так и качественным различием, без абсолютизации одного из моментов этого соотношения.

 

1.3. Проблемы истины.

Истина является одной из центральных  категорий теория познания. Классическое толкование, идущее ещё от Аристотеля, определяет истину как адекватное отображение  объекта в сознании субъекта. По форме  своего существования истина субъективна, поскольку как определенное знание она принадлежит  сознанию субъекта, будучи продуктом его деятельности. Но по своему содержанию истина объективна как знание, адекватно воспроизводящее объект, т.е. не зависящее от субъекта (человека и человечества).

Знание, адекватно отображающее объект (истина) не может быть получено сразу  и целиком, а лишь а процессе постепенного, поэтапного движения познания ко все  более полному и адекватному  отображению объекта. Процессуальность  истины означает, что на каждом конкретном этапе познания объекта в наших о нем представлениях наряду с моментами, идущими от объекта, верно его воспроизводящими, присутствуют  положения, которые оказываются заблуждением и которые опровергаются в ходе дальнейшего познания. Сохраняющиеся, инвариантное, не опровергаемое содержание наших знаний носит название абсолютной истины, точнее момента

абсолютности в истине, а то, что принимается за истину, но таковым  в последствии не оказывается, т.е. опровергается, носит название относительной истины. Таким образом, можно сказать, что истина есть единтсво

абсолютности и относительности, устойчивости и изменчивости.

С точки зрения метафизического  материализма, истина не совместима с  изменчивостью, относительностью, она  может быть только абсолютной. Если в истине обнаруживается изменчивость, то это не истина. С точки зрения диалектического материализма, истинность и изменчивость совместимы и эту совместимость выражает понятие относительной истины, означающее, что в относительном, изменчивом есть абсолютное, устойчивое, непреходящее.

Абсолютизация момента абсолютности в истине носит название догматизм. Абсолютизация изменчивости - релятивизм. Догматизм хотя и трактует истину метафизически, но не отрицает само понятие  истины, т.е. адекватное воспроизведение в знании объекта. Релятивизм же фактически "снимает" саму проблему истины. Если в наших представлениях нет ничего устойчивого, сохраняющегося, идущего от объекта (хотя бы "зернышка"), то наши представления, сменяя друг друга, остаются сами по себе, а реальность - сама по себе. В таком случае нет смысла вообще говорить об истине как адекватном отображении объекта.

Истина всегда связана с условиями. Положение, истинное в одних условиях, в других может оказаться ложным. Например, утверждение, что вода кипит при 100 градусах по Цельсию, будет истинным только при условии нормального атмосферного давления. Высоко в горах вода  будет кипеть при меньшей температуре. Сказанное иллюстрирует принцип конкретности истины. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

Важной проблемой является проблема критерия истины. Если истина есть адекватное отображение объекта в сознании субъекта, т.е. некая форма (теоретическая) связи объекта и субъекта, то и  критерий  истины надо искать не в  сфере мысли, а в  сфере связи субъекта и объекта. Критерий истины, чтобы быть таковым, должен удовлетворять трем условиям. Во-первых, он как и истина должен быть некоей  формой связи   субъекта и объекта, чтобы быть "компетентным судьей". Во-вторых, будучи формой связи субъекта и объекта, этот "компетентный судья" должен отличаться от теоретической формы связи объекта и субъекта (истина),  не растворяться  в этом теоретическом, мыслительном отношении, ибо "лицом к лицу - лица не увидать". В-третьих, этот "судья" должен быть формой связи объекта и субъекта, генетически первичной и не зависимой от теоретической формы  связи (истина). Этим трем требованиям, предъявляемым к критерию ("судье") истины, удовлетворяет практика. В самом деле, во-первых, практика по определению является чувственно - предметной, материальной деятельностью людей по преобразованию окружающего мира, т.е. является формой связи объекта и субъекта. Во-вторых, практика как форма связи субъекта и объекта отличается от теоретической формы этой связи (истина). В-третьих, практическое отношение человека к миру генетически первично и независимо от теоретического, познавательного отношения. Хотя функционально практика  зависит от познания в плане обратного влияния познания на практическое "материнское лоно", его породившее. Так же как причина, будучи генетически первичной, независимой от следствия, функционально может зависеть от порожденного ею следствия.

Глава 2. Философско-методологический анализ науки.

2.1. Наука как феномен культуры.

В жизни современного общества наука  играет огромную роль, оказывая существенное воздействие на все сферы общественной жизни. Можно выделить наиболее существенные социальные функции науки.  Это прежде всего культурно-мировоззренческая функция. Наука, начиная с периода своего становления как  особого социального института (Новое время), оказывала и оказывает существенное влияние на мировоззрение. Научный взгляд  на мир во многом определяет мировоззрение нашей эпохи. Далее, наука превратилась в непосредственную производительную силу, что стало особенно очевидно для периода научно-технической революции, начало которой приходится на середину ХХ века. Для НТР характерен синтез науки, техники и производства, когда научные открытия очень быстро получают техническое воплощение и коренным образом изменяют  производство. Наука стала необходимой основой современного производства, которое немыслимо без электроники, кибернетики, атомной энергетики и т.п. Иными словами производство стало технологическим воплощением науки, чего не было ни в семнадцатом, ни в восемнадцатом, ни даже в девятнадцатом веках.

Информация о работе Становление и развитие философии