Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 22:59, реферат
В переводе с греческого термин "философия" означает "любовь к мудрости". Что же означает это любомудрие в содержательном плане? Долгое время у нас практически общепринятым было определение философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Однако сегодня это определение нельзя признать удовлетворительным, потому что оно не дает возможность отличить философию от науки. Попытки провести такое различие сводятся обычно к двум аргументам. Дескать философия абстрактная наука, а отдельные науки конкретны. И второй аргумент - философия всеобщая наука, изучает весь мир, а науки изучают его отдельные фрагменты.
Наука выступает в качестве социальной силы, непосредственно включаясь практически во все без исключения социальные процессы, и, оказывая на них огромное влияние. Авторитет и влияние науки столь велики, что ее методы используются при разработке масштабных и перспективных планов и программ социального и экономического развития, в решении глобальных проблем современности. Достижения науки становятся элементами общего и специального образования, основой современного управления социальными процессами.
Такой высокий статус и авторитет науки налагает на нее и большую ответственность. Сила воздействия науки столь велика, что ее открытия могут не только кардинально улучшить жизнь человечества, но и породить глобальные опасности, ставящие жизнь всего человечества под угрозу. Поэтому столь велика моральная ответственность ученых за использование результатов своих открытий, которые могут быть использованы как во благо, так и во вред человеку. Насущной стала проблема не только нравственно -гуманистического контроля со стороны общества за ходом научно-технического развития, но и гуманизации самой науки.
До сих пор речь шла о науке в её "внешнем" измерении, т.е. в ее отношении к обществу. Однако наука заслуживает и более пристального внимания к своей внутренней природе. Речь идет о философско-методологическом анализе науки.
2.2.Наука как предмет
Научное знание- это результат, продукт научного познания - сложноорганизованной, развивающейся во времени научной деятельности. Научное познание изучает окружающий человека мир, включая самого человека. Но в отличие от других форм познания (обыденного, художественного, философского, религиозного), научное познание подходит к миру и человеку под определенным углом зрения, рассматривая мир и человека как некие сложноорганизованные предметы, подчиняющиеся определенным объективным законам функционирования и развития. Поэтому предметность и объективность - отличительные черты научного знания как продукта научного познания. К числу других особенностей научного познания следует отнести системность, обоснованность, воспроизводимость.
Научное познание как специфическую деятельность отличают наличие определенного инструментария, материального (реактивы, контрольные приборы, экспериментальные установки и т.п.) и логического (методы, принципы, категориальный аппарат и т.п.). Научному познанию свойственен специализированный язык, отличающийся строгостью, однозначностью, формализованностью. Наконец, научное познание требует особым образом подготовительного субъекта познания, владеющего материальным и логическим инструментарием, руководствующегося определенными ценностными ориентациями и целевыми установками. Таковы вкратце основные особенности научного познания и его основного продукта - научного знания.
Какова же роль философии в качестве всеобщей методологии научного познания? Часто встречающиеся в учебных пособиях определение методологии как учения о методах явно недостаточно, хотя, конечно, философия как методология изучает методы научного познания (специфика, основания, возможности методов, о чем пойдет речь в следующем параграфе.), но не только их. Предмет философской методологии гораздо шире. Наука изучает объективный мир (включая человека) с целью обнаружить и сформулировать законы его функционирования и развития. Философская методология изучает не законы функционирования и развития мира, а законы функционирования и развития науки как сложноорганизованнной, многоуровневой, саморазвивающейся системы, продуцирущей научное знание. Иными словами, она изучает мир не непосредственно, а опосредованно, т.е. образ мира, каким он представлен в научном познании. Поэтому можно сказать, что философия как методология есть форма самосознания науки. Такая философская рефлексия над наукой является необходимым условием развития самой науки. Дело в том, что современная наука изучает чрезвычайно сложные, ненаглядные объекты, проникая в глубины микромира и мегамира. Теоретическое описание таких объектов является так же чрезвычайно сложным, ненаглядным, абстрактным. Поэтому для успешного решения поставленных задач, необходимо отслеживать сам способ, каким получается научное знание, анализируя методы, средства его получения, структуру, формы, предпосылки основания научного знания и т.п. Все это входит в предмет философско-методологического анализа науки. Конкретно в предметном поле этого анализа можно выделить следующие методологические проблемы, которые группируются вокруг анализа сущности, специфики и развития научного познания. Что такое научное знание и чем оно отличается от других форм знания? Какова структура научного знания и как взаимодействует его структурные уровни? Как генерируется и развивается научное знание? Какие факторы влияют на развитие научного знания? Вот далеко не полный перечень философско-методологических проблем, без решения которых невозможно успешное развитие научного познания.
Вопрос о специфике научного знания кратко уже был рассмотрен. Если говорить о структуре научного знания, то можно выделить два его уровня - эмпирический и теоретический, в которых, в свою очередь, выделяют свои подуровни. На эмпирическом уровне - это подуровни данных наблюдений, эмпирических фактов и эмпирических зависимостей. На теоретическом - это подуровень теорий и метатеоретических оснований науки, к которым относят научную картину мира, идеалы и нормы научного исследования и философские идеи и принципы.
Научная картина мира является слоем теоретического знания, на который опираются теории различного рода. Если описание в форме теории - это идеализированное описание, то картина мира придает этому идеализированному и в определенном смысле условному описанию статус онтологически достоверного отображения природы. Научная картина мира - это обобщенная схема видения природы, ее системно - структурных характеристик. Идеализированные объекты картины мира не воспринимаются как условные идеализации, в отличие от идеализированных объектов теории. Например, материальная точка в механике Ньютона воспринимается как условная идеализация, а недилимая корпускула механической картины мира обладает не условным, а онтологическим статусом. Поэтому научная картина мира, служит онтологическим основанием для теории, позволяя воспринимать последнюю как отражение (пусть и в экзотически ненаглядной математизированной форме) подлинного положения вещей.
Если научная картина мира является обобщенной схемой видения реальности, то идеалы и нормы научного исследования являются обобщенной схемой освоения объектов, фундаментальные характеристики которых выражены в картине мира. Выделяют идеалы и нормы описания и объяснения; доказательности и обоснования знания; построения и организации знания.
Однако, какими бы фундаментальными основаниями научного познания ни являлись научная картина мира и идеалы и нормы научного исследования, но и они подвержены изменением. Когда происходят такие изменения, т.е. ломается фундамент научного познания, наступает научная революция. В этот период роль философии становится особенно важной. Дело в том, что находясь внутри здания науки, невозможно, не выходя за его пределы, обнаружить, что случилось с фундаментом (научная революция как коренная ломка оснований науки). Для этого нужен взгляд со стороны. Это можно сделать только в рамках философско-методологического анализа. Поскольку философия обобщает все формы человеческой познавательной и практической деятельности (а не только научной) она в состоянии подойти к анализу науки рефлексивно, как бы со стороны, осуществляя критический анализ оснований науки (критическая функция философии). Далее, поскольку философия обобщает более обширный материал, чем наука, она в своих идеях и принципах может опережать науку, т.е. вырабатывает такие идеи (идея целостности, идея развития и др.), к освоению которых наука еще не приступила. Поэтому в период научной революции философия может подсказать науке конструктивные эвристические идеи, которые уже наработаны в массиве философского знания и которые могут быть использованы для перестройки фундамента науки (конструктивно - эвристическая функция философии). Наконец, когда фундамент науки перестроен, он нуждается в обосновании, которое невозможно в рамках самой науки и требует выхода в более широкую сферу философского обоснования. Философия в силу своего фундаментального статуса выполняет эту функции обоснования новой схемы видения (картина мира) и новой схемы освоения (идеалы и нормы научного исследования) реальности, "вписывая" их в культуру, способствуя их принятию в качестве более адекватного и глубокого постижения реальности.
2.3. Методы и формы научного познания.
Философско-методологический анализ не ограничивается анализом оснований научного познания. Важным является анализ сущности, специфики методов научного познания, анализ стадий развития научного знания.
Метод научного познания представляет собой систему норм, правил, регламентирующих познавательную деятельность, направляя ее на приращение нового научного знания. Метод является системой нормативного знания и содержит предписания субъекту (что и как он должен делать, чтобы добиться поставленной цели). Метод должен учитывать закономерности того фрагмента реальности, в котором он будет "работать" как некое инструментальное средство субъекта. Эти объективные закономерности, познанные, отображенные в форме научного знания, выражаются в теории. Таким образом, теория является основанием для метода, метод строится на основе теории. В отличие от метода, теория не содержит предписаний, являясь ненормативной системой знания, цель которой ответить на вопрос: что представляет собой исследуемой фрагмент реальности с точки зрения его сущностных характеристик.
Выделяют группу, так называемых, общечеловеческих методов, которые используются на эмпирическом и теоретическом уровнях, а также в других формах познания (обыденном, художественном и т.п.). К ним относят анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстрагирование, моделирование, метод аналогии.
К методам, применяемым на эмпирическом уровне познания, относят наблюдение, измерение, эксперимент. К теоретическим методам относят методы идеализации, формализации, восхождение от абстрактному к конкретному, исторический и логический и др. Ограниченность объема не позволяет дать характеристику перечисленных методов.
Методы выполняют в познании инструментальную функцию средств, с помощью которых добывается научное знание. Что касается добываемого продукта (научное знание), то знание не сразу приобретает характер развитого, зрелого знания. Прежде чем достичь состояния достоверного, систематического знания, раскрывающего сущность исследуемых явлений (теория), знание проходит некие этапы, фазы, стадии своего "вызревания". Эти этапы в методологии называют формами научного познания. Высшей формой, как уже отмечалось, является теория.
На эмпирическом уровне с помощью наблюдения и эксперимента субъект получает научное знание прежде всего в форме эмпирических фактов. Факт как форма научного познания не является таким простым, как кажется на первый взгляд. Можно выделить несколько стадий в формировании эмпирического факта. Первая стадия - получение данных наблюдения. Данные наблюдения - это зафиксированные в логической знаковой форме показания приборов, т.е. результатов наблюдения, измерения, эксперимента. В данных наблюдения содержится информация об интересующем явлении, объекте. Однако, эта информация отягощена различными искажающими факторами (ошибки органов чувств наблюдателя, ошибки приборов, случайные внешние воздействия и т.п.). Поэтому на второй стадии происходит очищение полученных данных наблюдений от отмеченных погрешностей. Это достигается путем серии экспериментов и наблюдений и нахождении инвариантного содержания данных наблюдения, в которых уже будет содержаться адекватная информация об объекте. Однако, эта объективная информация ещё не эмпирический факт. Эмпирический факт образуется на третей стадии, когда эта достоверная, объективная информация получает теоретическую интерпретацию с помощью имеющихся знаний. Эта интерпретация "дает имя" достоверной информации, превращая ее в достоверное знание (эмпирический факт).Иными словами, факт -достоверное знание, констатирующее, что произошло определенное событие, обнаружено определенное явление и т.п. но не объясняющее, почему это произошло. Если полученное знание (факт) вступает в противоречие с устоявшимися представлениями, возникает проблема.
Проблема - это форма научного познания, в которой фиксируется знание о каких-то вновь обнаруженных, неизвестных сторонах исследуемого объекта, которые не могут быть объяснены с помощью имеющегося знания. Проблема всегда предполагает и фиксирует достигнутый уровень знаний об объекте. Если этих знаний нет, то нет и проблемы. Если в процессе формулировки проблемы выясняется, что возникшее противоречие, трудность могут быть решены с помощью имеющихся знаний, то проблема превращается в задачу. Если же оказывается, что трудность носит принципиальный характер, требует выработки нового знания, то это собственно проблема.
Новое знание, которое призвано решить проблему, первоначально принимает форму гипотезы. Гипотеза как новое знание вероятностного характера не может быть логически непрерывным путем получена из старого знания. Генерация гипотезы - это процесс творческий, неалгоритмизируемый, в котором задействованы нерациональные моменты, в частности интуиция. Рождение нового знания первоначально в форме идеи, т.е. догадки - предположения - это своеобразное озарение (инсайт) - результат взаимодействия рациональных и нерациональных процессов в познании. Эрудиция, кругозор, методологическая культура мышления способствуют научному творчеству, выдвижению гипотезы. Если из гипотезы вытекают следствия, которые носят характер предсказаний относительно каких-то неизвестных явлений, свойств и т.п. и в эксперименте это подтверждается, то гипотеза превращается из вероятностного знания в достоверное, т.е. в теорию
Раздел 5. Социальная философия.
Глава 1. Общество как объект философского анализа.
1.1. Общество как
Трудно представить себе более сложный объект анализа, чем человеческое общество. Бесчисленное переплетение связей, отношений, взаимодействий, фактов, событий, где действуют объективные и субъективные факторы, случайные и необходимые, материальные и идеальные, где сталкиваются разнообразные интересы, цели, ценности различных субъектов и т.п. Все это превращает теоретическое изучение общества в чрезвычайно сложную проблему. Эмпирические констатации отдельных фактов, описание отдельных событий малопродуктивны, ибо практически ничего не позволяют понять и объяснить. При изучении общества, как писал Маркс, нельзя использовать ни микроскоп, ни химические реактивы. Все это должна заменить сила абстракции. Поэтому построение теоретических идеализированных моделей общества- единственный путь познания сущности процессов, происходящих в обществе.
Идеализированная модель общества не совпадает с конкретным реальным обществом, ибо отвлекается от конкретного многоцветного многообразия событий и явлений. И в этом смысле теоретическая модель беднее реального исторического процесса. Но в тоже время она глубже и основательнее эмпирических описаний и констатаций, в которых передается неповторимое своеобразие событий, но в котором можно просто "утонуть" и запутаться.