Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПРЕДПРИН. ПРАВО.docx

— 316.59 Кб (Скачать файл)

Следует также учесть :  

  • финансовые возможности учредителей на момент создания коммерческой организации, поскольку обязательный размер уставного капитала, половина которого должна быть оплачена при учреждении различный (ОАО – не менее 1000 МРОТ, ООО и ЗАО – не менее 100 МРОТ)  
  • характер деятельности. Так, поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий [3] ; аудиторская организация не может быть создана в форме ОАО [4] и т.п.;  
  • предполагаемое количество и состав участников, поскольку для некоторых организаций законом устанавливается минимальное или максимальное их количество и требования к составу. Так, для ПК – не менее 5 человек; для товариществ на вере – ограничения участия полных товарищей более, чем в одном коммандитном товариществе; для ООО и ЗАО – число участников не более 50 и т.д.

2) подготовительный этап представляет собой разработку локальной нормативной модели ПД, воплощенной в учредительных документах организации и принятие этих документов в установленном для данного организационно-правовой формы порядке;

3) заключительный этап – государственная регистрация субъекта ПД.

Государственная регистрация производится в соответствии с ФЗ от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О  государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей", юридические лица регистрируются в  этом порядке с 1 июля 2002 г. а ИП –  с 1 января 2004 г.

Орган осуществляющий государственную регистрацию – Федеральная налоговая служба (далее – ФНС). Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа , в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, а ИП – по месту жительства. Срок регистрации – не менее 5 дней с момента представления документов.

Регистрация носит уведомительный порядок: органы ФНС не вправе отказать в регистрации  по мотиву несоответствия учредительных  документов или порядка создания субъекта требованиям законодательства, и тем более, по мотиву нецелесообразности создания данного субъекта ПД.

Однако  регистрирующий орган вправе требовать  представления для регистрации  установленного законом перечня  документов. Общий перечень закреплен  ФЗ "О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а для отдельных  видов юридических лиц специальными законами установлена обязанность  предоставить дополнительные документы. Так, для государственной регистрации унитарного предприятия предоставляются решение уполномоченного государственного органа РФ, уполномоченного государственного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления [5] .

Моментом  государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей  записи в государственный реестр.

Некоторые виды юридических лиц регистрируются в специальном порядке. Так, например, некоммерческие организации регистрируются Министерством юстиции [6] ; решение о государственное регистрации кредитных организаций принимается Центральным банком РФ, а на основе этого решения запись в реестр вносится органом ФНС и т.д.

 

 

[1] Указанные плюсы и минусы носят, конечно же, условный характер. В конкретной ситуации преимущество той или иной формы ведения ПД может оказаться ее недостатком и наоборот.

[2] Имеются в виду ставки по общеустановленной системе налогообложения (налог на доходы физических лиц/ налог на прибыль предприятий, ЕСН)

[3] П.1 ст. 6 ФЗ от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"

[4] П.3 ст. 4 ФЗ от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности"

[5] П.2 ст. 10 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"

[6] П.4 Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"

Последнее изменение: пятница 19 Сентябрь 2008, 12:46

 

Тема 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства)

Данная тема будет рассмотрена  в ходе семинарского занятия.

Студентам следует предварительно подготовиться по следующему плану:

1. Понятие и признаки несостоятельности  (банкротства).

2. Предупреждение банкротства. 

3. Общие положения о рассмотрении  дел в арбитражном суде.

4. Финансовое оздоровление и наблюдение как процедуры банкротства.

5. Внешнее управление.

6. Конкурсное производство.

7. Мировое соглашение. Упрощенные процедуры банкротства.

8. Особенности банкротства отдельных  видов субъектов предпринимательской деятельности.

При подготовке рекомендуется использовать следующие источники:

1. Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая)

2. Федеральный закон от 26 октября  2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве)" с изм. и доп. по состоянию на 01.12.2007 г.

3. Федеральный закон от 25 февраля  1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности  (банкротстве) кредитных организаций"  с изм. и доп. по состоянию на 01.12.2007 г.

4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности  (банкротства) субъектов естественных  монополий топливно-энергетического  комплекса" с изм. и доп. по состоянию на 08.11.2007 г.

5. Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие  Федерального закона "О несостоятельности  (банкротстве)"

6. Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 15 декабря  2004 г. N 29 "О некоторых вопросах  практики применения Федерального  закона "О несостоятельности (банкротстве)"

7. Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и  установлением требований по  обязательным платежам, а также  санкциям за публичные правонарушения  в деле о банкротстве" 

8. Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 30 ноября 2006 г. N 57 "О некоторых вопросах  установления в деле о банкротстве  требований о выплате капитализированных  платежей"

9. Постановление Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ от 20 декабря  2006 г. N 67 "О некоторых вопросах  практики применения положений  законодательства о банкротстве  отсутствующих должников и прекращении  недействующих юридических лиц" 

10. Учебники по предпринимательскому  праву. 

11. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (журнальный вариант) // "Законодательство и экономика", N 3 - 12, март - декабрь 2003 г.

12. Применение законодательства о  банкротстве // "Вестник Федерального  арбитражного суда Северо-Кавказского округа", 2007. N 2

13. Карелина С.А. Правовое регулирование  несостоятельности (банкротства): учебно-практическое  пособие. - "Волтерс Клувер", 2006 г.

14. Химичев В.А. Осуществление и  защита гражданских прав при  несостоятельности (банкротстве). - "Волтерс Клувер", 2006 г.

15. Гусева Т.А., Владыка Е.Е. Арбитражный  управляющий как участник процедур  банкротства. - "Волтерс Клувер", 2005 г.

16. Дорохина Е.Г. Обзор судебной практики "Сделки, совершаемые должником или арбитражным управляющим в период проведения процедур банкротства. Недействительность сделок должника" // "Арбитражное правосудие в России", N 5, май 2007 г.

17. Марков П.А. Прекращение производства  по делу о банкротстве в  процедуре внешнего управления // "Российская юстиция", N 10, октябрь  2007 г. 

18. Ткачев В.Н. Особенности правового  статуса арбитражного управляющего  при банкротстве должников отдельных  категорий // "Законодательство", N 7, июль 2007 г. 

19. Ткачев В.Н. Признаки и критерии  несостоятельности (банкротства)  ликвидируемых и отсутствующих  должников как особой категории  субъектов конкурсного права  // "Закон", N 7, июль 2007 г. 

20. Химичев В.А. Проблемы применения  законодательства о несостоятельности  (банкротстве) в практике арбитражных  судов // "Закон", N 7, июль 2007 г. 

21. Юшкевич П.П. Влияние процедур  банкротства на полномочия и  деятельность органов управления  должника // "Законы России: опыт, анализ, практика", N 4, апрель 2007 г. 

22. Карелина С.А. Категория интереса  и институт несостоятельности  (банкротства) как средство разрешения  конфликта интересов // "Законодательство", N 3, март 2007 г. 

23. Телюкина М.В. Некоторые проблемы процедуры наблюдения в рамках дела о банкротстве должника // "Законы России: опыт, анализ, практика", N 3, сентябрь 2006 г.

24. Телюкина М.В., Ткачев В.Н. Финансовое оздоровление при несостоятельности (банкротстве) должников отдельных категорий // "Законодательство", N 9, сентябрь 2006 г.

25. Ткачев В.Н. Правовое регулирование  несостоятельности (банкротства)  гражданина в России // "Законодательство", N 11, ноябрь 2005 г. 

26. Зуева И.В. Примирение по делам  о несостоятельности (банкротстве) // "Вестник Федерального Арбитражного  суда Западно-Сибирского округа", N 4, июль-август 2005 г.

27. Царик Г.П. Новые подходы к применению превентивных мер в соответствии с Федеральным законом РФ "О несостоятельности (банкротстве)" // "Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 4, июль-август 2005 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 6. Торгово-промышленные палаты.

Понятие, нормативно-правовая основа и система торгово-промышленных палат

Закон РФ от 7 июля 1993 г. N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" характеризует торгово-промышленную палату (далее – ТПП) как:  

  1. юридическое лицо – негосударственную некоммерческую организацию;  
  2. членами которой могут быть исключительно российские коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также их объединения (союзы и ассоциации);  
  3. которая создается в целях содействия развитию экономики РФ, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности, урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимательства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей РФ с предпринимателями зарубежных стран.

ТПП могут образовываться на территории одного или нескольких субъектов  Федерации, других административно-территориальных  образований, но на одной территории может быть образована только одна торгово-промышленная палата. Особым субъектом  является ТПП РФ, членами которой, помимо российских предприятий и  предпринимателей, а также их объединений, являются иные палаты, созданные в  соответствии с Законом о ТПП.

Для выполнения своих задач ТПП РФ вправе открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей.

На  практике система ТПП в РФ представлена тремя уровнями: 1) ТПП РФ; 2) ТПП на уровне одного или нескольких субъектов РФ; 3) ТПП городов и районов.

Образование и прекращение  деятельности торгово-промышленных палат

ТПП создается по инициативе не менее 15 учредителей и в отличие от учредительных документов обычной  ассоциации имеет в качестве единственного  учредительного документа устав. Законом  установлено требование, чтобы устав  ТПП не противоречил уставу ТПП РФ [1] .

Деятельность  ТПП прекращается по общим основаниям: путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения) или ликвидации.

Решение о государственной регистрации  торгово-промышленной палаты, как и  иных некоммерческих организаций, принимается  Министерством юстиции РФ, или  его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации торгово-промышленных палат, а также иных предусмотренных  федеральными законами сведений осуществляется ФНС.

Управление ТПП

Порядок управления и система органов  ТПП закрепляется в уставе. Так, согласно Уставу ТПП РФ, ее органами являются:

1. Съезд ТПП - высший руководящий орган, который созывается Правлением Палаты не реже одного раза в пять лет;

2. Правление Палаты - постоянно действующий руководящий коллегиальный орган управления, избираемый сроком на пять лет из представителей ТПП, объединений и союзов - членов ТПП РФ и предпринимателей;

3. Президиум Правления ТПП РФ - орган Правления Палаты, осуществляющий коллегиальное рассмотрение текущих вопросов деятельности ТПП РФ, не отнесенных Уставом к исключительной компетенции Съезда, Правления и Президента ТПП России;

4. Президент ТПП РФ , который одновременно является Председателем Правления ТПП;

5. Совет руководителей торгово-промышленных палат, Совет руководителей объединений предпринимателей - членов ТПП России - создаются Правлением для обеспечения более полного представительства интересов членов ТПП РФ;

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"