Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций
Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности
Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями или акционерными обществами. Органы государственного контроля могут направить субъектам естественной монополии предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор или изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.
[1] Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". - ООО "Новая правовая культура", 2007.
[2] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"
[3] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"
Как экономическая категория цена представляет собой денежный или иной имущественный эквивалент товара, выражение его стоимости. В правовом смысле цена представляет собой денежное выражение обязательства, содержанием которого является уплата должником кредитору денежной суммы за проданный товар (выполненную работу, оказанную услугу)
Основными функциями цен в экономике являются [1] :
В зависимости от способа формирования цены:
2.1 фиксированные – безусловно обязательные цены;
2.2 о пределяемые – определяются участниками хозяй ственного оборота под влиянием как рыночных ценообра зующих факторов, так и мер государственного ценового регулирования (нормативно установленный предельный размер цены, предельный уровень рентабельности и т.д.);
3.1. трансфертные –
3.2. монопольные – цены, противоправно
установленные субъектами
По сфере применения:
По цели применения:
В зависимости от вида оцениваемого объекта:
В зависимости от таможенного статуса предмета сделки :
2.1. цены импорта – цены
2.2. экспортные цены – цены
товаров, вывозимых с
Государственное
регулирование цен в рыночной
экономике касается лишь некоторых
ее сегментов и связано с
Государственное воздействие на ценообразование осуществляется с помощью п рямых и косвенных мер:
В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, установление основ ценовой политики отнесено к ведению Российской Федерации.
Следует
отметить, что государственное
Названными законами, а также Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству РФ предоставлено право утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию.
Субъектам РФ предоставлены полномочия в основном по конкретизации цен и тарифов, установленных федеральными органами. Так, органы исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов (региональные энергетические комиссии) устанавливают тарифы на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней
Органы местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями на государственное регулирование тарифов.
Контроль государства за ценообразованием применяется в различных целях:
[1] Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под науч. ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. М., 2008. С. 434.
В
условиях рыночной экономики осуществляется
рыночное и государственное
Первое,
основанное на конкуренции, главным
образом стимулирует развитие валютного
рынка, а второе имеет своей целью
преодоление негативных последствий
рыночного регулирования
В РФ валютное регулирование в определенной части продолжает осуществляться путем использования механизмов государственной валютной монополии. Так, Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
Основным нормативно-правовым актом валютного законодательства является Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Ст.1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит следующие перечни резидентов и нерезидентов:
Резиденты РФ |
Нерезиденты РФ |
|
Иные физические лица |
Юридические лица , созданные в соответствии с законодательством РФ |
Юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами , созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ |
Представительства и
иные подразделения резидентов- |
Филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, находящиеся на территории РФ |
Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях |
Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях |
Межгосударственные и межправительственные организации , их филиалы и постоянные представительства в РФ | |
РФ, субъекты РФ, муниципальные образования |
Иные лица , не относящиеся к резидентам |