Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПРЕДПРИН. ПРАВО.docx

— 316.59 Кб (Скачать файл)

Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями  или акционерными обществами. Органы государственного контроля могут направить  субъектам естественной монополии  предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о  понуждении заключить договор или  изменить его условия. Государственные  органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.

 

 

[1] Кайль А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". - ООО "Новая правовая культура", 2007.

[2] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе"

[3] См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Teмa 14. Государственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности через механизм цен.

Цены как инструмент регулирования  рыночных отношений

Как экономическая категория цена представляет собой денежный или иной имущественный эквивалент товара, выражение его стоимости. В правовом смысле цена представляет собой денежное выражение обязательства, содержанием которого является уплата должником кредитору денежной суммы за проданный товар (выполненную работу, оказанную услугу)

Основными функциями цен в экономике  являются [1] :  

  1. Измерительная – поскольку цена измеряет стоимость товаров, работ, услуг;  
  2. Регулятивная – выражается в способности цен воздействовать на экономику;  
  3. Социальная – позволяет с помощью цен оказывать влияние на уровень жизни населения, обеспечивать социально значимые интересы потребителей.

Классификация цен 

В зависимости от способа формирования цены:  

  1. Свободные (рыночные) – сложившиеся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях;  
  2. Регулируемые – определяемые под воздействием соответствующих государственных предписаний :

2.1 фиксированные – безусловно обязательные цены;

2.2 о пределяемые – определяются участниками хозяй ственного оборота под влиянием как рыночных ценообра зующих факторов, так и мер государственного ценового регулирования (нормативно установленный предельный размер цены, предельный уровень рентабельности и т.д.);  

  1. Устанавливаемые по воле одного или нескольких хозяйствующих субъектов в отклонение от рыночной цены товара:

3.1. трансфертные – устанавливаются  в сделках между связанными  лицами, как правило, в целях  минимизации налогообложения; 

3.2. монопольные – цены, противоправно  установленные субъектами монополистической  деятельности, которые ниже или  выше конкурентных цен (монопольно  высокие и монопольно низкие  цены).

По сфере применения:  

  1. Оптовые – цены, по которым продукция реализуется другим хозяйствующим субъектам. Оптовой ценой промышленности считается цена, по которой продукция реализуется за пределами данной отрасли;  
  2. Розничные – цены, по которым розничные торговые предприятия, предприятия общественного питания и другие юридические лица осуществляют продажу товаров (услуг) населению;  
  3. Закупочные – устанавливаются производителями на произведенную ими сельскохозяйственную продукцию, которая реализуется по договорам контрактации, закупается для государственных нужд и др.

По цели применения:  

  1. Договорные – определяются в договорах, зак лючаемых хозяйствующими субъектами и опосредуют сферу хозяйственного оборота;  
  2. Расчетные – применяются при реализации продук ции, сырья, комплектующих, иных товарно-материальных ценностей между филиалами и подразделениями внутри одного предприятия. Расчетные цены выполняют учетную функцию;  
  3. Справочные – средние фактические цены по заключенным на тот или иной товар сделкам, публикуемые в различных источниках информации и являющиеся для участников хозяйственного оборота ориентиром для определения цены заключаемых ими сделок (например, биржевые котировки);

В зависимости от вида оцениваемого объекта:  

  1. Тариф – используется для определения цен на услуги по передаче различных видов энергии (услуги связи и др.) и включает цену самой энергии и услуг по ее передаче;  
  2. Провозная плата – цена за услугу по перевозке груза, пассажиров и багажа;  
  3. Фрахт – цена за перевозку морским транспортом;  
  4. Сбор – цена дополнительных услуг в транспортных отношениях;  
  5. Сметная цена – выражает предполагаемую стоимость строительства конкретного здания или сооружения, которая указывается в специальном приложении к договору строительного подряда – смете;  
  6. Прейскурантная цена – цена на конкретный вид работ или услуг, закрепленная в прейскуранте - документе, содержащем общий перечень выполняемых данным предприятием работ или оказываемых услуг;

В зависимости от таможенного статуса предмета сделки :  

  1. Цены внутреннего рынка – цены на товары, произведенные и реализуемые на таможенной территории РФ, а также на импортные товары, уже ввезенные на территорию РФ и обращающиеся на этой территории;  
  2. Контрактные цены – цены по внешнеторговым сделкам:

2.1. цены импорта – цены иностранных  товаров, ввозимых на таможенную  территорию РФ;

2.2. экспортные цены – цены  товаров, вывозимых с таможенной  территории РФ 

Свободные (рыночные) и государственные регулируемые цены.

Государственное регулирование цен в рыночной экономике касается лишь некоторых  ее сегментов и связано с неэффективностью воздействия на цены механизма взаимодействия спроса и предложения (сфера естественных монополий) либо с особой социальной значимостью товаров.

Государственное воздействие на ценообразование  осуществляется с помощью п рямых и косвенных мер:  

  1. прямые меры выражаются в нормативном установления определенного порядка ценообразования (Так, ФЗ РФ «О естественных моно полиях» предусматривает два способа регулирования цен указанных субъектов: непосредственное установление цен (тарифов) на продукцию естественных монополий; установление предельного уровня цен (тарифов) на продукцию естественных монополий);  
  2. косвенные направлены на изменение общих условий хозяйствования посредством мер финансовой, налоговой политики, регулирования трудо вых отношений и т.д.

В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции  РФ, установление основ ценовой политики отнесено к ведению Российской Федерации.

Следует отметить, что государственное регулирование  в данной сфере осуществляется государством как на законодательном, так и  на подзаконном уровне. Среди законодательных  актов можно назвать: ФЗ РФ «О естественных моно полиях», ФЗ от 26 марта 2003 г N 35-Ф3 "Об электроэнергетике", ФЗ от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ФЗ от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Названными  законами, а также Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах  по упорядочению государственного регулирования  цен (тарифов)" Правительству РФ предоставлено  право утверждать перечни продукции  производственно-технического назначения, товаров народного потребления  и услуг, цены (тарифы) на которые  на внутреннем рынке Российской Федерации  подлежат государственному регулированию.

Субъектам РФ предоставлены полномочия в основном по конкретизации цен и тарифов, установленных федеральными органами. Так, органы исполнительной власти субъектов  РФ в области государственного регулирования  тарифов (региональные энергетические комиссии) устанавливают тарифы на электроэнергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней

Органы  местного самоуправления могут наделяться законом субъекта РФ полномочиями на государственное регулирование  тарифов.

Государственный контроль за ценовой политикой.

Контроль  государства за ценообразованием применяется  в различных целях:  

  1. Выявление нарушений установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования (для естественных монополий и иных сфер ПД, для которых установлены такие цены). Контроль осуществляется антимонопольными органами;  
  2. Контроль полноты исчисления налогов . Для этой цели в установленных законом случаях налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам (например, между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям и др.);  
  3. Выявление монопольных цен . Для этой цели контроль за ценами осуществляется антимонопольными органами в отношении хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке.

 

 

[1] Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под науч. ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. М., 2008. С. 434.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предпринимательское право

Тема 15. Валютное регулирование и  валютный контроль в сфере предпринимательской  деятельности.

Назначение валютного  регулирования и валютного контроля в сфере предпринимательской  деятельности

В условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование  валютных отношений.

Первое, основанное на конкуренции, главным  образом стимулирует развитие валютного  рынка, а второе имеет своей целью  преодоление негативных последствий  рыночного регулирования валютных отношений и направлено на установление контроля со стороны государства  за внешними (экспортными и импортными) и внутренними валютными потоками, а также за ситуацией на внутреннем валютном рынке с целью поддержания  равновесия платежного баланса государства  и устойчивости национальной валюты [1] .

В РФ валютное регулирование в определенной части продолжает осуществляться путем  использования механизмов государственной  валютной монополии. Так, Банк России устанавливает  и публикует официальные курсы  иностранных валют по отношению  к рублю.

Основным  нормативно-правовым актом валютного  законодательства является Федеральный  закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О  валютном регулировании и валютном контроле".

Понятие резидентов и нерезидентов РФ

Ст.1 ФЗ от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит следующие перечни резидентов и нерезидентов:

Резиденты РФ

Нерезиденты РФ

  • Граждане РФ , за исключением признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;  
  • Иностранные граждане и лица без гражданства , постоянно проживающие в РФ на основании вида на жительство

Иные физические лица

Юридические лица , созданные в соответствии с законодательством РФ

Юридические лица и  организации, не являющиеся юридическими лицами , созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ

Представительства и  иные подразделения резидентов-юридических лиц, находящиеся за пределами территории РФ

Филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов, находящиеся на территории РФ

Дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства  РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях

Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях

 

Межгосударственные  и межправительственные организации , их филиалы и постоянные представительства в РФ

РФ, субъекты РФ, муниципальные  образования

Иные лица , не относящиеся к резидентам

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"