Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций
Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности
Государственное планирование может быть:
Планово-программные документы оформляются в виде следующих актов:
[1] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. М., 2002. С. 81.
[2] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2003.
[3] См.: Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594
Идеальный рынок предполагает равенство участников экономических отношений, свободу принятия ими решений в отношении своей ПД без произвольного вмешательства других, свободу покупателя в выборе товара. Равенство не исключает возможности каждого из предпринимателей законными средствами стремиться к захвату рынка, к лучшим условиям производства. Такая состязательность между ними называется конкуренцией.
Конкуренция присуща любой рыночной экономике, представляя собой важный рычаг формирования рынка. Основными ее функциями являются:
Монополия – является антиподом конкуренции и означает доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства на рынке. Существуют следующие виды монополий:
Монополия это объективное явление, присущее рыночной экономике. Отрицательным явлением можно считать только искусственную монополию. Она возникает в результате противоправных действий субъектов ПД - монополистической деятельности.
Тем не менее, постоянная опасность искусственной монополизации рынка, а также использования субъектами ПД недобросовестных способов конкуренции, ущемляющих свободу других участников рынка, побуждает государство постоянно контролировать эту сферу экономических отношений и в необходимых случаях осуществлять властное воздействие на их участников.
Правовую основу рассматриваемых отношений в настоящий момент составляют ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ряд законодательных актов об отдельных видах естественных монополий, подзаконные акты.
Субъектом недобросовестной конкуренции может быть:
Исходя из определения н едобросовестной конкуренции, данного в ст.4 ФЗ "О защите конкуренции", это действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые соответствуют следующим признакам:
В ст. 14 ФЗ содержится открытый перечень форм недобросовестной конкуренции:
Доминирующим положением (далее – ДП) признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность осуществлять одно или несколько следующих действий:
Наличие ДП устанавливается, исходя из:
относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам,
Презюмируется наличие ДП, если доля субъекта более 50%, но при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией эта презумпция может быть опровергнута.
Если доля составляет менее 50%, фактическое доминирующее положение такого субъекта может быть установлено антимонопольным органом.
По общему правилу, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев, прямо предусмотренных ФЗ.
Одним
из таких случаев является признание
занимающим ДП каждого из ограниченного
законом числа субъектов, в совокупности
имеющих большую долю на рынке (50,
70 %), положение которых
Как
уже отмечалось, само по себе ДП не является
правонарушением, однако делает лиц, признанных
занимающими такое положение, потенциальными
субъектами монополистической
Еще одним видом монополистической деятельности являются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, запрещенные законом и приведшие или способные привести к ограничению конкуренции, в частности, приведшие к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и др. (ст. 11 ФЗ от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Субъектами этого вида МД не обязательно должны быть лица, признанные занимающими ДП на рынке.
ФЗ "О естественных монополиях" характеризует ес тественную монополию как состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу одновременного существования следующих факторов:
Законом назван следующий перечень сфер деятельности субъектов ЕМ:
Учитывая
объективную невозможность
Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Это Федеральная антимонопольная служба РФ [2] (далее – ФАС РФ), которая осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий , и Федеральная служба по тарифам [3] , осуществляющая функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению соответствующего ценового контроля.