Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПРЕДПРИН. ПРАВО.docx

— 316.59 Кб (Скачать файл)

Государственное планирование может быть:  

  1. Директивное - предполагает обязательность и ответственность соответствующих субъектов за выполнение плановых показателей (например, государственного заказчика, реализующего федеральную целевую программу);  
  2. Индикативное - предполагает установление в плане определенных показателей с целью достижения пропорциональности и планомерности развития экономики или ее отдельных частей.

Планово-программные  документы оформляются в виде следующих актов:  

  1. федеральные целевые программы, разрабатываемые Правительством РФ [3] и финансируемые за счет средств федерального бюджета;  
  2. межгосударственные целевые программы;  
  3. президентские программы;  
  4. региональные целевые программы.

 

 

[1] Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учебное пособие. М., 2002. С. 81.

[2] Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристъ, 2003.

[3] См.: Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утв. постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594

 

 

 

 

 

Тема 13. Государственно-правовое регулирование  демонополизации экономики и  защиты конкуренции.

Конкуренция и монополия как объективные свойства рыночной экономики и необходимость государственно-правового воздействия на них

Идеальный рынок предполагает равенство участников экономических отношений, свободу  принятия ими решений в отношении  своей ПД без произвольного вмешательства других, свободу покупателя в выборе товара. Равенство не исключает возможности каждого из предпринимателей законными средствами стремиться к захвату рынка, к лучшим условиям производства. Такая состязательность между ними называется конкуренцией.

Конкуренция присуща любой рыночной экономике, представляя собой важный рычаг формирования рынка. Основными ее функциями являются:  

  1. стимулирование предпринимателей к постоянному улучшению качества продукции;  
  2. воздействие на ценообразование;  
  3. так называемая селекция предпринимателя (в результате конкурентной борьбы на рынке остаются только те субъекты ПД, которые в данных условиях способны удовлетворить требования потребителей, окупить издержки производства и получить прибыль).

Монополия – является антиподом конкуренции и означает доминирующее положение одного или нескольких субъектов предпринимательства на рынке. Существуют следующие виды монополий:  

  • естественная – имеет место тогда, когда по объективным условиям другое состояние рынка невозможно или нецелесообразно (например, в топливно-энергетическом комплексе);  
  • легальная – монополия, предусмотренная законом (как правило, этот государственная монополия на производство и реализацию какого-то товара);  
  • искусственная – возникшая по инициативе субъектов ПД ради получения ими монопольной выгоды.

Монополия это объективное явление, присущее рыночной экономике. Отрицательным явлением можно считать только искусственную монополию. Она возникает в результате противоправных действий субъектов ПД - монополистической деятельности.

Тем не менее, постоянная опасность искусственной  монополизации рынка, а также  использования субъектами ПД недобросовестных способов конкуренции, ущемляющих свободу других участников рынка, побуждает государство постоянно контролировать эту сферу экономических отношений и в необходимых случаях осуществлять властное воздействие на их участников.

Правовую  основу рассматриваемых отношений  в настоящий момент составляют ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", ФЗ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", ряд законодательных актов об отдельных видах естественных монополий, подзаконные акты.

Понятие и формы недобросовестной конкуренции

Субъектом недобросовестной конкуренции может быть:  

  1. хозяйствующий субъект – ИП, коммерческая или некоммерческая организация, осуществляющие ПД;  
  2. группа лиц – лица, которые по различным, установленным ст. 9 ФЗ "О защите конкуренции" основаниям, связаны отношениями зависимости.

Исходя  из определения н едобросовестной конкуренции, данного в ст.4 ФЗ "О защите конкуренции", это действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые соответствуют следующим признакам:  

  1. направленность на получение преимуществ при осуществлении ПД,  
  2. противоправность (противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;  
  3. наличие или возможность наступления вреда («причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации»).

В ст. 14 ФЗ содержится открытый перечень форм недобросовестной конкуренции:  

  1. распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;  
  2. введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей;  
  3. некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами;  
  4. продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг;  
  5. незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.  
  6. недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг. Здесь следует пояснить, что правонарушение представляет собой злоупотребление исключительными правами на средства индивидуализации, полученными законно [1] .

Понятие и признаки доминирующего  положения на рынке. Монополистическая деятельность

Доминирующим положением (далее – ДП) признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее им возможность осуществлять одно или несколько следующих действий:  

  • оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке,  
  • устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов  
  • затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Наличие ДП устанавливается, исходя из:  

  1. относительной доли субъекта на товарном рынке;  
  2. фактической возможности его влиять на условия обращения товара на этом рынке, которая устанавливается исходя из  
  • стабильности доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке,

 относительного  размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам,  

  • возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов,  
  • иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Презюмируется наличие ДП, если доля субъекта более 50%, но при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией эта презумпция может быть опровергнута.

Если  доля составляет менее 50%, фактическое доминирующее положение такого субъекта может быть установлено антимонопольным органом.

По  общему правилу, не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке  определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев, прямо предусмотренных ФЗ.

Одним из таких случаев является признание  занимающим ДП каждого из ограниченного  законом числа субъектов, в совокупности имеющих большую долю на рынке (50, 70 %), положение которых характеризуется  стабильностью и иными признаками, установленными в законе (п.3 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции»).

Как уже отмечалось, само по себе ДП не является правонарушением, однако делает лиц, признанных занимающими такое положение, потенциальными субъектами монополистической деятельности, а именно такого ее вида как злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением. Открытый перечень форм такого злоупотребления закреплен в ст. 10 ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Еще одним видом монополистической  деятельности являются соглашения или согласованные действия хозяйствующих субъектов, запрещенные законом и приведшие или способные привести к ограничению конкуренции, в частности, приведшие к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков) и др. (ст. 11 ФЗ от 26 июля 2006 г . N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Субъектами этого вида МД не обязательно должны быть лица, признанные занимающими ДП на рынке.

Особенности правового положения  естественных монополистов

ФЗ "О естественных монополиях" характеризует ес тественную монополию как состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу одновременного существования следующих факторов:  

  1. технологические особенности производства характеризуются существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства;  
  2. производимые товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары.

Законом назван следующий перечень сфер деятельности субъектов ЕМ:  

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;  
  • транспортировка газа по трубопроводам;  
  • железнодорожные перевозки;  
  • услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;  
  • услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;  
  • услуги по передаче электрической энергии;  
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;  
  • услуги по передаче тепловой энергии;  
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Учитывая  объективную невозможность обеспечить в этих сферах конкурентные отношения, государство направляет свое воздействие, в основном, на взаимоотношения субъектов  ЕМ с потребителями. Методами такого регулирования являются  

  1. метод ценового регулирования,  
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию,  
  3. установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей.

Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Это Федеральная антимонопольная служба РФ [2] (далее – ФАС РФ), которая осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий , и Федеральная служба по тарифам [3] , осуществляющая функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению соответствующего ценового контроля.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"