Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПРЕДПРИН. ПРАВО.docx

— 316.59 Кб (Скачать файл)

15. Толкачев В.В. Страхование в  предпринимательской деятельности: выгоды и риски // "Предприниматель  без образования юридического  лица. ПБОЮЛ", 2006. N 3, 4.

16. Ульянова М.Ю. Меры защиты и  ответственности в гражданском  праве //"Экономическое правосудие  на Дальнем Востоке России", 2008. N 1.

17. Фролкина Е.Н. Гражданско-правовая  ответственность в области инвестиционно-строительной деятельности // "Журнал российского права", 2007. N 4.

18. Хохлов В.А. Вопросы практики  применения правил о компенсации  в связи с нарушением исключительных  прав // "Закон", 2007. N 10.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 11. Предпринимательские споры  и способы их разрешения.

Досудебный порядок урегулирования споров.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора представляет собой порядок  урегулирования разногласий самими участниками спорного правоотношения, обязательность которого может быть установлена федеральным законом  или договором. Несоблюдение такого порядка в этих случаях является основанием оставления арбитражным  судом искового заявления без  рассмотрения (п.2 ст. 148 АПК РФ).

В качестве примеров установленного законом  претензионного порядка можно привести претензии по транспортным отношениям (ст. 797 ГК РФ). ГК РФ устанавливает правило  об обязательном соблюдении этого порядка, однако подробная его регламентация  должна содержаться в транспортных уставах и кодексах. Она, как правило, осуществляется в отношении требования, по которому предъявляется претензия; срока предъявления претензии; момента, с которого начинается исчисление этого срока; формы предъявления; в многосубъектных отношениях – лица, к которому должна быть предъявлена претензия; срока рассмотрения претензии (см., например, ст.ст. ст. 126, 127 ВК; ст. 402-407 КТМ);

Общая характеристика рассмотрения споров арбитражным судом 

Основной  формой судебной защиты прав и интересов  предпринимателей является защита их арбитражными судами. Согласно п.1 ст. 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Система арбитражных судов включает четыре уровня:  

  1. арбитражные суды субъектов РФ. Они рассматривают дела по первой инстанции;  
  2. арбитражные суды апелляционной инстанции – по два суда в каждом из десяти федеральных арбитражных округов;  
  3. федеральные арбитражные суды округов, являющиеся судами кассационной инстанции (всего предусмотрено десять таких округов);  
  4. Высший Арбитражный Суд РФ. Он выполняет функции суда первой инстанции по делам, определенным АПК и иными федеральными законами, и надзорной инстанции по отношению ко всем нижестоящим арбитражным судам (судам первой, апелляционной и кассационной инстанций) при проверке их судебных актов в порядке надзора.

После рассмотрения по существу, спор может  пересматриваться в порядке апелляции (если судебное решение не вступило в законную силу), а после вступления решения в законную силу – в  порядке кассации, надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Важнейшими  принципами арбитражного процесса являются диспозитивность и состязательность.

В соответствии с первым, лица, участвующие  в деле, имеют возможность распоряжаться  своими материальными и процессуальными  правами. Так, истец вправе в соответствии до принятия решения по делу изменить основания или предмет иска, заявить  отказ от иска. Ответчик вправе признать иск полностью или частично. Стороны  могут закончить спор заключением  мирового соглашения (ч. 2 ст. 138 АПК) и т.п.

В соответствии с принципом состязательности, стороны и другие участвующие  в деле лица должны сами заботиться о представлении суду доказательств  и по своей инициативе совершать  иные предусмотренные законом процессуальные действия, необходимые для отстаивания  своей позиции.

Общая характеристика порядка  рассмотрения споров третейским судом

Сущность третейского разбирательства заключается в том, что стороны передают свой конфликт для разрешения независимому третьему лицу (лицам), которое может исполнять функции арбитра в соответствии с требованиями законодательства и обладает достаточными познаниями и опытом для того, чтобы внести ясность в отношения сторон, определить их права и обязанности. К моменту передачи дела в третейский суд сторонами, как правило, исчерпаны возможности для мирного урегулирования конфликта и ничего другого не остается, кроме как подчиниться арбитражному решению.

Правовое значение решения третейского  суда выражается в следующем:  

  1. Решение третейского суда обязательно для сторон спора в силу их договоренности об этом, закрепленной в третейском соглашении –соглашении сторон о передаче спора на разрешение третейского суда;  
  2. Оно подлежит принудительному исполнению с помощью судебного механизма (по заявлениям о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов);  
  3. Оно может быть оспорено в арбитражном суде лицами, участвующими в третейском разбирательстве и отменено по основаниям, указанным в ст. 233 АПК РФ; его правильность также может быть проверена арбитражным судом при решении вопроса о выдаче исполнительного листа.

Организация и деятельность третейских судов  в Российской Федерации регулируется рядом законодательных актов, основными  из которых являются ФЗ от 24 июля 2002 г. "О третейских судах в Российской Федерации" и Закон РФ от 7 июня 1993 г. "О международном коммерческом арбитраже".

Третейские  суды образуются и действуют:  

  • на постоянной основе;  
  • временно для разрешения конкретного спора (суды ad hoc ).

Среди первых можно назвать: Международный  коммерческий арбитражный суд; Морская  арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате РФ; Ассоциация диспашеров при  Торгово-промышленной палате РФ.

 

 

 

 

Тема 12. Правовые формы воздействия  государства на экономику

Государственное воздействие  на экономику в условиях рынка: основания  и пределы. Классификация видов  государственного воздействия на экономику

Государственное регулирование (от лат. regularis - упорядоченный, приведенный в систему) охватывает регулирование экономики (на макроэкономическом уровне) и регулирование предпринимательской деятельности (на микроэкономическом уровне).

Государственное регулирование экономики - система мер, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в целях стабилизации экономики и обеспечения устойчивых темпов экономического роста в рамках существующей социально-экономической системы [1] . Происходит оно по следующим основным направлениям (формам воздействия на экономику):  

  1. Определение важнейших направлений макроэкономической политики страны, планирование и прогнозирование развития экономики;  
  2. Обеспечение стабилизации финансового положения страны путем разработки и реализации финансово-кредитной и денежной политики;  
  3. Финансовое стимулирование отдельных отраслей экономики и регионов;  
  4. Обеспечение внешнеэкономического равновесия путем проведения внешнеторговой политики, валютного регулирования и др.;  
  5. Решение социально-экономических проблем (перераспределение совокупного дохода через государственный бюджет, регулирование занятости и др.).

Государственное регулирование лишь дополняет рыночное саморегулирование экономики и  необходимо в той мере, в какой  рыночный механизм не справляется с  решением конкретных проблем.

Правовые формы воздействия  на предпринимательскую деятельность

Государственное регулирование предпринимательства направлено на обеспечение эффективности ПД в рыночных условиях хозяйствования и включает:  

  • создание правовой базы для эффективного функционирования рынка;  
  • государственная регистрационная и санкционирующая деятельность в сфере экономических отношений (государственная регистрация субъектов ПД, лицензирование отдельных видов деятельности, регистрация и выдача патентов на объекты интеллектуальной собственности и др.);  
  • государственный контроль и надзор за соблюдением законности в предпринимательской деятельности;  
  • оказание помощи и содействия субъектам предпринимательства, стимулирование некоторых видов ПД;  
  • предоставление государственных гарантий всем субъектам предпринимательских отношений.

Следует оговориться, что воздействие на экономические отношения осуществляется не только государственными, но и органами местного самоуправления, которые участвуют в реализации всех названных выше направлений. Поэтому, характеризуя государственное воздействие на экономику и ПД, в дальнейшем будем иметь в виду, что эти характеристики в большинстве случаев присущи и соответствующей деятельности органов местного самоуправления.

В зависимости от методов государственного воздействия все правовые формы такого воздействия на ПД условно можно разделить на две категории:  

  1. административно-правовые формы воздействия, через которые реализуются властные полномочия государственных органов (регистрационная, контрольная деятельность и др.). В этих формах, как правило, используются методы прямого регулирования предпринимательских отношений;  
  2. формы воздействия, при реализации которых властная функция государства не носит административно-обязательного характера или не проявляется, а используемые методы регулирования являются экономическими и косвенно воздействуют на соответствующие отношения (прогнозирование и планирование, отношения на основе договоров с субъектами ПД, оказание помощи некоторым субъектам ПД, создание льготных условий для осуществления того или иного вида деятельности и др.).

Правовые формы государственного прогнозирования и планирования предпринимательской деятельности.

Федеральный закон РФ от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О  государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации" определяет государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ как систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйства.

Целью прогнозирования является обеспечение использования его результатов при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Прогнозы  социально-экономического развития разрабатываются  в целом по РФ, по народно-хозяйственным  комплексам и отраслям экономики, по регионам.

Правительство РФ обеспечивает разработку прогнозов:  

  1. на долгосрочную перспективу (раз в пять лет на десятилетний период);  
  2. на среднесрочную перспективу (на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется);  
  3. на краткосрочную перспективу (разрабатывается ежегодно).

На  основе прогнозов разрабатываются  концепции социально-экономического развития РФ и программы социально-экономического развития РФ.

Концепция социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу используется в первом после вступления в должность  Президента РФ его послании к Федеральному Собранию РФ. Исходя из нее Правительство РФ разрабатывает программу социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу. Ежегодное послание Президента РФ к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения этой программы.

Государственное планирование ПД - деятельность государства в лице его органов управления по разработке планов, представляющих собой последовательность действий, согласованных по целям и ресурсам и направленных на достижение определенного конечного результата [2] .

Целью государственного планирования является обеспечение комплексного экономического развития всей страны и ее регионов. Поэтому планирование осуществляется для различных уровней и сегментов экономики (территорий, отраслей, отдельных субъектов хозяйствования) и может быть направлено на решение отдельных хозяйственных задач.

Если  в административно-командной экономике  государственные планы были обязательны  для исполнения субъектами хозяйствования, то для рыночной экономики они  имеют значение ориентиров, достижение которых может быть обеспечено только экономическими мерами.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"