Лекции по "Предпринимательскому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:00, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Предпринимательское право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
Тема 2. Источники предпринимательского права.
Тема 3. Субъекты предпринимательской деятельности

Файлы: 1 файл

ЛЕКЦИИ ПРЕДПРИН. ПРАВО.docx

— 316.59 Кб (Скачать файл)

3. сделки заключаются с соблюдением  установленного биржей порядка и обязательно регистрируются биржей.

Виды биржевых сделок

1. сделки на реальный товар:

а) кассовые – в отношении имеющегося в наличии товара. Требуют полного резервирования денежных средств (ценных бумаг) до начала торгов. Расчет и передача товара происходит вскоре по окончании торгов (как правило, до 14 дней);

б) форвардные – имеют более длительный срок исполнения (как правило, 3-6 месяцев), но могут быть исполнены по фиксированной  цене. Не требуют подтверждения обязательного  наличия денежных средств на момент заключения;

2. сделки в отношении стандартного контракта на поставку биржевого товара или коносамента на этот товар и прав, вытекающих из такого контракта. Заключаются, как правило, не с целью реальной покупки, а с целью хеджирования - страхования сделок с реальным товаром от изменения цены на товар или с целью получения в ходе перепродажи выгоды от изменения цены:

а) фьючерсные – в ходе торгов участники  могут многократно уступать свои права и обязанности по контракту  на реальный товар вплоть до момента  исполнения;

б) опционные – предметом сделки является опцион - право в установленный  срок купить (страйк-, колл-опцион) или продать (пут-опцион) определенное количество товара по фиксированной цене. За право, предоставленное по опциону, его покупатель уплачивает продавцу премию.

Еще один вид биржевых сделок, получивших распространение в основном при  торговле ценными бумагами - сделки репо, которые представляют собой приобретение ценных бумаг с одновременным закреплением в том же договоре обязательства продавца выкупить их по определенной в договоре цене обратно в определенную дату. Несмотря на то, что первая часть сделки совпадает с порядком заключения и исполнения кассовой сделки, наличие второго обязательства свидетельствует о том, что сделка в целом заключалась не с целью приобрести реальный товар.

 

 

 

Тема 20. Правовое регулирование рекламной деятельности

Понятие, значение и нормативно-правовая основа рекламы 

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" определяет рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Исходя из этого можно  выделить следующие признаки рекламы:

1) это информация;

2) адресованность информации неопределенному кругу лиц

3) направленность на привлечение  внимания к объекту рекламирования (которым, по законодательному  определению, может быть товар,  средство его индивидуализации, изготовитель или продавец, результаты  интеллектуальной деятельности  либо мероприятие (в том числе  спортивное соревнование, концерт,  конкурс, фестиваль, основанные  на риске игры, пари)), на формирование  или поддержание интереса к  объекту рекламирования;

4) направленность информации  на продвижение на рынке объекта  рекламирования.

Последний признак указывает  на коммерческое предназначение рекламы. Между тем, кроме коммерческой, реклама бывает также социальной и политической. На последнюю нормы указанного закона не распространяются. Однако социальная реклама является объектом регулирования ФЗ «О рекламе», несмотря на то, что не способствует достижению целей, указанных в ст.1 Закона (развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы…).

При определении социальной рекламы законодатель пользуется теми же признаками, кроме двух последних, заменив их на признак направленности на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Кроме указанного закона, отношения  по поводу рекламы регулируются принятыми  в соответствии с ним иными  федеральными законами (поскольку нормы  о рекламе в силу их характера  и значения для формирования свободных  рыночных отношений относятся к  правовым основам единого рынка, то в соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ, принятие закона о  рекламе относится к ведению  федерального законодателя [1] ), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства РФ.

Среди таким актов следует назвать:

1. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" 24.07.2007 г.;

2. ФЗ от 27.07.2006 г. N 149-ФЗ "Об  информации, информационных технологиях  и о защите информации";

3. Постановление Правительства  РФ от 17.08.2006 г. N 508 "Об утверждении  правил рассмотрения антимонопольным  органом дел, возбужденных по  признакам нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе";

4. Различные приказы и  письма ФАС РФ, в частности,  Административный регламент Федеральной  антимонопольной службы по исполнению  государственной функции по рассмотрению  дел, возбужденных по признакам  нарушения законодательства РФ  о рекламе, утвержденный приказом  Федеральной антимонопольной службы  от 28 декабря 2007 г. N 453

Правовая характеристика содержания и распространения рекламы 

Закон содержит общие и  специальные требования к содержанию и распространению рекламы.

К общим требованиям  относятся:

1. законность рекламы; 

2. добросовестность и  достоверность рекламы. При этом  законодатель закрепляет признаки, по которым рекламу следует  признать недобросовестной или  недостоверной; 

3. требования, направленные  на сохранение здоровья населения  и поддержание состояния безопасности  в обществе (запрет демонстрации  процессов курения и потребления  алкогольной продукции, призывов  к насилию и жестокости);

4. запрет на использование  протекционистских мер органов  власти для продвижения объекта  рекламирования (не допускается  указание на то, что объект  рекламирования одобряется органами  государственной власти или органами  местного самоуправления либо  их должностными лицами);

5. недопущение скрытой  рекламы (которая оказывает не  осознаваемое потребителями рекламы  воздействие на их сознание, в  том числе такое воздействие  путем использования специальных  видеовставок (двойной звукозаписи)  и иными способами; 

6. требования, направленные  на защиту несовершеннолетних  от злоупотреблений их доверием  и недостатком опыта; 

7. ограничения этического  характера (например, запрет на  использование бранных слов, непристойных  и оскорбительных образов, сравнений  и выражений и т.п.)

8. недопущение рекламы  некоторых видов товаров (в  их числе - изъятые из оборота  и ограниченные в обороте, а  также не прошедшие процедуру  обязательного государственного  подтверждения их качества либо  законности их производства и  реализации).

К специальным  требованиям относятся:

1. требования, которые должны  учитываться при отдельных способах  распространения рекламы; 

2. требования к рекламе  отдельных видов товаров. 

В отношениях по изготовлению и распространению рекламы участвуют  рекламодатель, рекламопроизводитель, рекламораспространитель, в некоторых случаях – спонсор [2] . Их отношения регулируются на основе гражданско-правовых договоров. В ФЗ «О рекламе» закреплены лишь следующие обязанности рекламодателя и рекламораспространителя:

1. обязанность рекламораспространителя заключить договор на распространение социальной рекламы в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы;

2. обязанность рекламодателя  по требованию рекламораспространителя предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям ФЗ «О рекламе», в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

Понятие и виды ненадлежащей рекламы 

Ненадлежащая реклама определяется в ст.3 ФЗ «О рекламе» как реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ. Таким образом, «ненадлежащая реклама» здесь синоним незаконной рекламы.

Разновидностями ненадлежащей рекламы являются недобросовестная и недостоверная реклама. П.п. 2,3 ст.5 ФЗ «О рекламе» установлены исчерпывающие перечни признаков недобросовестной и недостоверной рекламы, закрепленного в п.2 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Отталкиваясь от указанных выше требований к рекламе, можно выделить и иные виды ненадлежащей рекламы, например, скрытая, неэтичная реклама ит.д.

Требования к отдельным видам  рекламы 

Законом установлены специальные  требования к таким способам распространения рекламы как распространение рекламы в телепрограммах и телепередачах; в радиопрограммах и радиопередачах; в периодических печатных изданиях; при кино- и видеообслуживании; в периодических печатных изданиях; по сетям электросвязи и с помощью почтовых отправлений; распространение наружной рекламы и установка рекламных конструкций; рекламы на транспортных средствах и с их использованием.

Эти требования не касаются содержания рекламы, а в основном представляют собой ограничения времени и формы размещения рекламы, и касаются рекламораспространителей. Для некоторых способов установлены требование об обязательном получении разрешения органа исполнительной власти соответствующего уровня (например, согласно п.9 ст. 19 ФЗ «О рекламе», установка рекламной конструкции допускается при наличии на это разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции).

Специальные требования установлены  также для рекламы алкогольной  продукции; пива и напитков, изготавливаемых  на его основе; табака, табачных изделий  и курительных принадлежностей; лекарственных средств, медицинской  техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том  числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания; продукции  военного назначения и оружия; основанных на риске игр, пари; финансовых услуг; ценных бумаг; услуг по заключению договоров  ренты, в том числе договора пожизненного содержания с иждивением.

Здесь также установлены  ограничения способов, времени и  формы размещения рекламной информации. Однако основную массу требований составляют требования к содержанию рекламы, ответственность  за невыполнение которых несет рекламодатель.

Государственный контроль и саморегулирование  в области рекламы 

Государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о рекламе осуществляет Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) и ее территориальные органы. Основными их полномочиями в данной сфере являются:

1. выдача рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательных для исполнения предписаний о прекращении нарушений, а органам власти - об отмене или изменении изданных ими актов, противоречащих законодательству о рекламе;

2. предъявление в суд  исков о запрете распространения  ненадлежащей рекламы, о публичном  опровержении недостоверной рекламы  (контррекламе), оспаривание в суде актов органов власти;

3. применение мер ответственности  за административные правонарушения.

Саморегулирование в сфере рекламы осуществляется посредством создания объединений рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и иных лиц в целях представительства и защиты интересов своих членов, выработки требований соблюдения этических норм в рекламе и обеспечения контроля за их выполнением. Эти объединения представляют собой некоммерческие организации и могут создаваться в форме ассоциации, союза или некоммерческого партнерства [3] . Их основными функциями являются:

1. представительство законных интересов членов организации в их отношениях с органами власти;

2. участие в рассмотрении  дел о нарушениях членами организации  законодательства о рекламе; 

3. обжалование в арбитражный  суд нормативных правовых актов  о рекламе; 

4. самостоятельный контроль  соблюдения членами организации  правил профессиональной деятельности  и законодательства в сфере  рекламы и применять в их  отношении предусмотренные учредительными  и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности;

5. ведение реестра лиц,  являющихся членами .

Юридическая ответственность за нарушение  законодательства о рекламе 

Ответственность за нарушение  законодательства о рекламе может  быть:

1. гражданско-правовой ( л ица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, могут требовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, возмещения вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, компенсации морального вреда, публичного опровержения недостоверной рекламы;

Информация о работе Лекции по "Предпринимательскому праву"