Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций
1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).
2) анализ имущественного положения;
3) финансовую устойчивость;
4) анализ оборачиваемости средств предприятия;
5) рентабельность капитала и продаж;
6) эффект финансового рычага;
7) эффект производственного рычага;
8) определение формы
По всем указанным разделам проводится горизонтальный анализ финансовых и экономических показателей. Важнейшим источником информации для хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать данные оперативного учета, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных фирм по оценке.
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей.
Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату. При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.
54. Анализ основных технико-эконом. показателей предприятий АПК
Основные технико-экономические показатели являются синтетическими (обобщающими) параметрами предприятия. В своей совокупности эти показатели отражают общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, хозяйственно-финансовой, инновационной, коммерческой, социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений (сторон) его внутренней или внешней деятельности.
Анализ преимуществ и недостатков различных подходов к построению системы управления на предприятии позволит сделать правильный выбор в пользу конкретных структур, учитывая при этом состояние рынка и стратегию предприятия.
Анализ основных технико-экономических показателей включает в себя: сравнение оцениваемых показателей предприятия с соответствующими показателями других предприятий, осуществляющих аналогичную деятельность; сопоставление различных показателей предприятия между собой; сопоставление одноименных показателей предприятия за различные временные периоды; сопоставление плановых и фактически достигнутых показателей предприятия.
Путем сопоставления различных технико-экономических показателей определяются степень использования наличного производственно-технического аппарата (базиса) предприятия, сложившиеся соотношения между выпуском продукции и ее реализацией (объемом продаж продукции), производительностью труда и его оплатой, затратами и результатами, другие соотношения между отдельными сторонами и направлениями деятельности предприятия.
Информационной базой анализа являются материалы плановых документов, данные бухгалтерского и статистического учета и отчетности предприятия.
Анализ исходной информации предполагает, прежде всего, оценку ее представительности, поскольку состав имеющихся данных, временные периоды, которые они охватывают, определяют возможные направления последующего анализа основных технико-экономических показателей предприятия.
Непременным условием представительности исходной информации является присутствие в ее составе фактических (но не плановых) данных за последний отчетный период, предшествующий текущему периоду деятельности предприятия.
25. Рекомендации по составлению резюме бизнес- плана
В резюме бизнес- плана определяются
в приоритетном порядке все направления
деятельности фирмы, целевые рынки по
каждому направлению и место фирмы на
этих рынках. По каждому направлению устанавливаются
цели, к которым организация АПК стремится,
стратегии их достижения, включающие перечень
необходимых мероприятий. По каждой стратегии
определяются ответственные лица.
В этом же разделе помещается информация,
дающая представление о фирме, а также
все необходимые данные, характеризующие
ее коммерческую деятельность. Начинается
данный раздел с формулирования миссии
фирмы, или ее основной стратегической
ориентации.
Из миссии вытекают направленность и области
деятельности фирмы.
Границами областей деятельности могут
быть производимые товары, существующие
рынки или сегменты рынков, технологические
возможности фирмы. Границы программы
должны в максимальной степени соответствовать
возможностям фирмы.
Миссия, сформулированная в
виде общих качественных положений, в
дальнейшем конкретизируется в виде набора
общефирменных целей. При этом рекомендуется
использовать не только традиционные
количественные показатели (такие как
доля рынков фирмы по странам, товарам
и сегментам, объемы продаж товаров и услуг
на рынках в натуральном и денежном выражении,
размер прибыли фирмы, производственные
издержки по изготовлению и сбыту продукции
и т. д.), но и качественные показатели,
характеризующие освоение новых рынков;
разработку и сбыт новой продукции, охрану
окружающей среды в странах, где действует
организация АПК, обеспечение занятости
населения в странах, где организация
АПК ведет торговлю или открывает филиалы
и др.
Общефирменные цели, в свою очередь, делятся
на подцели, которые определяют конкретные
направления увеличения прибыли фирмы,
рост сбыта, снижение издержек и повышение
продажной цены, связанной с разработкой
новой, более конкурентоспособной продукции.
Чем четче выдвигает организация АПК свои
цели в рамках количества, места и времени,
тем конкретнее может быть разработана
стратегия их достижения.
После описания перспектив, стоящих перед фирмой, необходимо охарактеризовать ее текущую коммерческую деятельность, а также сообщить фамилии, имена, отчества и телефоны высшего управленческого звена (генерального директора, главного инженера, главного бухгалтера, главных специалистов).
Также предпринимателю необходимо дать подробную информацию, охватывающую все аспекты бизнеса организации (технологию, рынок, кадры, финансы, организацию и т. п.). Таким образом, главным условием составления хорошего резюме является использование в нем наиболее выигрышных данных, заимствованных из остальных разделов бизнес- плана. Именно поэтому указанный раздел разрабатывается в самом конце составления бизнес- плана.
26.История развития бизнеса организации
Раздел «История бизнеса организации»
составляется в том случае, если предприятие
существует и прошло определенный путь
развития. Информация данного раздела
в основном предназначена для внешних
читателей, поэтому нужно назвать реальные
успехи, которые фирма имела в прошлом,
достижения работников фирмы.
Раздел должен содержать сведения о том,
когда бизнес был основан, каковы основные
этапы его развития, какие продукты, услуги
были предоставлены для рынка, какова
роль высшего руководства в развитии бизнеса,
как распределены основные роли в фирме.
Итоги деятельности и достигнутый успех
необходимо связать с намеченными целями
и ориентирами. Бизнес-план оценивается
потенциальными инвесторами по ряду критериев,
одним из которых является отрасль, в которой
компания конкурирует. К примеру, быстрорастущий
рынок может рассматриваться потенциальным
инвестором как более благоприятный. Желательно
включить обзор отрасли, в том числе тенденции
ее развития и историю становления бизнеса
в ней.
27. Описание характера бизнеса
Данный раздел бизнес- плана
должен содержать описание всех товаров
(услуг) организации, которые предлагаются
на рынке покупателям. Начинать данный
раздел необходимо с наименования (не
путайте с фирменным названием) нового
продукта и указания его специфических
особенностей, назначения и областей применения.
Желательно пояснить, относится ли данный
товар к товарам- заменителям ранее производимого,
или это совершенно новая линия. Если это
совершенно новый, отличный от ранее производимых
товар, необходимо разъяснить его возможное
влияние на производство и реализацию
существовавших до этого ряда продуктов.
Положительным или отрицательным будет
это влияние, и не сведет ли оно на нет
ранее существовавшую структуру производства?
Необходимо пояснить, какова основная
идея нового продукта, является ли его
новизна прогрессивной, или же это продукт
ностальгического характера, потребность
в котором диктуется влиянием моды и традиций.
Далее приводится предложение по фирменному
названию товара с целью создания запоминающегося
торгового бренда. Естественно, что название
необходимо выбирать такое, чтобы оно
легко читалось, запоминалось и не ассоциировалось
у потребителя с какими- либо негативными
явлениями и предметами. Приводятся основные
технико- экономические и потребительские
характеристики товара. Не будет лишним
в бизнес- плане наличие рисунка планируемого
товара или его фотографии, также можно
привести схему его конструктивных особенностей
(промышленные товары), однако не стоит
увлекаться излишними специфическими
деталями, так как цель данного раздела
— познакомить читателя с предлагаемой
к производству продукцией (услугой), а
не утомить сложными техническими выкладками.
Затем обосновывают необходимость данного
товара потребителям с позиций наличия
и необходимости удовлетворения той или
иной потребности.Рассматривается практическая
возможность производства данного товара
в условиях существующего производства,
т. е. рассматривается готовность существующего
в настоящее время производства перейти
на выпуск предлагаемого товара.
Если предприятие не является пионером
в области производства данного товара
и на рынке существуют реальные прецеденты,
можно сослаться на опыт подобного производства
других фирм. Удачно приведенные примеры
как бы увяжут ваш проект с реальностью,
убедят в возможности его осуществления.
Также необходимо пояснить, имеется ли лицензия на производство данного вида товара, и если нет, то в какие сроки вы ее собираетесь получить. Аналогично и в отношении наличия сертификата.
28. Характеристика товара
Важным шагом является обращение внимания читателя бизнес- плана на не явные, но весьма значимые особенности предлагаемого к производству товара:
1) особенности и преимущества дизайна предлагаемого товара;
2) особенности и преимущества упаковки предлагаемого товара, степень ее эргономичности и патентной защищенности;
3) особенности и преимущества
предлагаемой технологии
4) особенности и преимущества планируемой цены на данный товар и т. п.
Далее обращаются непосредственно
к маркетинговым вопросам.
Дается характеристика основных целевых
рынков, на которых предполагается его
реализация (сегментация рынка), с последующим
вычленением наиболее перспективного.
Рассматриваются особенности процесса
реализации товара.
Если предлагаемый к производству товар является техническим изделием, желательно указать особенности организации предпродажного и послепродажного обслуживания. Для товаров, планируемых к реализации на внешних рынках, необходимо отметить:
1) каким изменениям (конструктивным, органолептическим и т. д.) он будет подвержен для возможности его экспорта;
2) какие дополнительные документы потребуются;
3) какие дополнительные затраты это за собой повлечет и т. д.
На заключительном этапе приводятся финансовые выкладки касательно предполагаемых цены, затрат и прибыли на единицу продукции. Данная информация должна быть краткой (развернуто она будет представляться в финансовом плане), но эффектной, так как кредиторов и инвесторов в большей степени будет интересовать именно финансовая сторона вопроса.