Лекции по "Предпринимательству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций

Описание работы

1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).

Файлы: 1 файл

biznes-planirovanie_shpory.docx

— 125.51 Кб (Скачать файл)

8) основные направления  совершенствования продукции;

9)возможные ключевые факторы  успеха.

Основное назначение товара — удовлетворение потребности клиента фирмы. В бизнес- плане отражаются область применения, перечень функциональных особенностей, факторы привлекательности товара.

К факторам привлекательности товара относят ценность, возможность приобретения, цену, качество, экологичность, имидж, марку, форму, упаковку, срок службы др.

Со свойствами продукта связаны показатели его качества — долговечность, надежность, простота и безопасность эксплуатации и ремонта и т. д. Некоторые показатели качества могут быть оценены количественно, соответствующие данные приводятся в бизнес- плане. Указывается наличие сертификатов промышленной продукции.

Формируется отличие нового или существующего товара от товара конкурентов. Описываются патентные права предприятия, патенты на полезные модели, товарные знаки. Указывается наличие лицензий, а также ноу- хау. Указывается возможность экспорта продукции. Если продукция поставляется на внешний рынок, то приводятся основные показатели, характеризующие экспорт (страна, объем продаж, валютная выручка).

Для нового товара в бизнес- плане указывается, соответствует ли этот товар требования новизны. Таким термином обозначают следующие товары:

1) товар, не имеющий аналогов  на рынке;

2) товар, который имеет  весомое качественное усовершенствование  по сравнению и товарами- аналогами;

3) товар, который уже был  на рынке, после чего был усовершенствован  так, что его свойства принципиально  изменились;

4) товар рыночной новизны, т. е. новый только для данного  рынка;

5) старый товар, нашедший  себе новую сферу применения.

Роль данного раздела бизнес- плана сводится к тому, чтобы представить потенциальному инвестору, какими новыми уникальными свойствами обладает товар, доказать, что он способен вызвать интерес покупателей.

16. Анализ  бизнес- среды организации АПК

Данный раздел, как правило, посвящается исследованию и анализу рынка, конкуренции на нем и т. д.

В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке, — качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п.

В рамках исследования рынка проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Размер рынка — территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия.

Емкость рынка — объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени. Емкость рынка при планировании рассчитывается в денежном и натуральном выражении.

Методы расчета емкости рынка для различных товаров различаются. При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, формирующие спрос потребителей.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации, применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Наиболее часто для сбора и анализа информации применяются следующие методы:

1) наблюдение;

2) опрос;

3) эксперимент;

4) моделирование.

В практике анализа конъюнктуры наблюдение дает более объективные и достоверные оценки, чем другие методы сбора информации.

Эксперимент представляет собой исследование влияния одного фактора на другой в реальной обстановке.

В процессе подготовки данного раздела бизнес- плана даются ответы на вопросы о том, кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 2, 3 и более лет. Помимо всего прочего, здесь:

1) анализируется то, как  быстро продукция (услуги) утвердится  на рынке, обосновываются возможности  дальнейшего его расширения;

2) оцениваются основные  факторы, влияющие на расширение  рынка;

3) отслеживаются и оцениваются  основные конкуренты. Выделяются  и анализируются сильные и  слабые стороны конкурента и  самого составителя бизнес- плана, конкурентоспособность производимых  товаров, услуг;

4) основываясь на оценке  преимуществ производимых товаров, услуг, определяется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

 

 

 

17. План  маркетинга

Маркетинг — это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли. Главное в маркетинге — двойной и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это то, что вся деятельность компании, в том числе формирование ее программ производства, научно- технические исследования, капиталовложения, финансовые средства и рабочая сила, должны основываться на глубоких и достоверных знаниях потребительского спроса и его изменений. С другой стороны, важно активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Функции маркетинга: аналитическая, производственная и сбытовая. Аналитическая функция представляет собой систему маркетинговых исследований, которые решают следующие задачи: систематический сбор, регистрацию и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу.Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности.Данные исследования и решения, принимаемые на их основании, находят свое отражение в соответствующем разделе бизнес- плана — «План маркетинга». В этом разделе объясняются основные элементы плана в части товаров, рынков, развития различных производств. Этот раздел содержит информацию о том:

1) какая стратегия маркетинга  принята на фирме;2) как будет  реализовываться товар — через  собственные фирменные магазины  или через оптовые торговые  организации;

3) как будут определяться  цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать;4) как предполагается добиваться роста объема продаж — за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;5) как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств;6) как предполагается добиваться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.Таким образом, этот раздел включает такие пункты, как:

1) цели и стратегии маркетинга;2) ценообразование;3) схема распространения  товаров;

4) методы стимулирования  продаж;5) организация послепродажного  обслуживания клиентов;6) реклама;7) формирование общественного мнения  о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;9) контроллинг маркетинга.

18.Производственный  план.Эффект финансового рычага

Этот раздел бизнес- плана готовится только той фирмой, которая занимается или будет заниматься производством. Для непроизводственных фирм потребность в долгосрочных активах, оборотных средствах и прогноз затрат определяются в разделе «Финансовый план».

В зависимости от вида бизнеса в плане производства дается краткое описание особенностей технологического процесса изготовления продукции или оказания услуг. Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

Разработчики бизнес- плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Структура данного раздела может иметь следующий вид:

1) технология производства;2) производственное кооперирование;

3) контроль производственного  процесса;4) система охраны окружающей  среды;

5) производственная программа;6) производственные мощности и  их развитие;

7) потребность в долгосрочных  активах;8) потребность в оборотных  средствах;

9) прогноз затрат.

Финансовый рычаг — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал.

Эффект финансового рычага – приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря платному кредиту, (либо показатель отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага.)

Чистая рентабельность собственных средств (РСС) может быть определена как отношение чистой прибыли (ЧП) к собственным средствам (СС):

РСС=ЧП/CC

Эта же величина РСС может быть представлена в виде суммы:

РСС=РС+ЭФР

где РС – рентабельность всего капитала (заемного и собственного) без учета выплат по обслуживанию кредита, или чистая экономическая рентабельность (с учетом налога на прибыль);

ЭФР – эффект финансового рычага, равный произведению плеча (Пл) и дифференциала (Д):

ЭФР=ПЛ*Д

При этом плечо финансового рычага будет находиться как отношение заемного капитала (ЗК) фирмы к собственному капиталу (СК):

ПЛ= ЗК/СК

а дифференциал как: Д=(РС-СРСП)*(1-НП)

где СРСП – средняя расчетная ставка процента по кредитам;

НП – налог на прибыль, т. е. разница между экономической рентабельностью и средней расчетной ставкой процента по кредитам.

 

20.Финансовый  план, общая структура БП

Данный раздел бизнес- плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслужить долг.

В данном разделе представляются:

1) отчет о прибылях и  убытках;

2) баланс денежных расходов  и поступлений;

3) прогнозный баланс активов  и пассивов (для предприятия);

4) анализ безубыточности;

5) стратегия финансирования.

Кроме того, на основании представленных данных в аналитических целях производятся дополнительные расчеты показателей финансового состояния предприятия (таких как ликвидность, платежеспособность, прибыльность, использование активов, использование акционерного капитала и т. д.), показателей доходности инвестиций и т. п.

Структура бизнес-плана:

1титульный лист;

2.аннотация;

3.меморандум о конфиденциальности;

4.оглавление;

Затем его основные разделы.

1.резюме;

2.история бизнеса организации (описание отрасли);

3.характеристика объекта  бизнеса организации;

4.анализ бизнес-среды организации;

5.план маркетинга;

6.производственный план;

7.организационный план;

8.финансовый план;

9.оценка и страхование  риска;

10приложения.

22. Краткая  методика составления бизнес- плана

Методика составления бизнес- плана.

1. Определение источников  нужной информации.

2. Определение целей его  разработки. Специалисты коммерческих  банков и других финансовых  компаний, как правило, обладают  необходимыми навыками в оценке  инвестиционных проектов. В своих  инвестиционных управлениях коммерческие  банки, учитывая отсутствие нужного  опыта и знаний у отечественных  предпринимателей, создают специальные  подразделения, эксперты которых  помогают разобраться в сложных  проблемах оценки будущих перспектив  бизнеса. Таким образом, предприниматели  могут рассчитывать на серьезную  помощь в решении внутренних  проблем нового бизнеса на  уровне современных научных методов  с применением сложного экономико- математического аппарата.

3. Определение своих целевых  читателей: будут ли это только  внутренние участники организации (что маловероятно) или также внешние  лица, которых организация хотела  бы видеть своими инвесторами, будущие акционеры, коммерческие  банки, венчурные капиталисты.

Венчурные, или рисковые, капиталисты — это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также в области финансирования отдельных рисковых подразделений — видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию. Венчурные капиталисты участвуют в финансировании бизнеса через систему долговых расписок, приобретение акций и других ценных бумаг фирмы, нуждающейся в финансировании. Цель деятельности венчурного капитала — вложение средств в рискованные предприятия для получения высокой прибыли.

4. Установление общей структуры  создаваемого документа.

5. Сбор информации для  подготовки каждого из намеченных  разделов бизнес- плана. На этом  этапе необходимо заручиться  поддержкой тех людей, которые  имеют необходимые опыт и знания  для составления бизнес- плана. Это  могут быть внутренние участники  — работники организации, имеющие  опыт и хорошее знание внутренней  среды. Желательно привлечь также  внешних консультантов, особенно  для использования их в сфере  финансового прогнозирования и  маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов, в работу над бизнес- планом могут быть вовлечены экономисты широкого профиля (в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

Перед тем как заняться сбором информации, полезно составить вопросник, который включает существенные вопросы по каждому из разделов бизнес- плана.

Информация о работе Лекции по "Предпринимательству"