Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций
1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).
21. Оценка и страхование рисков
Виды рисков: 1) суверенный (страновой) риск. Представляет собой риск, связанный с финансовым положением целого государства, когда большинство его экономических агентов, включая правительство, отказываются от исполнения своих внешних долговых обязательств;
2) политический риск;
3) производственный риск.
Смысл производственного риска
заключается в том, что на момент
создания предприятия его
4) финансовый риск, обусловленный
структурой источников средств.
Суть финансового риска и его
значимость определяются
5) риск снижения покупательной
способности денежной единицы. Этот
вид риска присущ
6) процентный риск, представляющий
собой риск потерь в
7) систематический, или рыночный, риск. Представляет собой риск (характерный для всех ценных бумаг), который не может быть элиминирован с помощью диверсификации;
8) специфический, или несистематический
риск, называется риск ценной
бумаги, который не связан с
изменениями в рыночном
9) проектный риск, напрямую связанный с бизнес- планированием. Вероятность недостаточности прибыли по проекту для расчетов с инвесторами;
10) валютный риск;
11) трансакционный риск;
12) актуарный риск, покрываемый
страховой организацией в
Структура раздела, как правило, имеет следующий вид:
1) формирование полного перечня возможных рисков;
2) оценка вероятности проявления рисков;
3) ранжирование рисков по вероятности проявления;
4) оценка ожидаемых размеров убытков при их осуществлении;
5) установление и обоснование приемлемого уровня риска (определение области допустимого риска);
6) выделение наиболее
7) страхование риско
19.Организационный план
Данный раздел бизнес- плана посвящается системе управления фирмой и ее кадровой политике. Структура раздела может иметь следующий вид:
1) организационная структура;
2) ключевой управленческий персонал;
3) профессиональные советники и услуги;
4) персонал;
5) кадровая политика фирмы;
6) календарный план;
7) план социального развития;
8) правовое обеспечение деятельности фирмы.
Организационная структура представляет собой способ и форму объединения работников для достижения поставленных перед предприятием производственных и управленческих целей. Она документально фиксируется в графических схемах структуры, штатных расписаниях персонала, положениях о подразделениях аппарата управления предприятия, должностных инструкциях отдельных исполнителей. Организационную структуру характеризуют количество звеньев, иерархичность, характер распределения полномочий и ответственности по вертикали и горизонтали структуры системы управления.
Организационные структуры, используемые в промышленности, зависят от множества факторов — размеров предприятия, объемов фондов, численности занятых, принципа работы, структуры рынка и т. д.
В бизнес- плане приводятся данные:
1) о производственно- технологической структуре предприятия;
2) о функциях ключевых подразделений;
3) о составе дочерних
фирм и филиалов, их организационных
взаимосвязях с головной
4) об организационной структуре управления;
5) об организации
6) об автоматизации системы управления.
Дается оценка соответствия организационной структуры целям и стратегиям предприятия.
23. Основные
особенности составления
В рыночной экономике существует множество версий бизнес- планов: по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес- планов в зависимости назначения: по бизнес- линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Инициаторы бизнес- плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес- плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.
Подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:
1) заказчика бизнес- плана,
являющегося самостоятельным
2) инвестора, интерес которого — возврат вложенных средств и получение дивидендов;
3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых — удовлетворение потребностей в товарах;
4) органов власти, определяющих
потребности и приоритеты
В бизнес- плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно- производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников.
Существуют определенные особенности при разработке бизнес- планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес- план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, — это наиболее сложный вид бизнесплана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес- плана, увязанные с инвестиционным проектом.
Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес- планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях — филиалах (бизнес- единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес- план составляется соответственно.
24. Рекомендации
по применению компьютерных
В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов.
Наиболее часто в нашей стране применяются пакеты прикладных программ COMFAR и PROPSPIN, пакет «Альт- Инвест» и пакет «Project Expert». Системы типа «Microsoft project», «Timt line» и «Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.
Структура данных пакета COMFAR представлена такими основными блоками, как: общие капиталовложения — строительство, общие капиталовложения — производство, потребность в оборотном капитале, источники финансирования, таблицы движения денежных средств, отчеты о чистой прибыли, проектно- балансовые ведомости.
Пакет «Альт- Инвест» реализован с использованием электронных таблиц Microsoft works или EXCEL и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (SuperCalc4, Lotus 1-2-3, QUATTRO Pro). PROPSPIN предназначен для:
1) формулирования позиций инвестиционного проекта;
2) исследования последствий
изменений выбранных
3) подготовки возможных
сценариев, основанных на различных
предположениях относительно
Пакет «Project Expert» — автоматизированная система планирования и анализа эффективности инвестиционных проектов на базе имитационной модели денежных потоков.
В настоящее время пакет распространяется в двух версиях: Project Expert for Windows 4.1 (Business plan guide), предназначенный для планирования и анализа эффективности инвестиций; Project Expertfor Windows (Biz planner 4.2) — специальная версия для малого и среднего бизнеса.В практике бизнес- планирования могут быть также широко использованы ресурсы и средства Интернета на всех стадиях подготовки бизнес- плана, таких как:
1) формирование бизнес- идеи;
2) исследование товарных рынков;
3) исследование фирменной структуры рынка;
4) изучение потребителей;
5) формирование товарной политики, разработка концепции новых товаров;
6) сервисное обслуживание;
7) формирование гибкой стратегии ценообразования;
8) реализация товаров через Интернет;
9) применение платежных систем Интернета;
10) реклама;11) связи с общественностью;
12) совершенствование систем внутренних и внешних коммуникаций;13) реклама бизнес- плана;14) презентация бизнес- плана;
15) проведение переговоров с партнерами и инвесторами.
29. Исследование и анализ рынка
Иссл-ие и анализ р-ка сбыта — один из важнейших этапов подготовки БП-ов, кот. должен дать ответы на вопросы о том, кто, почему и в каких кол-вах покупает или будет покупать продукцию предпр-я.
Отечественный и зарубежный опыт свидет. о том, что слабое знание р-ка явл. одной из главных причин несостоятельности многих коммер. проектов. Основн. задачи предпр-я, решаемые в данном разделе БП-на: определ. спроса и емкости каждого конкретного р-ка по каждому виду товаров (услуг).
Эти показатели характериз-т возм. объемы сбыта товаров (услуг). От того, насколько тщательно изучены и определены ур-нь и стр-ра спроса, тенденции его изменения, будет зависеть успех предприятия на рынке и время, в теч. кот-го оно может удержать на нем свои позиции.
Для отечеств. предпринимателей составл. данного раздела БП-на крайне затруднено.
Очень сложно найти достоверные сводные иссл-ния р-ка. Зарубеж. предприним-ли могут получить требуемые данные в местных торговых палатах, а также в своих отраслевых и торговых ассоциациях. Такого рода ассоциации — свободные союзы предпринимателей определ. отрасли произв-ва или торговли — широко распространены во всем мире. У нас же они делают свои первые шаги. Между тем небольшой аппарат такой ассоциации постоянно ведет очень полезную работу по обобщению усл-й снабжения, произв-ва и сбыта прод-ии, производимой предприятиями — членами ассоциации. Все члены ассоциации представляют информацию добровольно и бесплатно, и также бесплатно (все расходы оплачены членскими взносами) получают регулярные сводные обзоры: как меняется спрос на прод-цию отрасли, какие сдвиги произошли или наметились в ее стр-ре, что происх. с ценами на покупаемые отраслью ресурсы.
Поскольку сбор, обработка и анализ информации о р-ке — сложный процесс, то целесообразно к проведению иссл-ния привлекать специализированные орг-ции, что может потребовать значит. затрат, кот. в большинстве случаев оправданны. Опыт показывает, что неудача большинства проваливающихся со временем коммерч. проектов связана именно со слабым изучением р-ка и переоценкой его стоимости.
30. Классификация рынков
Процесс иссл-ния р-ка необх. начинать с определения его типа по каждому товару или услуге, при этом в процессе БП-ния можно опираться на след-ие подходы классиф-ции рынков.
1. По сфере общественного производства: 1) рын. товаров материального произв-ва (сырья, продовольствия, машин, оборудования); 2) рын. товаров духовного произв-ва (достижений науки, технологий, произведений искусства, книг).
2. По характеру конечного использования:1) рын. товаров производ-го назначения; 2) рын. товаров потребит-го назначения.
3. По сроку использования:1) рын. товаров долговрем-го пользования; 2) рын. товаров краткосроч. пользования; 3) рын. товаров однораз-го пользования.
4. По территориальному охвату: 1) мировой; 2) внутренний; 3) региональный.
5. По соотношению продавцов и покупателей: 1) рын. свободной конкуренции. Состоит из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей какого- либо однородного продукта на высокоорганизованном рынке (по цене равновесия общих спроса и предложения); 2) рынок монополистической конкуренции. Состоит из множества покупателей и продавцов, соверш. сделки не по единой рын. цене, а в широком диапазоне цен. Наличие последнего объясняется способностью продавцов предложить разные варианты товаров, отлич-ся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением; 3) олигополистический рын. характ-ся немногочисленностью продавцов, всеобщей взаимозависимостью производителей, а также способностью отдельного предпр-ия предсказать ответные действия конкурентов на изменение цены или объема произв-ва. Небольш. кол-во продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок; 4) рын. чистой монополии. Один продавец с товаром, у кот-го нет аналога или заменителя, что позволяет производителю диктовать свои усл-ия потребителям. Монополия на стороне спроса назыв. монопсонией. Если одному продавцу противостоит один покупатель, рын. стр-ра назыв. двусторонней монополией.
6. По объему реализации:1) основной рын., где реализуется основная часть товаров; 2) дополнит-ый (вспомогательный) рын., на кот. организация АПК выходит с небольшой частью товара; 3) выборочный рын., кот. выбирается для определения возможностей реализации новых товаров, проведения пробных продаж.