Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций
1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).
43 Реклама
Реклама. Положительной стороной рекламы является то, что она может привлечь большой и географически разбросанный рынок. Отрицательная сторона состоит в том, что, поскольку все рекламные послания стандартизированы, им не хватает гибкости. Разработанный план рекламы должен содержать следующую информацию:1) установленные цели; 2) установленную ответственность; 3) детальный бюджет рекламы; 4) разработанные рекламные темы, общие для всей организации; 5) выбранное средство рекламы; 6) предлагаемые решения по: а) содержанию послания (ролика); б) графику работы; в) месту объявлений в передаче или печатном издании; г) прочим условиям; 7) срок, в течение которого будет выходить реклама. Формирование общественного мнения («Public relations»). В плане маркетинга также должно уделяться особое внимание общественному мнению об организации и ее продукции (услугах) и соответственно способам его формирования. Задачами службы «Public relations» являются:
1) систематическое создание
благоприятного отношения к
2) делается прогноз доли
фирмы на этом рынке с учетом
запланированных маркетинговых
мероприятий; 3) оцениваются объем
продаж, затраты и прибыль по
каждому из товаров; 4) определяется
разность между запланированной
(без маркетинговых
Этот бюджет распределяется по статьям расхода на маркетинг в пропорциях прошлого года. Контроллинг. Под контроллингом понимаются количественная и качественная подготовка и оценка оперативных и стратегических решений руководства, анализ хозяйственной деятельности фирмы.
44 Составление плана производства
Начинать план производства нужно с краткого пояснения того, где будут изготавливаться товары, — на действующем или вновь создаваемом предприятии. Затем можно подчеркнуть выгодность месторасположения предприятия (если данный факт имеет место) относительно рынков сбыта, поставщиков, рабочей силы, услуг и т. д.Следующим шагом при написании данного раздела может стать описание производственного процесса. Для этого указываются тип производства (единичное, серийное, массовое), метод его организации, структура производственного цикла, может приводиться схема технологического процесса, которая наглядно показывает, откуда и куда будут поступать все виды сырья и комплектующих, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию. В производственном плане дается оценка существующей технологии по следующим направлениям: соответствие технологии современным требованиям, уровень автоматизации производственного процесса, обеспечение гибкости процесса, возможность быстрого увеличения или сокращения выпуска продукции.
В этом разделе отмечают основные направления совершенствования развития технологии, предусмотренные бизнес- планом. Если в будущем периоде изменяется технология производства продукта, то в бизнес- плане отмечается, как предложенные изменения технологии отразятся на качестве продукции, уровне производственных затрат, цене изделия.
Если в производственном процессе предусматривается выполнение части операций субподрядчиками, это также особо отмечается в бизнес- плане. Обосновывается целесообразность выбора конкретных партнеров с точки зрения минимума затрат на производство, транспортировку, входного контроля поставляемых субподрядчиком узлов и полуфабрикатов. При выборе партнеров оцениваются их надежность, производственные, финансовые, кадровые возможности, престижность. Особо в бизнес- плане рассматривается действующая на предприятии система управления качеством продукции. Сообщается, на каких стадиях и какими методами будет проводиться контроль качества, какими стандартами при этом будут руководствоваться производители продукции. В план производства могут включаться также сведения о системе охраны окружающей среды, указываться принимаемые меры по утилизации отходов и соответствующие затраты.
45.Производственная программа
Производственная программа, приводимая в бизнес- плане, составляется на основе результатов маркетинговых исследований рынка сбыта с последующим их сопоставлением с производственными возможностями предприятия. Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. План производства и реализации продукции содержит, как правило, систему натуральных и стоимостных показателей.
К основным стоимостным показателям выпуска продукции на предприятии относятся валовой оборот, внутризаводской оборот, товарная продукция, валовая продукция, объем реализуемой продукции, нормативная стоимость обработки (НСО), чистая и условно- чистая продукция.
В разные периоды развития экономики страны отдавалось предпочтение то одним, то другим стоимостным показателям, характеризующим объем выпуска продукции.
Валовой оборот предприятия представляет собой суммарную стоимость продукции всех основных, вспомогательных, обслуживающих цехов.
Внутризаводской оборот — сумма стоимости продукции собственного производства, потребленного внутри предприятия на производственные нужды.
Товарная, валовая, реализованная продукция определяется по заводскому методу, т. е. из стоимости планируемых к производству готовых изделий и полуфабрикатов исключается стоимость той части продукции, которая используется внутри предприятия на собственные промышленно- производственные нужды. Недостаток этого метода состоит в том, что величина товарной, валовой, реализованной продукции может меняться в результате изменения организационной структуры предприятий.
Товарной продукцией предприятия является продукция, произведенная в отчетном периоде и реализованная или предназначенная к реализации.
Валовой называется вся продукция, произведенная предприятием за отчетный период, независимо от степени ее готовности и назначения к использованию.
Реализуемая продукция — это готовая продукция, предназначенная к реализации, сданная на склад готовой продукции и оформленная документально до 24 ч последнего дня месяца или до 8 ч утра 1-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В условиях рыночной экономики особое значение должно придаваться показателю «объем реализованной продукции» по договорам поставок, который определяет эффективность, целесообразность хозяйственной деятельности предприятия.
Реализованная продукция — это отгруженная покупателю готовая продукция, за которую перечислены денежные средства на расчетный счет поставщиков. Измеряется в действующих ценах.
46. Показатели призводственно-хозяйственной деятельностипредприятия АПК
Процесс реализации завершает кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять свои обязательства перед госбюджетом, банком по ссудам, рабочими и служащими, поставщиками и возмещать производственные затраты.
Показатели валовой, товарной и реализованной продукции не в полной мере характеризуют конечный результат работы предприятия. Это обусловлено тем, что в объем этой продукции входят материальные затраты, которые имеют большой удельный вес. Поэтому для измерения собственного вклада предприятия в производство продукции необходимо использовать показатели:
1) условно- чистой продукции, которая включает затраты по заработной плате с начислениями, амортизационные отчисления и прибыль;
2) чистой продукции. Это часть валовой продукции, соответствующая вновь созданной стоимости, т. е. это условно- чистая продукция без амортизации;
3) нормативной чистой продукции,
отличающейся от чистой тем, что
образуется на основе
Важными рыночными индикаторами служат показатели обновляемости выпускаемой продукции. В соответствии со своим жизненным циклом каждый вид продукции достигает известного периода предельной эффективности, и поэтому периодически необходим пересмотр ассортимента.
Коэффициент обновляемости продукции характеризует соотношение новой и старой продукции, используется на многих предприятиях как утверждаемый плановый показатель в общем объеме производства.
Производственная программа предприятия должна разрабатываться в следующей последовательности:
1) организация АПК производит исследование рынка, определяет позицию товара на рынке, возможный спрос и объем продаж;
2) на основе возможного
объема продаж определяют
Nреал = Qпродаж × Ц;
3) планируют объем товарной продукции:
Nтов = Nреал – (Он – Ок);
4) определяют величину валовой продукции:
Nвал = Nтов + (Нк – Нн);
5) сопоставляют возможный объем выпуска продукции с имеющимися материальными, финансовыми и другими ресурсами.
В бизнес- плане приводятся данные об объемах выпуска каждого вида продукции в натуральных единицах, а также планируемые значения этих показателей на ближайшие 3—5 лет
47. Производственная мощность предприятия
Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции в номенклатуре и ассортименте, предусмотренных планом продаж, при полном использовании производственного оборудования, площадей и с учетом прогрессивной технологии, передовой организации труда и производства.
Расчет производственной мощности предприятия является важнейшим этапом обоснования производственной программы. На основе расчетов производственной мощности выявляются внутрипроизводственные резервы роста производства, устанавливаются объемы выпуска продукции и определяется потребность в увеличении производственных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции и расширения действующих и строительства новых мощностей.
При расчете мощности принимаются во внимание следующие факторы:
1) структура и величина
основных производственных
2) качественный состав оборудования, уровень физического и морального износа;
3) передовые технические
нормы производительности
4) прогрессивность применяемых технологических процессов;5) степень специализации;
6) режим работы предприятия;
7) уровень организации производства и труда;
8) фонд времени работы оборудования;
9) качество сырья и ритмичность поставок.
Производственная мощность предприятия определяется по мощности ведущих цехов, участков, поточных линий, станков (агрегатов) с учетом мер по ликвидации узких мест и возможной кооперации производства.
В расчет производственной мощности включается все наличное оборудование, в том числе и бездействующее в связи с неисправностями, ремонтом, модернизацией.
Для расчета производственной мощности применяются два метода:
1) по производительности оборудования;
2) по трудоемкости изготовления продукции.
Планирование производственной мощности заключается в выполнении комплекса плановых расчетов, позволяющих определить:
1) входную мощность;2) выходную мощность;
3) показатели степени
Входная мощность определяется по наличному оборудованию, установленному на начало планового периода.
Выходная мощность — это мощность на конец планового периода, рассчитываемая на основе входной мощности, выбытия и ввода мощности
в течение планового периода. Необходимо различать фактическую и проектную мощность. Их соответствие характеризуется степенью освоения.
48.Освоение проектных мощностей
Степень освоения проектных мощностей характеризуется следующими показателями:
1) продолжительностью (сроком) освоения;
2) уровнем освоения проектной мощности;
3) коэффициентом использования вводимых в действие мощностей;
4) объемом производства продукции в период освоения;
5) достижением проектных уровней себестоимости, производительности труда и рентабельности.
Под периодом (сроком) продолжительности освоения проектной мощности предприятия или его части (цеха, участка, агрегата) понимается время со дня подписания акта приемки в эксплуатацию до
устойчивого выпуска продукции планируемым объектом. Объем производства продукции на объектах, находящихся в стадии освоения проектных мощностей, должен определяться с учетом этого показателя. При планировании этого показателя не должно учитываться время, затраченное на подготовку производства к выпуску новой продукции на вводимом в действие объекте, проведение пусконаладочных работ и комплексного апробирования оборудования.
Уровень освоения — это устойчиво достигнутый на определенную дату процент (коэффициент) освоения проектной мощности. Он рассчитывается как отношение выпуска продукции в определенный период (час, сутки, месяц, год) к соответствующей (часовой, суточной, месячной, годовой)проектной мощности.
Разрабатывается баланс производственных мощностей.
По результатам всех расчетов разрабатывается баланс производственной мощности с целью более полной увязки проекта производственной программы и производственной мощности предприятия.
В нем отражаются входная, выходная и среднегодовая мощность, а также ввод и выбытие мощностей.
Баланс производственной мощности по видам продукции на конец планируемого года рассчитывается путем суммирования мощности на начало года и ее прироста за вычетом выбытия.
На основе сведений о существующей потребности в производственных мощностях, производственных
помещениях устанавливается потребность в дополнительном оборудовании и общая потребность в основных фондах и нематериальных активах. Расчет потребности в основных фондах осуществляется по
виду основных фондов исходя из нормативов производительности.
Также в плане производства рассчитываются нормативы оборотных средств методом прямого счета.