Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 21:06, курс лекций
1. Понятие бизнеса, его участники
Слово «бизнес» (от англ. business) означает любое занятие, дело, приносящее доход. Человек, занимающийся бизнесом, — это бизнесмен (от англ. businessman), т. е. делец, коммерсант, предприниматель. В новых экономических справочниках бизнесом называется экономическая деятельность субъекта в условиях рыночной экономики, нацеленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции (товаров, работ, услуг).
Функции бизнес- планирования
В современной практике бизнес- план выполняет пять функций.
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция — планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства — ссуды, кредиты. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.
Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес- плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.
Подготовка и эффективное использование бизнес- плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес- план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы.
5. Организация процесса бизнес- планирования в организациях агропромышленного комплекса
Обязательные условия (компоненты), необходимые для успешной организации бизнес- планирования в коммерческой организации (в организации АПК).
Для успешной организации бизнес- планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов).
Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес- плана, а работники финансово- экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация. Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес- планирования являются:
1) экономическая информация;
2) учетная информация;
3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;
4) политическая информация и т. д.
Кроме того, функционирование системы бизнес- планирования осуществляется в рамках действующего нормативно- правового обеспечения.
В-третьих, процесс бизнес- планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса.
В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации.
Бизнес-планирование — это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес- планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес- плана), продвижением бизнес- плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес- плана, контролем за его выполнением.
6. Презентация бизнес- плана. История бизнеса организации
Презентация бизнес- плана — это краткое изложение основных положений бизнес- плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами.
Компания и ее продукция, рынок — клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции — это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес- проекта.
Для повышения эффективности презентации копию бизнес- плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.
Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес- проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес- план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес- плана.
История бизнеса организации. Данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь находят отражение главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса, а также главные проблемы, стоящие перед организацией в настоящее время.
Оценивается фактическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу. Давно существующее предприятие приводит краткую историю своей хозяйственной деятельности. Указывается тип предполагаемого бизнеса. Представляются те виды деятельности, которыми предприятие предполагает заниматься или уже занимается.
В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия.
Рассматриваются основные факторы, влияющие или способные (при определенных условиях) повлиять на деятельность предприятия. Также данный раздел содержит общую характеристику отрасли.
Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.
7 . Аудит бизнес- плана
Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:
1) оценку характеристик компании- заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы- просителя на фоне своей отрасли;
2) анализ условий
гарантию возврата кредитных средств);
3) анализ последнего баланса.
Обязательно определяется
4) оценку руководящей команды компании- заявителя;
5) выявление особенностей проекта;
6) общий анализ бизнес- плана.
Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу — общему глубокому изучению бизнес- плана.
Завершается аудит бизнес- плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Планирование реализации бизнес- проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:
1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;
2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;
3) подготовку графика реализации задач;
4) определение ресурсов для решения задач;
5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес- плана;
6) документирование всех данных реализации бизнес- проекта.
Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес- плана:
1) финансовое планирование;
2) организационное оформление;
3) приобретение и передачу технологий;
4) подготовку заявочных документов;
5) представление предложений;
6) переговоры и заключение контрактов;
7) приобретение земли;
8) строительные работы;
9) установку оборудования;
10) закупку материалов и сырья;
11) предпроизводственный маркетинг;
12) обучение и назначение на должность;
13) запуск и начало производства;
14) поддержание и развитие производства.
8. Роль,
практика и неиспользуемые
Зарубежная практика управления предприятиями, достигшими значительных успехов в бизнесе, среди множества применяемых методов менеджмента использует бизнес- планирование. Систематически проводимые исследования деятельности зарубежных фирм показывают, что причинами абсолютного большинства банкротств компаний являются просчеты или отсутствие бизнес- планирования.
Однако использование бизнес-планирования для выработки и обоснования решений по управлению на отечественных предприятиях — это, скорее, исключение, чем правило.
Как уже отмечалось, бизнес-планирование организует и координирует менеджмент предприятия, обеспечивает разработку программы действий от начала до ее завершения. Отметим три основные причины, вызывающие потребности в разработке бизнес- плана деятельности предприятия:
1) обеспечение объективной
оценки бизнеса, учитывающей среднесрочные
и долгосрочные цели
2) приведение менеджмента
предприятия к успеху в
3) создание условий на предприятии, при которых внедряемые менеджментом идеи в наиболее доступном и целостном виде доводятся до других и обеспечивается привлечение часто необходимых
финансовых ресурсов.
Многих проблем бизнеса можно избежать путем бизнес-планирования, поскольку внимание менеджмента будет привлечено к ним прежде, чем они станут критическими. Здесь важно и то, что в бизнес- плане будут оценены не только затраты на организацию таких мероприятий и эффекты от принятых решений, но и риски возможных потерь.
Таким образом, сложность бизнес- плана должна определяться сложностью описываемого им бизнеса.
Помимо присущих данному предприятию фактов, бизнес- план обычно содержит сведения, аналитические выводы и прогнозы, которые отражают как объективные факты, характеризующие бизнес, так и субъективные представления менеджмента предприятия о развитии ситуации.
Деятельность менеджмента имеет дело с ограниченными ресурсами. Процесс планирования бизнеса помогает продумывать и распределять по приоритетам усилия менеджмента между решаемыми проблемами, рационально выделять требуемые ресурсы и оптимизировать экономические показатели работы фирмы.
Таким образом, бизнес- план совместно с моделью становится инструментом прогноза результатов деятельности предприятия и управления.
9. Цели бизнес- планирования, его особенности
Бизнес- план — краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Бизнес- план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.Важно рассматривать бизнес- план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес- план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес- план — инструмент самообучения.
Основной целью разработки бизнес- плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес- плана должны отразить другие цели:
1) социальные цели —
преодоление дефицита товаров
и услуг, оздоровление экологической
обстановки, улучшение психологического
климата в стране, создание новых
духовных и культурных
2) повышение статуса
3) иные, специальные цели и задачи — развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.
Основа бизнес- плана — концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
2) оценить затраты, необходимые
для изготовления и сбыта
3) выявить соответствие
кадров фирмы и условий для
мотивации их труда
4) проанализировать материальное
и финансовое положение фирмы
и определить, соответствуют ли
материальные и финансовые